Тесты вставить пропущенное слово
ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями
1. В Древнем Востоке существовала устойчивая организация общества, которая характеризовалась с одной стороны, наличием большого количества земледельческих общин с традиционными социальными связями между людьми, а с другой — наличием очень сильной государственной власти в лице восточных деспотов и централизованной бюрократической системы управления, которая осуществляла взаимодействие между этими земледельческими общинами. 2. В Индии, почти все философские школы видели основу своих теоретических основв сборниках древних индийцев - ведах и в философских пояснениях к ним – упанишадах 3. Социально-политический строй Древнего Китая характеризовался не сословно-кастовой, а административно-бюрократической иерархией, при которой оценивалась главным образом не принадлежность человека к той илииной социальной группе, а, в первую очередь его личные заслуги 4. Социально-политический строй Древнего Китая сочетал высокую социальную мобильность с необходимостью функционирования устойчивой государственной власти с деспотическими формами руководства. 5. Две, в определенной степени, противоположные тенденции функционирования древнекитайского общества и обусловили основные особенности истории китайской философии. В основе которой лежала. идея этико-социокультурного Порядка, санкционированного Небом. 6. Практицизм древнекитайской философии, отрицание самостоятельной роли теории, в конечном счете, привели к тому, что традиционная китайская философия не выработала развитой логики и онтологии, что существенно отразилось на развитии научных знаний в Древнем Китае.
7. Необходимость сильной государственной власти, которая сводила в единое хозяйственное целое всю совокупность мелких крестьянских общин, без чего они не могли адекватно выполнять свою хозяйственную функцию, привела к тому, что в социально-политических учениях китайских мыслителей интересы не только отдельного индивида, но и целых структур (семья, община, народ) приносились в жертву интересам государства, а сама идея мирового социального Порядка, которая была фундаментом китайской философии, отождествлялась с идеей государства. 8. Самосовершенствование в истории китайской философии трактовалось как самообуздание личных и социальных амбиций индивида, подчинение его традиционным нормам морали, дисциплины. 9. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст) - брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр, по сути, строго определяла всю его жизнь. 10. Жестокая детерминация индивидуальной деятельности человека со стороны сельской общины и деспотического государства (которое было характерно для всех древневосточных обществ) дополнялась в Индии железной кастовой системой. Лишенная способности действовать вне себя, в обществе, энергия индивида концентрировалась на его внутреннем мире, его душе. 11. Понятие практики в западной философии указывает на связь человека с природой, в китайской философии на взаимосвязь людей в обществе, а в индийской философии этот термин, употребляется для выражения осуществимых изменений внутри "самости" (самого себя), где все усилия направлены на преобразование эмпирического "Я" в чистую "самость". 12. Чистая "самость" в индийской философии лишена всех эмпирических качеств, которые погружают человека во внешнее социальное и природное окружение, что толкает человека на путь сансары — путь перерождения.
13. Чистая "самость" в индийской философии есть не что иное, как слияние человека с духовным первоначалом всего сущего, с атманом (мировой душой). 14. Освобождение от окружающего мира мыслится индийскими философами как слияние "Я" с субстанцией всего сущего 15. В индийской философии чтобы преобразовать "Я" отдельного человека в чистую "самость", ничем не связанную с эмпирическим миром, необходима совершенная система психологических упражнений, медитация, при помощи которой душа человека очищается от всего внешнего — социального и природного 16. Все отличия между каноническими школами индийской философии — ведантой, санкхьей, йогой, вайшешикой, мимансой и неканоническими — джайнизмом и буддизмом заключается в том, что, с точки зрения последних, интуитивный опыт конкретного человека непосредственно открывает истину и кладется в основу абстрактной системы, а с точки зрения первых — личный опыт приобретает законность, только опираясь на тексты откровения, которые изложены в ведах. 17. Поскольку главная задача индийской философии заключалась в мокше — спасении, т.е. высвобождении человека из круга перерождений — сансары, то древнеиндийские философы чрезвычайно мало внимания уделяли всему внешнему, эмпирическому, преходящему, т.е. природе и обществу. 18. Сосредоточенность на "Я", использование разных психотехник для того, чтобы уйти из этого несовершенного мира для слияния с первоосновой бытия, оставляло большинство древнеиндийских философов безразличными к изменениям социального мира и естественного окружения человека. 19. И в древнекитайской, и в древнеиндийской философии, согласно идеалу самоусовершенствования, индивид отказывается от активной деятельности, направленной на преобразование социального и природного порядка. 20. Гармония человека и космоса и в древнекитайской, и в древнеиндийской философии понималась так, что созвучность человеческих поступков с космическим порядком должна была быть связана с минимальным проявлением человеческой активности. Гармония достигается путем растворения личности в космическом целом, её поступки должны быть выражением космического целого, а не самовыражением.
