Юноши, девушки и старший класс.
Юноши, девушки и старший класс. Прежде чем начать характеристику ранней юности, сделаем одно замечание-сомнение. Кого, собственно, нам описывать: старшеклассника? учащегося профессионального училища? учащегося колледжа? работника? Наше поле — первые три категории. Именно в этих ипостасях юноши, девушки остаются пока еще объектом воспитания. Но будет в нашем описании и крен, уклон — старшеклассник как «существо», более изученное (по крайней мере, в нашей стране). Потребности. Ведущие потребности — в общении, в обособлении, в жизненном самоопределении как более или менее осознанном принятии и выработке своей личной индивидуальной позиции в отношении мира, себя, своего настоящего и будущего. Образ Я. Открытие, познание мира своих переживаний, выработка отношения к ним, стабилизация образа тела и его возможностей (физического Я), поиск своего взрослого поведения, в том числе укрепление представлений о себе как о мужчине или женщине. Деятельность. Формирование деятельности, целенаправленно обращенной на свое Я, — на самопознание, самоопределение, самореализацию. Построение избирательной перспективно значимой (в частности, профессиональной) деятельности. Совместная деятельность привлекательна как пространство для общения и группового, коллективного обособления; как экстремальная деятельность, требующая повышенных физических, психических, личностных усилий, в формах, соответствующих молодежным, в частности субкультурным, эталонам группового поведения. Общение — акцентировка в групповом общении на смешанных (юноши и девушки) приятельских группах. Содержание общения задается стремлением к самоопределению: личностному и групповому, ситуативному и «стратегическому». Формы общения находятся под влиянием юношеской субкультуры (в современных условиях, точнее, субкультур).
Ожидания от воспитателя: прежде всего понимание. И только потом консультации в деятельности и поступках. Иногда учитель, воспитатель — персонифицированный эталон для себя (юноши, девушки) в будущем. Потенциалы развития. Все, что побуждает к индивидуальному и групповому самоопределению: личностно ориентированное проблемное общение; социально значимая экстремальная деятельность; деятельность, позволяющая быть на уровне субкультуры; ситуации выбора (в учении, в общении, в общественных деяниях…) Ну, а теперь, когда второй край моста — юность — очерчен, вернемся к переходному возрасту старшим подростком. Старший подросток и подростковый класс Потребности. Быть взрослым — как освоение внешнего «рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости. Причем взрослые для подростка — это не весь мир старших, а ближайшие старшие: юные и молодые! Стремление к самоутверждению себя в роли взрослого, в том числе через демонстративное участие в субкультурных юношеских группах. Образ Я — противоречивый и неустойчивый, сочетание детского Я и становящегося взрослого Я. Противоречиво все: представление и отношение к своему изменяющемуся физическому облику; отношение к своему характеру, способностям; оценка себя как субъекта общения (в том числе межполового) и субъекта деятельности. Освоение деятельности: Нарастание избирательности, индивидуализации в выборе и освоенности вида деятельности. Осознанное стремление к деятельности, создающей шансы на самоутверждение и возможность самореализации. Совместная деятельность привлекательна, если она сочетается с широким групповым общением и обособлением в формах, как помогающих идентифицироваться с ближней взрослостью — юностью, так и противостоящих «дальней» взрослости.
