Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 13. Проблема человека в философии.




Вопросы для самоподготовки:

1. Характеристика проблем философских концепций человека в различных направлениях восточной и западной мысли.

2. В чем состоит основное противоречие в природе человека (био- и социо)?

3. Чем отличается философский подход к трактовке проблем человека от подхода частных наук?

4. Современное состояние вопроса о сущности человека (био- и социо-).

5. Какое обобщающее определение можно дать морали?

6. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

7. Каковы основные значения слова «свобода»? Почему свобода может истолковываться как своевольный бунт, и как возможность творчества? В чем отличие «свободы от...» от «свободы для...»?

8. Существует ли в наше время проблема индивидуальности и менталитета номада или это лишь закономерный переходный этап в развитии этносов? Как отразилась душа номада в фольклоре? Где же кроется вековая мечта кочевника о светлом и счастливом будущем? Согласны ли Вы с мнением о «загадочности восточной души» («Восток - дело тонкое»)?

Упражнения и задачи:

1. Человек стоит в середине между бесконечностью в великом и бесконечностью в малом. Он - средоточие обоих миров - великого и малого, он - первенец и венец природы. Для чего же возникло это удивительное существо? Какова цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни? Рассмотрите по возможности с позиций как восточного так и западного менталитета.

2. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что, значит, уметь жить? Каковы Ваши жизненные ценности, в чем их смысл?

3. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающим вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.» (Новый завет. Матф., 5: 44). Определите свою точку зрения - насколько она совпадает с восточными воззрениями, традиционным христианством и с системно- синергетическими концепциями, как их дальнейшим развитием, в частности, на предмет того:

· нужно ли любить врагов своих?

· прощать тех, кто Вас проклинает и обижает?

· как Вы отнесетесь к тем, которые Вас ненавидят и подвергают гонениям?

· всегда ли у нас есть свобода выбора?

4. Человек - творец всех форм общественно-исторической практики. Есть ли границы его творчества? Каковы биологические возможности человека в творчестве и в какой зависимости они находятся от социальных условий его жизни?

5. «Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других... он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений. Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд... его деятельность является сознательным и свободным выражением... необходимого и бессознательного естественного хода истории» (Г.В.Плеханов. Соч., т. VIII, с. 305).

Существует ли естественный общий ход истории и есть ли в нем место для отдельного индивида? Какова тогда роль личности?

· Может ли изменить ход истории своими действиями конкретный человек? При каких условиях?

· Разделяете ли Вы точку зрения Г.В.Плеханова на роль личности в истории? Приведите исторические факты и современные коллизии, которые бы подтверждали или опровергали выводы Плеханова о роли личности в истории.

Тестовые задания:

1. Кому принадлежит призыв: «Будь человеком»

а. Р. Роллану;

б. М. Монтеню;

в. М. Горькому;

г. Ж. Руссо;

д. Абаю.

2. Кому принадлежит афоризм: «Человек - это звучит гордо!»

а. Р. Роллану;

б. М. Монтеню;

в. М. Горькому;

г. Ж Руссо;

г. Абаю.

3. Человек – биопсихосоциальноинформационное существо. Какие философские школы разделяют эту точку зрения на понимание человека?

а. Экзистенциализм;

б. Фрейдизм;

в. Марксизм;

г. Позитивизм;

д. Мальтузианство.

4. Личность - это образ «Я» человека, его внутренняя самооценка. Кто из философов разделял концепцию «Я» на сознание, безсознание и подсознание?

а. К. Маркс;

б. 3. Фрейд;

в. Б. Рассел;

г. В. Соловьев;

д. аль-Фараби.

5. Какое из определений свободы, как философской категории, соответствует Вашим убеждениям?

а. Свобода - возможность поступать так, как хочется

б. Свобода - надуманное, нереальное понятие

в. Свобода - независимость человеческого поведения от законов природы и общества

г. Свобода - возможность использования законов природы и общества на базе понимания необходимости.

6. Кто основал антропологическую философию?

а. Ф. Ницше;

б. Н. Чернышевский;

в. Л. Фейербах;

г. Д. Дидро;

д. Мухаммед.

7. Что означает термин «гуманизм»?

а. Система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на достойную жизнь, свободу, на развитие своих способностей;

б. Усвоение многовековой народной мудрости и религиозной веры, которая одна дает ответ на вопрос о назначении человека и смысле его жизни;

в. Христианский гуманизм основан на любви к своему Богу - Христу, и его заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и «Возлюбить врагов своих, и проклинающих тебя» и т.д.

Темы докладов и рефератов:

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отличаются эти понятия друг от друга?

2. Человек: проблема соотношения биологического и социального.

3. Социальная сущность человека, его социальное достоинство.

4. Гуманизм, индивидуализм, коллективизм, их соотношение в современном мире.

5. Монистическое и дуалистическое понимание сущности человека.

6. Характеристика материальных и духовных потребностей человека.

7. Проблема эвтаназии.

8. Нравственные проблемы предпринимательства. Ответственность бизнеса.

9. Цель и смысл человеческого существования.

10. Инженерия и творчество. Нравственность и ответственность инженерного решения.

11. Проблема отчуждения в философии.

12. Диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?

13. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?

14. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека.

15. Человек и человечество: проблемы их выживания в современном мире. Человек - высшая ценность гуманного, демократического общества.

16. Существует ли нравственный прогресс? Природа человека и мораль.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...