Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномен человеческой телесности




В современной философии акцентируются проблемы человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы», связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире (проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д.). Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека. Особое значение в современных условиях социального отчуждения приобретает проблема свободы человека.

Последние десятилетия ХХ в. отмечены возрождением интереса к человеческой телесности. В истории философии и культуры интерпретации телесности проецировались на соответствующее понимание природы (тело-Космос, тело-механизм, тело-организм).

Современная трактовка отмечает включенность человеческой телесности в сложный контекст коммуникативных связей и отношений человека. Тело — социокультурный феномен, знаково-символическая система, определяющая культурный горизонт миропонимания человека.

Тело существует в двух проекциях:

· «тело-видимое» (тело-объект, встраивает себя в жесткую культурную матрицу приемлемых стандартов поведения, например, взгляд на себя в зеркало — это всегда оценка себя глазами другого);

· «тело-видящее» (тело-субъект, осуществляется в конкретности ситуации, всегда окрашенной уникальной гаммой чувств и впечатлений).

Жизнедеятельность «тела-внутреннего», его возможные проявления описываются современной философией через понятие телесности. Категория телесности описывает все то, что не поддается жесткому контролю разума и воли, но одновременно выступает как нечто первичное по отношению к любой структуре или организации.

Специфические феномены человеческой телесности:

· страдание;

· наслаждение;

· страх;

· эрос;

· агрессия;

· смех;

· плач;

· стыд.

Выделенные феномены телесности, проявляясь в форме индивидуально-психических реакций, немыслимы без сопутствующего культурно-исторического контекста. Культура формирует устойчивые стандарты и нормы практик телесности, очерчивает контуры анормального. Одновременно она создает и собственные легитимные каналы регуляции аффективного опыта (триллер, эротику, смеховую культуру и т. п.).

Такое переплетение индивидуально-психического и культурно-исторического можно проиллюстрировать на примере страха — психической реакции, связанной с предчувствием опасности.

«Логика» страха построена на дисбалансе знания и незнания (мы знаем источник опасности, но не можем быть уверены в возможности благополучного исхода). Страшит всегда что-то непонятное, незнакомое, однако собственно страх возникает в ситуации угадывания во враждебном объекте чего-то ранее пугающе известного.

Человека, лишенного страха, называют безрассудным: лишь ничего не зная и ничего не имея, можно позволить себе ничего не бояться. Особая притягательность страха покоится на естественном любопытстве узнать и понять неизвестность, сделать ее своей и тем самым развенчать как что-то пугающее и тревожное.

Страх и стремление к его преодолению становятся мощным импульсом культуры.

По мнению О. Шпенглера, благодаря страху перед неразведанным пространством возникают города и декоративно-монументальное искусство.

По мнению просветителей, страх перед природой создал богов. Человечество живет, преодолевая старые страхи и создавая новые. За различными культурно-историческими фетишами страха можно рассмотреть один неизменный сюжет — это страх перед смертью.

Смерть выступает как принципиально недоступная для человеческого познания terra incognito, непонятность которой создает богатую мифологическую традицию, питает наиболее глубинный, экзистенциальный человеческий страх.

Феноменами, помогающими преодолеть страх, являются агрессия и смех. Агрессия — это спонтанная реакция, связанная с «жаждой разрушения» (З. Фрейд), определяется борьбой за собственное существование. Смех — специфическая реакция на комическую ситуацию, дает человеку право и привилегию радоваться, несмотря на смерть и побеждая страх.

Сходные функции психологической разрядки выполняет плач — естественная альтернатива смеха. Трагическое и комическое в равной степени несут в себе элемент катарсиса, обновления. Стыд определяют как страх быть осмеянным.

Наиболее мощным жизнеутверждающим фактором в комплексе феноменов телесности является эрос. В современной философии он интерпретируется преимущественно в аспекте фрейдистской традиции как стремление к удовольствию, наслаждению.

Квинтэссенция эроса связана с реализацией сексуального инстинкта, однако ограничивать либидо исключительно сферой сексуальности неправомерно. Эрос выступает индикатором жизненных сил в целом, проявляется в жажде желать, любить, хотеть.

Эрос ориентирован на что-то внешнее, избранный объект стремления необходимо приблизить и сделать своим, что делает эрос мощной интегративной силой. Не случайно в древних космологиях любовь понималась как единое организующее начало Универсума, собирающее космос в единый организм и придающее ему жизнь. Платон, например, состояние влюбленности отождествлял с манией, одержимостью, когда трезвые доводы рассудка отступают перед энергетикой желания.

Как правило, именно эрос задает конкретную направленность человеческих действий, вносит смысл в отдельные поступки, будучи сам подчинен исключительно инстинкту жизни и самосохранения.

Особый статус эроса в культуре определяется его творческими возможностями. Устремляя человека к чему-то временно недоступному, эрос преобразует как самого человека, заставляя его становиться лучше, так и вожделенный объект. Он дает первичный импульс любому творческому акту, вне зависимости от преследуемой цели (другой человек, истина, власть, благо).

По своей направленности эрос противоположен феномену агрессии, ориентирующей на разрушение, а не на созидание. Эрос и агрессия взаимно дополняют друг друга, поскольку создание нового предполагает разрушение старого.

Жесткое разделение феноменов телесности не представляется возможным. Современная философия исходит из приоритета телесности над рациональностью, предлагает именно на уровне тела найти разгадку человеческой личности.

Обеспечивая возможность природного существования человека, тело одновременно аккумулирует первичные знания о допустимом и невозможном в рамках той или иной культурной среды, обозначает спектр реакций на социальное окружение, обусловливает глубинные источники развития личности и культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...