Тема № 2. Античная философия.
Вопросы для самоподготовки: 1. В чем отличие философии от мифологии и иных дофилософских воззрений? 2. Назовите известные Вам древнегреческие школы и направления. 3. Что нового в науку внесли древние греки (по сравнению с наукой древнего Египта)? 4. Какая философская проблема была поставлена представителями Милетской школы? 5. Основные идеи диалектики Гераклита. 6. Что такое бытие в философии Парменида сравнительно с концепцией Гераклита? 7. Апории Зенона как один из истоков научно-технической революции Нового времени. 8. Что на Ваш взгляд, позволяет понять в устройстве мира принцип атомизма? 9. Теория софистов как одно из оснований теории логики. 10. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии? 11. В чем суть теории «эйдосов», «мыслеформ» Платона? Охарактеризуйте современное состояние вопроса. 12. Чем определяется сущность и существование вещи с точки зрения Аристотеля? Изменилось ли в настоящее время это воззрение? 13. Кто такие киники? Кто такие стоики? Каковы их взгляды? 14. Каким Вам представляется место античной мысли в современной философской культуре? 15. Кто такие эпикурейцы? В чем суть их учения? Упражнения и задачи: 1. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес Демокрит Анаксимен Анаксимандр Гераклит Пифагор 2. Поясните слова Гераклита: · «Многознание уму не научит» (Ученые не умны, умные не учены). Почему? · «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу - бренным вещам, а большинство обжирается, как скоты». (Слава тоже преходяща, есть более высокие ценности. Какие?) · «Все течет, все изменяется». (В один поток нельзя войти дважды. Почему?) 3. Чем объяснял Демокрит разрушение тела? Верно ли это объяснение?
4. Прокомментируйте афоризмы Демокрита: · «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир». · «Счастье и несчастие - в душе». · «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать». · «Счастлив тот, кто имеет состояние и ум». · «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд». 5.«Платон мне друг, но истина дороже». В чем заключался спор Платона и Аристотеля? Тестовые задания: 1. Кто из названных философов относится к представитеям Милетской школы? а. Демокрит; б. Фалес; в. Анаксимандр; г. Гераклит; д. Анаксимен. 2. Какое из утверждений принадлежит Фалесу? а. «Все вещи суть числа»; б. «В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем»; в. «Все есть вода»; г. «Этот космос один и тот же для всего существующего не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим». 3. Какую концепцию выдвинул Гераклит? а. О неизменности бытия; б. О всеобщем изменении и противоречивости сущего; в. О четырёх элементах: вода, огонь, земля и воздух, из которых состоит всё существующее. 4. По своему мировоззрению Платон был: а. Объективным идеалистом; б. Субъективным идеалистом; в. Скептиком; г. Материалистом; д. Диалектиком. 5. Аристотель разработал концепцию: а. Двух значений причин; б. Трёх значений причин; в. Четырёх значений причин; г. Отсутствия причины; д. Единственной причины. 6. Взаимосвязь знания и нравственности по Сократу: а. Они нераздельны, диалектичны; б. Знание прежде нравственности; в. Нравственность прежде знания; г. Связи нет. Эти два феномена независимы друг от друга. Темы докладов и рефератов: 1. Поиски первоначал у философов Древней Греции. 2. Апории Зенона и проблема познаваемости движения. 3. Значение древнегреческой философии для современной культуры.
4. Основные философские школы древней Греции. 5. Значение философских идей Фалеса для развития науки. 6. Чувственные образы мифологии и категории философии (эпикуреизм). 7. Космоцентризм античной философии. 8. Пифагор и пифагорейцы. 9. Суть диалектического метода Гераклита в сравнении с «майевтикой» Сократа. 10. Особенности мышления софистов. Их роль в становлении средневековой философии. 11. Софисты и Сократ. 12. Значение философских работ Аристотеля для последующего развития философии. 13. Решение проблемы бытия в философии древней Греции (Пифагор, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель). Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|