Разногласия суннитов и шиитов по поводу пророческой сунны
Что касается разногласий суннитов и шиитов по этому вопросу, то для них существуют две основные причины. Одна из них в том, что шииты признают хадис недостоверным, если хотя бы у одного из его передатчиков в цепочке сомнительная репутация как справедливого человека, даже если он был из числа сподвижников. Дело в том, что шииты не утверждают справедливости всех сподвижников без исключения, как это делают сунниты. Добавлю к этому, что они отвергают хадис, если он противоречит переданному имамами из Ахл уль-Бейт (А). Их передаче они отдают приоритет перед остальными, какое бы высокое положение эти последние ни занимали – и у шиитов на это имеются доказательства из Корана, и их сунна остается достоверной, даже если они препираются в чем-либо между собой. На подобные примеры уже указывалось. Вторая же причина заключается в различном понимании самого текста хадиса, когда сунниты трактуют его иначе, нежели шииты, как, например, было с хадисом, на который мы указывали выше, содержащий изречение Посланника Аллаха (С): «Разделение в моей общине есть милость». Сунниты истолковывают его таким образом, что в разделении на четыре мазхаба по вопросам фикха есть милость для мусульман. Однако шииты истолковывают его как посещение одних другими и заимствование друг у друга знаний и иных полезных вещей[141]. А если разногласие между шиитами и суннитами происходит не вокруг понимания пророческого хадиса, то оно происходит вокруг определенной личности или личностей, упоминаемых в этом хадисе, примером чему может служить изречение Посланника Аллаха (С): «Заповедую вам держаться моей сунны и сунны праведных халифов после меня». Что касается суннитов, то они здесь подразумевают четырех халифов, что же до шиитов, то они имеют в виду двенадцать имамов, начиная с Али бин Абу Талиба и заканчивая Махди Мухаммадом, сыном Аль-Хасана Аль-Аскари (Да будет над ним мир!).
Или изречение Посланника Аллаха (С): «Халифов после меня будет двенадцать, и все они – из курайшитов». Шииты подразумевают под ними двенадцать имамов из числа Ахл уль-Бейт (Да будет над ними мир!), в то время как сунниты не предоставляют исчерпывающего толкования этого хадиса и расходятся даже в трактовке исторических событий, связанных с Пророком (С), как, например, в вопросе о его дне рождения (маулид). Сунниты празднуют маулид в двенадцатый день месяца Раби-уль-авваль, тогда как шииты празднуют его в семнадцатый день того же месяца. Такое разногласие по поводу пророческой сунны – естественная и неизбежная вещь, если отсутствует единый непререкаемый для всех авторитет подобный Посланнику Аллаха (С), чьи постановления были бы обязательны к исполнению, который пресекал бы разногласия, примирял бы спорящих и выносил постановления согласно тому, что ему открывал Аллах, и вольно или невольно все это принимали бы. Если бы такой человек был в жизни общины всегда, на протяжении всех дней ее существования! К этому призывает разум, и невозможно представить, чтобы Посланник Аллаха (С) пренебрег этим, зная, что его община станет истолковывать Слово Аллаха после него и что необходимо предоставить ей подкованного учителя, который руководил бы ею, уводя общину от возможных ошибок на прямой путь. И в действительности он назначил для уммы великого лидера, приложив все свои усилия к его воспитанию и образованию со дня его рождения и до достижения им зрелости, покуда не стал он по отношению к Пророку (С) подобным Харуну по отношению к Мусе, и препоручил он (С) ему (А) эту благородную миссию в следующих словах:
«Я сражался с ними за ниспослание Корана, ты будешь сражаться с ними за его истолкование»[231], А также в словах: «Ты, о Али, разъясни моей общине то, в чем они будут разногласить после меня»[232]. И если Коран, Книга Всевышнего Аллаха, требует комментария и разъяснения, поскольку он является носителем множества смыслов, среди которых как явные, так и сокровенные, – то что говорить о пророческих хадисах? А если так обстоит дело с Книгой Аллаха и сунной, то невозможно вообразить себе, чтобы Посланник Аллаха (С) оставил для своей уммы две немые и глухие ценности, чтобы те, в чьих сердцах поселилась болезнь, имели соблазн истолковывать их по своему усмотрению, руководствуясь иносказательным смыслом как буквальным в стремлении к смуте и мирским благам, что стало бы причиной заблуждения для тех, кто придет после них, потому что они имели бы наилучшее мнение о своих предшественниках, и были бы за это отчаявшимися в Судный День, и сбылось бы над ними пророчество Всевышнего: «…в тот день, когда их лица будут повергнуты в огне, они скажут: "О, если бы мы повиновались Аллаху и повиновались посланнику!" Они сказали: "Господи наш, мы повиновались нашим сейидам и нашим вельможам, а они сбили нас с пути! Господи наш, дай им удвоенное наказание и прокляни их великим проклятием!"»