Аль-бада (перемена решения)
Этот термин означает приписывание Ему намерения совершить нечто, но затем Он меняет Свое мнение и делает нечто, отличное от того, что он намеревался сделать ранее. Что касается попыток суннитских ученых представить дело так, будто шииты верят в бада в применении к Всевышнему, что равнозначно приписыванию Ему невежества и несовершенства, то это безосновательные заявления. Шииты никогда не утверждали подобного, и кто пытается им это приписать, тот клевещет на них, как это делали в древности и делают сейчас. Шейх Мухаммад Рида Аль-Музаффар в своей книге «Вероубеждения имамитов» говорит: «Бада в данном значении невозможно для Всевышнего Аллаха, поскольку Ему невозможно приписывать невежество и несовершенство, и имамиты этого не утверждают». Также сказал Имам Джафар Ас-Садик (А): «Кто подразумевает, что Всевышний Аллах изменил Свое решение, раскаявшись в предыдущем намерении, то он у нас считается неверующим (кафиром) в Великого Аллаха». Также он (А) сказал: «Если кто говорит, что Аллах сегодня решил сделать то, о чем не знал вчера, то я не признаю такого человека (за мусульманина)». Таким образом, бада, о котором говорят шииты, не переходит границ, установленных Кораном в изречении Всевышнего: «Стирает Аллах, что желает, и утверждает; у Него – мать книги»[309]. То же самое утверждают и сунниты, как и шииты – так почему мы должны упрекать шиитов и не упрекать суннитов, говорящих, что Всевышний Аллах меняет постановления, жизненные сроки и размер воздаяния? [178] Ибн Мардавайх и Ибн Асакир приводят со слов Али (Да будет доволен им Аллах!), что Посланник Аллаха (С) сказал относительно аята «Стирает Аллах, что желает, и утверждает; у Него – мать книги»:
«Да будет толкование сего отрадой очей твоих и очей моей уммы после меня – выплата милостыни, праведное отношение к родителям, творение одобряемого – превращает несчастье в счастье, продлевает жизнь и отвращает беды». Также приводят Ибн Аль-Мунзир, Ибн Аби Хатим и Аль-Байхаки в «Аш-шааб» со слов Кайса бин Ибада (да будет доволен им Аллах!): «Аллаху принадлежит повеление в каждую десятую ночь запретных месяцев, а что касается десятой ночи месяца раджаба, то в нее стирает Аллах что пожелает и утверждает что пожелает».[179] Приводят также Абд бин Хамид, Ибн Джарир и Ибн Аль-Мунзир со слов Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!), совершавшего обращение (таваф) вокруг Запретной Мечети: «Господи, если Ты предписал мне несчастье или прегрешение, то сотри его поистине, Ты стираешь и утверждаешь что пожелаешь, и у Тебя – Мать Книги – и преврати его в счастье и прощение»[310]. Также приводит Бухари в своем «Сахихе»[311] удивительный рассказ о вознесении Пророка (С) и его встрече с Господом, когда говорит Посланник Аллаха (С): «Затем предписано мне было совершение пятидесяти молитв, и я согласился, пока не пришел к Мусе. Он спросил: ″Что ты сделал?″ [180] Я ответил: ″Мне были предписаны пятьдесят молитв″. Он сказал: ″Мне лучше известна природа человеческая, я обходился с сынами Израилевыми самым строгим обхождением, а твоя община не вынесет этого. Так что вернись к Господу и умоли Его″. Я вернулся и попросил Господа, и Он снизил число молитв до сорока. Затем произошел такой же разговор. Тогда Он снизил число молитв до тридцати. Затем – то же самое. И Он снизил число молитв до двадцати. Затем Он определил число предписанных молитв в десять. Затем я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое, и тогда Господь предписал пять молитв. Я опять вернулся к Мусе, и он спросил: ″Как дела?″ Я ответил: ″Он предписал пять молитв″. Муса ответил мне теми же словами, что и прежде, но я возразил: ″Я смирился″, и было мне возглашено: ″Я выполнил Свое обязательство и облегчил Моим рабам, и буду вознаграждать за каждое добродеяние вдесятеро″»[312].[181]
В другом предании, которое также приводит Бухари, после того, как Мухаммад (С) несколько раз возвращался к своему Господу и после предписания пяти молитв, Муса (А) потребовал от Мухаммада (С), чтобы тот возвратился еще раз и снова попросил облегчить предписание, поскольку его община, он знал, не вынесет и пяти молитв, однако Мухаммад (С) ответил ему: ″Я стесняюсь перед своим Господом″[313]. Читайте и удивляйтесь этим преданиям, которые приводят сунниты, в то же время упрекая шиитов за то, что они следуют словам Ахл уль-Бейт (А) в отношении бада. Судя по рассказу, они верят в то, что Всевышний Аллах предписал Мухаммаду (С) пятьдесят молитв, затем, после возвращения Мухаммада (С), изменил Свое решение, согласившись на сорок молитв, затем, после второго возвращения – на тридцать, после третьего – на двадцать, после четвертого – на десять, а затем, после пятого возвращения – на пять. Независимо от того, примем мы эти взгляды или отвергнем, доктрина бада находится в полном соответствии с пониманием исламской религии и духа Корана: «Поистине, Аллах ничего не меняет для людей, пока они сами этого не изменят». И если мы, сунниты и шииты, верим в то, что Всевышний Аллах меняет и заменяет[182], благодаря чему наши молитвы – обязательные и добровольные – могут приносить нам пользу, также как все мы верим, что Всевышний Аллах заменяет одно постановление другим даже в отношении Пророков, то, в таком случае, утверждение бада не является признаком неверия и оставления[183] религии. А у суннитов и шиитов нет оснований для взаимных упреков по поводу данного вероубеждения. На самом деле, я как раз рассматриваю историю о Мирадже (вознесении), процитированную выше, как приписывающую невежество[184] Всевышнему Аллаху и несовершенство величайшему Человеку, которого когда-либо знала история, – нашему Пророку (С): когда предание говорит о том, что Муса сказал Мухаммаду (С): ″Я знаю людей лучше тебя″, – оно тем самым приписывает превосходство Мусе, без которого Аллах не даровал бы облегчение умме Мухаммада (С).
