Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Искусство — особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos — чувствующий, чувственный). Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен. Эстетические переживания — атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире. Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.). Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение. Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях: 1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности; 2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры — художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей. Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.
Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука — эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном). Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и другими философами. Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие. Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис. Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге — воспроизводства человека как универсального и целостного существа. Функции искусства: · познавательная; · воспитательная; · аксиологическая; · коммуникативная; · эстетическая. 9.3.3. Религия как форма духовной культуры Религия (от лат. rеligiо — «благочестие», «набожность», «святыня») — мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека. Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:
· определение сущности религии и места в системе мировоззрения; · выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса; · экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др. Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Поэтому религия — универсальный феномен, ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека. В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии: · по мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли; · для Гегеля религия — самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом; · как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах; · Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни; · по мнению Э. Дюркгейма, религия — это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей; · 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа; · У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Религия — системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня — религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.).
Религиозный культ — совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации — это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа. Основным типом религиозной организации является церковь — религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами. Религия — явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3 ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ........................................................... 4 1.1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.......................................................................................... 4 1.2. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.................................................................................... 5 1.3. Системно-структурная и динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия................................................. 6 1.4. Принцип глобального эволюционизма......................................... 7 1.5. Пространственно-временная структура бытия. Пространство и время в неживой и живой природе.......................................................... 9 ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.................................................... 11 2.1. Понятие природы в философии и науке...................................... 11 2.2. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космоло- гическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы........ 13 2.3. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная
среда обитания........................................................................................... 14 2.4. Биосфера и закономерности ее существования........................... 15 2.5. Коэволюционный императив и экологические ценности совре- менной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы «общество-природа»................................................................................. 16 ТЕМА 3. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ........................... 18 3.1. Исторические формы диалектики................................................ 18 3.2. Диалектика и метафизика в истории философии......................... 20 3.3. Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий................................................................................... 21 3.4. Значение диалектики в познании и медицинской практике........ 27
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|