Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 9. Основы гносеологии.




Вопросы для самоподготовки:

1. Преемственность в развитии научного знания и научные революции.

2. Соотношение чувственного, эмпирического и рационального. Теоретическое в научном познании.

3. Законы наук, способы их открытия и обоснования.

4. Знание и вера, их взаимоотношения в различных концепциях мировоззрения.

5. Характеристика познавательных когнитивных способностей человека.

6. Специфика познавательной деятельности и творчества (креативности).

7. Созерцательность и деятельность в познавательном отношении к действительности.

8. Дискуссия о познаваемости мира в истории философии и сегодня.

9. Объективные и субъективные условия познания (познаваем ли мир в принципе).

10. Что такое истина? Критерии истины. Истина и польза. Существует ли абсолютная истина?

11. В чём различие между истиной, заблуждением и ложью?

12. О соотношении монизма, дуализма и плюрализма.

13. Истина и польза (концепция прагматизма).

14. Научная деятельность и её роль в жизни общества.

15. Формы научного познания.

16. Методы научного познания. Методология как система научного познания.

17. Место творчества в научном познании.

18. Теория самоорганизации и ее применение в современной методологии наук.

19. Является ли нелинейность мира препятствием на пути его познаваемости?

Упражнения и задачи:

1. Какой смысл вложен в слова Гёте: «Глаз обязан бытием своим солнцу?», - и академика С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная солнце?». Есть ли здесь противоречие «орган» познания должен соответствовать познаваемому?

2. И.Кант верил, что время - часть нашего аппарата восприятия (как глаз, который нельзя «выключить») и именно с его помощью мы видим мир. Какие еще механизмы восприятия и познания Вы знаете?

3. Существуют ли априорные знания? Являются ли они отражением реальности или возникают из чего-то иного (согласно И.Канту)?

4. Правильно ли утверждать, что мышление является простым суммированием чувственных восприятий? Что представляет собой мышление, какова его роль в постижении истины?

5. Каково соотношение содержания восприятий: истина, ошибка, ложь; представление, воображение и фантазия? Закономерны ли заблуждения в процессе познания? Определите эти закономерности, исходя из диалектики процесса познания. Возможно ли в принципе исключить заблуждение из процесса познания?

6. Что означает термин «гипотеза»? Какое важнейшее условие необходимо для того, чтобы гипотеза превратилась в научную теорию? Обладает ли аналогия доказательной силой и какова её связь с гипотезой?

7. Возможно ли творчество без вдохновения? В связи с этим можно привести замечательное рассуждение итальянского учёного и философа Дж. Кардано: «Вдохновение – редкая птица, которая никогда не могла удовлетворить ничьим требованиям. Случай, особенно заранее предвиденный, может быть благоприятным, но он далеко не всегда может представиться».

8. «... Мы находимся в той же ситуации, в которой оказались пленники в пещере в известной притче. Обитатели пещеры, прикованные к стене, могут наблюдать только тени на противоположной стене, которые отбрасывают люди, проходящие мимо пещеры, либо предметы, проносимые ими. Могут ли узники на этой основе, не ставя каких-либо опытов, составить представление о мире вне пещеры?
Развитие астрономии и небесной механики убеждает, что, несомненно, могут. Замечательной особенностью этих задач является то, что движение ряда небесных тел периодично со сравнительно небольшим периодом, и что число переменных, определяющих движение данного тела по небесному своду, невелико (мала размерность фазового пространства). Однако можно представить себе противоположную ситуацию. В ней, например, находятся двумерные существа, живущие на сфере. Кто-то, живущий в трех измерениях, может взять предмет, находящийся в одном месте сферы, и переместить в другое, воспользовавшись третьим измерением. Поскольку это измерение двумерным существам недоступно, они будут относить происходящее на счёт стихийных бедствий, божественных сил или загадочных «неплоских сущностей». Естественно, в таком положении могут оказаться и пленники пещеры».

Мы находимся в аналогичной ситуации по отношению к феноменам нелинейности: откуда возникают новые пути развития, новые состояния, куда исчезают «старые» и т.д.? Эти явления, как правило, не прогнозируются (за редкимисключением).
Ответьте на вопрос, исходя из сопоставления этих посылок: является ли мир познаваемым? (по возможности с позиций синергетики).

9. Модель жизни М. Ю. Лермонтов характеризует следующими строками:

«Что ни толкуй Вольтер или Декарт Мир для меня - колода карт; Жизнь-банк; рок мечет, я играю, И правила игры я к ним применяю».

Ваше мнение о правомерности статистической модели:

а. правомерна. Можно вычислить вероятность чего угодно.

б. неправомерна. Мир нелинеен, предвычисление невозможно. Всё на все влияет.

в. другие варианты. Ваше (личное) мнение.

Тестовые задания:

1. Что означает термин «агностицизм»?

а. Некоторые знания нам даны свыше, априорно, их источник мы не можем найти;

б. Несовершенство, изменчивость знаний;

в. Познание наиболее адекватно отражает действительность;

г. Познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере;

д. Абсолютное знание невозможно, но можно и нужно к нему бесконечно приближаться.

2. Кому принадлежат слова: «Разум не может быть затемнен верой»?

а. Баласагуни;

б. Гегелю;

в. Чаадаеву;

г. Н. Рериху;

д. Карлу Марксу.

3. Какое познание основано на ощущении?

а. Чувственное познание;

б. Логическое познание;

в. Эмоциональное (восприятие);

г. Интуитивное (предчувствие).

4.Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание:

а. Представление;

б. Понятие;

в. Восприятие;

г. Умозаключение;

д. Суждение.

5. Что означает вывод Г. В. Ф. Гегеля: «Разум без рассудка есть ничто, но рассудок без разума есть нечто»?

а. Приоритет, первичность чувственно-рассудочной деятельности человека в познании реальной действительности;

б. Разум не столько преимущество человека, сколько его ущербность;

в. Диалектическая взаимообусловленность разума и рассудка, их взаимосвязь;

г. Здравый смысл часто противоречит научному знанию (и наоборот).

6. Кому принадлежит труд: «Факт, Вера, Истина, Познание»?

а. М. Хайдеггеру;

б. Б. Расселу;

в. П. Сартру;

г. Д. С. Мережковскому.

7. Интуиция - это:

а. Работа на бессознательном уровне, прорыв бессознательного в сознание;

б. Процедура познания, предполагающая использование правил и символов на основе договоренности субъектов познания;

в. Проявления высшего разума природы или бога в процессе познания.

г. Внешние проявления потоков энергии «инь», «ян» и т.п.

8. Цель познания:

а. Постижение истины;

б. Разрешение противоречий в практическо - преобразовательной деятельности конкретного человека;

в. Удовлетворение потребностей в познании окружающего мира;

г. Познание как проявление творчества - деятельности, результатом которой является открытие нового;

е. Интерес исследователя к объекту и (или) процессу исследования.

Темы докладов и рефератов:

1. Знание и вера, их диалектическая взаимосвязь и противоположность.

2. Истина и польза. Реализация знаний.

3. Познание и творчество. Синергетический подход к ним.

4. Агностицизм и его основные направления.

5. Чувственное познание и его формы.

6. Формы логического познания.

7. Разум и рассудок, особенности каждого и их взаимосвязь.

8. Конкретное и абстрактное. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

9. Характеристика познавательных способностей человека.

10. Взаимодействие познавательной и практической деятельности.

11. Агностицизм, солипсизм, скептицизм, нигилизм - что их сближает и что отличает друг от друга?

12. Системность в науке и системность науки (философия как системообразующий фактор).

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
 
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...