Тема № 4. Немецкая классическая философия.
Вопросы для самоподготовки: 1. И. Кант как основоположник немецкой классической философии. 2. Назовите основные сочинения И. Канта. 3. Особенности докритической философии И. Канта. 4. Что такое «вещь в себе» и «вещь для себя» в философии И. Канта? 5. Агностицизм и Кант. 6. Что такое практический разум у И. Канта? 7. Роль императивов в обществе и в этике И. Канта. 8. Основные идеи философии И. Г. Фихте. и Ф. В. Шеллинга. 9. Роль субъекта в познании и обществе согласно взглядам И. Г. Фихте. 10. Система трансцендентального идеализма Ф. П. И. Шеллинга. 11. Понятие Абсолютной Идеи в философии Г. В. Ф. Гегеля. 12. Роль мышления в эволюции мира согласно философии Г. В. Ф. Гегеля. 13. Основные законы диалектики, сформулированные Г. В. Ф. Гегелем, и их особенности. 14. Триады Г. В. Ф. Гегеля. 15. Противоречие между системой и методом в философии Г. В. Ф. Гегеля. 16. В чем состоял идеализм Л.Фейербаха в понимании общества и его критика К. Марксом. 17. Основные положения марксистской философии в понимании природы и познания. 18. Отношение марксизма к гегелевской философии и ее методу. 19. Молодой К. Маркс о разных формах отчуждения в буржуазном обществе. 20. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях, способе производства и прибавочной стоимости. Упражнения и задачи: 1. Попробуйте установить, кому могли бы принадлежать следующие суждения: · «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; · «Мы не можем познать материю, так как наше познание ограничено нашими ощущениями, которые отражают лишь внешнюю сторону вещей»; · «Математик изучает одно и то же пространственное отношение методами геометрии, аналитической геометрии, алгебры и теории чисел. Богослов и ученый изучают человеческую жизнь разными путями и потому религия и наука могут существовать рядом, не уничтожая друг друга».
(Дж. Беркли, Т. Гоббс, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, А.Шопенгауэр, У. Джемс). 2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр? 3. Что такое триада Г. В. Ф. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития? 4. «Все действительное разумно, все разумное действительно». Кому принадлежит это суждение (И. Канту, Г. В.Ф. Гегелю, И. Г. Фихте, К. Марксу)? Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор? 5. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека». Какому К. Марксу принадлежат эти суждения - молодому или зрелому? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в различных жизненных обстоятельствах. Какое из мнений поддерживаете лично Вы? 6. Попробуйте установить связь классики с современными воззрениями на феномен свободы, по-возможности, с позиций синергетики, квантовой механики и др. Играет ли Бог в кости или все предопределено? 7. Установите преемственность по типу связи поколений: отец - сын - внук - правнук между философами: Кант - Ницше - Маркс - Фейербах - Фрейд - Ч. Пирс. Темы докладов и рефератов: 1. Роль И. Канта в становлении немецкой классической философии. 2. Философия И. Канта: от субстанции - к субъекту, от бытия - к деятельности. 3. Теория познания И. Канта. Принципы кантовского априоризма. 4. Учение И. Канта о явлениях и вещах в себе и его отражение в современной теории познания.
