Младший школьник и младший класс.
Младший школьник и младший класс. Потребности. Ведущая потребность — быть школьником. Она складывается из стремления соответствовать внешне, поведением роли школьника, из желания быть успешным в учебной работе, из ориентации на признание этой «школьности» сначала учителем, а позже (второй-третий класс) и сверстниками, из хотения быть вместе с одноклассниками. Образ себя отражает осуществленность — неосуществлснность этих стремлений. Типичные доминанты восприятия себя младшеклассниками как школьников, как «уже взрослых», как успешных — неуспешных, умеющих — неумеющих в учении и в обще-нии. Еще один штрих — социально-педагогическая самокатегоризация (Я-«второклассник». Я-«бэшник», не «ашник»…). Эти черты образа Я младшеклассника отражает мир школьных реалий. Но в личностном развитии младшего школьника существует мощная сила, дополняющая, а то и конкурирующая с миром реалий — мир воображения, мир образов фантастического Я («Я как принцесса», «как герой — черепашка Ниндзя», «как зверушка», «как Чип и Дейл»). Деятельность. Интенсивное формирование познавательной деятельности (для большинства) как переход от феномена «почемучек» к освоению, как ценности, умений учения (начиная с базовых умений читать, считать, писать). Развитие коммуникативной, «общенческой» деятельности как желаемого, по правилам, взаимодействия с учителем, так и учебно-делового общения с одноклассниками. Неучебное общение же формируется медленнее, стихийно, не являясь чаще всего предметом специальной педагогической заботы. Привлекательны совместная познавательная и игровая (как ролевая, так и «подвижная») деятельности. Содержание межличностного общения — инструментальное-событийное-ситуативное. Разговоры, как правило, о том, что делаем, о том, что происходит сейчас, сегодня; гораздо реже «о вчера и завтра». Взаимоотношения в классе дифференцированы относительно несложно и находятся под сильным влиянием оценок учителя. Типичные группы общения — 2—3 человека (это неверно для игровых и организованных ситуаций).
Основные ожидаемые роли учителя — судья и защитник. Потенциалы личностного развития: рефлексия в учении (путь формирования учения как осознанной, осмысленной учебной деятельности); социальная рефлексия как первый этап осознанного отношения к общению, к совместной деятельности; укрепление чувства успешности. Перейдем теперь из начальной школы в среднюю. Младший подросток и подростковый класс. Потребности. Главная, выходящая понемножку на первый план, потребность быть, казаться взрослым. Быть взрослым имеет, конечно, свой возрастной облик. Если для младшего школьника быть взрослым — быть школьником, то для младшего подростка образ меняется, отождествляясь с самостоятельностью («я не маленький! »), независимостью от взрослых в общении, с самостоятельной реализацией своих интересов. Образ Я. Сфера развития (и деформаций в развитии) образа Я — восприятие себя как ценного, любимого для товарищей, для родителей. Если в товарищеской сфере идет интенсивное становление соответствующих представлений, то в родительской, иногда и в учительской сферах, скорее, ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия. На грани фантастического и реального Я происходят также примечательные события: соотнесение себя и перенос на свое фантастическое Я героических, романтических эталонов, соответствующих социокультурным образцам, в частности идеалам мужественности и женственности. Деятельность. Начало интенсивной дифференциации значимой деятельности — от учения и общественных деяний до бродяжничества и мелких антисоциальных свершений. Внутренний критерий дифференциации — поиск деятельности, где Я успешен, а если не успешен, то свободен, а значит, и самостоятелен.
Привлекательны разнообразие и эмоциональность в совместной деятельности, создающей возможности самоутверждения, признания в глазах сверстников и групповой идентификации («Мы 5Б» — не такие, как «А»! ”). В сфере группового общения — обострение разделения групп общения по признаку пола; продолжение центрации содержания общения на событийности, действиях (теперь и совместной деятельности); расширение временного масштаба, втянутого в общение; размягчение заданной школьными правилами нормативности; развитие мотивации общения от «быть вместе» до стремления к признанию в группе. Ожидания от учителя, воспитателя справедливости, умения удивить тем, что ценится в данном возрасте, организации интересной деятельности. Потенциалы личностного развития: развитие социальности и индивидуальности подростка. Социальность в качестве умения товарищеского общения. Индивидуальность: развитие интереса к своему Я как субъекту деятельности и общения, развитие рефлексии по поводу своей успешности и особенности в общении и деятельности. Следующий возраст — старший подросток — мост от возраста-старта (младший подросток) к возрасту-цели (юность! ). Чтобы его характеризовать, недостаточно знать, откуда он движется, важно знать и куда. Поэтому прежде чем описать особенности старшего подростка охарактеризуем ранний юношеский возраст.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|