Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гулувв (чрезмерность в проявлении любви к имамам (а))




 

Здесь под чрезмерностью мы не имеем в виду оставление истины и следование за лживыми измышлениями[1114], когда возлюбленный превращается в бога, которому поклоняется любящий его, это – неверие и многобожие[1115], и ни один из мусульман, верующих в послание Ислама и пророчество Мухаммада (С), не станет утверждать подобного. Посланник Аллаха (С) установил пределы подобной любви, когда сказал имаму Али (А): «Из-за меня пропадут два человека: любящий чрезмерно и ненавидящий безмерно». И также он (С) сказал: «О Али, ты подобен Исе сыну Марьям, которого возненавидели иудеи так, что стали поносить его всей общиной, и которого возлюбили христиане так, что превознесли на не подобающее ему место»[373].

Подобную чрезмерность, когда любовь возвышается до степени обожествления возлюбленного, а ненависть доходит до крайности порицания ненавидимого и подозрения его во лжи[1116], мы отвергаем.

В проявлении своей любви к имаму Али (А) и имамам из его потомства шииты не проявляют чрезмерности, но помещают их на достойное место, на которое указал Посланник Аллаха (С). Они считают их преемниками Пророка (С) и его наследниками, и никто из них не утверждал, что он – пророк, не говоря уже о собственной божественности[1117]. Поэтому оставим пропагандистские заявления тех, кто заявляет, будто шииты обожествляют Али. Если подобные факты – правда, то речь тут идет не о шиитской секте, не о мазхабе, и вообще не о шиитах и не о хариджитах.

В чем вина шиитов, если Всемогущий Господь говорит: «Скажи: ″Я не прошу у вас за него награды, а только быть милостивыми к близким″», а милость, как известно, есть величайшее проявление любви. И когда Посланник Аллаха (С) говорит: «Не уверует из вас ни один, покуда не полюбит для брата своего того же, что любит для себя, и, поистине, милость твоя повелевает тебе отказывать себе в чем-то ради оказания милости другим».

И как можно обвинять шиитов в любви к тому, о ком Посланник Аллаха (С) говорил:

«О Али, ты – господин в этом мире и господин в следующем. Кто полюбит тебя, тот полюбит меня, а кто прогневит тебя, тот прогневит меня. Возлюбленный тобой – возлюбленный Аллахом, а находящийся под твоим гневом – находится под гневом Аллаха. Горе же тому, на кого ты прогневался»[374].

И еще говорил Посланник Аллаха (С):

«Любовь к Али – это вера, прогневить его – лицемерие[1118]»[375].

А также сказал Он (С):

«Кто умер в любви к потомству Мухаммада, умер шахидом, более того, кто умер в любви к потомству Мухаммада, тот умер с грехами, прощенными ему, более того, кто умер в любви к потомству Мухаммада, тот умер с покаянием, принятым от него, более того, кто умер в любви к потомству Мухаммада, тот умер в состоянии совершенной веры, более того, кто умер в любви к потомству Мухаммада, того ангел смерти обрадует вестью о рае...»[376].

И в чем вина шиитов, если они любят человека, о котором Посланник Аллаха (С) сказал:

«Завтра я передам знамя человеку, любящему Аллаха и Его Посланника, и которого любят Аллах и Его Посланник»[1119] [377], и любящий Али – возлюбленный Аллахом и Его Посланником и суть верующий, а гневящий Али – находится под гневом Аллаха и Его Посланника и суть лицемер.

О любви к нему сказал имам Аш-Шафии:

«О люди Дома Посланника Аллаха, любовь к вам – обязанность от Аллаха, возложенная на нас в Коране, который Он вам ниспослал. Достаточно вам от Всевышнего оказанной великой чести в том, что кто не приветствует вас, от того не принимается молитва».

Также Аль-Фараздак в своей знаменитой речи сказал о них:

«Проявление любви к ним – религия, а проявление неприязни к ним – неверие. Близость к ним спасает и защищает. Когда собираются люди богобоязненные, они становятся их имамами (предводителями)».

