Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 10. Диалектика и её альтернативы.




Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое философия и что такое диалектика какая ее основная составляющая?

2. Что такое методология философии? Диалектика как одно из направлений философской методологии.

3. Какими основными признаками должен обладать закон?

4. Какие Вы знаете основные исторические формы диалектики?

5. Каковы основные принципы диалектики?

6. Какой закон является «ядром» диалектики и почему?

7. Какой закон раскрывает механизм развития?

8. В чем заключается спиралевидный механизм развития?

9. В чем здесь заключается направленность развития?

10. Что такое «скачок» в развитии? Какие виды скачков Вы знаете? Существует ли вообще направленность развития (и цель бытия)? Рассмотрите вопрос с точки зрения классической философии и синергетики.

11. В чем заключается смысл категории «снятие»?

12. В чем заключается, противостояние метафизики и диалектики? Является ли метафизика альтернативой диалектики?

Упражнения и задачи:

1. Какой метод мышления критикует Г. В. Ф. Гегель: «Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить... Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное». (Г.В.Ф.Гегель. Соч. М.-Л., 1930, с. 206).

2. Можно ли согласиться с Дж.Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?» (Цит. по: «Антология мировой философии». М.,1970, с. 163). Укажите, что здесь является параметром порядка и что является содержанием “хаоса”.

3. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы.» (Цит. по: Дж.Томсон. Первые философы. М., 1959, с. 266) Возможно ли исполнение обычного праздничного тоста: «Чтобы у Вас все всегда было хорошо!»?

4. О проявлении какого закона диалектики писал Ш.Фурье: «Всякий трудящийся находится в состоянии войны с массой и неблагожелателен к ней в силу личного интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а поверенный - добрых тяжб в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, который превратил бы в пепел добрую часть города, а стекольщик желает доброго града, который разбил бы все стёкла. Портной, сапожник желают публике только материй непрочной окраски и обуви из плохой кожи с тем, чтобы их изнашивали втрое больше - ради блага торговли». (Ш.Фурье. Избр. соч. т. 3, М., 1954, с.88).

5. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим их делает лишь доза».

6. К соблюдению какого закона диалектики в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»? Возможно ли в принципе такое идеальное равновесие во всем? А что будет, если его все таки достигнуть?

7. Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я - ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»? Какой тип отрицания здесь имеет место?

Тестовые задания:

1. Что такое диалектика в современном понимании:

а. Искусство вести беседу;

б. Утверждение, что все в мире относительно;

в. Закон противоречий;

г. Учение о наиболее общих законах развития природы и общества.

2. В чем сущность метафизики:

а. Другое название философии?

б. Отрицание развития;

в. Признание развития за счет внешнего толчка?

г. Метод познания законов развития природы и общества?

3. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:

а. Поскольку противоречия неизбежны, то их преодоление не имеет смысла.

б. Противоречия - двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

в. Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой они носят характер, каким способом разрешаются, насколько эффективно движут развитие.

4. Существует ли в природе феномен развития? Какова «цель» бытия с точки зрения синергетики?

а. Бытие не имеет цели, исходя из чего, понятие развития имеет субъективный характер;

б. Нелинейность сложных систем при некоторых условиях приводит их к еще большему усложнению, что и может быть признаком развития (отсюда и возникает феномен целеподобного системного поведения);

в. Высшая цель бытия есть соединение с Богом;

г. Цель бытия - соединение материального с идеальным, решение основного вопроса философии.

5. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:

а. Законы науки - научные утверждения, имеющие общезначимый смысл;

б. Законы науки - отражение закономерностей, присущих природе и обществу;

в. Законы науки - следствие законов человеческого разума, организующего эмпирический материал;

г. Законы науки - исторически развивающееся отражение общих и повторяющихся связей, вещей и явлений;

д. Законы науки есть юридическая норма социального регулирования.

6. Согласно одной из апорий Зенона Ахиллес никогда не догонит черепаху, поскольку пока он преодолевает разделяющее их расстояние, черепаха успеет отползти на некоторое новое расстояние и т.д., из чего делается вывод, что движения не существует вообще. К какому типу мышления можно отнести это рассуждение:

а. Софистика;

б. Догматика;

в. Эклектика;

г. Релятивизм;

д. Метафизика.

Темы докладов и рефератов:

1. Единство и различие объективной и субъективной диалектики.

2. Единство диалектики, логики и теории познания.

3.Основные исторические формы диалектики: греческая диалектика, идеалистическая, материалистическая.

4. Противоречие, антагонизм и компромисс в проявлениях законов диалектики.

5. Какие противоречия являются источником развития общества?

6. Специфика качественных скачков в науке.

7. Особенности скачков в общественном развитии.

8. Особенности скачков в развитии природы (например, в энергетически насыщенных системах).

9. Социальная революция как высшая форма разрешения антагонистических противоречий.

10. Основные категории диалектики.

11. Детерминизм и синергетика.

12. Эволюция, революция и контрреволюция в природе и обществе.

13. Критерий общественного прогресса. Существует ли цель общественного бытия?

14. Диалектика возможности и действительности в современную эпоху.

15. Преемственность и новаторство в искусстве.

16. Проблема творчества (с точки зрения синергетики).

17. Саморазвитие, самоорганизация как личностная проблема.

18. Категория «мера» и проблема человеческих взаимоотношений (единство логического и исторического).

19. Основные виды псевдодиалектики: эклектика, софистика, релятивизм.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
 
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...