Уровень ценностных ориентаций
К этому уровню относится прежде всего то, какое значение придает педагог воспитанию в педагогической и — шире — общественной жизни, т. е, его взгляды на роль воспитателя. К этому же уровню относится личностная значимость воспитательной деятельности, насколько профессиональная деятельность «погружена» в сферу личностных смыслов педагога. Можно говорить, по крайней мере, о трех вариантах соотношения личностного и профессионального в воспитателе: 1) воспитательная деятельность не значима для педагога, он ее выполняет не более чем формально — ролевым образом (профессиональное не является личностно значимым); 2) воспитательная деятельность — один из личностных смыслов педагога, наряду с другими, не менее важными (профессиональное — одна из личностно значимых сфер); 3) воспитание — ведущий, приоритетный (чуть в более мягкой формулировке — один из ведущих) смысл жизни. Ожидать устойчивого результативности воспитания от деятельности «формально-ролевых» воспитателей не приходится. Но и педагоги из другой крайней группы не всегда успешные воспитатели. Иногда в этом случае противоречие между преданностью воспитательному делу и неуспешностью создает драматические, а то и трагические коллизии. Уровень базовых социальных установок. В описании базовых социальных установок воспитателя удобно применить предложенное А. Б. Орловым понятие личностной центрации педагога (Орлов, 2002). Личностная центрация, по Орлову — это иерархия, соподчинение интересов воспитателя в педагогической сфере. Таких интересов и, соответственно, центраций, — шесть. 1. Сосредоточенность педагога на себе, своих переживаниях и мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников (Я-центрация). Обычное явление у начинающих воспитателей. У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению, признанию со стороны школьников остается надолго и проявляется в том, что он чувствителен к мнениям, оценкам воспитанников относительно себя. Уточним это положение. Дело не в наличии стремления к признанию школьниками (это есть у каждого педагога), а в том, что такой мотив, такой интерес является преобладающим, определяющим реакцию и поведение воспитателя. Классические заявления-переживания таких педагогов: «Они меня не любят, они не благодарны! ».
2. Решающая значимость для воспитателя мнения, оценки директора, завучей, «начальства». Активность, инициативность ради того, чтобы это мнение было положительным (центрация на администрации) Такая центрация прозвучала у нас вроде бы негативно, и основания для этого есть. Но не так уж все однозначно. Ведь директор, завуч, заместитель директора по воспитательной работе может быть для воспитателя по-настоящему компетентной, значимой опорой — аналитиком, судьей профессиональности его действий. Типичные высказывания (скорее, не высказывания, а мысли) административно-центрированного педагога: «А что скажет, подумает обо мне руководитель NN? » 3. Приоритетное значение оценки коллег. Действия, поведение в интересах ее поддержания (если она положительная) или улучшение этих оценок (центрация на коллегах). Иногда она носит жестко конформный характер, подстройки под общепринятые способы работы при наличии несовпадающей с этими приемами собственной позиции. «А что скажет, подумает коллега М. М.? », — частая мысль таких педагогов 4 Ориентация на оценки родителей учеников. Стремление выглядеть наилучшим образом в их глазах. Опять-таки речь идет не о самом таком феномене, а о том, когда он подавляет другие ориентации (центрация на родителях воспитанников). В последние годы, пожалуй, такая центрация встречается все чаще. Для этого есть и объективные основания — медленное, но верное нарастание определенных педагогических ожиданий, заказов с родительской стороны. Предположительно, эта центрация более свойствена учителям негосударственных школ.
5. Сосредоточенность на содержании и способах своей, воспитателя, деятельности. Повышенный интерес к передаваемой ребятам информации, увлеченность изобретением, апробированием, перестройкой способов педагогических действий. А ради чего? «Ну, это же здорово, интересно! » — говорит воспитатель. Вопрос – кому? В ответ молчание, потому что искренний ответ: «Мне, педагогу» (Термин А. Б. Орлова - методическая центрация). Методикоцентрированные воспитатели могут быть весьма творческими, а то и знаменитыми педагогами. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство. Вероятно, прохождение через такую центрацию — это норма, особенно для творческих, креативных людей. 6. Приоритетный интерес к развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям (центрация на школьнике). А. Б. Орлов называет ее гуманистической центрацией, подчеркивая, то только педагог с такой центрацией наиболее адекватно соответствует сути педагогической профессии. По нашему мнению (оно подкреплено наблюдениями и пробными исследованиями), есть, по крайней мере, еще одна центрация воспитателя. Это интерес к школьникам как к группе, классу, преобладающий над интересом к отдельным воспитанникам (центрация на группе). Воспитатель такого типа искренне, увлеченно работает со своим классом, клубом, отрядом, но у него «почему-то» не хватает времени на отдельных Маш и Петь. А может, это тоже этап в личностно-профессиональном развитии педагога? Этапность в развитии мотивации педагога упоминалась у нас уже не раз. Остановимся на этой теме специально. Ей посвящены ряд зарубежных и отечественных исследований, самое интересное из которых — версия психолога и педагога К. Г. Митрофанова (Митрофанов, 1991). Он называет четыре основные этапы раз-вития мотивации воспитателя и учителя: - стремление к признанию, к самоутверждению; - акцентировка на содержании воспитания, обучения; - повышенный интерес к способам педагогической работы; - преобладание интереса к пониманию и развитию школьника. Отметим, что мотивы по К. Г. Митрофанову близки по содержанию к центрациям А. Б. Орлова. На любом из этапов воспитатель может застрять навсегда. Но если ему повезет и он «движется», то можно добраться до верхней ступеньки мотивации. Темп движения – весьма различен. Для кого-то и трех-четырех лет достаточно на пробег по всей лесенке мотивов. Но чаще всего длина пробега — 10—15 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|