Или как сказано: Кто же лучшие люди на земле? – они и их шииты (последователи), любящие Аллаха и Его Посланника. И любовь богобоязненных людей к Аллаху и Его Посланнику предписывает и любовь к людям его Дома (Ахл уль-Бейт) – Фатиме, Али, Хасану и Хусейну[1120].

Хадисов подобного содержания великое множество, все их не возможно привести в этой книге, и мы процитировали для краткости лишь некоторые из тех, что приводят суннитские ученые в своих «сахихах»,.

И если любовь к Ахл уль-Бейт (А) есть любовь к Посланнику Аллаха (С), то нам следует знать, что это за любовь, которая требуется от мусульман, равно как и то, есть ли в ней проявление чрезмерности, как подозревают некоторые.

Сказал Посланник Аллаха (С):

«Ни один из вас не уверует, пока не полюбит меня сильнее своих детей и родителей и всех людей на земле»[378].

На этом основании мусульманин должен любить Али и его потомство в лице чистых имамов более, чем всех остальных людей на земле, не исключая собственной семьи и потомства, и вера его только так станет совершенной

Таким образом, шииты не проявляют чрезмерное, а каждому воздают должное. Посланник Аллаха (С) повелел им поставить Али на место головы для тела и на место глаз для головы – а разве кто-то из людей сложил свою голову или глаза[1121]?

Напротив,, у суннитов наблюдается чрезмерность в любви к сподвижникам и незаслуженном почитании их как святых, как представляется, в качестве действенного противовеса шиитам, которые не утверждают справедливости всех сподвижников без исключения. Омейяды целенаправленно возвышали роль сподвижников и занижали роль Ахл уль-Бейт (А), так что читая приветствие Мухаммаду и его роду добавляли к нему слова «и им всем», имея в виду всех сподвижников без исключения. Ведь в приветствии Ахл уль-Бейт – великая честь, которой никто не удостаивался ранее и не удостоится впредь, поэтому они желали поднять сподвижников на эту высокую ступень, пренебрегая тем, что Всевышний Аллах повелел мусульманам, и в первую очередь всем без исключения сподвижникам, читать приветствия Мухаммаду, Али, Фатиме, Хасану и Хусейну, а кто откажется, от того Аллахом не принимается молитва, даже если в приветствии он ограничился одним Мухаммадом (С). И это подтверждают «Сахихи» Бухари и Муслима.

Мы утверждаем, что это – чрезмерность в отношении сподвижников, поскольку здесь сунниты переходят границы разумного, говоря обо всех сподвижниках без исключения, тогда как Аллах и Его Посланник засвидетельствовали, что среди них были и грешники, и отступники, и раскольники, и лицемеры.

Явная чрезмерность (гулувв) наблюдается с их стороны и в том, что они утверждают, будто Посланник Аллаха (С) ошибался и его поправляли сподвижники. Или что шайтан играл и издевался над Пророком (С), но убегал от Умара. Явная чрезмерность – в их утверждении о том, что Аллах наслал на общину, в которой был Его Посланник (С), бедствие, коего избежал один Ибн Аль-Хаттаб. Еще большая чрезмерность – в отмене сунны Пророка (С) в пользу следования за сунной сподвижников, в особенности – праведных халифов. Мы уже останавливались на этом моменте, но желающий разобраться поглубже, несомненно, найдет еще большее число несоответствий.

 

ОЖИДАЕМЫЙ ИМАМ МАХДИ

 

Это еще один из вопросов, служащих основанием для обвинений в адрес шиитов со стороны суннитов, доходящих до насмешек и издевательств, поскольку они считают маловероятным или даже невозможным, чтобы человек оставался жив на протяжении двенадцати веков и был сокрытым от взоров людей. Некоторые из современных авторов даже высказались в том духе, что «шииты изобрели идею Сокрытого имама, который должен их спасти, по причине многолетних преследований и притеснений, с которыми им пришлось столкнуться со стороны властей. Поэтому они ухватились за спасительную соломинку ожидаемого Махди, который наполнит землю добром и справедливостью и отомстит за них их врагам».