21. Такие важные достижения восточной философии, как создание совершенной системы психотехники, необходимой для развития духовных качеств личности, как принципы гармонии между интересами личности и задачами общества, как акцент на минимальное воздействие человека на окружающую среду, делают восточную философию существенной составной частью духовного синтеза, который позволит человечеству в XXI решить свои самые острые проблемы и противоречия.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями)
1. Античная философия развивала тему гармонии человека и мира, и категория гармонии, соразмерности частей в рамках целого являлась фундаментальной для философии древнегреческого полиса. 2. Гармония космоса в античной философии соразмерна гармонии самого человека, но человек понимается тут не как растворяющийся в таинственном и недоступном космосе, а как особенная выделенная его часть, которая выступает мерой всех вещей. 3. За принципиально отличным пониманием отношений гармонии человека и мира стоит совсем иной, чем в восточных цивилизациях, способ социальной жизни греческого полиса, античной демократии, в которой индивидуальная активность, стремление личности к самовыражению выступали условием возникновения всей системы его социальных связей. 4. Бурная политическая жизнь, которая протекала в полисе, высокая политическая активность граждан полиса (в отличие от пассивности, что господствовали в традиционном обществе Древнего Востока) вынуждали мыслителей думать над проблемами социального бытия человека, над социальными отношениями между людьми и над политической организацией общества. 5. К Платону и Аристотелю восходит традиция развития разнообразных концепций естественного права, которая играла такую большую роль в истории социальной философии и до сих пор имеет серьезные позиции в правоведении..
6. Решающий шаг в демифологизации древнегреческой мысли делают представители первой древнегреческой философской школы — Милетской, которые начинают поиск первоосновы всего бытия уже не в мифологическом прообразе первоначала Гесиода — Хаосе, а в самом окружающем бытии 7. Фалес видит это первоначало всего сущего в Воде, Анаксимен - в Воздухе, Анаксимандр - в особенном виде материи — апейроне 8. Милетцы стремились представить себе само строение этого сущего, нарисовать схему Вселенной согласно во Вселенной нет привилегированных частей или стихий, которые подчиняют себе все остальное 9. Создавая геометрическую схему Вселенной и имея, таким образом, возможность увидеть Космос целиком, милетцы в полном смысле слова окидывают взглядом, созерцают его, создают теорию (teorio — смотреть, созерцать, наблюдать). 10. Представители Милетской школы начинают развивать в своих трудах теоретическую форму мышления в отличие от мифов и повседневного сознания, которыми до той поры исчерпывались формы мыслительной деятельности человека. 11. Наблюдения над социальными процессами приводят Гераклита к размышлениям об изменчивости и о причинах этой изменчивости в природе и обществе - Гераклит находит причину изменений в борьбе противоположностей, перенеся в сферу природы те отношения, которые господствовали в полисе 12. Концепция всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым трансформируются вещи, подводит Гераклита к проблеме взаимоотношений между чувственным восприятием и мышлением. 13. Вопрос о взаимосвязи чувственного познания и мышления и дополнительные проблемы, которые вытекают из решения этого вопроса, являются главными задачами философов Элейской школы. 14. Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) противопоставляли мышление и чувственное знание 15. Ведущий теоретик Элейской школы Парменид исходил из того, что мыслить можно только о бытии - мыслить о небытии как о чем-то реально существующем невозможно, поскольку такая мысль будет внутренне противоречивой. 16. Отрицая существование небытия, Парменид и другие представители Элейской школы отрицали процесс возникновения вещей, их изменение и движение 17. Зенон не сомневался в том, что чувственное познание дает нам представление о движении вещей и их становлении, но Зенон показывал, что утверждение в мышлении становления и развития неизбежно приводит к логическим противоречиям 18. Апории Зенона, в которых рассматривалась логическая противоречивость мысли о становлении и движении, сыграли положительную роль в дальнейшем развитии философии и обязывали мыслителей ставить перед собой в первую очередь вопрос об отношениях бытия и мышления.