Мне непонятно, откуда Муса знал, что умма Мухаммада (С) не вынесет даже этих пяти молитв, если даже Аллах не знал этого, предписывая Своим рабам невыносимое и обязывая их совершать пятьдесят намазов? Уважаемый читатель, вы можете представить себе пятьдесят ежедневных молитв, когда не остается времени ни для работы, ни для учебы, ни для заработка, ни для карьеры, ни для исполнения обязанностей[185], когда человек превращается в подобие ангела, занятого исключительно молитвой и поклонением? Достаточно простого математического расчета, чтобы убедиться в ложности этого предания. Предположим, что одна молитва занимает десять минут (этого времени достаточно для совершения коллективной молитвы). Умножим это на пятьдесят – и получим требуемое время в размере десяти часов[186]. Остается либо терпеть, либо отказаться от такой религии, возлагающей на плечи последователей невыносимую ношу. Если сунниты ставят шиитам в упрек доктрину бада, гласящую, что Всевышний Аллах изменяет и заменяет все по Своему желанию, то почему они не поставят в упрек самим себе утверждение, что Всевышний Аллах изменяет собственное предписание относительно молитвы пять раз за одну ночь Вознесения? Да проклянет Аллах слепой фанатизм, скрывающий истину и ставящий все с ног на голову. Фанатик слепо отвергает всякого, несогласного с ним, даже перед лицом очевидных фактов, начинает его упрекать и порочить его, обвинять в простых вещах, когда сам говорит о том же самом больше этого. Это напоминает мне о том, что сказал господин Иса (Иисус) (А) иудеям: «Вы высматриваете щепки в глазах людей и не видите бревна в собственном глазу». Некоторые могут возразить, что сунниты никогда не употребляют термин «бада», и хотя в этой истории и содержится рассказ о замене и перемене суждения, здесь нет прямого указания, что Аллах совершил «бада». Много раз я слышал такие возражения, когда приводил суннитам рассказ о Мирадже для обоснования того, что у них также присутствует доктрина «бада», и в конце концов они были вынуждены согласиться с этим, когда я приводил им другое предание от Бухари, где содержится слово «бада» в незавуалированной форме.
Передает Бухари со слов Абу Хурейры, со слов Посланника Аллаха (С): «Были трое сынов Израилевых: прокаженный, слепой и плешивый, и изменил (бада) Аллах в отношении них Свое мнение[187], послав к ним ангела. Явился ангел к прокаженному и спросил: ″Что тебе милее всего?″ Тот ответил: ″Здоровый цвет кожи и здоровая кожа. Люди отвращаются от меня!″ Тогда ангел погладил его, и болезнь прошла, и дал ему ангел здоровую кожу и здоровый цвет кожи. Затем спросил: ″Что из имущества тебе милее всего?″ Тот ответил: ″Верблюды″, – и дал ему ангел десяток верблюдиц. Затем явился к плешивому и спросил: ″Что тебе милее всего?″ Тот ответил: ″Здоровые волосы, а еще чтобы прошла моя болезнь, из-за которой люди отвращаются от меня″. Ангел погладил его, и прошла его болезнь, и были ему даны здоровые волосы. Затем спросил: ″Что из имущества тебе милее всего?″ Тот ответил: ″Коровы″, – и дал ему ангел беременную корову. Затем ангел явился к слепому и спросил: ″Что тебе милее всего?″ Тот ответил: ″Чтобы Аллах вернул мое зрение″. Погладил его ангел, и к нему возвратилось зрение. Тогда ангел спросил: ″Что из богатства тебе милее всего?″ Тот ответил: ″Овцы″. И дал ему ангел плодородных овец. Затем, когда у них размножились верблюды, коровы и овцы, ангел вернулся к ним, когда у каждого уже было целое стадо. Явился он к бывшим прокаженному, плешивому и слепому, пребывающим в здравии, и попросил дать ему часть своего богатства. Прокаженный и плешивый отказали ему, и ангел вернул их в прежнее состояние, а слепой согласился и дал, и приумножил ему Аллах достаток, и оставил его зрячим»[314]. Поэтому своим уважаемым братьям я привожу изречение Всевышнего Аллаха: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они - лучше их! И женщины - над женщинами: может быть, они - лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя "распутство" после веры! А кто не обратится, те - несправедливые»[315]. Также я всем сердцем своим надеюсь, что мусульмане избавятся от своего слепого фанатизма и эмоций, заменив их разумными доводами во всякой дискуссии, даже со своими врагами. Я надеюсь, что они смогут почерпнуть из Священного Корана наилучший способ достойного ведения дискуссии, последовав повелению Аллаха Своему Посланнику (С) говорить своим оппонентам: «Скажи: ″Аллах! Воистину, одни из нас либо на прямом пути, либо в очевидном заблуждении″».[316] Сам Посланник Аллаха (С) с уважением относился к многобожникам, снисходя до дискуссии с ними и проводя ее справедливо, выслушивая всю их аргументацию, – может, у них есть свой резон? Так неужели нам не следует вдохновиться этим великим нравственным примером?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|