Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судьба и предопределение у суннитов




 

Вопрос о судьбе и предопределении был камнем преткновения в моей жизни, я не находил ему исчерпывающего и логичного объяснения, которое могло бы меня убедить и успокоить мое сердце. В суннитской школе я узнал, что деяния человека расписаны заранее, что согласуется с выражениями: «Всякий следует тем путем, для которого создан» и «Поистине, Всевышний Аллах ниспосылает к зарождающемуся во чреве его матери двух ангелов, и они записывают срок его жизни, его достаток, его деяния, и то, будет ли он несчастным или счастливым»[237]. В то же время всем разумом и сердцем своим я веровал в справедливость Всевышнего Аллаха и в то, что Он не причиняет несправедливости Своим творениям. Так как же Он принуждает их совершать определенные поступки, а затем требует расчета[147] за них и наказывает за преступления, которые Сам же и предписал и к которым Сам же и принудил?

Я был как все молодые мусульмане, которые уживались с этими мысленными противоречиями. Я представлял себе, что Аллах «Сильный, Властный, Который не бывает спрошен за то, что Он делает…»[238], и что «Он вершит то, что пожелает»[239], и что сотворил Он людей так, что предписал одной части из них пребывать в раю, а другой – в аду[148]. И и что при этом Он – Милостивый, Милосердный со Своими рабами, что «не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу»[240], что «Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами»[241], что «Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе»[242], и что,кроме этого, Он милосерднее к ним, чем мать к своему ребенку, как об этом сказано в благородном хадисе[243].

Я долго мучался этими противоречиями в понимании аятов Священного Корана. И иногда думал, что человек, наделенный прозорливой душой, сам ответственен за свои поступки: «…и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его»[244].

А иногда мне казалось, что человек не обладает свободой выбора и не выбирает для себя ни блага, ни убытка: «Но не пожелаете вы, если не пожелает Аллах...»[245], «Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает»[246].

Да не я один, но большинство мусульман живет в этих мысленных противоречиях, поэтому мы видим, что большинство шейхов и ученых, будучи спрошены о судьбе и предопределении, не могут найти убедительного ответа для самих себя – и как они после этого могут убедить остальных? Говорят, что в этот вопрос не стоит углубляться. Некоторые же, дерзнувшие углубиться, говорят, что мусульманину необходимо верить в предопределение и соразмерность добра и зла и что все это – от Аллаха.

А если им кто-либо возражает: «Как же Аллах принуждает Своего раба совершать грех, а после ввергает его в адское пламя?», тот навлекает на себя подозрение в неверии, грехе и отступничестве от религии и прочих преступлениях, так что разум страшится и словно замораживается. И получается в итоге, что и брак заключается согласно предписанному заранее, и развод – согласно предписанному, и прелюбодеяние – по предписанному, так что они даже говорят, что предписано для каждого полового органа имя того, с кем он совокупляется. И то же самое в отношении употребления вина, убийства и даже еды и питья, а именно что человек не ест и не пьет иначе, как по предписанию Аллаха!

Я обратился к одному из наших ученых, возражая на все эти утверждения: «Коран считает ложью подобные измышления, а хадисы не могут противоречить Корану! Сказал Всевышний Аллах в отношении брака: ″…женитесь на тех, что приятны вам…″[247]. А это указание на определенную степень свободы выбора. И в отношении развода сказано: ″Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму″[248]. И в этом также есть выбор. А в отношении прелюбодеяния сказано: ″Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем″[249] – в этом также имеется указание на свободный выбор. И в отношении употребления вина сказано: ″Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?″[250] – этот аят также запрещает на основании свободного выбора.

Что же касается убийства, то Он сказал: ″Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права″[251], и также сказал: ″А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!″[252] – и это также говорит в пользу свободного выбора убивать или нет. И даже в отношении еды и питья нам обрисованы пределы. Сказал Всевышний: ″…ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих!″[253] – и это тоже совершается по свободному выбору.

Как же после этих ясных коранических доказательств можно представить себе, что всякая вещь – от Аллаха, а раб Божий принужден к своим предписанным заранее поступкам?»

Он ответил мне: «Поскольку Аллах – единственный, Кто управляет бытием, и указанием на это служит аят: ″…О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь″»[254].

Я сказал: «Нет спора относительно воли Всевышнего Аллаха, и если Аллах пожелает что-то сделать, то ни люди, ни джинны, ни остальные творения не в состоянии воспротивиться Его воле! Но наш спор – вокруг поступков рабов Божиих: они – от самих рабов или от Аллаха?»

Он ответил: «Вам – ваша религия, мне – моя религия, и давайте на этом прекратим дискуссию».

