Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) спор о коллективной и личностной природе бессознательного




в) расхождение в вопросах терапевтической практики.

 

34. Концепция установки Узнадзе опровергает утверждение, согласно которому

а) объективная действительность не может непосредственно влиять на сознательную психику человека

б) объективная действительность сразу и непосредственно влияет на сознание человека

 

35. По своей природе невроз является расстройством

а) психическим

б) физиологическим

В) психосоматическим

 

36. Уровень психики, на котором формируется источник невротических реакций – это

а) рациональное сознание

Б) бессознательное

в) перцептивная сфера

 

37. Сторонники солипсизма понимают идеальное как

а) субъективный образ объективного мира

Б) сугубо субъективную реальность

в) объективно сущие мыслеформы

 

38. Является ли суждение «нет круглого квадрата» субъективным отражением объективного мира?

а) нет, поскольку идеальное корреспондирует с окружающей действительностью

Б) да, поскольку идеальное не сводится к механическому соответствию субъективного образа и объекта

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

 

 

1.Какое, указанное ниже, понятие отражает специфику социального бытия?

а) механическое единство

б) субстанциональная система

в) пассионароность

г) апперцепция

 

2.Термин «чифдом» в социально-исторической антропологии означает

а) земледельческую общину

б) протогосударство

в) группу охотников и собирателей

г) ранее государство

 

3.Что выступало в качестве основного фактора интеграции на стадии раннего государства?

а) кровно-родственные связи

б) индивидуальная воля

в) демографическое уплотнение

г) завоевания и аннексия соседей

4.Среди указанных ниже понятий выделите то, которое соотносится исключительно с социально-государственными характеристиками:

а) этнос

б) народ

в) народность

г) нация

 

5.К. Поланьи определил принудительное изъятие и концентрацию властью продукта с целью последующего вертикального перераспределения как

а) редистрибуцию

б) реципрокный обмен

в) конформистскую эгалитарность

г) синкретизм власти и собственности

 

6.Согласно структуралистской трактовке, социальное пространство представлено

а) совокупностью индивидов

б) государственно значимыми интересами

в) совокупностью социальных отношений

г) географическим локусом общества

 

7.Основной характеристикой социального пространства является

а) статичность

б) изотропность

в) фиксированные границы

г) иерархия

 

8.На какой основе общество интерпретирует структуру социального времени?

а) смена поколений

б) научные теории

в) ценности

г) природные явления

 

9.Что, согласно Э. Дюркгейму, лежит в основе категории времени?

а) ритм социальной жизни

б) особенности человеческой перцепции

в) онтологические закономерности

г) сотериологические мифы

 

 

10.Что выступает основной единицей социального времени в традиционном обществе?

а) экономические циклы

б) религиозно-мифологические события

в) периоды охоты

г) сезоны полевых работ

11.От какого фактора прежде всего зависит плотность социального времени?

а) место в социальной иерархии

б) интенсивность общественной практики

в) разделение труда

г) научно-технический прогресс

 

12.Существует ли более адекватный критерий социального статуса, нежели деньги?

а) свободное время

б) авторитет

в) недвижимость

г) престижная работа

д) нет такого критерия

 

13.Какте типы цивилизации можно выделить на основании отношения государства и общества?

а) эгалитарный и деспотический

б) тоталитарный и демократический

в) индустриальный и постиндустриальный

г) азиатский и европейский

 

14.Разделите следующие социальные институты на институты-субъекты и институты-механизмы:

 

Государство Партия Профсоюз Ассоциация Церковь Фирма Брак Семья Собственность Капитал Религия Право

 

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

1.Философия Нового времени заложила основы для понимания человека как

а) абстрактного объекта

б) конкретного индивида

в) родового существа

г) микрокосма

 

2.Для классической философии основной характеристикой человека была

а) производственные отношения

б) телесность

в) чувственность

г) рациональность

3.По определению Ч. Ламсдена, детерминизм «эпигенетических правил» выражается в

а) избирательной направленности фенотипической реакции человека

б) определении содержания реакции

в) генетической предопределенности поведения человека

г) способе культурного развития

 

4.Понятие «эволюционные императивы» в социобиологии в целом соотносится с

а) биологическим механизмом наследования

б) ментальностью

в) процессом социализации

г) общественным неравенством

5.Как Р. Доукинс называет культурный аналог гена как механизма наследования?

