Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классические философско-исторические концепции.




1. Концепция культурно-исторических типов русского историка Н. Данилевского, которые «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают», совершая тем самым замкнутый цикл развития.

Выделяя в развитии человечества десять культурно-исторических типов как относительно самостоятельные цивилизации, Н. Данилевский отмечает, что для каждого из них характерны единый язык общения, разнообразие этнографического материала, политическая независимость и способность к духовному развитию. Различает же их приоритет ценностных ориентаций: у древних греков — искусство, у римлян — право и политическая организация общества и т. д.

Перспективы славянской цивилизации оцениваются оптимистически, среди ценностных приоритетов выделяется приоритет справедливого устройства общественной жизни.

2. Концепция «морфологии культуры» немецкого философа и культуролога начала ХХ в. О. Шпенглера, который также признает близость истории общества природной истории, стремясь выявить специфику души культуры, составляющей высший этап общественного развития.

Говоря о существовании восьми великих культур в истории человечества, каждая из которых самоценна, О. Шпенглер обращает специальное внимание на западную культуру, которая с переходом западноевропейского общества на путь индустриального развития утрачивает творческий порыв и вступает в этап цивилизации — угасания культуры и господства материально-прагматических ценностей.

3. Концепция локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби. Основными этапами социодинамики являются:

· возникновение;

· рост;

· надлом;

· распад.

Выделяет в истории человечества 37 цивилизаций, исследует 21 и отмечает среди оставшихся в современном мире 5. А. Тойнби ставит вопрос о причинах их возникновения, развития и гибели.

Они состоят в действии двух механизмов:

1) механизм «Вызова-и-Ответа», означающий реакцию сообщества на внешние воздействия географической среды и других сообществ;

2) механизм «Ухода-и-Возврата» регулирует характер отношений между придающим импульс развитию общества творческим меньшинством (элитой) и обладающим способностью к подражанию (мимесису) и ассимиляции новаций большинством населения.

Распад локальной цивилизации происходит тогда, когда отсутствует достаточный Ответ на Вызов и когда творческое меньшинство, время от времени уходящее с позиций лидера «в тень» для восстановления сил, больше не возвращается, а его место занимает «подражающее большинство».

Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма».

Общим для них является констатация очевидной направленности и поступательности социально-культурного развития общества, различным — вектор этой направленности и характер смены качественных состояний социодинамики.

Прогресс — последовательное совершенствование общественной жизни и ее переход к более высокому качественному состоянию («восходящее» развитие).

Регресс — последовательное ухудшение состояния и деструкция форм организации общества («нисходящее» развитие).

Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в древнем мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому обществу периода цивилизации.

Ностальгическими настроениями пронизаны:

· концепция «возврата имен» древнекитайского философа Конфуция (VI–V вв. до н. э.);

· широко распространенные в древней Греции представления о минувшем «золотомвеке» у древнегреческого поэта Гесиода (VIII–VII вв. до н. э.);

· религиозно-богословские представления иудаизма и христианства (эсхатологии —учении о грядущем конце истории и финальной судьбе мира );

· воззрения французского философа-просветителя ХVIII в. Ж.-Ж. Руссо, который усмотрел в развитии культуры регресс человеческой свободы, составляющей главное достояние личности (если «естественное состояние» древнейшего человека характеризуется максимальной свободой, то в последующем он вынужден подчиняться все более набирающим мощь принудительным социокультурным нормам поведения);

· идейные течения экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма.

Прогрессизм оформляется в «век Просвещения» (ХVIII в.), полный надежд на всесилие разума и могущество преобразовательных возможностей человека, наделенного способностью познания природы и общества.

Рост знаний о мире породил идею социального прогресса:

· французский философ А.Тюрго («вся масса человеческого рода, переживая попеременно спокойствия и волнения, счастливые времена и годины бедствий, всегда шествует, хотя и медленными шагами, ко все большему совершенству»);

· французский просветитель Ж. Кондорсе дал наиболее полную прогрессистскую концепцию в философии истории ХVIII в., выделил десять последовательно сменяющих друг друга исторических эпох — от племенной организации человечества до эры долгожданного «действительного совершенствования человека», также связывал прогресс с развитием наук и человеческого разума;

· И. Кант, принимая идею прогресса, соотносит ее с «тайным планом природы в отношении человечества» и совершенствованием правовых, и особенно моральных, устоев общества;

· Г. Гегель, обусловливая закономерное развитие общества как сферы инобытия Абсолютной Идеи мировой разумностью, говорит о спиралевидной форме развития, в которой преемственно связанные и незамкнутые витки спирали образуют траекторию социального прогресса — действует «крот истории», придающий ей закономерный и направленный характер, критерием прогресса служит развитие свободы;

· марксистская интерпретация исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации (в структуру формации входят все существующие в данном обществе социальные отношения, характерные для него формы быта, семьи и образа жизни, ее основу составляет определенный способ производства, а в нем — производственные отношения и производительные силы; конфликт между ними, вызванный катастрофическим отставанием первых от вторых, ведет к смене способа производства и типа формации, а так как в организации общественного производства прогресс очевиден, то можно говорить и о прогрессе общества в целом).

В концепции К. Маркса отчетливо присутствует идея социального прогресса. Маркс как приверженец диалектики разделяет спиралевидную форму развития, сохраняя во взглядах на мировое сообщество верность прогрессивной направленности его развития.

Нелинейные интерпретации истории (постмодернистская концепция «постистории»):

· отстаивание множественности равноправных и самоценных форм общественной жизни;

· акцентирование внимания на плюралистичности и вариативности исторического процесса;

· подчеркивании роли социально-культурных альтернатив в истории;

· противоречивости развития общества.

Возникают концепции:

· «пределов роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз);

· «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон);

· «золотого миллиарда»;

· «конца истории» (Ф. Фукуяма).

Цивилизационно-стадиальная модель линейной интерпретации истории:

· концепция постиндустриального (Д. Белл, А. Турен);

· концепция информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлер).

Отсюда прогрессивная преемственность в концепциях постиндустриального общества трех стадий — доиндустриальной (традиционной, аграрной), индустриальной (промышленной, техногенной) и постиндустриальной цивилизаций, а в концепциях информационного общества(О. Тоффлер) трех «волн истории» — аграрной, промышленной и информационной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...