5. Категорический императив И. Канта и реальная мораль в обществе. 6. Исходные принципы наукоучения И. Г. Фихте. 7. Философия и натурфилософия Ф. В. И. Шеллинга. 8. Противоречие между метафизической системой и диалектическим методом в философии Г. В. Ф. Гегеля. 9. Принципы гегелевской диалектики. Трактовка Гегелем основных законов диалектики. 10. Соотношение субъективного, объективного и абсолютного духа у Г. В. Ф. Гегеля. 11. Гегелевское понимание сущности всемирной истории и историко-философского процесса. 12. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха. 13. Гуманизм молодого К. Маркса. 14. Сущность марксистского понимания истории. 15. Вопросы диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». 16. Предсказания К. Маркса о будущем развитии общества, о его радикальном преобразовании на основе идей коммунизма. 17. Можно ли предсказать будущее человечества с абсолютной научной определенностью? Тестовые задания: 1. В каком веке жил Иммануил Кант? а. В XVI в.; б. В XVII в. (начало); в. В XVII в. (конец); г. В XVIII - XIX вв.; д. Даты жизни неизвестны. 2. Что означает понятие «вещь в себе» у И. Канта? а. Закон; б. Скрытый смысл вещи; в. Закрытую для других личность; г. Личность. 3. Что такое «категорический императив» в философии И. Канта? а. Неизменная сущность вещей; б. Признание господина, императора; в. Обязательное правило нравственности; г. Стремление к насильственному завоеванию; д. Закон любви. 4. С чего начинает развитие Абсолютная идея Г. В. Ф. Гегеля? а. С природы; б. С общества; в. С мышления; г. Со свободы воли; д. Со свадьбы. 5. Что означает выражение Г. В. Ф. Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное действительно»? а. Простую тавтологию; б. Оправдание государства; в. Оправдание разумности мира; г. Призыв к революции; д. Бог создал Еву из ребра, а (к сожалению) не из черепа Адама. 6. У каких философов встречается принцип тождества мышления и бытия? а. Кант; б. Фихте; в. Гегель; г. Фейербах; д. Шопенгауэр. 7. Кто из мыслителей утверждал в своей философии решающую роль Абсолюта в природе? а. Ньютон; б. Гегель; в. Шеллинг; г. Фейербах; д. Фихте;
е. Энгельс. 8. Какая категория определяет общественное развитие согласно Л. Фейербаху? а. Долг; б. Мышление; в. Самосознание нации; г. Любовь; д. Добро. 9. Назовите основные принципы марксистской теории (заполните недостающее): а. Учение об общественно-экономических формациях как ступенях общественного развития; б. Учение о базисе и надстройке; в. Учение о диктатуре пролетариата; г. Учение об объективном характере победы социалистической революции; д. Труд создал человека; е. Материалистическая диалектика; ж. Отчуждение труда и прибавочная стоимость. 10. Результатом развития немецкой классической философии явился: а. Марксизм; б. Панисламизм; в. Неопозитивизм; г. Структурализм; д. Экспрессионизм; е. Прагматизм; ж. Эзотерика; з. Фрейдизм; и. Позитивизм. Темы докладов и рефератов: 1. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. 2. Роль И. Канта в становлении немецкой классической философии. 3. Философия И. Канта: от субстанции к субъекту, от бытия - к деятельности. 4. Теория познания И. Канта. Принципы кантовского априоризма. 5. Учение И. Канта о явлениях и вещах в себе и его отражение в совеменной теории познания. 6. Категорическое моральное обоснование права. 7. Категорический императив И. Канта и реальная мораль в обществе. 8. Исходные принципы наукоучения И. Г. Фихте. 9. Философия и натурфилософия Ф. В. И. Шеллинга. 10. Противоречие между метафизической системой и диалектическим методом в философии Г. В. Ф. Гегеля. 11. Принципы гегелевской диалектики. Трактовка Гегелем основных законов диалектики. 12. Соотношение субъективного, объективного и абсолютного духа у Г. В. Ф. Гегеля. 13. Гегелевское понимание сущности всемирной истории и историко-философского процесса. 14. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха. 15. Гуманизм молодого К. Маркса. 16. Сущность марксистского понимания истории. 17. Вопросы диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти - Дюринг» и «Диалектика природы». 18. Предсказания К. Маркса о будущем развитии общества, о его радикальном преобразовании на основе идей коммунизма. Роль коммунистических идей К. Маркса в исторических событиях XX века.
19. Можно ли предсказать будущее человечества с абсолютной научной определенностью? (использовать концепции синергетики). Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|