Генезис, структура и функции сознания
Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в диалектико-материалистической философии. С точки зрения философии марксизма предпосылками становления сознания выступают: · эволюция свойства отражения, присущего всей материи; · развитие зачаточного интеллекта животных; · переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; · развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Отражение — всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего. Основные формы отражения: · отражение в неживой природе; · биологическое отражение (раздражимость, возбудимость, психика, сознание). Сознание — высшая форма отражения, функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов. Отличие сознания человека от психики животных: 1) целеполагание (способность прогнозировать свою деятельность); 2) абстрактное мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии); 3) самосознание (возможность выделения себя из внешней среды); 4) язык (вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям). Структура сознания: · интеллект; · эмоции; · воля; · внимание; · память. Сознание человека не сводится к интеллектуальному отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного.
Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля — сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках. Направленность психических процессов (как познавательных, так и эмоционально-волевых) выражается во внимании. Сознание человека также невозможно представить себе без памяти — способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии. Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Уровни бессознательного: 1) неосознанный психический контроль за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением элементарных нужд и потребностей тела (обеспечивает большую скорость и точность операций, высвобождает сферу сознания для решения творческих операций); 2) процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее их осознания, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления); 3) некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции. Структура психики человека по З. Фрейду: 1) «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты); 2) «Я» (сознание); 3) «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я» будучи связанным с «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) выделила в индивидуальной психике наличие архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира историческими предками человека.
Социально-критическая стратегия в развитии постклассической философии (марксизм, неомарксизм, постмарксизм) вслед за немецкой классической философией, выделив в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием общественное сознание, поставила вопрос об их социокультурной детерминации. Виды сознания: · общественное; · индивидуальное; · классовое; · национальное; · групповое и т. д. Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Индивидуальное сознание — неповторимый духовный мир конкретного человека. Типы сознания: · обыденное сознание (возникает в процессе повседневной практики стихийно, является эмпирическим отражением внешней стороны действительности, направлено по получение непосредственной пользы, это несистематизированное знание, не подвергающееся рефлексии); · теоретическое сознание (отражает существенные связи и закономерности действительности, оно систематизировано, направлено на выяснение истины, хранится и передается в знаковой форме). Уровни общественного сознания: · общественная психология; · общественная идеология. Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений. Психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Идеология — система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся программы деятельности. Идеология не возникает стихийно, это дело политиков, экономистов, юристов, историков, философов, деятелей науки и искусства. В сознании идеология утверждается с помощью средств информации, системы образования и воспитания. Формы общественного сознания: · классические (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное);
· новые (экономическое, экологическое, демографическое, историческое и др.). Любая форма общественного сознания действует в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень ее выраженности зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием. Основные функции сознания: 1) познавательная (сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осуществлять акты самопознания); 2) целеполагающая (ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде); 3) регулятивная (регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью); 4) креативная (определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования). Социокультурная размерность сознания. Язык и мышление
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|