Вопросы для обсуждения и исследования.
Вопросы для обсуждения и исследования. 1. Основные понятия и механизмы сформулированы в работе преимущественно на языке «деятельностной психологии». Каков может быть ряд исходных понятий и механизмов психологии воспитания на языке других психологических направлений (когнитивной психологии, экзистенциальной психологии, психоанализа)? 2. Не мешает ли отечественная традиция различения воспитания и обучения выявлению сущностных механизмов влияния на развитие человека как психологической целостности? 3. Не является ли различение мотивов и ценностей излишним, не описываются ли ими в различной терминологии одни и те же психологические феномены? НФ ИнфАг " Евразия" Код 317064Б 5. 05. 2031 Интервью мэтра археопедагогики М. В. Богуславского Корреспондент " Евразии" С. Петров . Мэтр, в научном сообществе прошла волна дискуссий по поводу ваших идей о резервах науки. Несколько слов об этом для наших пользователей. В чем суть ваших идей? Богуславский Михаил Викторович . А суть в том, что науку всегда двигали не профессионалы, а дилетанты Дилетанты не знают, что правильно, что неправильно, и выдвигают идеи без оглядки на нормы. Профессионалы, научные работники, важны. Но их функция — не развитие познания, а поддержка, закрепление достигнутого уровня понимания. По-крайней мере, для педагогической науки это так. Кто развивал педагогическую науку — философ Дьюи, врач Корчак, бомж Руссо, писатель Толстой, психотерапевт Роджерс, культуролог Гусаковский и даже мой любимый Вентцель — не совсем педагог. С. П. Мэтр, я вижу у вас на дисплее информационную карту по Стругацким. Это имеет отношение к роли дилетантства в науке?
М. В . Да. И Стругацкие на дисплее не случайно. Они великие дилетанты. 50—60 лет назад Аркадий Натанович и Борис Натанович уже утверждали, что развитие общества — его педагогизация. Да, да, именно та идея, вокруг которой схлестнулись в последний год персоноцентристы и социоцентристы И известная, любимая цитатчиками фраза из " Хищных вещей. ". " Где-то создают новую педагогику" — это о педагогике детскоцентричного социума. Вспомним — в Совете Земли больше всего учителей и врачей (" Полдень XXII века" ), драма и порыв педагогических лицеев (" Отягощенные злом " ), " тайна личности" (" Жук в муравейнике" ) — " не совершать необратимых поступков" (тот же " Жук... " ), сворачивание операции " Ковчег", ради благополучия Малыша (" Малыш" ). И потрясающая безопасность мира людей для мира детей — все эти побеги ранним утром из интернатов... С. П . Из интерната! М. В . Да! Из интерната. Я вас понимаю. Мы привыкли к безусловной приоритетности семейного очага, а закрытые воспитательные учреждения воспринимаем как вынужденные, как следствие несовершенства общества И интернатоцентризм Стругацких (помните — " Полдень.. ", " Трудно быть богом", " Гадкие лебеди", " Радуга" ) выглядит как-то старо и даже дико. Но вглядимся, вглядимся. Ведь это странные учреждения — интернаты Стругацких. У каждого ребенка свой учитель и свой врач. Можно убежать на весь день, вернуться, и никаких отрицательных последствий. Юный Тойво Глумов то ли в интернате, то ли дома — и понять нельзя (" Жук в муравейнике" ) Может быть, там, за пределами нашего XXI века, понята диалектика открытости (мира) и закрытости (острова). С. П . Вы сказали учитель и врач. М. В . Да, да! И еще наставник. И все это не совсем по-нашему. Врач не лечит, а оберегает здоровье. Учитель не преподает, а общается, прямо-таки психолог, а то и психотерапевт, наставник не учит, а открывает мир профессии и жизненных смыслов.
С. П . Но получается человек в тисках другого человека.. М. В . Вы, молодой человек, не читали А. Б. С. Не сердитесь, не сердитесь — ну не перечитывали. Вспомните — главная обязанность учителя XXII века — понимать и создавать доверие. Обратимся снова к " Жуку". " Я думал о нем в десять раз больше, чем о другом ученике", — говорит учитель Льва Абалкина. Там же: "... Десять лет попыток установить контакт". И эти вечные страдания и проблемы: право влиять и границы влияния; что ведет человека — разум или совесть, идти от себя или от идеала, где грань свободы и оберегания - неразрешимые дилеммы педагогического мира. Остается повторять за великим учителем из " …сорок лет спустя", Георгием Александровичем Носовым: " Какой я вам терапевт, самый обыкновенный пациент". С. П . Вы вместе с А. Б. С. меня убедили — это про нас, про наш век. Но мы всё время говорим об этике. Педагогика же — технология! М. В . Да, да! И может быть, самое поразительное — Стругацкие одержимы технологией. Колдун в " Обитаемом острове" отвечает на вопросы вопросами, и не на все. Макс, там же, равен с Гаем в обращении - не опекает, но заботится в действии. Учитель Тенин включается в игровое общение с " экипажем" Комова. Сергей Павлович Федосеев присоединяется к отвергаемому Леве Абалкину, спасая с ним червяков. Малышу дается право выходить на общение со Стасем, когда он, Малыш, хочет, за Стасем же — обязанность включаться в этот контакт С. П . Но все это почти аксиомы. М. В . Да, аксиомы для профессионала! Задача сделать их аксиомами для общества. Надо закрыть, завершить педагогику. Необходимо открыть социопедагогику Главный вопрос полдня XXI века — не как воспитать людей, а как сделать мир чувствительным к личности и ее развитию. И давайте, молодой человек, поставим здесь многоточие Я, знаете ли, в это время чай пью. С. П . Спасибо, мэтр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|