а) императив

б) матрица

в) пул

г) мим

 

6.Биологизаторскую и социологизаторскую трактовки человека объединяет то, что они

а) используют одинаковые методы исследования

б) исследуют общий предмет

в) представляют человека частью системы

г) видят в человеке уникальное существо

 

7.В отличие от сторонников социобиологии, Н. Моисеев понимает термин «коэволюция» как

а) биологические детерминанты культурного развития

б) космопланетарное положение человека в бытии

в) совпадение нравственного и технического прогресса

г) ведущую роль внебиологического типа развития

 

8.С точки зрения М. Мамардашвили, жизнь человека имеет смысл тогда, когда она конечна, потому что

а) человек должен уступить место своим потомкам во имя прогресса

б) только ограниченная ситуация генерирует порождение смыслов

в) никто не смог бы вынести бремя вечности

г) таким образом природа избавляется от отработанного материала

 

9.Мамардашвили полагал, что истинным предметом философии должно быть:

а) отношение сознания к материи

б) духовное бытие

в) проблема происхождения человека

г ) возможный человек

 

10.Кто из указанных мыслителей считал, что человек часто умирает, так и не став человеком?

а) Маркс

б) Фрейд

в) Ницше

г) Фромм

д) Маритен

е) Плесснер

 

11.Проводя аналогию с чертежом предмета, Франкл утверждал, что различные дисциплины создают специфические проекции, которые

а) формируют разностороннее знание феномена человека

б) могут быть интегрированы в целостную модель человека

в) представляют односторонние и несвязанные характеристики человека

г) не имеют смысла вообще

 

12.Современная антропологическая теория считает, что «недостающим звеном» антропогенеза является

а) неандертальцы

б) австралопитеки

в) кроманьонцы

г) «недостающее звено» до сих пор не обнаружено

 

13.Если бы гоминиды (предки человека) встали на путь биологической специализации, это означало бы

а) начало процесса, ведущего к внебиологическим формам адпатации

б) остановку эволюционных процессов

в) переход на качественно иной уровень приспособления

г) бифуркационную точку развития человека

 

14.Термин «социализация» относится к

а) высшим психическим функциям

б) телесным функциям

в) человеку как психосоматическому существу

г) эмоционально-чувственной сфере

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ

1.Кто из указанных ниже мыслителей придавал ценностям онтологический статус?

а) Платон

б) Гегель

в) Спенсер

г) Деррида

д) все ответы верны

е) верны первые два ответа

2.С точки зрения М. Шелера ценности представляют собой

а) совокупность равноправных систем, зависимых от культурно-исторической специфики

б ) априорные структуры, создающие онтологическую основу личности

в) артефакты материальной и духовной деятельности человека

г) результат особой нормативной деятельности человека

 

3.Расположите следующие пары ценностных суждений согласно иерархии, выделенной М. Шелером:

а) доброе – злое (3)

б) истинное – ложное (3)

в) приятное – неприятное (1)

г) прекрасное – безобразное (3)

д) благородное – подлое (2)

е) святое – нечестивое (4)

 

4.Поскольку человек является единственным известным существом, способным сказать «нет» естественным порывам во имя высших духовных ценностей, Шелер называет его

а) биологическим бунтарем

б) аксиологическим аскетом

в) нигилистом бытия

г) протестантом жизни

 

5.В «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн утверждал, что проблема ценностей и смысла человеческой жизни

а) находит в философии ложное решение

б) адекватно описывается в философском познании

в) должна быть формализована с помощью логических операций

г) принципиально невыразима в речевых конструкциях

 

6. Г. Риккерт определяет характер ценностей и их иерархии как

а) надысторический

б) культурно-исторический

в) индивидуально-психологический

г) материально-эмпирический

 

7.Согласно Г. Риккерту, отнесение к ценности является необходимым для

а) естественнонаучного познания

б) целерациональной деятельности субъекта

в) общезначимого познания индвидуального

г) социокультурного прогнозирования

 