Общение. Развитие общения, на основе взросло-юнощеских эталонов экспрессивной (выражающей чувства, отношения) и инструментальной (связанной с действиями, предметной деятельностью) его сторон. Развитие взаимодействия, взаимодополнения этих сторон общения. Стремление к общим, групповым переживаниям. Появление, как правило, на деятельной основе, смешанных (девушки-подростки и мальчики-подростки) приятельских групп. Ожидания от учителя, воспитателя. Относительно организации деятельности — ожидание позиции «советчика», промежуточной между младшеподростковой — «организатора» и юношеской — «консультанта». Нарастающая потребность в признании со стороны воспитателя (если он значим, референтен) достижений и подтверждении своей, подростковой, взрослости. Оценка воспитателя с точки зрения эталонов привлекательности, женственности, мужественности. Потенциалы развития. Побуждения к открытию себя как личности и индивидуальности. Опыт социально значимой групповой деятельности с возможностями группового и личного самоутверждения. Освоение взрослых форм личного и группового общения. Символизация перехода от детскости к взрослости, от подросткового возраста к юности. ** Но воспитанник — это столько же возраст, сколько индивидуальность. Поэтому следует испробовать и другой взгляд на воспитанника — как на особенность, непохожесть, неповторимость, самобытность. Понятие индивидуальность в психологии – сложное и противоречивое. Есть, по крайней мере, две трактовки этого термина: индивидуальность как неповторимость человека во всех его измерениях — телесном, психическом, социальном, духовном, и индивидуальность личности (близкие понятия — яркая личность, особенное в личности). В соответствии с нашим замыслом будем говорить об индивидуальности личности. Нас интересует взгляд на индивидуальность с точки зрения воспитательного воздействия, влияния. Традиционно в педагогике и педагогической психологии работа с индивидуальностью понимается как влияние на школьника с учетом его индивидуальных особенностей: внимания, памяти, темперамента, эмоциональной сферы… Обычно это и называют индивидуальным подходом в обучении и воспитании. Но это только его один, объектный (! ) вариант. Воспитатель может работать с индивидуальностью и принципиально по-другому, создавая возможности для проявления субъектного начала растущего человека (стимулируя самопознание школьника, создавая ситуации выбора и расширяя сферы для самореализации). Очевидно, что приоритет именно этого, субъектного варианта отвечает задаче влияния на развитие личности.
Как же реализуется такой подход? Построим ответ на этот вопрос в форме типологий индивидуальностей. Первая типология будет классификацией индивидуальностей по склонностям к развитию в той или иной личностной сфере: 1) школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере; 2) школьники, ориентирующиеся на художественную сферу (имажетивное развитие); 3) воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий (инструментальное развитие); 4) воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей (социальное развитие). Соответственно, возникают и специфические воспитательные задачи: обращенность воспитателя к мысли, мышлению, логике для «интеллектуалов»; к образу, символу во взаимодействии с «художниками»; к построению возможностей опыта практических действий для «инструменталов»; к организации развивающего взаимодействия, квазипедагогического, квазиуправленческого для «социалов». Посмотрим теперь на развитие индивидуальности личности с точки зрения того, какие формы деятельности и общения адекватны потенциалам конкретной личности (вторая типология). Можно говорить, по крайней мере, о пяти таких формах: - склонность к индивидуальной деятельности; - склонность к совместной, групповой, коллективной деятельности; - приоритетность межличностного общения; - акцентировка на групповом общении; - склонность к ситуациям публичности — действиям, выступлениям перед «массой». Наконец, еще один подход — с точки зрения решения специфических воспитательных задач при различных отношениях школьника к себе, своим проблемам, возможностям их решения.
Итак: (а) школьники, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях; (б) воспитанники, которым необходима поддержка в их стремлении что-то понять и изменить в себе; (в) школьники, которым требуется активное участие педагога в их отношениях с собой как формирование, создание нового понимания себя и активное подталкивание к соответствующей самореализации; (г) воспитанники, которым нужно весьма жесткое руководства их действиями и энергичное стимулирование их обращенности на себя. Эти воспитательные задачи не прикреплены навсегда, крепко-накрепко к работе с конкретными школьниками. Но при всей их динамичности, изменчивости соответствующая акцентировка плодотворна Мы, конечно, не исчерпали проблему влияния на развитие индивидуальности школьника. Скорее, только обозначили возможные педагогические взгляды. Сочетания выделенных типов дают 80 вариантов воспитательного подхода к воспитаннику. Это не так уж мало для практических действий. Но это всего несколько красок на богатой палитре личности школьника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|