Тема № 8 Проблема сознания в философии.
Вопросы для самоподготовки: 1. Проблема генезиса феномена сознания и определяющая роль социальной среды в его формировании. 2. Перечислить формы отражения в неорганической природе и биологические формы отражения. 3. В чём состоит роль труда при становлении специфически человеческой формы отражения - сознания. 4. Значение языка в становлении и функционировании сознания. 5. Что такое идеальное? Генезис, развитие и современное состояние этого представления. 6. Как связаны сознание и мозг. История вопроса и современное его состояние. 7. В чём суть проблем «диалога» человека и компьютерных систем? Может ли информация менять структуру материи? 8. Сознательное, подсознательное, бессознательное как уровни отражения. Упражнения и задачи: 1. Крупный английский археолог Г.Чайлд писал, имея в виду первобытное ручное рубило: «Стандартизованное орудие есть само по себе ископаемая концепция. Оно является археологическим типом именно потому, что в нем воплощена идея, выходящая за пределы не только каждого индивидуального момента, но и каждого отдельного индивида, занятого конкретным воспроизведением этого орудия: одним словом, это понятие социальное. Воспроизвести образец - значит знать его, и это знание сохраняется и передаётся обществом.» (Г.Чайлд. Археологические документы по предыстории науки). Прокомментируйте высказывание английского археолога. Как он решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания? Как это соотносится с феноменом индивидуального сознания человека? 2. Преподаватель обращается к слушателям с таким вопросом: «Вы идёте по улице мимо скульптуры. Принадлежит ли эта скульптура к тому, что мы называем сознанием, или это часть бытия?»
Слушатель А: «Скульптура, как и всякое произведение искусства, относится к духовным ценностям общества. Она - воплощение художественного (эстетического) сознания людей. Именно поэтому она и принадлежит к общественному сознанию». Слушатель Б: «Я не согласен с таким утверждением. Скульптура, действительно, воплощение художественного сознания, или точнее, опредмеченное художественное сознание. Но эстетическое сознание, опредмечиваясь в нечто материальное (в нашем случае в скульптуру), тем самым превращается в элемент бытия. Наши художественные представления, наше эстетическое сознание формируется прежде всего под влиянием нашего исторического эстетического бытия». Слушатель В: «всё-таки прав А. Надо смотреть на это с более принципиальных, более широких позиций. Ведь то, какие скульптуры и вообще произведения искусства создают люди, зависит в конечном счёте от экономических условий их жизни». Слушатель Г: «В таком случае как объяснить то, что египетские пирамиды были построены отнюдь не в развитых экономических условиях бытия людей той эпохи и даже явно в ущерб экономике»? А Вы как думаете? Попытайтесь дать ответ на вопрос слушателя Г. 3. К каким формам сознания относятся следующие оценки невежества: «Невежество – зло; оно – несчастие, если вынужденное; порок - если отворачивается от незнания; оно - преступление, когда проявляет себя в безответственных действиях», по принципу «дуракам – счастье»? Тестовые задания: 1. Установить, какому из философских направлений принадлежит каждое из приводимых ниже определений сознания. а. сознание - такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь - продукт печени; б. сознание является свойством головного мозга, как высшим проявлением всеобщего закона отражения; в. сознание - это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
г. сознание вмещает в себя весь мир; 2. Философские направления: а. объективный идеализм Гегеля; б. вульгарный материализм; в. диалектический материализм; г. субъективный идеализм; 3. Ниже приведено одно из фундаментальных философских положений: «Отражение - всеобщее свойство материи, а формы отражения зависят от уровня ее организации». Какому из ниженазванных философских направлений оно принадлежит? а. объективный идеализм; б. субъективный идеализм; в. метафизический материализм; г. диалектический материализм; д. биологизаторство. 4. Вопрос об отношении материи и сознания рассматривается в рамках: а. диалектики как метода познания; б. логики; в. основного вопроса философии; г. этики; д. космологии. 5. Как можно охарактеризовать следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание? а. атрибуты человеческого мозга; б. ступени в развитии отражения в живой материи; в. свойства любых живых существ; г. психофизиологические атрибуты наследственной информации. Темы докладов и рефератов: 1. Человек как субъект и объект познания и социальная сущность сознания. 2. Физиологический механизм сознания, его социально-психологическое обоснование 3. Проблема соотношения идеального и материального. 4. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное. 5. Самосознание: что это такое? Как оно формируется? 6. Творческая активность сознания с позиций синергетики. 7. Язык - материальная структура мыслительной деятельности человека и некоторых высших животных. 8. Коммуникативная функция языка. Возрастание роли коммуникаций в наше время. 9. Естественные и искусственные языки. Сознание и кибернетика. 10. Моделирование психической деятельности мозга. Проблема «искусственного интеллекта». 11. Отражение как всеобщее свойство материи. 12. Проблема разума в космосе. Проблема контакта и формирования всевселенской культуры. Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.
3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|