Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 4. Немецкая классическая философия.




Вопросы для самоподготовки:

1. И. Кант как основоположник немецкой классической философии.

2. Назовите основные сочинения И. Канта.

3. Особенности докритической философии И. Канта.

4. Что такое «вещь в себе» и «вещь для себя» в философии И. Канта?

5. Агностицизм и Кант.

6. Что такое практический разум у И. Канта?

7. Роль императивов в обществе и в этике И. Канта.

8. Основные идеи философии И. Г. Фихте. и Ф. В. Шеллинга.

9. Роль субъекта в познании и обществе согласно взглядам И. Г. Фихте.

10. Система трансцендентального идеализма Ф. П. И. Шеллинга.

11. Понятие Абсолютной Идеи в философии Г. В. Ф. Гегеля.

12. Роль мышления в эволюции мира согласно философии Г. В. Ф. Гегеля.

13. Основные законы диалектики, сформулированные Г. В. Ф. Гегелем, и их особенности.

14. Триады Г. В. Ф. Гегеля.

15. Противоречие между системой и методом в философии Г. В. Ф. Гегеля.

16. В чем состоял идеализм Л.Фейербаха в понимании общества и его критика К. Марксом.

17. Основные положения марксистской философии в понимании природы и познания.

18. Отношение марксизма к гегелевской философии и ее методу.

19. Молодой К. Маркс о разных формах отчуждения в буржуазном обществе.

20. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях, способе производства и прибавочной стоимости.

Упражнения и задачи:

1. Попробуйте установить, кому могли бы принадлежать следующие суждения:

· «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»;

· «Мы не можем познать материю, так как наше познание ограничено нашими ощущениями, которые отражают лишь внешнюю сторону вещей»;

· «Математик изучает одно и то же пространственное отношение методами геометрии, аналитической геометрии, алгебры и теории чисел. Богослов и ученый изучают человеческую жизнь разными путями и потому религия и наука могут существовать рядом, не уничтожая друг друга».

(Дж. Беркли, Т. Гоббс, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, А.Шопенгауэр, У. Джемс).

2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?

3. Что такое триада Г. В. Ф. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?

4. «Все действительное разумно, все разумное действительно». Кому принадлежит это суждение (И. Канту, Г. В.Ф. Гегелю, И. Г. Фихте, К. Марксу)? Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

5. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека». Какому К. Марксу принадлежат эти суждения - молодому или зрелому? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в различных жизненных обстоятельствах. Какое из мнений поддерживаете лично Вы?

6. Попробуйте установить связь классики с современными воззрениями на феномен свободы, по-возможности, с позиций синергетики, квантовой механики и др. Играет ли Бог в кости или все предопределено?

7. Установите преемственность по типу связи поколений: отец - сын - внук - правнук между философами: Кант - Ницше - Маркс - Фейербах - Фрейд - Ч. Пирс.

Темы докладов и рефератов:

1. Роль И. Канта в становлении немецкой классической философии.

2. Философия И. Канта: от субстанции - к субъекту, от бытия - к деятельности.

3. Теория познания И. Канта. Принципы кантовского априоризма.

4. Учение И. Канта о явлениях и вещах в себе и его отражение в современной теории познания.

5. Категорический императив И. Канта и реальная мораль в обществе.

6. Исходные принципы наукоучения И. Г. Фихте.

7. Философия и натурфилософия Ф. В. И. Шеллинга.

8. Противоречие между метафизической системой и диалектическим методом в философии Г. В. Ф. Гегеля.

9. Принципы гегелевской диалектики. Трактовка Гегелем основных законов диалектики.

10. Соотношение субъективного, объективного и абсолютного духа у Г. В. Ф. Гегеля.

11. Гегелевское понимание сущности всемирной истории и историко-философского процесса.

12. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

13. Гуманизм молодого К. Маркса.

14. Сущность марксистского понимания истории.

15. Вопросы диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

16. Предсказания К. Маркса о будущем развитии общества, о его радикальном преобразовании на основе идей коммунизма.