В последнее время, после победы Исламской революции в Иране, разговоры об ожидаемом Махди вновь стали популярными. Мусульмане, в особенности, образованная мусульманская молодежь, стали задаваться вопросом об истинности Махди, о том, есть ли для этой доктрины место среди вероубеждений Ислама или же она – шиитское изобретение?

Несмотря на то, что писали шиитские ученые в древности и сейчас[379] в отношении Махди в энциклопедиях и исследованиях, несмотря на то, что многие сунниты сталкиваются со своими шиитскими братьями на различных конференциях и круглых столах, посвященных вопросам вероубеждений, этот вопрос продолжает оставаться камнем преткновения для многих, поскольку они не привыкли слышать подобные предания.

В чем же заключается подлинное исламское вероубеждение относительно Махди? Исследование этого вопроса подразделяется на две части.

Первая часть связана с исследованием вопроса о Махди на основании Корана и Сунны.

Вторая часть связана с исследованием его собственной жизни, обстоятельств исчезновения и появления.

Что касается первой части, то шииты и сунниты согласны друг с другом в том, что Посланник Аллаха (С) предсказывал своим сподвижникам его явление в конце времен. Хадисы о Махди (А) приводили не только шииты, но и сунниты в своих «Сахихах» и «Муснадах». Я же, в свою очередь, следуя принципу, взятому мною за правило в каждом исследовании, буду основываться только на том, что подтверждается суннитскими источниками.

В «Сунан» Абу Дауда[380] приводится, что Посланник Аллаха (С) сказал:

«Если бы этому миру оставалось отпущено не более одного дня, Всевышний Аллах растянул бы его до той поры, пока не явится человек из моего семейства, чье имя – такое же как мое, и чье отчество – такое же как мое, который наполнит землю справедливостью в той же мере, в какой ранее она была наполнена несправедливостью».

Также приводится в «Сунан» Ибн Маджа[381]:

«Посланник Аллаха (С) сказал: ″Для нас, членов нашего семейства, Аллах предпочел следующий мир этому. После моего ухода члены моего семейства столкнутся с тяжким преследованием и подвергнутся изгнанию, пока с востока не придет группа людей, несущих черные знамена, и они потребуют добра, но не будет им дано, тогда они станут сражаться и победят, и тогда им будет предложено просимое. Но они не примут его, пока не предложат (этот мир) человеку из моего семейства, который наполнит его справедливостью настолько, насколько ранее он был наполнен притеснением″».

Также Ибн Маджа в своих «Сунан» говорит:

«Посланник Аллаха (С) сказал: ″Махди – из нас, Ахл уль-Бейт, Махди – из потомства Фатимы″.

Также он (С) сказал: ″Придет из моей общины Махди, и если ограничится, то семью, а если нет – то девятью благами будет облагодетельствована моя община, подобных которым не было дано никому прежде. Будет дана людям пища, так что не испортится из нее ничего, и богатство в тот день – изобильное, и когда придет человек и скажет: «О Махди, одари меня» – будет ему сказано: «Возьми»″»[382].

Также приводится в «Сахихе» Ат-Тирмизи[383]:

«Посланник Аллаха (С) сказал: ″Явится потом человек из моего семейства, носящий такое же имя, как и у меня, и даже если этому миру останется отпущенным один день, Аллах растянет его, пока он не появится″.

И сказал Посланник Аллаха (С): ″Не прейдет этот мир, пока не воцарится над арабами человек из моего семейства, носящий такое же имя, как мое″».

