Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурные характеристики человеческого бытия




Механизмы социокультурной детерминации личности:

· генетический (процессы социализации личности);

· функциональный (основные формы жизнедеятельности человека);

· телеологический (исходные ценностные ориентации человека, определяющие смысл и цели существования).

Социализация представляет собой процесс приобщения человека к социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями.

Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда осваивается язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Формирование ценностных установок во многом зависит от опыта детского восприятия родителей и их отношений.

Ситуативность и стихийность социализации в рамках семьи корректируется обществом посредством такого специального института, как образование.

В широком смысле образование — это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, его цель — формирование необходимого для той или иной культуры уровня знаний и соответствующей системы мировоззрения.

Структура образования:

· познавательно-информационные;

· социально-институциональные моменты (конкретные образовательные институты: школы, университеты, академии и т. п.);

· комплекс исторически конкретных субъект-субъектных связей и отношений («учитель-ученик»).

Образование подчинено ценностным и инструментально-техническим требованиям эпохи. Например, современная общеобразовательная школа возникла не только благодаря тенденциям демократизации общества, но и как механизм обеспечения массового промышленного производства.

В современных футурологических моделях выдвигаются идеи о замене учителей компьютерами как более мобильными и эффективными источниками информации.

Информационное общество радикально трансформирует сложившуюся модель образования. Современная культура переживает настоящий информационный бум, ориентирует личность не столько на усвоение готового комплекса знаний, сколько на развитие самих навыков учебы («научить учиться», быстро адаптироваться к новой ситуации и перестраивать привычные знания).

Образование подготавливает личность к реальному функционированию в социальных системах.

Основные функциональные характеристики человеческого бытия в обществе и культуре:

· деятельность ( способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя);

· коммуникация (процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия).

Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Структура трудовой деятельности(по К. Марксу):

· субъект деятельности;

· объект деятельности;

· цель деятельности;

· средства деятельности;

· предмет деятельности;

· продукт деятельности.

Причиной деятельности является необходимость удовлетворения потребностей, которые составляют реальные цели деятельности.

Постановка цели предполагает определение путей ее достижения, что отражается в понятии средств деятельности.

Продукт деятельности — это «опредмеченная цель».

Предмет деятельности вносит существенные коррективы не только в окончательный продукт, но и в средства деятельности и сам механизм целеполагания.

В средствах деятельности фокусируется технический уровень эпохи, который определяет конкретный стиль жизни и тип личности.

Существует устойчивая зависимость между доминирующими орудиями труда и содержательно-ценностными характеристиками самого человека. Например, доцивилизационные общества культивировали в человеке качества, как бы продолжавшие фундаментальные свойства огня как основного гаранта существования первобытных племен (агрессивность, динамизм, мощь). Традиционные культуры, связанные с использованием тягловой силы животных, идеализируют такие черты характера, как выносливость, работоспособность. Переход к индустриальному обществу связан с возникновением образа «человека-машины», а постиндустриальная культура симпатизирует «человеку-компьютеру».

Творчество — вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. Творчество всегда индивидуализировано и конкретно. В шедеврах творчества объективируются уникальный авторский опыт и мастерство.

Деятельность описывает способ отношения человека к объективной действительности, общение характеризует сферу межличностных (субъект-субъектных) отношений.

Коммуникация — понятие, обозначающее процесс обмена информацией.

В структуре коммуникации выделяют:

· двух как минимум субъектов взаимодействия;

· тему (предмет) коммуникации;

· ее цели;

· сообщения-тексты;

· средства их трансляции.

Особое значение имеют материальные средства передачи информации. Например, в доиндустриальных обществах доминирующее значение имела аудио-коммуникация. Изобретение печатного станка означало переход к видео-коммуникации. Для современной культуры характерна разветвленная система массовой коммуникации.

Новый характер коммуникационные связи получили в связи с созданием в 80-х гг. ХХ в. международной информационной сети — Internet.

Интернет позволяет активно участвовать в процессах создания и функционирования информационных потоков, расширяет границы межличностного общения, формирует новый тип человеческой «причастности» друг к другу, обществу.

Интернет способствует не только новым человеческим возможностям, но и новым проблемам, среди которых не последнее место занимает дефицит реального, а не виртуального общения.

Общение процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. В общении акцент делается не столько на информационных, сколько на личностных аспектах. Собеседник представляет интерес как личность, способная понять и оценить твою жизненную позицию.

Общение всегда диалогично. Диалог порождает чувство сопричастности чужому опыту и чужой реальности. Одновременно диалог — это условие самопонимания и саморазвития личности, где посредством Другого мы конкретизируем собственные жизненные установки и ценности.

Диалог является методологически перспективным выходом из традиционной оппозиции индивидуализма и солидаризма. Солидаризм основан на идее сущностного единообразия человеческой природы, на восприятии Другого как «друга», однако опасен возможностью тоталитарного подведения социума под единую унифицирующую матрицу. Индивидуализм исходит из установки: «Человек человеку — волк» (Т. Гоббс). Уникальность личности здесь выступает непреодолимым препятствием для ее социальной идентификации и адаптации.

Сосуществование этих двух тенденций в современной культуре привело к возникновению феномена «массового человека». Его характеристиками являются:

· унифицированность;

· стандартизированность мышления и существования;

· автономность, изолированность от Другого.

Объединение в массу рождает ощущение единства целей и интересов.

А. Шопенгауэр сравнил людей в массе с «мерзнущими дикобразами», которые хотят, но полностью никогда не могут согреться.

«Массовый человек» преодолевает противоречие индивидуального и солидарного на уровне бессознательного, путем отказа от контролирующего диктата разума и воли. Диалог соединяет людей в совокупности их целостного индивидуального опыта.

Таким образом, человек должен стать целью развития, «мерой всех вещей», интегрирующей в себе смыслы не только собственного бытия, но и существования космоса, природы, общества, культуры, Бога.

ТЕМА 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...