Таковы доводы их ученых в большинстве случаев. Помню, я вернулся к нему спустя два дня и спросил: «Если ваше вероубеждение состоит в том, что Аллах совершает все поступки, а у Его рабов нет выбора ни в чем, то почему вы не говорите того же самого о халифате: ″Поистине Всевышний Аллах – Тот, Кто творит все, что пожелает, и избирает то, что лучше для вас″»?

Он ответил: «Да, я утверждаю это, поскольку это Аллах выбрал Абу Бакра, затем – Умара, затем – Усмана, а затем – Али, а если бы пожелал Аллах, чтобы Али стал первым халифом, то ни люди, ни джинны не смогли бы этого предотвратить».

Я заметил: «Вот я и прижал вас к стенке!»

Он переспросил: «В каком смысле?»

Я сказал: «Либо вы говорите, что Аллах избрал первых четырех праведных халифов, а после этого оставил это дело на усмотрение людей, чтобы они выбирали себе кого пожелают, либо же вы говорите, что Аллах не оставил людям выбора, и до сих пор именно Он выбирает каждого халифа после смерти Посланника Аллаха (С)».

Он сказал: «Еще раз повторяю: ″Скажи: «Господи, Обладатель Власти, Ты даешь власть кому пожелаешь и отнимаешь у кого пожелаешь»″».

Я ответил: «В таком случае всякое искажение и заблуждение, всякое преступление, совершенное в Исламе из-за королей и эмиров, – от Аллаха, поскольку это Он выбрал этих людей попечительствовать над мусульманами?»

Он сказал: «Это так, а праведный человек повторяет: ″А если пожелаем Мы уничтожить селение, Мы повелеваем сделать его повелителями тех, кто живет изнеженно в роскоши″».

Я удивился: «В таком случае смерть Али от руки Ибн Мульджама, и убийство Хусейна, сына Али, было желанием Аллаха?»

Он ответил победным тоном: «Да, конечно! Разве ты не слышал, что сказал Посланник Аллаха (С) Али: ″Самый несчастный – тот, кто ударит тебя сюда так, что разделится это, – и указал на его голову и бороду, – да облагородит Аллах его лик! ″.

Также и господин наш Хусейн. Посланник Аллаха (С) заранее знал о его убийстве при Карбале и рассказывал об этом Умм Саламе, и также знал, что посредством нашего господина Хусейна Аллах исправит две величайшие секты в Исламе. И всякая вещь предписана в предвечности, и человек не может избежать ее. Так что это ты прижат к стенке, а не я».

Он помолчал немного, гордясь своими словами, полагая, что он разбил меня своими доказательствами. И как мне было убедить его, что знание Аллаха о чем-то не означает, что Он предписывает это и принуждает людей к этому, а я заранее знал, что ход его мыслей незбежно приведет к подобному заключению.

И тогда я снова спросил его: «В таком случае все правители и цари в древности и в ново е время, которые сражались с Исламом, – все они были назначены Аллахом?»

Он ответил: «Да, без сомнения!»

Я спросил: «Французская оккупация Туниса, Алжира и Марокко тоже была от Аллаха?» Он ответил: «В определенное время французы ушли оттуда».

Я сазал: «Превелик Аллах! Как же тогда вы ранее защищали точку зрения суннитов на то, что Посланник Аллаха (С) умер, оставив мусульманам дело Совета, чтобы они выбирали то, кого пожелают?»

Он ответил: «Да, я и сейчас придерживаюсь и буду придерживаться этого, если пожелает Аллах!»

Я спросил: «Как же вы примирите два утверждения: о выборе Аллаха и выборе людей на Совете?»

Он ответил: «В том, что мусульмане выбрали Абу Бакра, свершился выбор Аллаха!»

Я спросил: «Что, под навесом им снизошло Откровение, указывающее на выбор халифа?»

Он ответил: «Да простит меня Аллах! После Мухаммада (С) не будет Откровения, как в это верят шииты!» (Хорошо известно, что шииты не верят в это, что это клевета, возводимая на них врагами шиизма).

Я сказал: «Оставим разговор о шиитах и их заблуждениях, убедите меня в своей точке зрения! Откуда известно, что это Аллах избрал Абу Бакра?»

Он заявил: «Если бы Аллах хотел чего-то другого, то не в силах мусульман и всех существующих миров было бы изменить волю Всевышнего Аллаха!»

Тогда я понял, что эти люди не размышляют и не анализируют Коран, действуя по собственному разумению, а потому не в состоянии выработать четкую философскую или научную позицию.