19. Проводя резкую грань между мышлением и чувственным познанием и считая чувственное познание на самом деле не настоящим познанием, а иллюзией, обманом чувств, элеаты приходили к отрицанию почти всего тогдашнего естествознания, которое базировалось на свидетельствах и показаниях чувственного опыта. 20. Демокрит разбивал понимание единого бытия элеатов на множество мелких осколков — атомов, из которых он затем конструировал всю Вселенную - атом - это копия элейского бытия. 21. Пустота, которую отрицали элеаты, сыграла важную роль в космологических концепциях Демокрита, атомы в единстве с пустотой создают весь материальный мир и порождают все вещи. 22. Так как атомы, за исключением их размеров и конфигурации, по своему качественному составу одинаковы, то для настоящего познания вещей, как считал Демокрит, необходимо с помощью разума свести все качественные характеристики к количественным и пространственным характеристикам размещения и взаимодействия атомов. 23. Платон проводил резкую грань между истинным бытием — миром вечных и неизменных идей, которые постигаются разумом, и миром чувственно постигаемых вещей, который постоянно меняется. 24. Платон рассматривал чувственно познаваемый мир как причастный, с одной стороны, к сфере сверхчувственных идей, а с другой - к материи как условию пространственной разделенности и множественности вещей. 25. Согласно Платону каждому классу вещей чувственно постигнутого мира соответствует вечная идея, которая делает вещь именно этой вещью 26. Согласно Платону истинные знания — это знания истинного бытия — мира сверхчувственных нематериальных идей, знание же чувственно постигаемого мира никогда не может быть полностью истинным, поскольку чувственный мир сам не является истинным бытием. 27. Вфилософии Демокрита, и в философии Платона существуют почти одинаковые трудности, которые связаны с определением взаимосвязи мышления и чувственного познания, что является камнем преткновения для использования этих концепций в качестве философской, теоретической основы для бурного развития эмпирических наук 28. Аристотель исходил из того, что каждый предмет есть соединение формы и материи. 29. Аристотель исходил из того, что если форма есть сущность предмета и в то же время понятие о предмете, то материя в конечном итоге представляет собой всего лишь возможность существования предмета. 30. По мысли Аристотеля, истинное научное познание должно характеризоваться тремя основными чертами: во-первых, доказательностью, во-вторых, способностью объяснять явления природы и, в-третьих, единством научных знаний. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями
1. В личности основателя христианства содержался вызов всей социальной структуре римского общества и государства: с одной стороны, ни один из основателей мировых религий не мыслился как олицетворенный в человеческой сущности всемогущий и всезнающий Бог и, с другой, — ни один из них не занимал такого скромного положения в социальной структуре своего общества и не имел такого незаметного успеха при жизни, как Иисус 2. Согласно проповедям Иисуса, спасутся не мудрецы и книжники, а бедные духом, только те, кто поверил в его спасительную миссию: эта идея являлась вызовом представлениям античной философии, которая отождествляла знания и добродетель. 3. Согласно концепциям христианства, и последний раб, и могучий император равны перед лицом безграничной всемогущественности Бога: это явилось вызовом всей социальной иерархии античного рабовладельческого общества. 4. Перед Богом нет отличий между эллином и иудеем – этот тезис являлся вызовом представлениям религиозной жизни начала нашей, или христианской, эры. 5. Принципиальные отличия христианства от основополагающих норм тогдашнего мировоззрения, которые понимались современниками как парадокс и даже абсурд, отчетливо показал христианский богослов II—III вв. н.