Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания
Структура познавательного процесса: · чувственное познание («живое созерцание»); · рациональное познание (абстрактное мышление). На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной, образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Рациональное познание воплощается в мышлении и представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий. Эмпиризм — направление, признающее чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. Рациональная способность познания рассматривается только как механическое обобщение чувственных данных, не дающих содержательного прироста знаний. В рамках эмпиризма различают: · идеалистический (британский) эмпиризм (Д. Юм, Дж. Беркли), представители которого рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех человеческих знаний; · материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), интерпретировавший чувственные данные как отражение объектов и вещей материального мира. Рационализм — направление, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант. Среди философов-материалистов существовали критики эмпиризма и рационализма, пытавшиеся преодолеть эти две крайности. Одним из них был Ф.Бэкон. В познании, говорил он, надо избегать как узкого эмпиризма, для которого характерно собирание фактов и игнорирование теории, так и гибельного для науки догматизма, для которого свойственно пренебрежение фактами. Ученого-эмпирика он уподоблял муравью, а ученого-рационалиста — пауку, ткущему из себя паутину абстрактных схем. Настоящий ученый должен скорее походить на пчелу, которая, собирая нектар (факты опыта), перерабатывает их затем в мед науки (теорию).
Эмпирики и рационалисты не смогли объяснить диалектическую природу познания и остались в плену дихотомии чувственного и рационального. В действительности чувственное знание и абстрактное мышление взаимосвязаны друг с другом, они укоренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм деятельности человека. Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: · ощущениях; · восприятиях; · представлениях. Ощущение — это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений. Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Центральной проблемой чувственного познания является вопрос о природе и механизмах формирования субъективного (идеального) образа. Основные формы рационального познания: · понятие; · суждение; · умозаключение. Понятие — форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций).
Суждение — форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел. Умозаключение — форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение. Основной проблемой рационального познания является проблема формирования понятий и категориальной структуры мышления. В структуре рационального познания выделяют такие уровни, как: · рассудок; · разум. И. Кант считал рассудок такой формой категориального синтеза наглядных представлений, которая «подводит» их под понятия в соответствии с требованиями формальной логики по заданным в языке мыслительным схемам и алгоритмам. Разум характеризует человеческое познание как свободное, творческое, открывает человеку перспективу философского мышления. Рассудку свойственна сила суждения, он дает знание; разум умозрителен, поэтому ему доступно не только судить о вещах, но и понимать их. Покидая пределы опыта, разум неизбежно впадает в неразрешимые противоречия (антиномии). Позитивная оценка разума содержится в философии Гегеля. Разум способен мыслить противоречие как сущностную характеристику бытия, и это делает его уникальной и высшей способностью человеческого мышления, в сравнении с которой догматический рассудок выглядит ограниченным в своих познавательных возможностях. Диалектический разум привносит в познание интуитивно-иррациональные компоненты, которые получают у Гегеля название спекулятивного мышления. Его возможности безграничны, поскольку позволяют выразить невыразимое и зафиксировать творчески-созидательную природу духа в теоретической форме понятия. Целесообразность выделения в структуре рационального познания уровней рассудка и разума подтверждается данными современной нейрофизиологии. Согласно этим данным, существует функциональная асимметрия мозга, ответственная за существование двух разных типов мыслительной деятельности. Левополушарная часть мозга программирует функции логически-дискурсивного рассудочного мышления, правополушарная его часть ответственна за образно-эмоциональные и креативные функции.
В общем виде процесс познания изображен на рисунке 1: Процесс познания
Рисунок 1 — Процесс познания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|