17. Можно ли предсказать будущее человечества с абсолютной научной определенностью?

Тестовые задания:

1. В каком веке жил Иммануил Кант?

а. В XVI в.;

б. В XVII в. (начало);

в. В XVII в. (конец);

г. В XVIII - XIX вв.;

д. Даты жизни неизвестны.

2. Что означает понятие «вещь в себе» у И. Канта?

а. Закон;

б. Скрытый смысл вещи;

в. Закрытую для других личность;

г. Личность.

3. Что такое «категорический императив» в философии И. Канта?

а. Неизменная сущность вещей;

б. Признание господина, императора;

в. Обязательное правило нравственности;

г. Стремление к насильственному завоеванию;

д. Закон любви.

4. С чего начинает развитие Абсолютная идея Г. В. Ф. Гегеля?

а. С природы;

б. С общества;

в. С мышления;

г. Со свободы воли;

д. Со свадьбы.

5. Что означает выражение Г. В. Ф. Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное действительно»?

а. Простую тавтологию;

б. Оправдание государства;

в. Оправдание разумности мира;

г. Призыв к революции;

д. Бог создал Еву из ребра, а (к сожалению) не из черепа Адама.

6. У каких философов встречается принцип тождества мышления и бытия?

а. Кант;

б. Фихте;

в. Гегель;

г. Фейербах;

д. Шопенгауэр.

7. Кто из мыслителей утверждал в своей философии решающую роль Абсолюта в природе?

а. Ньютон;

б. Гегель;

в. Шеллинг;

г. Фейербах;

д. Фихте;

е. Энгельс.

8. Какая категория определяет общественное развитие согласно Л. Фейербаху?

а. Долг;

б. Мышление;

в. Самосознание нации;

г. Любовь;

д. Добро.

9. Назовите основные принципы марксистской теории (заполните недостающее):

а. Учение об общественно-экономических формациях как ступенях общественного развития;

б. Учение о базисе и надстройке;

в. Учение о диктатуре пролетариата;

г. Учение об объективном характере победы социалистической революции;

д. Труд создал человека;

е. Материалистическая диалектика;

ж. Отчуждение труда и прибавочная стоимость.

10. Результатом развития немецкой классической философии явился:

а. Марксизм;

б. Панисламизм;

в. Неопозитивизм;

г. Структурализм;

д. Экспрессионизм;

е. Прагматизм;

ж. Эзотерика;

з. Фрейдизм;

и. Позитивизм.

Темы докладов и рефератов:

1. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии.

2. Роль И. Канта в становлении немецкой классической философии.

3. Философия И. Канта: от субстанции к субъекту, от бытия - к деятельности.

4. Теория познания И. Канта. Принципы кантовского априоризма.

5. Учение И. Канта о явлениях и вещах в себе и его отражение в совеменной теории познания.

6. Категорическое моральное обоснование права.

7. Категорический императив И. Канта и реальная мораль в обществе.

8. Исходные принципы наукоучения И. Г. Фихте.

9. Философия и натурфилософия Ф. В. И. Шеллинга.

10. Противоречие между метафизической системой и диалектическим методом в философии Г. В. Ф. Гегеля.

11. Принципы гегелевской диалектики. Трактовка Гегелем основных законов диалектики.

12. Соотношение субъективного, объективного и абсолютного духа у Г. В. Ф. Гегеля.

13. Гегелевское понимание сущности всемирной истории и историко-философского процесса.

14. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

15. Гуманизм молодого К. Маркса.

16. Сущность марксистского понимания истории.

17. Вопросы диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти - Дюринг» и «Диалектика природы».

18. Предсказания К. Маркса о будущем развитии общества, о его радикальном преобразовании на основе идей коммунизма. Роль коммунистических идей К. Маркса в исторических событиях XX века.

19. Можно ли предсказать будущее человечества с абсолютной научной определенностью? (использовать концепции синергетики).

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...