8.Ценности, которые исследует М. Вебер, результируются в его концепции в понятии

а) интерес эпохи

б) мировая душа

в) абсолютный дух

г) протестантская этика

 

9.Поставьте в правильные отношения ценности и личностные мотивации, данные в концепции Г. Оллпорта:

 

мотивации ценности
1.Теоретическая   2.Экономическая   3.Эстетическая   4.Социальная   5.Политическая   6.Религиозная   Высшее единство (6)   Соревнование (5)   Любовь к народу (4)   Истина (1)   Польза (2)   Форма и гармония (3)

 

 

10.Приведите следующие категории в генетическую последовательность:

Ценности (3); интересы (2); потребности (1); цели (4).

 

11.Согласно какому основанию А. Маслоу выстраивал иерархию ценностей?

а) мотивации

б) акцентуации

в) потребности

г) ассоциации

 

12.С точки зрения В. Хесле, современная эпоха определяется фундаментальным несоответствием таких форм рациональности как

а) целевая и ценностная

б) религиозная и ценностная

в) метафизическая и ценностная

г) аксиологическая и ценностная.

 

13.В марксизме ценности считаются производными от

а) идеологии элиты

б) установок общественного сознания

в) геополитической специфики культуры

г) типа деятельности

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

1.Фаллибилизм как принцип научного познания означает

а) влияние бессознательных акцентуаций на результаты исследования

б) идеологические искажения результатов исследований

в) поиск логических ошибок с целью их устранения

г) принципиальную опровержимость научных теорий

 

2.Концепция научно-исследовательских программ принадлежит

а) К. Попперу

б) И. Лакатосу

в) Т. Куну

г) П. Фейерабенду

 

3.Структуру научно-исследовательской программы составляют:

а) ядро, защитный пояс, эвристики

б) гипотеза, теория, методология

в) проблема, решение, верификация

г) чувственный и рациональный уровни

 

4.Регрессивный этап развития научно-исследовательской программы характеризуется

а) увеличением числа междисциплинарных изысканий

б) ростом метафизических исследований

в) предвосхищением теоретических обобщений эмпирического познания

г) опережением роста эмпирических знаний темпов теоретических обобщений

 

5.Поскольку Т. Кун поставил развитие науки в зависимость от деятельности научных сообществ, то в его концепции характеристикой научного знания является

а) каузальная обусловленность

б) отсутствие преемственности

в) кумулятивизм

г) идеологическая индоктринация

 

6.Революционный характер развития науки в концепции Куна аналогичен эволюционным процессам в понимании

а) Ч. Дарвина

б) Кювье

в) К. Линнея

 

 

7.Этап парадигмального развития науки Кун называет

а) нормальной наукой

б) паранаукой

в) инновацией

г) научной революцией

 

8.Согласно П. Фейерабенду, рост научного знания происходит в процессе

а) сегментации

б) секуляризации

в) партиципации

г) полиферации

9.Какое место Фейерабенд отводил науке относительно других форм знания?

а) считал науку генетически высшим типом познания

б) уравнивал их эвристический потенциал

в) подчинял науку вненаучным и донаучным представлениям

г) полагал качественный разрыв между наукой и другими формами знания

 

10.Используя схему, аналогичную теории Дарвина, С. Тулмин оценивает результаты познания как

а) истинные и ложные

б) научные и вненаучные

в) адаптивные и неадаптивные

г) эволюционирующие и тупиковые

 

11.Инновации в науке определяются Тулмином как

а) мутации

б) девиации

в) инициации

г) флуктуации

 

12.Рациональность у Тулмина понимается как

а) стандарты обоснования и понимания

б) следование правилам формальной логики

в) целенаправленная деятельность

г) метаязык всех текстов

 

 

13.Фундаментальным понятием методологии, по Тулмину, является понятие

а) гибридизации знаний

б) интеллектуальной среды

в) эволюционирующей рациональности

г) концептуальных популяций

 

14.Уберите критерии оценки научного объяснения, которые игнорировал С. Тулмин:

а) надежность

б) когерентность

в) истинность

г) удобство

д) ложность

 