[233]. «Каждый раз, как входил [в огонь] один народ, он проклинал ему подобный. А когда они собрались все там, то другой сказал о первом: "Господи! Эти сбили нас, пошли же им наказание двойное из огня". Он сказал: "Каждому - двойное, только вы не знаете!"»[234]. Разве не в этом корень заблуждения? Не было ни одной общины, в которую Аллах ни ниспослал бы посланника, разъясняющего для них путь и освещающего им дорогу, но они бы после ухода своего пророка не ударились бы в ересь и не стали бы подменять Слово Аллаха! Может ли разумный человек представить себе, что Посланник Аллаха Иса (Да будет над ним мир!) сказал христианам, что он бог? Да никогда! «Не говорил я им ничего, кроме того, что Ты мне велел», однако суетные помыслы, алчные устремления и любовь к мирским благам привели христиан к такому искажению вероубеждения. Разве Иса не предрекал им явление Мухаммада? А до него – Муса? Однако они истолковали имя Мухаммад или Ахмад как «спаситель» и ожидают его явления до сего дня.
Разве не разделилась община Мухаммада на мазхабы и различные секты («семьдесят три секты, и все они в огне, кроме одной») лишь по причине неверного истолкования[142]? И вот сегодня мы живем среди этого множеста сект, и есть ли среди них хоть одна, которая признается в собственном заблуждении? Или, иными словами, есть ли хоть одна секта, признающая, что она противоречит Книге Аллаха и сунне Его Посланника? Наоборот, каждая секта утверждает, что она придерживается Книги и сунны – так где же тогда решение? Разве решение не было ведомо Посланнику Аллаха (С) или, тем паче, Всевышнему Аллаху? Прошу прощения у Аллаха, поистине Он Добр к Своим рабам, желает им всего наилучшего, и значит, непременно дал им Свое решение, дабы этим лишить пртиящихся[143] отговорок. Не пристало Всевышнему оставлять Своих тварей без присмотра на произвол судьбы. И если мы поверим в то, что Он пожелал оставить их в разногласии сект и в заблуждении, дабы потом наказать огнем, то такое вероубеждение несостоятельно. Прошу прощения у Аллаха и каюсь перед Ним за подобные предположения, недостойные величия Аллаха, Его мудрости и справедливости. Приписываемое Посланнику Аллаха (С) высказывание о том, что он якобы оставил людям Книгу Аллаха и свою сунну, не способствует разумному решению вопроса, напротив, оно добавляет произвола в истолкование вероучения и не отрезает еретикам путь к выступлениям, подобным выступлению против своего имама под лозунгом: «Нет у тебя власти, о Али, вся власть принадлежит Аллаху!» Да, это – громкий лозунг, способный впечатлить восприимчивое сердце, и можно подумать, что изрекающий его призывает следовать постановлениям Аллаха и отвергать постановления кого-либо из людей, однако истина заключается в другом. Сказал Всевышний: «Среди людей есть такой, речи которого восторгают тебя в ближайшей жизни, и он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него в сердце, и он упорен в препирательстве»[235]. Да, сколь часто мы попадаемся в ловушку красивых лозунгов, не отдавая себе отчета в том, что стоит за ними, однако имаму Али это было ведомо, поскольку он – врата в город знания, и потому он ответил им: «Да, это истинные слова, имеющие в виду ложь». [144]
Да, как много есть истинных слов, под которыми подразумевается ложь[145]! Когда хариджиты говорили имаму Али: «Суждение принадлежит Аллаху, а не тебе, о Али», то разве они ожидали, что Аллах явится им на земле и будет решать вопросы, по которым они спорят? Или они считали, что суждение Аллаха – в Коране, но Али истолковал его по собственному измышлению? А где доказательство этому? Ведь о них тоже говорят, что они толкуют постановления Аллаха по своему измышлению, в то время как он (А) самый знающий из них, самый правдивый и самый первый, откликнувшийся на призыв к Исламу, когда никто иной не откликнулся. Таким образом, это – громкий лозунг, направленный на смущение сознания простаков, чтобы заручиться их поддержкой в войне с имамом и получить перевес в ней, как это происходит сегодня, ведь люди во все