Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения и исследования




Вопросы для обсуждения и исследования

1. Но если воспитанник — индивидуальность, уникальность, не есть ли идея знания его общих характеристик бесполезный миф?

2. По каким признакам можно судить об уровне актуального личностного развития, а по каким о зоне ближайшего развития школьника как личности?

3. Не есть ли миф теоретическое представление о воспитаннике как индивидуальности, ведь любое описание индивидуальности есть отнесение к какому-то типу?

 

НФ

Информационная карта воспитанника.

Рекомендована к использованию Высшим консультационным советом по педологии и воспитаники. РАО—111 — «Евразия».

26 сентября 2046 г.

Код 363932Д

1. Прошлое

1. 01. Ф. И. 0.

1. 02. Год, месяц, число, час рождения.

1. 03. Место рождения: страна, регион, населенный пункт, место (дом, клиника, другие варианты), ориентация при рождении относительно геомагнитного поля.

1. 04. Сроки беременности.

1. 05. Солнечная и геомагнитная активность в течение беременности (индексы Девиша — Прокопьсва), природные феномены в день рождения.

1. 06. Психофизиологическая зрелость при рождении (индекс Аршавского — Корлугги).

1. 07. Индексы информационных карт матери, отца, генных доноров.

1. 08. Врожденные биологические особенности.

1. 09. Биологические предрасположенности.

1. 10. Социально-психологические предрасположенности (индекс Берна — Горлач).

1. 11. Социокультурные предрасположенности (индекс Мид — Омельченко).

1. 12. Структура жизненного пути. Ключевые жизненные события (по А. и Е. Кроникам).

1. 13. Развитие Я-концепции.

1. 14. Ежегодные показатели интеллектуального развития.

1. 15. Ежегодные показатели эмоционального развития.

1. 16. Ежегодные показатели моторного развития.

1. 17. Развитие коммуникативной зрелости — качественный анализ.

1. 18. Динамика социально-психологических индексов.

2. Настоящее

2. 01. Субъективные показатели здоровья и физического развития.

2. 02. Субъективные показатели здоровья — самочувствие.

2. 03. Я-образ: полнота, гармоничность, адекватность, принятие себя.

2. 04. Соотношение реального, идеального и фантастического Я. Кумиры.

2. 05. Типы психологических защит развитость, конструктивность.

2. 06. Гармоничность — дисгармоничность сознания, бессознательного, метасознательного.

2. 07. Соотношение биологических, социальных, душевных и духовных потребностей. Ведущие потребно­сти.

2. 08. Интересы, увлечения, хобби и парахобби. Предпосылки способностей.

2. 09. Ориентации в отношении прошлого, настоящего, будущего.

2. 10. Профессиональные и квазипрофессиональные склонности.

2. 11. Образ жизненного пути. Сценарии и образы будущего. Масштабные фьючеры (по А-И. Федорову).

2. 12. Локус контроля. Чувство источника. Причинные схемы.

2. 13. Межличностные отношения, позиции, роли. Удовлетворенность по­зицией и ролью.

2. 14. Индексы и варианты личностно-групповых отношений. Особенности самокатегоризации.

2. 15. Внушаемость. Эмоциональная сснзитивность. Интеллектуальная лабильность.

2. 16. Индивидуальные когнитивные стили (по Колга и Холодной). Полезависимость — поленезавнсимость.

2. 17. Экстравертность — интравертность в смысле В. Мерлина и в смысле К. Юнга.

2. 18. Акцентуации характера. Акцентуации личности.

3. Перспективы

3. 01. Влияние — внешние факторы: качественная характеристика у суммарные индексы по макро, мезо и микроситуациям в ближайшей и отдаленной перспективе (по Чандра — Сарв).

3. 02. Влияние — внутренние факторы: сценарии отношений к себе и к миру в статике и динамике.

3. 03. Возможные педагогические тактики в личностной и социоличностной сферах. Сценарии и вероятности последствий.

3. 04. Возможные тактики в когнитивной сфере. Сценарии и вероятности последствий.

3. 05. Потенциалы саморазвития и самокоррекции.

3. 06. Оптимальные типы воспитателей (ранжировано по три для каждой сферы).

3. 07. Индекс воспитуемости (в стандартной семизначной форме).

 

2. 3. Воспитатель

Что воспитывает в воспитателе? Где прячется его воспитательная сила? В личности педагога? Во владении эффективными способами работы? И в том, и в другом?

Поясним эту проблему метафорой. Два стрелка стреляют в цель. У одного меткий глаз и твердая рука, у другого глаз не такой острый и рука не такая твердая. Если стрелки стреляют из одинаковых ружей — результат ясен. Но если «меткому глазу» дали кремневое оружие, а «нетвердой руке» современное оружие с оптическим прицелом — результат становится не таким предсказуемым. Метафора вроде бы ясна: автор на третьей позиции — личность плюс способ. Но это не совсем так. В формуле Л(личность) + С (способ) самое неясное середина — значок плюс!

Усложним нашу формулу.

Личность, личностное в деятельности — это прежде всего мотивы и ценности действующего.

Мотивы и ценности — это предпосылки выбора способа действия, и превращения его в личностный, индивидуальный стиль.

Среди понятий, описывающих мотивационную сферу человека (потребности, мотивы, интересы, стремления, установки и т. д. ), наиболее корреспондирующее обсуждаемому вопросу — установки.

Установка — это неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность к определенному восприятию, пониманию, переживанию, поведению.

Установки, по А. Г. Асмолову (Асмолов, 2007), определяют устойчивость, определенность протекания деятельности.

Вторая сторона мотивационно-ценностной сферы — ценности — описывается чаще всего понятиями убеждения, взгляды, ценностные ориентации.

В нашем случае это как педагогические, так и общие жизненные убеждения, ценностные ориентации.

Внушающая доверие схема, объединяющая установки и убеждения предложена В. А. Ядовым (Ядов, 1985). Это концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности.

Система диспозиций (установок, ценностных ориентации) по В. А. Ядову обладает двумя важными характеристиками:

- иерархичностью (поуровневостью строения);

- соответствием каждого уровня иерархии тому или иному фрагменту реальности, охватываемой активностью личности.

Низший уровень — уровень фиксированных установок — проявляется в конкретных ситуациях (для педагога это реакции на высказывания учеников, на их отдельные действия).

Уровень социальных установок (в терминологии англоязычной литературы аттитьюдов) обнаруживается в непосредственном взаимодействии людей в масштабах конкретной деятельности и общения.

Уровень базовых социальных установок соотносится с профессиональной (в нашем случае воспитательной) сферой в целом.

Уровень ценностных ориентаций проявляется в отношении к деятельности в целом и ее месте, значении в жизни человека.

Воспользуемся этой схемой для описания диспозиций воспитателя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...