Приводит имам Бухари в его «Сахихе»[384], что рассказывал Бин Бакир, со слов Ал-Лайса, от Йунуса, от Ибн Шихаба, от Нафи Маула Аби Катады Аль-Ансари, что Абу Хурейра (Да будет доволен им Аллах!) говорил: «Посланник Аллаха (С) сказал: ″Что будет с вами, когда снизойдет к вам Иса бин Марьям, и ваш Имам будет с вами из вашей среды″».

Автор «Гайат-уль-маамуль» говорит: «Среди ученых первого и последующих поколений получило известность предание о том, что в последние времена непременно должен явиться человек по имени Махди из числа Ахл уль-Бейт. Хадисы о Махди передали многие лучшие сподвижники, среди них – величайшие из передатчиков, такие как Убайй Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ат-Табарани, Абу Йаала, Аль-Баззаз, имам Ахмад бин Ханбал и Аль-Хаким (Да будет доволен ими всеми Аллах!). Поэтому ошибается тот, кто считает все хадисы о Махди слабыми».

Аль-Хафиз в «Фатх-уль-бари» говорит: «Отовсюду поступают предания о том, что Махди – из числа этих имамов, и что Иса бин Марьям снизойдет и будет молиться за ним»[385].

Также говорит Ибн Хаджар Аль-Хайсами в «Ас-саваик-уль-мухрика»: «Что касается преданий, в которых говорится о явлении Махди, то таковых – великое множество»[386].

Также говорит Аш-Шаукани в его послании, озаглавленном «Ат-таудих фи таватури ма джаа фи-ль-Мунтазари ва-д-даджжали ва-ль-Масих» («Разъяснение переданного об Ожидаемом (Махди), Даджжале и Масихе (Иисусе, Исе)»), после перечисления хадисов о Махди: «Все рассмотренное нами достигает пределов великого множества[1122], что не должно сокрыться от проницательных взоров».

Также шейх Абд-уль-Хакк в «Аль-лумуат» говорит: «Достигли великого множества предания о том, что Махди будет из числа Ахл уль-Бейт и из потомства Фатимы»[387].

Говорит Ас-Сабан в своей книге «Исааф-ур-рагибин»:

«Великого множества достигли предания от Посланника Аллаха (С) о его (Махди) явлении, о том, что он будет из семейства Пророка (С) и что он наполнит землю справедливостью»[388].

Также сказал Ас-Сувейди в своей книге, озаглавленной «Сабаик-уз-захаб»:

«Ученые согласны в том, что Махди будет явлен в последние времена, и что он наполнит землю справедливостью. О его явлении существует множество преданий»[389].

Также говорит Ибн Халдун в его «Мукаддимат»:

«Знайте, что среди мусульман на протяжении веков бытует предание о неотвратимости явления человека из Ахл уль-Бейт в конце времен, который поддержит религию, явит справедливость и будет именоваться Махди»[390].

Из числа наших современников хадисы о Махди в своей книге «Аль-акаид-уль-исламийа» («Исламские вероубеждения») приводит муфтий «Братьев-мусульман» Сейид Сабик, полагающий, что идея Махди принадлежит к числу исламских вероубеждений, которые необходимо принимать.

Шиитские книги также во множестве приводят хадисы о Махди, есть даже мнение, что от Посланника Аллаха (С) ни о чем не передавали так много преданий, как о Махди.

Исследователь Лутфулла Ас-Сафи в своей энциклопедии «Мунтахаб-уль-аср» приводит предания о Махди (А) более чем из шестидесяти источников, которыми послужили суннитские книги, и в их числе – шесть сборников «Сахих», а также более чем из девяноста шиитских источников, в числе которых четыре самых достоверных сборника шиитских преданий.

Что же касается второго исследования, связанного с рождением Махди, его жизнью, исчезновением и бессмертием (да будет над ним мир!), то и некоторые уважаемые суннитские ученые не отрицают, что Махди – это Мухаммад бин Аль-Хасан Аль-Аскари, двенадцатый имам из числа имамов Ахл уль-Бейт, рожденный и до сих пор живой, который будет явлен в последние времена, дабы наполнить землю справедливостью и поддержать религию Аллаха. В этом они согласны с утверждениями шиитов-имамитов, и к их числу принадлежат:

1. Мухйи-уд-Дин Ибн Аль-Араби («Мекканских откровениях»).

