Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кратко о кашмирском шиваизме




Кашмирский шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма, основанная Васугуптой ок. 850 г. Другие названия — кашмира-сампрадайя, трика-шасана, пратьябхиджня-даршана, тантрический шиваизм. В современном своем виде восходит ко временам Васугупты (IX век), когда началось возрождение пришедшей в упадок древней традиции. Представляет собой умеренно теистическую и весьма монистическую школу. Часть ответвлений кашмирского шиваизма (особенно школы кула и крама) по характеру практики являются больше шактистскими, нежели шиваитскими, и сильно связаны с тантрическим шактизмом школы каула. Фактически, многие кашмирские шиваиты являются одновременно и шиваитами, и шактистами. Высшая Реальность (Шива) кашмирскими шиваитами понимается как одновременно трансцендентная и имманентная. Большое значение придается практике кундалини-сиддха-йоги как успешному средству в достижении Самореализации. Кашмирский шиваизм демонстрирует глубокое и разнообразное знание и детальное понимание процессов человеческой психики. Одни кашмирские шиваиты озабочены больше достижением трансцендентного состояния сознания Шивы, нежели практикой преданного служения Личностному Богу. Другие, шактистски ориентированные кашмирские шиваиты напротив, больше внимания уделяют преданному почитанию Шивы и Шакти, а также совершению тантрических ритуалов, включая практики "тантры левой руки" (вамачара). Садхана должна вести к поглощению объектов (мира) в субъекте (Самости), до тех пор пока не будет осознан факт уже существующего полного единства Шивы, мира и душ. Душа должна немедленно осознать, что она в своей сущности есть не что иное, как Сам Шива, а мир — внешнее выражение осознания собственного "Я". Просветления надо не "достигать", а скорее "раскрывать", "обнаружить" его в процессе молниеносного освобождения, что известно как пратьябхиджня ("вновь-узнавание"). Практическому осуществлению пратьябхиджни способствуют четыре взаимосвязанных упайи, пли метода Самореализации: анавопайя (обычная йога и кундалини-сиддха-йога), шактопайя (мантра-йога и джняна-йога), шамбхавопайя (высшая йога Шивы, практикуемая учителями и самыми продвинутыми йогинами) и анупайя ("не-метод"; спонтанная Самореализация без каких-либо усилий). Священные писания, на которые опирается кашмирский шиваизм, подразделяются на три группы: Агама-шастры (шиваитские и шактистские Агамы, Тантры и Шива-сутра), Спанда-шастры (Спанда-карика и комментарии к ней) и Пратьябхиджня-шастры (Ишвара-пратьябхиджня, Пратьябхиджня-хридаям и др.). Кашмирские учителя всегда славились своей ученостью. Ими написано множество важнейших трактатов по Тантре и шиваизму: Тантралока и Тантрасара Абхинавагупты, Махартха-манджари Махешварананды, комментарии Кшемараджи к Шива-сутре и другим текстам. После мусульманского завоевания Кашмира кашмирский шиваизм пришел в упадок, перестал быть широко распространенным, но сохранился как живая эзотерическая традиция. В настоящее время число его последователей крайне незначительно, но в целом эта школа сохраняет существенное влияние на духовную жизнь Индии.

Упайя. "Средство". Термин, используемый в кашмирском шиваизме для описания средств перехода от индивидуального к космическому сознанию. Анавопайя: "индивидуальные или ограниченные средства". Иначе называется крийопайя, путь ритуального поклонения, хатха-йоги, концентрации и йогического дыхания. Шактопайя: "способ силы". Активный поиск с ментальным усилием и с акцентом на управлении сознанием, джапе и медитации. Шамбхавопайя: "способ Шамбху (Шивы)". Иначе называется иччхопайя, "способ воли". Заключается в том, чтобы видеть Шиву повсюду, предаться Богу. Анупайя: "отсутствие способа". Это, собственно, не средство, а цель первых трех упай — трансцендентное состояние Сознания Шивы. Спонтанная реализация "Я" без усилий. Иначе называется пратьябхиджня-упайя, "способ признания".

