Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генезис, структура и функции сознания




Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в диалектико-материалистической философии. С точки зрения философии марксизма предпосылками становления сознания выступают:

· эволюция свойства отражения, присущего всей материи;

· развитие зачаточного интеллекта животных;

· переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда;

· развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

Отражение — всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.

Основные формы отражения:

· отражение в неживой природе;

· биологическое отражение (раздражимость, возбудимость, психика, сознание).

Сознание — высшая форма отражения, функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов.

Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание (способность прогнозировать свою деятельность);

2) абстрактное мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии);

3) самосознание (возможность выделения себя из внешней среды);

4) язык (вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям).

Структура сознания:

· интеллект;

· эмоции;

· воля;

· внимание;

· память.

Сознание человека не сводится к интеллектуальному отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного.

Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля — сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках.

Направленность психических процессов (как познавательных, так и эмоционально-волевых) выражается во внимании.

Сознание человека также невозможно представить себе без памяти — способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно.

Уровни бессознательного:

1) неосознанный психический контроль за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением элементарных нужд и потребностей тела (обеспечивает большую скорость и точность операций, высвобождает сферу сознания для решения творческих операций);

2) процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее их осознания, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления);

3) некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.

Структура психики человека по З. Фрейду:

1) «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты);

2) «Я» (сознание);

3) «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.).

«Я» будучи связанным с «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними.

Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) выделила в индивидуальной психике наличие архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира историческими предками человека.

Социально-критическая стратегия в развитии постклассической философии (марксизм, неомарксизм, постмарксизм) вслед за немецкой классической философией, выделив в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием общественное сознание, поставила вопрос об их социокультурной детерминации.

Виды сознания:

· общественное;

· индивидуальное;

· классовое;

· национальное;

· групповое и т. д.

Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности.

Индивидуальное сознание — неповторимый духовный мир конкретного человека.

Типы сознания:

· обыденное сознание (возникает в процессе повседневной практики стихийно, является эмпирическим отражением внешней стороны действительности, направлено по получение непосредственной пользы, это несистематизированное знание, не подвергающееся рефлексии);

· теоретическое сознание (отражает существенные связи и закономерности действительности, оно систематизировано, направлено на выяснение истины, хранится и передается в знаковой форме).

Уровни общественного сознания:

· общественная психология;

· общественная идеология.

Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений.

Психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею.

Идеология — система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся программы деятельности.

Идеология не возникает стихийно, это дело политиков, экономистов, юристов, историков, философов, деятелей науки и искусства.

В сознании идеология утверждается с помощью средств информации, системы образования и воспитания.

Формы общественного сознания:

· классические (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное);

· новые (экономическое, экологическое, демографическое, историческое и др.).

Любая форма общественного сознания действует в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень ее выраженности зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием.

Основные функции сознания:

1) познавательная (сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осуществлять акты самопознания);

2) целеполагающая (ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде);

3) регулятивная (регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью);

4) креативная (определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования).

Социокультурная размерность сознания. Язык и мышление

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...