Тема № 9. Основы гносеологии.
Вопросы для самоподготовки: 1. Преемственность в развитии научного знания и научные революции. 2. Соотношение чувственного, эмпирического и рационального. Теоретическое в научном познании. 3. Законы наук, способы их открытия и обоснования. 4. Знание и вера, их взаимоотношения в различных концепциях мировоззрения. 5. Характеристика познавательных когнитивных способностей человека. 6. Специфика познавательной деятельности и творчества (креативности). 7. Созерцательность и деятельность в познавательном отношении к действительности. 8. Дискуссия о познаваемости мира в истории философии и сегодня. 9. Объективные и субъективные условия познания (познаваем ли мир в принципе). 10. Что такое истина? Критерии истины. Истина и польза. Существует ли абсолютная истина? 11. В чём различие между истиной, заблуждением и ложью? 12. О соотношении монизма, дуализма и плюрализма. 13. Истина и польза (концепция прагматизма). 14. Научная деятельность и её роль в жизни общества. 15. Формы научного познания. 16. Методы научного познания. Методология как система научного познания. 17. Место творчества в научном познании. 18. Теория самоорганизации и ее применение в современной методологии наук. 19. Является ли нелинейность мира препятствием на пути его познаваемости? Упражнения и задачи: 1. Какой смысл вложен в слова Гёте: «Глаз обязан бытием своим солнцу?», - и академика С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная солнце?». Есть ли здесь противоречие «орган» познания должен соответствовать познаваемому? 2. И.Кант верил, что время - часть нашего аппарата восприятия (как глаз, который нельзя «выключить») и именно с его помощью мы видим мир. Какие еще механизмы восприятия и познания Вы знаете?
3. Существуют ли априорные знания? Являются ли они отражением реальности или возникают из чего-то иного (согласно И.Канту)? 4. Правильно ли утверждать, что мышление является простым суммированием чувственных восприятий? Что представляет собой мышление, какова его роль в постижении истины? 5. Каково соотношение содержания восприятий: истина, ошибка, ложь; представление, воображение и фантазия? Закономерны ли заблуждения в процессе познания? Определите эти закономерности, исходя из диалектики процесса познания. Возможно ли в принципе исключить заблуждение из процесса познания? 6. Что означает термин «гипотеза»? Какое важнейшее условие необходимо для того, чтобы гипотеза превратилась в научную теорию? Обладает ли аналогия доказательной силой и какова её связь с гипотезой? 7. Возможно ли творчество без вдохновения? В связи с этим можно привести замечательное рассуждение итальянского учёного и философа Дж. Кардано: «Вдохновение – редкая птица, которая никогда не могла удовлетворить ничьим требованиям. Случай, особенно заранее предвиденный, может быть благоприятным, но он далеко не всегда может представиться». 8. «... Мы находимся в той же ситуации, в которой оказались пленники в пещере в известной притче. Обитатели пещеры, прикованные к стене, могут наблюдать только тени на противоположной стене, которые отбрасывают люди, проходящие мимо пещеры, либо предметы, проносимые ими. Могут ли узники на этой основе, не ставя каких-либо опытов, составить представление о мире вне пещеры?
Мы находимся в аналогичной ситуации по отношению к феноменам нелинейности: откуда возникают новые пути развития, новые состояния, куда исчезают «старые» и т.д.? Эти явления, как правило, не прогнозируются (за редкимисключением). 9. Модель жизни М. Ю. Лермонтов характеризует следующими строками: «Что ни толкуй Вольтер или Декарт Мир для меня - колода карт; Жизнь-банк; рок мечет, я играю, И правила игры я к ним применяю». Ваше мнение о правомерности статистической модели: а. правомерна. Можно вычислить вероятность чего угодно. б. неправомерна. Мир нелинеен, предвычисление невозможно. Всё на все влияет. в. другие варианты. Ваше (личное) мнение. Тестовые задания: 1. Что означает термин «агностицизм»? а. Некоторые знания нам даны свыше, априорно, их источник мы не можем найти; б. Несовершенство, изменчивость знаний; в. Познание наиболее адекватно отражает действительность; г. Познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере; д. Абсолютное знание невозможно, но можно и нужно к нему бесконечно приближаться. 2. Кому принадлежат слова: «Разум не может быть затемнен верой»? а. Баласагуни; б. Гегелю; в. Чаадаеву; г. Н. Рериху; д. Карлу Марксу. 3. Какое познание основано на ощущении? а. Чувственное познание; б. Логическое познание; в. Эмоциональное (восприятие); г. Интуитивное (предчувствие). 4.Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание: а. Представление; б. Понятие; в. Восприятие; г. Умозаключение; д. Суждение. 5. Что означает вывод Г. В. Ф. Гегеля: «Разум без рассудка есть ничто, но рассудок без разума есть нечто»?
а. Приоритет, первичность чувственно-рассудочной деятельности человека в познании реальной действительности; б. Разум не столько преимущество человека, сколько его ущербность; в. Диалектическая взаимообусловленность разума и рассудка, их взаимосвязь; г. Здравый смысл часто противоречит научному знанию (и наоборот). 6. Кому принадлежит труд: «Факт, Вера, Истина, Познание»? а. М. Хайдеггеру; б. Б. Расселу; в. П. Сартру; г. Д. С. Мережковскому. 7. Интуиция - это: а. Работа на бессознательном уровне, прорыв бессознательного в сознание; б. Процедура познания, предполагающая использование правил и символов на основе договоренности субъектов познания; в. Проявления высшего разума природы или бога в процессе познания. г. Внешние проявления потоков энергии «инь», «ян» и т.п. 8. Цель познания: а. Постижение истины; б. Разрешение противоречий в практическо - преобразовательной деятельности конкретного человека; в. Удовлетворение потребностей в познании окружающего мира; г. Познание как проявление творчества - деятельности, результатом которой является открытие нового; е. Интерес исследователя к объекту и (или) процессу исследования. Темы докладов и рефератов: 1. Знание и вера, их диалектическая взаимосвязь и противоположность. 2. Истина и польза. Реализация знаний. 3. Познание и творчество. Синергетический подход к ним. 4. Агностицизм и его основные направления. 5. Чувственное познание и его формы. 6. Формы логического познания. 7. Разум и рассудок, особенности каждого и их взаимосвязь. 8. Конкретное и абстрактное. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. 9. Характеристика познавательных способностей человека. 10. Взаимодействие познавательной и практической деятельности. 11. Агностицизм, солипсизм, скептицизм, нигилизм - что их сближает и что отличает друг от друга? 12. Системность в науке и системность науки (философия как системообразующий фактор). Список литературы Основная:
1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|