Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология




Термин «культура» (от лат. cultura — «возделывание», «обрабатывание», «почитание») издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному.

В значении самостоятельного понятие культуры появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632–1694 гг.), употреблявшего его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, естественному, состоянию человека.

Задача философии культуры (термин «философия культуры» ввел в научный оборот в начале XIX в. немецкий романтик А. Мюллер) — раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой.

Культурология — междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью типологического, компаративного (сравнительного), структурно-функционального и других методов.

Основополагающими вопросами философии культуры являются следующие: что есть культура в целом? почему и для чего она возникла? какова ее инвариантная структура? какие законы управляют ее функционированием и динамикой? как связаны в этом процессе судьбы культуры и жизнь природы, изменения общественных отношений и трансформации человеческого сознания?

Функции философии культуры:

· осуществляет рефлексию над культурой в целом;

· эта рефлексия носит рационально-теоретический характер;

· задача философской рефлексии — выявить смысл и предназначение культуры как тотальности.

Становление философии культуры как самостоятельной области знания началось в XIX в.

Исследование сущности, природы и функций культуры — традиционная философская проблема.

Концептуальные модели осмысления феномена культуры:

· натуралистическая;

· классическая;

· неклассическая;

· постмодернистская.

Натуралистическая модель, сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое продолжение природы.

Французские просветители вместо понятия культуры использовали понятие цивилизации, трактуя последнюю как проект идеального социального устройства, основанного на разуме, справедливости и нравственности.

Немецкие просветители связывали понятие культуры с личностным развитием человека, а понятие цивилизации применяли для характеристики социально-политической жизни общества.

Классическая модель культуры сложилась в XIX в. Человек (субъект культуры) провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры.

Культура отождествляется с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества.

Культура отдельного человека выводится из надындивидуальной культурной реальности.

В основе данной модели лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма, евроцентризма.

Трактовка культуры как чисто духовного образования, воплощающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания.

Материалистическая интерпретация культуры вмарксистской философии: культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека.

В таком понимании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.

Неклассическая (модернистская) модель возникает в XX в. как реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоятельности и самоценности каждой культуры.

Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рассматривает культурную реальность как объект переживания.

Для модернистской модели культуры характерны пессимизм, идея абсурдности бытия, отказ от систематизации и упорядоченного моделирования мира, использование герменевтики как метода понимания фиксированных проявлений духовной культуры в ее исторических образцах.

Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности.

Она основывается на постулате о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации, сводимости всех проявлений культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их самодостаточности.

В результате распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип осмысления культуры — философствование без субъекта.

Теоретические подходы к исследованию и определению культуры в философии XX в.:

· аксиологический;

· деятельностный;

· семиотический;

· структуралистский;

· социологический;

· гуманитарный и др.

Деятельностный подход: культура предстает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Культура как системно организованная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы организации.

Акцентируя внимание на процессуальном характере культуры, такой подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая для философской ее интерпретации имеет фундаментальное значение.

Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование.

Культура — это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем.

В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков.

Аксиологический (ценностный) подход трактует культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы.

Аксиологическая интерпретация культуры дает возможность отдифференцировать культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения.

Рассматривая мир культуры с точки зрения его значения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.

Феномен культуры выступает как:

· мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

· сложная, многоуровневая система ценностей;

· совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;

· совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;

· источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;

· сфера проявления родовой сущности человека;

· форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.

Культура специфически человеческая деятельность, объективированная в материальных и духовных ценностях, в степени воплощения богатства социального опыта в духовном мире индивида, а, следовательно, в мере его саморазвития как универсального существа.

В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования.

Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой — выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации.

Духовная культура — это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире.

Социальные функции культуры:

· освоения и преобразования мира;

· коммуникативная;

· нормативная;

· функция накопления, сохранения и трансляции социальной информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...