времена – люди, интриги и хитрости не прекращаются, а только множатся, поскольку интриганы нашего времени научены опытом предшественников. И сколько мы видим сегодня правильных слов, скрывающих под собою ложь! Вот, например, красивые лозунги вроде «единобожие и устранение многобожия», который выдвигают ваххабиты – кто из мусульман не согласится с этим? Или, например, самоназвание секты «люди сунны и общины» - кто же из мусульман не согласится быть вместе с общиной, следующей за сунной Пророка (С)? Или, например, лозунг баасистов: «Единая арабская община, носитель вечного Послания» - кто из мусульман не впечатлится этим лозунгом, если ему заранее неизвестно то, что скрывают партия «Баас» и ее основатель-христианин Мишель Афлак? О Али бин Абу Талиб, Сам Аллах свидетель, что твоя мудрость жива в веках: «О, сколько правдивых слов, имеющих под собою ложь!» Поднялся один из ученых на возвышенное место для проповеди и возопил: «Кто скажет: ″Я – шиит″, тому мы скажем: ″Ты – кафир (неверный)″, и кто скажет: ″Я – суннит″, тому мы скажем: ″Ты – кафир″, мы не хотим шиитов и суннитов, мы хотим только Ислама». Поистине это – правдивые слова, имеющие под собою ложь: какого Ислама хочет этот ученый? В нашем сегодняшнем мире Ислам многолик, и даже в первом веке исламской эры он уже был многоликим. Есть Ислам Али и Ислам Муавии, и у того и другого Ислама есть последователи и сторонники, так что дело дошло до сражения. И есть Ислам Хусейна и Ислам Язида, который убивал членов семейства Пророка (С) от имени Ислама и говорил, что Хусейн (А) вышел из Ислама, выступив против него. И есть Ислам Семейства Пророка (С) и их шиитов и Ислам правителей и их народов, и на протяжении всей истории мы наблюдаем разногласия между мусульманами. И есть «либеральный Ислам», как его называют на Западе, поскольку его последователи сдружились с иудеями и христианами и стали преклоняться перед двумя могущественными силами. И есть «экстремистский Ислам», как его именуют на Западе, – Ислам фанатизма и непримиримости, религия помешанных людей.
По причинам, указанным выше, у нас не остается возможности поверить в правдивость хадиса о «Книге Аллаха и сунны», Остается явная истина, выраженная в другом хадисе, с которым согласились все мусульмане, и это – «Книга Аллаха и Люди моего Дома», поскольку этот хадис разрешает все проблемы и не оставляет разногласий в толковании коранических аятов и благородных пророческих хадисов, если мы станем обращаться к Ахл уль-Бейт (А), обращаться к которым нам повелено, и в особенности если мы будем знать, что они те люди, которых назначил Посланник Аллаха (С), что они достойны своей миссии, и никто из мусульман не усомнится в глубине их знаний, их аскетизме и богобоязненности. Аллах удалил от них всякую скверну и очистил их всяческим очищением, и передал им в наследство знание Книги, и они не противоречат ей, и не расходятся во мнениях о ней, и не разделяют ее до наступления Последнего Часа. Как сказал Посланник Аллаха (С): «Вот, я оставляю среди вас двоих преемников: Книгу Аллаха, вервь, протянутую с небес до земли, и членов моего семейства, и, поистине, они не разделятся, пока не снизойдут у озера Аль-Хауд»[236]. «И дабы встать мне на сторону праведников, должен я изрекать слово истины, да не устрашусь я в том упреков порицающих, и цель моя – довольство Всевышнего Аллаха и достижение довольства души моей прежде довольства мною остальных людей». В данном исследовании правда на стороне шиитов, которые следуют за завещанием Посланника Аллаха (С) о его семействе, ставя их выше собственной жизни, признавая их своими имамами, приближающими их к Аллаху посредством любви к ним и следования за ними. И да будет им польза от этого в нашем мире и в загробном, где каждый будет воскрешен вместе с тем, кого он любил – и что говорить о тех, кто любил их (А) и следовал за ними![146] Аз-Замахшари сказал об этом: «Распространились сомнения и разногласия, и каждый утверждает, что он – на прямом пути, и я держусь того, что нет бога, кроме Аллаха, а еще – любви моей к Ахмаду и Али. Если собаке принесла пользу любовь обитателей пещеры, то как я отчаюсь в любви к Семейству Пророка (С)? Господи, сделай нас из числа держащихся за вервь их покровительства и из числа следующих их путем. и садящихся в их ковчег, и утверждающих их имамат, и воскрешаемых вместе с ними, поистине, Ты ведешь, кого пожелаешь, прямым путем»!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|