Тема № 14. Культура и цивилизация.
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Вопросы для самоподготовки: 1. Философское понимание культуры как “второй природы” человека. 2. Генезис и эволюция культуры как нелинейного социального феномена. 3. Назовите основное отличие культуры от цивилизации. Сводится ли это различие только к терминологическим погрешностям? 4. Что такое опредмечивание и распредмечивание в процессе человеческой деятельности? 5. Чем отличается биологическое наследование от социального? И что их объединяет? 6. Чем отличается свобода от произвола и анархии? 7. Какова структура триады творческой деятельности? 8. Чем отличается практика от опыта? И что их объединяет? 9. Что такое духовность? Что такое ментальность? Что общего между ними и какие различия? 10. Возможно ли творчество в условиях несвободы? Может ли оно в таких условиях существовать как система? 11. Чем отличается творчество (синергетический эффект сборки) от комбинаторики? Возможно ли творчество в линейной социальной среде? Упражнения и задачи: 1. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку...». В какой действительности она есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений? Можно ли считать человека марионеткой в руках общества? Природы? Случайностей? 2. Как понимать следующее высказывание Э.Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет всё человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером» (Э.Фромм. Душа человека. М., 1992, с. 372)? 3. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад - это другие...» А где тогда рай? Как, по Вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?
4. Ж.-Поль Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». (Сумерки богов. М., 1989, с. 323). Можно ли согласиться с философом? За счёт чего, по его мнению, происходит становление человека? Ваше мнение о соотношении социального и индивидуального. 5. «Виноват» - «В чём?» - «В грязных мыслях» (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»). Отвечает ли, по Вашему мнению, человек за собственные мысли? Или его ответственность распространяется только на его поведение? Можно ли обнаружить здесь параллель с древнеиндийскими, в частности, тантрическими идеями? 6. По мнению Н.Бердяева: «Философ - свободный, независимый от «мира», ни к чему не приспосабливающийся человек... Философ не может служить благу людей, не может быть на службе у людей и у частных целей человечества». (Смысл творчества. М., 1989, с. 391.). На какой позиции стоит русский философ в понимании сущности взаимоотношения человека (философа) и общества? Реализуется ли эта позиция в жизни? 7. Определите, с каких философских позиций рассматривается сознание в следующем отрывке: «... существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является...изменение природы человеком, а не... природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу» (К.Маркс., Ф.Энгельс. Соч. т. 20, с. 545). 8. Рассмотрите роль кочевой культуры в становлении мировой цивилизации в концепциях К.Ясперса, А.Вебера, А.Гумилева (см., например, книгу М. Ауэзова «Кочевники»). Не является ли влияние современной цивилизации «глобализирующим», нивелирующим, деструктивным? 9. У Киплинга есть зловещая притча о сушеной обезьяньей лапке. Этот талисман выполняет любые желания. Так, как он их понял… Его обладатель попросил у талисмана большую сумму денег, не оговорив каких-либо условий. И деньги вскоре были получены, как компенсация за гибель одного из его близких.
Кто же виноват в этом? Наверное, любой ребёнок, не задумываясь, обвинит лапку и потусторонние могущественные силы, стоящие за ней. Посоветует выкинуть лапку и не иметь больше дела ни с чем подобным. Взрослый может увидеть причину несчастья и в отсутствии мудрых людей (компетентных в проблеме экспертов), которые могли бы предупредить о возможной цене принятых решений. Возможно, они посоветуют не расставаться с лапкой, предвидя ситуации, в которых без ее помощи не обойтись. С другой стороны, корень зла можно увидеть в темноте и невежестве того, кто обратился за помощью к могущественным силам, не подозревая о возможных неприятностях. Отношение общества, массового сознания к научным исследованиям поразительно напоминает отношение ребёнка к сушёной обезьяньей лапке. Вопрос: является ли повышение могущества человечества путём научно-технического развития верным и разрешающим все проблемы? а. да. Напрасно мракобесы вешают на науку всех мыслимых и немыслимых собак; б. нет. Решение проблемы низкого уровня (материального обеспечения) создает проблемы высшего уровня (социальные, духовные, экономические и др.), и так - до бесконечности. в. другие варианты (желательно, с точки зрения системной нелинейности). Ваше личное мнение? Тестовые задания: Выберите правильный ответ из следующих утверждений: 1.Свобода – это (с точки зрения диалектического материализма): а. возможность человека делать то, что он хочет; б. свобода - это осознанная необходимость; в. свобода - это добровольное следование долгу; г. свобода - это умение подчинять все своей воле; д. свобода - умение действовать на основе познанной необходимости; е. свобода - это то, что невозможно устранить; ж. свобода не существует, является лишь выдумкой. 2. Высшая цель культуры (с точки зрения современной науки): а. создание условий для формирования личности; б. выработка алгоритма творчества; в. человек как личность;
г. сама культура как самоцель. д. разрешение противоречий путем практической преобразовательной деятельности человека. 3. Какое, по Вашему мнению, понимание духовности является наиболее правильным: а. духовный человек - это тот, который низшие потребности подчиняет высшим; б. духовность - это приобщение к мировому духу, разлитому в пространстве Вселенной; в. духовный человек - это тот, кто верит в Бога; г. духовность - это синоним бескорыстия; д. духовность - это приобщение к мировой культуре, активное ее обогащение. 4. Каково, по Вашему мнению, правильное понимание сущности человека: а. сущность человека закодирована в генах и передаётся по наследству при рождении человека; б. сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений; в. сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности, социализации. г. сущность человека зависит от божественной благодати. д. сущность человека есть совокупность потоков высших энергий и информации Космоса. 5. Выберите из приведенных определений правильное понимание сущности практики (с точки зрения современной науки): а. практика - это весь опыт человечества, накопленный за многовековую историю; б. практика-это человеческая деятельность на основе познанной истины; в. практика - то, что ведет вперед; г. практика - это совокупность экспертных данных, выработанных путем научных исследований. Темы докладов и рефератов: 1. Культура как «очеловеченная» (вторая) природа. 2. Почему только единство человека с культурой обеспечивает развитие его разумности и духовности? 3. В каком смысле можно утверждать, что культура есть мера развития человеческого в человеке? 4. Наследование биологическое и социальное. 5. Чем отличается приспособительная деятельность животных от практической деятельности людей. 6. Формирование личности как смысл и цель культуры. Диалектическое взаимодействие личности и культуры. 7. Духовная жизнь общества и ее структура. 8. Творческие возможности человека и их социальная востребованность / невостребованность.
9. Сущность творческой деятельности, признаки творческого продукта и творческое отношение человека к миру. 10. Управление и самоуправление в деятельности человека. Социальное управление и его формы. 11.Творчество и свобода. Саморегуляция, иерархия и управление в природе и обществе. 12. Авторитарный и демократический стили управления. Самоуправление как высшая форма социальной регуляции. 13. Культура как опосредующее звено в отношении человека к миру. 14. Виды познания; взаимодействие познавательной и практической деятельности. Роль художественной интуиции в этом процессе. Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|