15.С точки зрения М. Полани, устранение личностного начала из научного познания ведет к

а) объективности

б) абсурдизации

в) отчуждению

г) идеализации

 

16.В концепции Полани неявное, имплицитное знание представлено как

а) тупиковый путь научного постижения мира

б) пережиток мифологического мышления

в) необходимое основание познания

г) неформализуемый избыток информации

 

17.Основой неявного и личностного знания у Полани является

а) семантическая неопределенность

б) периферическое восприятие

в) символическая природа сознания

г) трансцендентная реальность

 

18.С точки зрения Дж. Холтона, тематические структуры науки

а) являются надысторическими и неизменными

б) определяются общественной практикой

в) обусловлены предметом исследования

г) формируются в государственных интересах

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

 

1. Модель объяснения феномена техники, где истоки последней считаются онтологически укорененными, называется

а) парадигма Шардена

б) парадигма Хайдеггера

в) парадигма Аристотеля

г ) парадигма Платона

 

2.В Новое время мыслителем, который выводил нравственный прогресс из прогресса технического, был

а) Кондорсе

б) Декарт

в) Лейбниц

г) Вольтер

 

3.Кто высказал мысль, что пар, электричество и сельфактор – более опасные революционеры, чем Барбюс, Распайль, Бланки?

а) Энгельс

б) Плеханов

в) Маркс

г) Ленин

 

4.Чаще всего рождение направления философии техники связывают с именем

а) Л. Мэмфорда

б) Ф. Дэссауэра

в) И. Бералюна

Г) Э. Каппы

5. Э. Каппа понимал машину как

а) проекцию органов человека на природный материал

б) человеческое отражение идей Творца

в) определяющий закон человеческого бытия

г) универсальную ценность вселенского масштаба

 

6. С точки зрения М. Хайдеггера, отношения человека и техники определяются

а) человеком

б) техникой

в) Богом

г) культурно-исторической спецификой

 

7.Как М. Хайдеггер определяет характер технического пути постижения истины?

а) алетейя

б) постав

в) логос

г) эпистема

 

8.Опасность техники, по Хайдеггеру, заключается в том, что она

а) создает ложное представление о мире

б) закрывает другие пути усмотрения истины

в) вытесняет человека из его онтологической ниши

г) противоречит сущности человека

 

9.С точки зрения Н. Бердяева, техника положила начало кризису

а) ренессансного гуманизма

б) классического рационализма

в) античного органицизма

г) первобытного холизма

 

10.Противоречие, которое порождается техникой, у Бердяева понимается как противоречие

а) производительных сил и производственных отношений

б) индивидуального и массового

в) природного и трансцендентного

г) органического и механического

 

11.В «Первом манифесте футуризма» Ф. Маринетти называет символом новой культуры автомобиль, поскольку он

а) является знаком общества потребления

б) знаменует преодоление власти пространства и времени

в) олицетворяет безоглядное движение

г) позволяет увеличить плотность социального времени

 

12.Приведите в соответствие исторические периоды и этапы формирвоания техники, как их понимал Х. Ортега-и-Гассет:

 

1.Техника случая   2.Техника ремесла   3.Техника человека 3.Новое время   2.Античность   1.Первобытность

 

13.Выделите имена мыслителей, которые исходили из позиций технологического детерминизма в понимании истории и общества:

а) Д. Белл

б) О. Тоффлер

в) М. Шелер

г) Дж. Грант

д) Э. Дюркгейм

е) М. Кастельс

 

14.В концепции Л. Мэмфорда Мегамашина понимается как

а) квазиинтеллектуальное механическое устройство

б) организация человеческой деятельности по механическому образцу

в) сеть взаимосвязанных кибернетических устройств

г) тоталитарные общества

 

15.С помощью какого понятия Мэмфорд объясняет суть технического влияния на человека?

а) могущество

б) трансценденция

в) отчуждение

г) инструкция

16. Определяя сущность техники через понятия Hard-ware и Soft-ware, А. Димер раскрывал их содержание как

а) материальная база и тип рациональности

б) инструменты и способ производства

в) компьютерная архитектура и программное обеспечение

г) материя и сознание

 

17.Как в психотерапии называется аномальная зависимость человека от компьютера?