Это напомнило мне другую историю. Я прогуливался по парку, где росло много пальм, со своим товарищем и рассказывал ему о судьбе и предопределении, когда мне на голову упал спелый финик. Я подобрал его с травы и положил себе в рот. Мой друг удивился: «Ты не ешь ничего, кроме предписанного для тебя Аллахом! Этот финик упал ради тебя!» Я ответил: «Пока ты веруешь в это, я не буду его есть, – и выплюнул финик. Он воскликнул: «Превелик Аллах! Если что-то не было для тебя предписано, Аллах достанет его даже из твоего чрева!» Я ответил: «Тогда я его съем», и снова положил финик в рот, чтобы продемонстрировать свою свободу есть его или отказаться. Мой товарищ следил за мной, пока я не разжевал финик и не проглотил. Тогда он сказал: «Поистине, финик этот предписан тебе!», имея ввиду, что Аллах предписал мне его съесть. Таким образом он выиграл спор, поскольку для возражения я уже не мог извлечь финик у себя из желудка.

Да, таково суннитское вероубеждение относительно судьбы и предопределения, и можно сказать, что это было и мое вероубеждение, когда я был суннитом.

Естественно, что с таким убеждением я жил в смятении, разрываясь между противоречивыми представлениями. И в таком состоянии было естественно пребывать в пассивном ожидании того, что для нас предписано Аллахом, вместо того, чтобы самим изменить собственное состояние, дабы и Аллах изменил для нас что-либо. Таким образом мы пытаемся убежать от собственной ответственности и переложить ее на Всевышнего Аллаха. Так, можно указать на недопустимость совершенного прелюбодею, и вору, и преступнику, изнасиловавшему беспомощную девушку и затем убившему ее, и он ответит: «Аллах надо всем, так предопределил мой Господь!» Что же это за бог, который повелевает человеку заживо закопать свою дочь, а затем спрашивает, за какую провинность она была убита?! Превелик Ты, Господи, поистине, все это – только великое пустословие!

Неудивительно, что западные ученые смеются над нашей наивностью и даже награждают нас разными прозвищами, иронизируют: «Арабский мактуб» («мактуб» – предписанное, предопределенное – Т.Ч.), представляя это в качестве основной причины нашего невежества и отсталости.

Также не стоит удивляться, узнав, что данное вероубеждение берет начало в омейядском государстве. Омейяды искали обоснование тому, что это Всевышний Аллах даровал им власть и повелел им быть повелителями людей, и люди должны беспрекословно им повиноваться, поскольку повинующийся им повинуется Аллаху, а выступающий против них выступает против Аллаха и заслуживает смертной казни. Тому имеются многочисленные свидетельства в истории Ислама.

Когда от Усмана бин Аффана потребовали отказаться от должности, он отказался это сделать, заявив: «Я не сниму рубашки, в которую меня облек Аллах»[255]. По его мнению, халифат – это облачение, в которое его одел Аллах, и кроме Аллаха никто не может с него его снять, то есть только смерть снимет его с должности. И также Муавия говорил: «Я не сражался с вами за то, чтобы вы постились и выплачивали закят, я сражался с вами за то, чтобы стать вашим повелителем, и даровал мне это Аллах против вашей воли». В этом он зашел еще дальше Усмана, поскольку он подозревает Всевышнего Господа в том, что Он предписал ему убивать мусульман, дабы добиться власти над ними, и эта речь Муавии хорошо известна[256].

И даже в его выборе своего сына Язида в качестве правителя над людьми против их воли Муавия усматривал, что это Аллах назначил Язида халифом, и вот как об этом сообщают историки: «Он написал во все концы страны, чтобы люди присягнули ему, а его наместником в Медине был Марван бин Аль-Хакам, и тот ему написал, указывая, что присяга Язиду была предопределением Аллаха»[257].

Так же поступил и грешник Ибн Зияд. Когда к нему привели имама Али Зейн-уль-Абидин (А) в кандалах, он спросил: «Кто это?» Ему ответили: «Али бин Аль-Хусейн!» Он опять спросил: «Разве не убил Аллах Аль-Хусейна бин Али?» Ему ответила его (А) тетя Зейнаб (А): «Убили его враги Аллаха и Его Посланника». И спросил ее Ибн Зияд: «Как, ты находишь, поступил Аллах с твоим семейством?»

Она (А) ответила: «Я нахожу, что только по-доброму. Этим людям было предписано быть убитыми, и они устремились навстречу своей судьбе, а потом Аллах воскресит тебя вместе с ними, тогда ты представишь им в споре свои доводы, и тогда посмотрим, кто обрадуется в тот день, о, лучше бы твоя мать выкинула тебя, Ибн Марджана!»[258]

Таким образом, это вероубеждение распространилось от омейядов и их сторонников на всю мусульманскую общину, за исключением шиитов Ахл уль-Бейт (А).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...