э. Тертуллиан своим смелым заявлением: " Верую, потому что абсурдно ". 6. Парадоксальность христианства во многом объясняется тем, что оно явилось синтезом восточной религии и античной культуры, иудейского эсхатологизма (дословно с гр. — последний, конечный; религиозное учение о конечности мира и человека) и греческого универсализма. 7. Понятие ничем и никем неограниченного Бога, перенесенное из иудаизма в рамки античной картины мира, взрывало гармонический и ограниченный полисом космос греческой цивилизации. 8. Так как только человек в христианстве мыслился созданием по образу и подобию Бога, то человек все в большей степени получал в глазах средневекового философа статус венца всех земных творений. 9. Поскольку все активное, творческое было исключено христианством из реально существующей природы и отдано Богу как единому активному началу во всей Вселенной и только человеческая деятельность рассматривалась как отражение мировой активности Бога (образ и подобие), то человеку давалась Богом возможность преобразовательной деятельности над всем остальным земным миром. 10. Христианство претендовало на роль духовного единства всех народов Римской империи, которое противостояло государственному единству под скипетром императора. 11. Трансформация христианства из движения протеста в движение, стабилизирующее данный социальный порядок, происходило, во-первых, путем догматизации социально-теологического учения христианства, во-вторых, путем превращения христианской церкви из демократического объединения разных общин в иерархическую бюрократическую организацию, которая повторяла систему административного руководства, господствующую в Римской империи. 12. За спором средневековых номиналистов, настаивавших на объективности только единичных предметов, и реалистов, которые стремились доказать реальность существования общих понятий в духе религиозного неоплатонизма, скрывался более глубокий вопрос о роли разума и веры в познавательной деятельности человека. 13. Выдающийся философ средневековья — Фома Аквинский исходил из того, что все человеческие знания складываются из истин разумных и сверхразумных. 14. Согласно учению Фомы Аквинского разум и рациональное познание необходимы в практической деятельности человека, поскольку душа человека "не обладает по своей природе врожденным знанием истины, подобно ангелам, но вынуждена по крупицам собирать истину из разделенных вещей через посредство чувственного восприятия» 15. Согласно учению Фомы Аквинского рациональное познание, опираясь на чувственное восприятие, не может противоречить Священному писанию, поскольку Бог является одновременно и творцом мира, и источником откровения. 16. Согласно утверждениям Иоанна Дунса Скота акт веры является результатом не разума человека, а его воли. Поэтому сфера рациональных знаний может распространяться только на предметы светской деятельности человека, но совсем не на богопознание. 17. У.Оккам сформулировал известное положение, которое получило позднее название "бритва Оккама". Оно гласит: " Сущностей не следует умножать без необходимости ". "Бритва Оккама" стала лозунгом эмпирического познание природы, положила конец бесплодным мудрствованиям схоластической догматики. 18. Признавая волю, а не разум основой веры, поздние номиналисты У.Оккам, Николай из Отрекута и другие видели высший атрибут Бога не в его мудрости, а в его всемогуществе 19. Соотношение веры и знания сформулировал Пьер Абеляр (1079-1142) в виде максимы " Понимаю, чтобы веровать " 20. Соотношение веры и знания сформулировал св. Аврелий Августин (354-430) в виде максимы «Верую, чтобы понимать» 21. Вера, по М-Бахтину, есть ответственно осознанное движение сознания человека, это его воля и мнение одновременно. 22. Вера, для Владимира Соловьёва — необходимая функция любого здравого внутреннего опыта человека. 23.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|