а) виртуальная аменция

б) терминальная тождественность

в) виртуальная аддикция

г) кибернетическая обсессия

 

18.Какую компоненту человеческого бытия размывает возможность всегда начать «с нуля» в виртуальной реальности (Undo)?

а) рациональную

б) утилитарную

в) этическую

г) эмоциональную

 

19.Какой вид коммуникации открывает возможности для тоталитарного контроля над обществом?

а) телеграф

б) радио

в) телевидение

г) Интернет

 

20.Какой компонент виртуальной реальности в Интернете уничтожает линеарную структуру «галактики Гуттенберга»?

а) симулякр

б) гипертекст

в) ризома

г) метанарратив

 

21.К какому типу виртуальной реальности относятся модели, полученные с помощью компьютерного томографа и ультразвукового сканера?

а) имитационной

б) прожективной

в) пограничной

г) условной

 

ПОЗНАНИЕ

 

1. Кто впервые в истории философии разделил «знание по мнению» и «знание по истине»?

a) Гераклит

b) Платон

c) Парменид

d) Аристотеть

 

2. Средневековая философия сыграла роль в теории познания прежде всего

a) как реакционный дискурс, препятствующий развитию мысли

b) разработкой дедуктивных механизмов познания и проблемы универсалий

c) как «аналитический период» в развитии науки

 

3. Впервые в истории философии проблему общезначимости истины положительно решил

a) Протагор

b) Горгий

c) Сократ

d) Фалес

 

4. Гносеологические различия между мистической теологией и схоластикой заключаются в

a) несогласии относительно роли веры и разума в познании

b) понимании сути концепции слабеющей эманации

c) рассуждениях о природе триипостасного единства

 

5. Основной вопрос, который решает философия Нового времени – это

a) почему возможно познание

b) как возможно познание

c) для чего нужно познание

 

6. Причина, по которой новоевропейская гносеология получила название метафизической, заключается в

a) отрыве чувственного и рационального познания, одностороннем подходе к познанию

b) традиционном, «аристотелевском» названии философии

c) ложных выводах, к которым приходит новоевропейская гносеология

 

7. Предметом гносеологии является

a) проблемы природы познания, его предпосылок, возможностей и отношения к действительности

b) высшие познавательные способности, организующие теоретическую деятельность в систему научного знания

c) направление развития известных форм сознания и вектор их возможных изменений

 

8. Формы познания и тип социокультурных связей находятся в

a) прямой и опосредованной зависимости

b) в индифферентных отношениях

c) в отношениях «точечного» взаимодействия

 

9. Знание – это

a) совпадение психологических экспектаций и действительных процессов окружающего мира

b) отражение объективных характеристик действительности в сознании

c) рациональное выявление причинно-следственных связей между чувственными образами

 

10. Рецептурная коннотация – это

a) высказывание об объекте, содержащее информацию о нем и образе наших действий

b) обозначение объекта вне его характерологических признаков

c) мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов

 

11. Наиболее существенной чертой преднаучного знания является

a) иррациональность

b) каузальная атрибуция

c) верифицируемость

d) фрагментарность

12. Имманентной характеристикой научного знания является

a) системное отражение действительности

b) логичность

c) объективность

d) валидность

 

13. Отличие вненаучного знания от научного состоит в том, что оно

a) не верифицируемо

b) алогично

c) абстрактно

d) субъективно

 

14. Процесс реализации знания в социальных институтах, культуре, продуктах производства называется

a) верификация

b) отчуждение

c) объективация

d) фиксация

 

15. С.Л. Франк понимает религиозную веру как

a) акт послушания авторитету священных текстов

b) доверие, основанное на супрарациональном знании

c) результат сверхъестественного озарения

 

16. П.А. Флоренский, полагая главной характеристикой рационального знания антиномичность, считал веру

a) сверхрасудочным знанием, преодолевающим разрыв субъекта и объекта

b) самоочевидностью интеллектуального опыта

c) редукцией представлений к само-восприятию субъекта

 

17. Вера на уровне обыденного знания есть

a) мнение о наиболее вероятном ходе событий, основанное на рациональном расчете

b) убеждение в истинности неверифицируемых представлений

c) иррациональное, интуитивное знание

 

