Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий
Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории. Принципы отражают: · фундаментальные основания бытия и познания; · имеют статус философских аксиом; · задают начальные условия познанию; · обусловливают его характер; · лежат в основе законов и категорий диалектики; · придают знанию системность и целостность; · в познании и практике выполняют нормативную функцию. Принципы диалектики: · принцип связи; · принцип развития. Связь явлений (такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом), имеет универсальный характер. Смысл принципа связи состоит в утверждении и обосновании тезиса: «все в этом мире со всем взаимосвязано». Содержание данного принципа подтверждается существованием различных уровней связи (между объектами и системами неорганической природы, органической природы, общества). Смысл принципа развития состоит в обосновании и доказательстве тезиса: мир как совокупность его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии (например, эволюция форм отражения, антропосоциогенез). Закон — это объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью. Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи миру в целом и отдельным его сторонам и объектам. Основные законы диалектики: · закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей; · закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; · закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике, причине развития («почему происходит развитие?»). Закон утверждает, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. В связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними. Содержание данного закона раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство противоположностей», «борьба противоположностей», «тождество», «различие». Противоположности — это основные стороны, тенденции предмета (процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и являются источником развития. Например, в неорганической природе: вещество и поле, частицы и античастицы, притяжение и отталкивание; в живой природе: ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость; в обществе: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, сознательность и стихийность; в познании: анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум. Противоречие — подвижное отношение между противоположностями. Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая — его упразднения. В динамике противоположностей эти функции меняются местами. Например, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую роль в развитии последних, затем превращаются тормоз для их развития. Типы противоречий: · основные (характеризуют саму сущность предмета) и неосновные (между взаимосвязанными явлениями); · внутренние (взаимодействие противоположных сторон данного предмета) и внешние (отношения предмета с окружающей его средой);
· антагонистические (непримиримая враждебность интересов) и неантагонистические (общность коренных интересов). Антагонистические противоречия преодолеваются: 1) их овладением путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей; 2) устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающими в необходимых случаях применение насилия государственными органами. Единство противоположностей — отношение совпадения, тождества между противоположными сторонами. Борьба противоположностей — противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении. Этапы взаимодействия сторон целого по Гегелю: · тождество; · различие; · противоположность; · собственно противоречие. Маркс между тождеством и различием дополнительно поместил категорию «двойного существования» (переходное состояние объекта). Этапы взаимодействия сторон целого (тождество, двойное существование, различие, противоположность и собственно противоречие) вызывают состояние: · гармонии; · дисгармонии; · конфликта противоположностей. Гармония связана с взаимоукреплением сторон, где каждая способствует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом (динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы). Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной из сторон за счет другой. Характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках определенного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса. С точки зрения классической диалектики борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. В борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Интеграционные мировые процессы поднимают значение единства противоположностей, а сохраняющаяся дифференциация — борьбы противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает характер, механизм развития («как происходит развитие?»). Содержание данного закона раскрывается через категории «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок». Качество — категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество обнаруживает определенность объекта через совокупность его свойств. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов, и одновременно специфику данного конкретного образования. Количество — категория, характеризующая темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития или интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеряется средствами математического знания (число, величина). В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры). Мера — это интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера выражает относительную устойчивость объектов. Качественное преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому. Излишнее количество приводит систему к потере ряда возможностей, она становится аритмичной, порождает безмерность. Скачок — это переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое (в результате превышения меры). Скачок означает: · перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления; · превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями, их разрешение; · момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). Закон отрицания отрицания вскрывает направление и форму, структуру процесса развития («куда направлено развитие и в какой форме оно осуществляется?»).
Содержание данного закона раскрывается с помощью категории «диалектическое отрицание». Диалектическое отрицание — категория, отражающая закономерный процесс перехода явления в иное качественное состояние вследствие развития его противоречий. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: 1) деструкцию прежнего (разрушение, преодоление); 2) кумуляцию (частичное сохранение прежнего, преемственность, трансляцию); 3) конструкцию (созидание нового). Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции. Например: · разрушение командно-административной системы; · сохранение традиций патриотизма и интернационализма, профессионализм кадров; · внедрение новейших технологий в планово-рыночное хозяйствование, сочетание экономических, социальных и экологических регуляторов. Закон говорит о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой — повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (характеризуется преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали). Преемственность (сохранение старого в новом) выражается в том, что: 1) старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия; 2) сохранение низших форм организации материи в высших; 3) отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания есть метаморфозы (изменения), которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования; 4) сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т. е. преобразованном виде. Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности. Схематично данный закон можно представить в виде триады: «тезис – антитезис – синтез» (утверждение – отрицание этого утверждения – отрицание отрицания, т. е. снятие противоположностей). Гегель дал ей название «отрицание отрицания». Неосновные законы диалектики — это законы между парными диалектическими категориями: · закон единичного и общего (всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления); · закон необходимости и случайности (необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими; вместе с тем синергетика установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон));
· закон содержания и формы (содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс); · закон причины и следствия (свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин); · закон возможности и действительности (развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями); · закон сущности и явления (в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность); · закон части и целого (развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей). Категории диалектики — всеобщие нормативы познавательно-мировоззренческого отношения человека к действительности, отражают объективный мир, выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практики. Относительная устойчивость бытия (структурно-функциональное единство предметов и бытия в целом в пространстве) отражается в следующих категориях: · «единичное – особенное – общее»; · «многое – единое»; · «сходство – различие»; · «качество – количество»; · «простое – сложное»; · «часть – целое»; · «системность», «структурность»; · «конечное – бесконечное»; · «форма – содержание». Изменчивость бытия (становление и превращение вещей, движение и развитие объектов во времени) отражается в следующих категориях: · «причина – следствие»; · «случайность – необходимость»; · «возможность – действительность»; · «явление – сущность». Функции диалектики: · мировоззренческая; · логическая; · методологическая; · оценочно-социальная. Материалистическая диалектика функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания. Все предметы познания диалектика считает постоянно изменяющимися, а знания о них — преимущественно относительными, требующими учета конкретного контекста познания. В арсенале современной диалектики все чаще используются идеи диалога, сотрудничества, коммуникативного действия, ненасилия, взаимопонимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|