Цитата:
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами.
"Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма". Словарь

}


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

Духовный магнит Кашмирской долины 6
Ученый и практик-мистик 13
Последний мастер устной традиции 18
Линия передачи Лакшманджу 24
Заключение 28

БЛАГОДАРНОСТИ 30

ВВЕДЕНИЕ 32

Контекст 32
Встречас мастером 33
Окружающая обстановка 39
Его жизнь 42

Текстуальный контекст 50

Обзор 50
Лекции по практике и Лекции по дисциплине 50
Тайное Знание Кундалини 51
Пятнадцать стихов мудрости и Вхождение в Высшую Реальность 52
В заключение 53

ОДИН. Пятнадцать стихов мудрости 55

ДВА. Лекции по практике 70

1. Первая лекция 70
2. Вторая лекция 82

ТРИ. Вхождение в Высшую Реальность 91

Сущность тридцати шести элементов 103
ЧЕТЫРЕ. Лекции по дисциплине 107

1. Пятьниям 107

Шауча 108
Сантоша 109
Тапасья 11О
Свадхьяя 111
Ишвара-пранидхана 112

2. Пять моральных предписаний 113

Ахимса 113
Сатья 122
Астэя 123
Брахмачарья 124
Апариграха 128

ПЯТЬ. Тайное Знание Кундалини 129

Кама-кала 133
Прана-кундалини 139
Инициация пронизывания 145
Высшая Кундалини 149

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
(Ланс Э. Нельсон)

Благодаря ему после кажущегося сокрытия возродипась и заняла прочные позиции устная традиция передачи, так как Свами — не только обладающий глубокими знаниями ученый, но и настоящий йоин и джнянин — мистическим образом пережил то, на что впервые пролил свет древние шиваитские учителя Кашмира, в особенности Абхинавагупта.

Лилиан Сильбурн*

* Lilian Silburn «Гимны Абхинавагупты» (Институт индийской цивилизации, Париж, издательство de Boceard, 1970).

Моя память снова и снова возвращает меня в конец шестидесятых, когда, будучи еще неопытным новичком, я случайно натолкнулся на маленькую книжицу Пола Репса «Плоть Дзэн. Кости Дзэн». Это подлинно духовное произведение, ставшее классикой, и сейчас привлекает к себе большое внимание. Не говоря уже о тонком изложении ста одного восхитительного рассказа дзэн, более всего мне запало в душу описание его странствия в Кашмирскую долину, знаменитую своими горными красотами и поэтому прозванную индийской Швейцарией. В этом месте он осознал, что его предчувствие было ни что иное, как важнейший додзэновский текст Виджняна Бхайрава Тантра — основное священное писание Кашмирского Шиваизма. Я снова и снова переживаю восхищение и непостижимым образом возникающий душевный подъем, вызванный этим коротким, но чрезвычайно сильным и глубоким текстом в интерпретации Репса. Название этого текста — «Движение к центру» — вытекает из практики. Однако я был еще более пленен рассказом Репса о его случайном знакомстве со святым Свами Лакшманджу, который открыл ему этот текст и перевел его. Сейчас, перечитывая слова Репса, я вновь испытываю тот эмоциональный, интеллектуальный и духовный толчок, результатом которого стала моя дипломная работа по индийской философии. Репс пишет:

Кашмирский шиваизм

Странствуя по несказанно красивой долине Кашмира, чуть выше Шринагара, я неожиданно натолкнулся на уединенное жилище Лакшманджу. Отсюда открывался вид на зеленые рисовые поля, сады Шалимара и Нишат Багх, окаймленные цветами лотоса озера. С вершины струились горные потоки.

Вот Лакшманджу — высокий, полнотелый, сияющий — приветствует меня. Он открывает мне древнюю доктрину... Я вижу Лакшманджу, посвящающего всего себя претворению учения в жизнь. *

* Paul Reps «Плоть Дзэн. Кости Дзэн» (Нью-Йорк, издательство Anchor Books, стр. 159-160).

Таковым был мой первый опыт знакомства с этим удивительным шиваитским святым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...