Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 12. Основы философского анализа общества.




Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие социального как высшей формы движения и развития материи.

2. Основной вопрос философии применительно к социальному.

3. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории?

4. Дайте характеристику основных трактовок социального детерминизма - механистической, диалектической, вероятностно-статистической и стохастической. Какая из них наиболее полно отражает процессы в социальной среде.

5. Что такое свобода и что такое необходимость?

6. Что такое прогресс в истории? Деятельность и прогресс.

7. Существует мнение, что цель деятельности - выживание. В чем Вы видите цель деятельности?

8. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

9. Какую роль играет деятельность в формировании личности? Как в такой деятельности реализуется синтез всеобщего и единичного?

10. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей в истории и не обращают внимания на роль в ней каждой личности? Опровергните или обоснуйте эту позицию с точки зрения статистического детерминизма.

Упражнения и задачи:

1. На протяжении истории ученые понимали и толковали общество и законы его развития по-разному. Проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцом:

Теологическая систе­ма философии исто­рии // основа истории-идеи, мировая история как процесс самоосознания мирового духа (Г.В.Ф.Гегель).

Диалектико-материалистическая концепция истории // основа истории-природа человека, который обладает побуждениями и страстями.

Натуралистическая философия истории // движущая сила исто­рии-трансцендентальная закономерность или судьба, которая может мыслиться в виде природы и её закономерностей, сила враждеб­ная и роковая.

Роковая идеалистиче­ская философия исто­рии // история-смена формаций, движущие силы истории - народные массы. В основе форма­ции - способ производства материальных благ, взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Метафизическая кон­цепция философии // истории движущая сила истории - божественное про­видение, история как борьба светского мира и царствия Божия, учение о предопределении.

Космоцентрическая концепция истории, тенгрианство // воззрение на Космос, как на источник развития общества.

2. Сегодня часто звучат слова: «ненасилие», «пацифизм», «непротивление». Каков их смысл?

a. пассивность, безразличие, покорность;

б. стратегия политической борьбы, метод разрешения социальных конфликтов;

в. отказ от применения физической силы;

г. отказ от насилия во всех обстоятельствах;

д. противостояние несправедливости и ее пресечение.

3. Расположите в 3 группы имена мыслителей, понимавших исторический процесс как цикличный, линеарный, спиралевидный: Маркс, Аристотель, Гегель, Тойнби, Энгельс, Платон, Ленин, Данилевский, Шпенглер, Вико:

· цикличность -... (имена)

· линеарность -... (имена)

· спиралевидность -... (имена)

4. Популярная в 60-х годах XX века теория индустриального общества в 70-х годах получает своё развитие в теории «постиндустриального общества». Наиболее видные её представители; Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, А. Турен и Ж. Фурастье. Охарактеризуюте каждую стадию общественного развития:

а. доиндустриальная (аграрная);

б. индустриальная;

в. постиндустриальная (технотронная, сверхиндустриальная).

5. Сегодня можно уже надежно доказывать, «что все три мира, познание которых необходимо для успешной целенаправленной деятельности, - мир природы, мир общества, и внутренний мир самого человека, - выступают непосредственно и немедленно результатом активного, деятельного, преобразующего воздействия человека» (М. Я. Ковальзон). Разъясните смысл этого суждения. Есть ли придел человеческим преобразованиям?

Тестовые задания:

1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в коллизию «Исторический процесс и место личности в мире»?

а. общество - синоним социально организованной материи;

б. общество - совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;

в. общество - определенный этап в историческом развитии человечества (первобытное, рабовладельческое, феодальное, и т.д.);

г. общество - организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (спортивное, философское, филателистов, собаководов, и т.п.);

д. путь исторического развития общества определяется стремлением множества личностей к достижению своих индивидуальных интересов.

2. Какие изменения вносит разумная деятельность человека в эволюцию мира?

а. создание новых видов материальных систем;

б. проявление новых форм активности;

в. возникновение новых законов эволюции;

г. разрушение системы мира;

д. возникновение новых форм бытия;

е. подчинение законов эволюции интересам человека.

3. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса?

а. первобытнообщинный строй;

б. рабовладельческий строй;

в. феодализм;

г. традиционное общество;

д. капитализм;

е. постиндустриальное общество;

ж. коммунистическое общество.

4. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля?

а. общество развивается линейно от низших ступеней к высшим

б. общество развивается по спирали

в. общество развивается по кругу

г. общество развивается благодаря усилиям мудрых правителей

5. Что является объективным критерием уровня исторического развития?

а. состояние морали;

б. способ производства;

в. уровень демократизма в государстве;

г. законопослушность всех членов общества;

д. отношение к женщинам, старикам и детям.

6. Назовите, тех из перечисленных философов, которые являются приверженцами цивилизационной концепции общественного развития:

а. Платон;

б. Локк;

в. Вико;

г. Вольтер;

д. Фейербах;

е. Данилевский;

ж. Плеханов;

з. Тойнби;

и. Сорокин.

Темы докладов и рефератов:

1. Эволюция философского понимания общественной жизни людей и истории.

2. Проблема источников и направлений социокультурного развития.

3. Прогресс и его критерии.

4. Насилие и ненасилие в истории.

5. Выдающиеся мыслители человечества об идеалах общественного устройства.

6. Концепция цикличности исторического процесса (Платон, Аристотель, Дж.Вико, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).

7. Линеарная концепция истории (Тюрго, Кондорсе, Конт).

8. Концепция ноосферы (П.Тейяр де Шарден, Э.Леруа, В.И.Вернадский).

9. Формационная концепция К.Маркса.

10. Различные интерпретации смысла истории в современной философии (Р.Арон, К.Ясперс, Ф.Фукуяма).

11. Деятельность как способ реализации сущностных сил человека.

12. Человеческая деятельность и естественноисторический процесс.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
 
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...