Роль практики в процессе познания
Практика — это предметно-чувственная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира с целью удовлетворения их потребностей. В процессе практики человек создает новую реальность — мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер. Основные виды практической деятельности: · материальное производство; · социально-политическая деятельность; · научный эксперимент. Функции практики в познании: · составляет основу, источник познания, поскольку пронизывает все его формы; · дает исходный материал познанию и формирует цели познания; · выступает как критерий истины, позволяет сопоставлять знания о мире с самим миром, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т. е. всегда исторически конкретна, ограничена в средствах материализации идей и поэтому относительна как критерий их проверки. Например, практика древних греков не позволяла доказать делимость или неделимость атомов. Но это не означает, что истина отсутствует, истина формируется, истина есть процесс. Критерием истины является практика, взятая в процессе своего развития. Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, необходимо разобраться, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит восхождение от неполного и неточного знания к более полному и точному. ТЕМА 7 НАУКА И ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС Понятие науки. Наука как деятельность и социальный институт. Специфика научного познания
Наука — специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Наука — феномен культуры и социальное явление. Развитие науки как социального института: 1 этап институализации науки — XVII в.: появляются первые сообщества ученых и оформляется статус науки. 2 этап институализации науки — XIX – начало XX в.: происходит соединение науки и образования, осознается экономическая эффективность науки, прогресс общества связывается с внедрением научных знаний в производство. 3 этап институализации науки — середина XX в.: в связи с развитием высоких технологий изменяются формы трансляции знания, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым. Наука как форма духовной деятельности людей направлена на производство знаний, своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов. Социокультурные особенности научной деятельности: · универсальность; · уникальность; · нестоимостная производительность; · персонифицированность; · дисциплинированность; · демократизм; · коммунальность. Классификация наук По предмету и методам познания выделяют: · науки о природе; · науки об обществе; · технические науки. По специфике изучаемого объекта выделяют: · естественные; · социально-гуманитарные; · технические. По «удаленности» от практической деятельности выделяют: · фундаментальные; · прикладные. Философия науки исследует общие характеристики научно-позна-вательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т. п. Специфические особенности научного познания:
· объективная истинность; · логическая обоснованность; · системность; · эссенциальность; · опережение практики; · общезначимость; · специфический язык науки; · научные средства. Проблема генезиса науки. Динамика науки и феномен научной революции В формировании и последующей динамике науки выделяют 2 стадии: · зарождающаяся наука (преднаука); · собственно наука (научно-теоретическое знание). Собственно наука как феномен и ценность культуры оформляется к XVII в. Начиная с XVII в., в исторической динамике науки складываются 3 типа научной рациональности и выделяют 3 этапа эволюции науки, характеризующих ее преемственное развитие: Классическая наука охватывает период, ограниченный двумя научными революциями — с начала XVII до середины XIX в. Классический тип рациональности акцентирует внимание на объекте исследования. Характеризует этот этап механистическая картина мира и рассмотрение изучаемых объектов как малых систем, где свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Неклассическая наука развивается с конца XIX в. до середины XX в. (ее становление связано с третьей научной революцией конца XIX в.). Для этого этапа характерны революционные перемены в различных областях знания (в физике, в космологии, в химии, в биологии). Создаются кибернетика и теория систем. Неклассической рациональности свойственна идея взаимосвязи объекта исследования и средств и операций исследования, новые представления об активности субъекта познания. Постнеклассическая наука формируется в середине XXв., развитие этого этапа продолжается и сегодня. В последнюю треть XX в. происходят новые глобальные изменения в основаниях научного знания (четвертая глобальная научная революция). Научные знания применяются практически во всех сферах социальной жизни, происходит революция в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация, дорогостоящие приборные комплексы). В комплексных исследовательских программах принимают участие специалисты различных областей знаний. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся открытые исаморазвивающиеся системы.Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.
Развитие науки происходит · остенсивным путем ( постепенное накопление знаний) и · интенсивным (научная революция)путем. Научная революция — это период распада господствующей парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки» — периоду спокойного, остенсивного развития научного знания, когда господствует установившаяся научная парадигма. (Т. Кун) Первая научная революция ( XVII в.). Ее результатом было возникновение классической европейской науки (механики и физики), сформировался особый тип научной рациональности. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию. Вторая научная революция (конец XVIII – первая половина XIX в.). Произошел переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др. вносит в картину мира идею развития, возникают идеалы эволюционного объяснения. Третья научная революция (конец XIX в. – середина XX в.). Характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности. Происходят революционные преобразования в физике — релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т. д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Четвертая научная революция (последняя треть XX столетия). Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|