2. Сибт Ибн-аль-Джаузи («Тазкират-уль-хавасс»).

3. Абд-уль-Ваххаб Аш-Шаарани («Акаид-уль-акабир»).

4. Ибн Аль-Хишаб («Тарих мавалиди-ль-Аима ва вафийатихим»).

5. Мухаммад Аль-Бухари Аль-Ханафи («Фасл-уль-хитаб»).

6. Ахмад бин Ибрахим Аль-Балазири («Аль-хадис-уль-мутасалсиль»).

7. Ибн Ас-Сибаг Аль-Малики («Аль-фусуль-уль-мухимма»).

8. Ариф Абдуррахман («Мираат-уль-асрар»).

9. Камаль-уд-Дин бин Талха («Маталиб-ус-сауль фи манакиби Аали-р-Расуль»).

10. Аль-Кандузи Аль-Ханафи («Йанабиу-ль-мавадда»).

Если продолжить эти исследования, то мы обнаружим, что суннитских ученых, утверждающих, что Махди уже родился и останется жив, пока его не явит Аллах, в несколько раз больше, чем мы перечислили.

Если после того, как были приведены ясные предания, среди суннитских ученых остаются те, кто отрицает рождение Махди и его пребывание живым в этом мире, то такие люди уже не могут быть убедительными для остальных.

Священный Коран также не противоречит данной гипотезе. Всевышний Аллах приводит массу примеров того, как люди с закосневшим мышлением освободились от оков и, свободно поразмыслив, пришли к единственно возможному выводу о том, что Всевышний Аллах – Всемогущ.

Таким образом, мусульманин, чье сердце исполнено верой, не станет удивляться тому, что Аллах умертвил Узейра на сто лет, а затем оживил, и он увидел свою еду и питье не испорченными, и осла, кости которого Аллах собрал и облек мясом и возвратил его в прежнем обличии после того, как он разложился, и Он объяснил ему это, сказав: знай, что Аллах надо всякой вещью Мощен. Превелик Аллах! – что может быть скорее Его волеизъявления? Когда Узейр проходил через опустошенное селение, он удивился, сказав: ужели Аллах оживит это после его смерти? [1123]

Мусульманин, верящий в Священный Коран, не станет удивляться, услышав рассказ об Ибрахиме, который разрезал птицу на несколько частей и разметал их по горам, а затем призвал их – и они возвратились к нему в виде целой птицы.

Мусульманин не удивляется тому, что огонь становится прохладным и не обжигает, не причиняет никакого вреда нашему господину Ибрахиму, брошенному в него, когда сказал Аллах: «Огонь, стань прохладой и миром!».

Мусульманин не удивляется тому, что наш господин Иса (Иисус) родился без участия капли мужского семени и вообще без отца, и тому, что он жив, не умирал и вернется на землю.

Мусульманин не удивляется тому, что наш господин Иса оживлял мертвых и исцелял хромых, слепых и прокаженных. И нет для него ничего удивительного в том, что море разверзлось для прохода Мусы и сынов Израилевых и они свободно прошли сквозь него, не нуждаясь в лодках. Или что посох Мусы превратился в змею, а воды Нила – в кровь.

Также мусульманин не удивляется тому, что господин наш Сулейман разговаривал с птицами, джиннами и муравьями, и его трон летал по ветру, и трон Билкис предстал перед ним за несколько мгновений.

Не удивляется он и тому, что обитатели пещеры были умерщвлены Аллахом на три столетия и еще девять лет, а затем Он воскресил их, так что пра-пра-правнук был старше своего пра-пра-прадеда.

