Тема № 13. Проблема человека в философии.
Вопросы для самоподготовки: 1. Характеристика проблем философских концепций человека в различных направлениях восточной и западной мысли. 2. В чем состоит основное противоречие в природе человека (био- и социо)? 3. Чем отличается философский подход к трактовке проблем человека от подхода частных наук? 4. Современное состояние вопроса о сущности человека (био- и социо-). 5. Какое обобщающее определение можно дать морали? 6. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях? 7. Каковы основные значения слова «свобода»? Почему свобода может истолковываться как своевольный бунт, и как возможность творчества? В чем отличие «свободы от...» от «свободы для...»? 8. Существует ли в наше время проблема индивидуальности и менталитета номада или это лишь закономерный переходный этап в развитии этносов? Как отразилась душа номада в фольклоре? Где же кроется вековая мечта кочевника о светлом и счастливом будущем? Согласны ли Вы с мнением о «загадочности восточной души» («Восток - дело тонкое»)? Упражнения и задачи: 1. Человек стоит в середине между бесконечностью в великом и бесконечностью в малом. Он - средоточие обоих миров - великого и малого, он - первенец и венец природы. Для чего же возникло это удивительное существо? Какова цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни? Рассмотрите по возможности с позиций как восточного так и западного менталитета. 2. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что, значит, уметь жить? Каковы Ваши жизненные ценности, в чем их смысл?
3. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающим вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.» (Новый завет. Матф., 5: 44). Определите свою точку зрения - насколько она совпадает с восточными воззрениями, традиционным христианством и с системно- синергетическими концепциями, как их дальнейшим развитием, в частности, на предмет того: · нужно ли любить врагов своих? · прощать тех, кто Вас проклинает и обижает? · как Вы отнесетесь к тем, которые Вас ненавидят и подвергают гонениям? · всегда ли у нас есть свобода выбора? 4. Человек - творец всех форм общественно-исторической практики. Есть ли границы его творчества? Каковы биологические возможности человека в творчестве и в какой зависимости они находятся от социальных условий его жизни? 5. «Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других... он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений. Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд... его деятельность является сознательным и свободным выражением... необходимого и бессознательного естественного хода истории» (Г.В.Плеханов. Соч., т. VIII, с. 305). Существует ли естественный общий ход истории и есть ли в нем место для отдельного индивида? Какова тогда роль личности? · Может ли изменить ход истории своими действиями конкретный человек? При каких условиях? · Разделяете ли Вы точку зрения Г.В.Плеханова на роль личности в истории? Приведите исторические факты и современные коллизии, которые бы подтверждали или опровергали выводы Плеханова о роли личности в истории. Тестовые задания: 1. Кому принадлежит призыв: «Будь человеком» а. Р. Роллану; б. М. Монтеню; в. М. Горькому; г. Ж. Руссо; д. Абаю. 2. Кому принадлежит афоризм: «Человек - это звучит гордо!» а. Р. Роллану; б. М. Монтеню; в. М. Горькому;
г. Ж Руссо; г. Абаю. 3. Человек – биопсихосоциальноинформационное существо. Какие философские школы разделяют эту точку зрения на понимание человека? а. Экзистенциализм; б. Фрейдизм; в. Марксизм; г. Позитивизм; д. Мальтузианство. 4. Личность - это образ «Я» человека, его внутренняя самооценка. Кто из философов разделял концепцию «Я» на сознание, безсознание и подсознание? а. К. Маркс; б. 3. Фрейд; в. Б. Рассел; г. В. Соловьев; д. аль-Фараби. 5. Какое из определений свободы, как философской категории, соответствует Вашим убеждениям? а. Свобода - возможность поступать так, как хочется б. Свобода - надуманное, нереальное понятие в. Свобода - независимость человеческого поведения от законов природы и общества г. Свобода - возможность использования законов природы и общества на базе понимания необходимости. 6. Кто основал антропологическую философию? а. Ф. Ницше; б. Н. Чернышевский; в. Л. Фейербах; г. Д. Дидро; д. Мухаммед. 7. Что означает термин «гуманизм»? а. Система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на достойную жизнь, свободу, на развитие своих способностей; б. Усвоение многовековой народной мудрости и религиозной веры, которая одна дает ответ на вопрос о назначении человека и смысле его жизни; в. Христианский гуманизм основан на любви к своему Богу - Христу, и его заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и «Возлюбить врагов своих, и проклинающих тебя» и т.д. Темы докладов и рефератов: 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отличаются эти понятия друг от друга? 2. Человек: проблема соотношения биологического и социального. 3. Социальная сущность человека, его социальное достоинство. 4. Гуманизм, индивидуализм, коллективизм, их соотношение в современном мире. 5. Монистическое и дуалистическое понимание сущности человека. 6. Характеристика материальных и духовных потребностей человека. 7. Проблема эвтаназии. 8. Нравственные проблемы предпринимательства. Ответственность бизнеса. 9. Цель и смысл человеческого существования. 10. Инженерия и творчество. Нравственность и ответственность инженерного решения. 11. Проблема отчуждения в философии. 12. Диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?
13. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма? 14. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека. 15. Человек и человечество: проблемы их выживания в современном мире. Человек - высшая ценность гуманного, демократического общества. 16. Существует ли нравственный прогресс? Природа человека и мораль. Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|