18. В структуру обыденного знания в качестве неотъемлемых элементов включены

a) гипотезы

b) аксиомы

c) стереотипы

d) идеальные модели

 

19. Представления и идеи, характеризующие внутренний мир перцепций и экспектаций конкретного человека существуют в качестве

a) знания

b) веры

c) убеждения

d) мнения

 

20. Сумму знаний, накопленных в народной медицине, можно определить как

a) вненаучное знание, которое опирается на мистические объяснительные модели

b) практические объективные истины, подтвержденные в коллективном опыте

c) интуитивные представления, основанные на недостоверной информации

 

21. Концепция отражения в гносеологии отвечает на вопрос о

a) источнике знаний

b) глубине и точности знания

c) содержании знаний

d) объективации знаний

 

22. Формы отражения, которыми владеет человек – это формы

a) абстрактного и конкретного

b) чувственного и логического

c) анализа и синтеза

d) индукции и дедукции

 

23. Направление, которое выводит содержание человеческой мысли из деятельности органов чувств – это

a) иррационализм

b) позитивизм

c) сенсуализм

d) прагматизм

 

24. Рационалисты полагают, что достоверное знание не может быть получено в опыте главным образом потому, что опыт

a) является источником индивидуального, необщезначимого знания

b) не связан с объективной действительностью непосредственно

c) ставит проблему неполной индукции

 

25. Научно-философское познание действительности в ее латентных и потенциальных связях становится возможным путем

a) формализации наличного опыта

b) конструирования моделей

c) сверхчувственного слияния субъекта и объекта

 

26. Создание модели подразумевает создание

a) идеального объекта

b) материального образца

c) материальной либо идеальной системы, способной дать новую информацию об объекте

 

27. В художественном познании аналогом модели выступает

a) художественный образ

b) идея произведения

c) авторский замысел

d) авторская оценка

 

28. Методом обобщения в художественном познании являются

a) классификация и анализ

b) гипербола и литота

c) иносказание и метафора

d) типизация и типологизация

 

29. В ряду гносеологических функций искусства особую роль играет функция

a) коммуникативная

b) просветительская

c) прогностическая

30. Со времен античности за понятием «эйдос» закрепилось двойственное значение:

a) внешний вид (образ) и идея

b) субъективная и объективная реальность

c) вещество и идеальная конструкция

 

31. Согласно А.Ф. Лосеву, эйдос, очищенный от всякой чувственности, есть

a) семема

b) символ

c) идея

d) пойема

 

32. Сферами эйдетического познания, по Лосеву, можно считать

a) символическое, образное познание и миф

b) теоретическое познание

c) исключительно чувственное познание

 

33. Знание, полученное путем рассуждений, вне опоры на непосредственный эмпирический опыт, определяется как

a) дескрипция

b) дискурс

c) импликация

d) текст

 

34. Непосредственное усмотрение истины, вне опоры на опыт либо рассуждение в философии понимается как

a) инсайт

b) сатори

c) интуиция

d) предчувствие

 

35. Понятие «заблуждение» подразумевает прежде всего

a) предвзятость

b) субъективность

c) противоречивость

d) непреднамеренность

 

36. Такой вид заблуждений как рациональная ошибка означает

a) ложный результат индуктивных умозаключений

b) результат деятельности рационального мышления, выраженный средствами научной формализации знаний

c) высказывание, которое не является суждением

 

37. Догматическая ошибка является результатом

a) интуитивного мышления, выраженного ненаучными средствами формализации

b) идеологического, искажающего влияния на взгляды человека

c) религиозных предпочтений

 

38. По мере движения мысли от уровня единичного к уровню всеобщего, истина

a) приобретает относительный характер

b) абсолютизируется

c) детализируется и конкретизируется

 

39. Отношения истины и практики объясняются

a) как возможность экспериментального подтверждения тех или иных гипотез

b) практической потребностью решения определенных теоретических задач

c) той ролью, которую играет практика на всех этапах познавательного процесса.

40. Какое понимание гносеологии (теории познания) соответствует высшему уровню развития философии?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...