Не удивляется он и тому, что наш господин Хидр (Да будет над ним мир!) живой, не умирал, и встретился с нашим господином Мусой (А).

Он не удивляется тому, что Иблис (Да проклянет его Аллах!) жив и не умирал, будучи сотворенным прежде Адама (А), и продолжает вмешиваться в дела людские от начала человечества до его исчезновения, и в то же время он сокрыт, никто не видел его и не увидит, несмотря на его подлые поступки и грязные дела, он же видит всех людей.

Поистине, мусульманин верит во все это и не удивляется. Так стоит ли ему удивляться существованию Махди на определенном отрезке времени по мудрости Аллаха Всевышнего?

Все перечисленные нами примеры из Корана – лишь малая часть тех чудесных явлений, которые необычны для людей, но которые они не в силах отвратить[1124], даже если соберутся все вместе. Ведь эти явления – творение Аллаха, от Которого не уйти никому и ничему в небесах и на земле, и явления эти принимаются мусульманами, когда они утверждают свою веру во все, с чем явился Священный Коран, без исключений.

В то же время, шииты лучше знают вопрос о Махди (А), ведь он – их имам, и они были его современниками и жили вместе с ним либо с его отцами, а мекканцам родные горы ведомы лучше!

Шииты уважают и почитают своих имамов. Они укрепили их могилы и предписали посещать их, получая на них благословение. Если бы двенадцатый имам Махди (А) умер, то его могила была бы известна, а шииты могли бы тогда говорить о воскресении имама из мертвых, тем более что шииты верят в доктрину о возвращении к жизни и это не невозможно с точки зрения Корана. Однако мы видим, что шииты продолжают утверждать, что Махди (А) жив, получает от Аллаха пропитание, но в своем теле он сокрыт, ибо Всевышний Аллах пожелал, чтобы он был узнан лишь обладающими совершенным знанием и их сторонниками.

Шииты в своих молитвах призывают Аллаха ускорить приход Махди (А), поскольку в его явлении заключается возвышение мусульман, их счастье и победа и поскольку тем самым Аллах завершит ниспослание Своего Света, вопреки желанию неверных.

В то же время, в вопросе о Махди (А) между шиитами и суннитами нет существенных противоречий. Они верят в его явление в последние времена, и в то, что Иса будет молиться позади него, и что он наполнит землю добром и справедливостью после того, как была она наполнена жестокостью и несправедливостью, и что в его время мусульмане будут владеть всей землей, и дано будет всем просящим, так что не останется ни одного бедного.

Единственное различие состоит в том, что шииты утверждают, что он уже родился, а сунниты – что родиться ему еще предстоит.

Пускай же шииты и сунниты объединятся вокруг слова истины, дабы собрать разрозненную общину и искренне призывать Аллаха всем вместе в наших молитвах, чтобы Аллах ускорил его явление, ибо в его явлении – освобождение и победа для уммы Мухаммада (С).

В заключение – наша последняя молитва о том, что вся слава принадлежит Аллаху, Господу миров, и да пребудут мир и благословение на благороднейшем из пророков и посланников, господине и учителе нашем Мухаммаде, и его прекрасном очищенном семействе.

 

Мухаммад Ат-Тиджани Ас-Самави

 

Библиография

Комментарии к Корану (тафсиры):

ـ القرآن الكريم 1

ـ تفسير الطبري 2

ـ تفسير إبن كثير 3

ـ تفسير القرطبي 4

ـ تفسير الجلالين 5

ـ التفسير الكبير للفخر الرازي 6

ـ تفسير المنار محمد عبده 7

ـ تفسير النّسفي 8

ـ تفسير الخازن 9

ـ تفسير الكشاف للزمخشري 10

ـ تفسير الحاكم الحسكاني 11

ـ تفسير النيسابوري 12

ـ الدر المنثور في التفسير بالمأثور للسيوطي 13

ـ زاد المسير في علم التفسير لإبن الجوزي 14

ـ شواهد التنزيل للحاكم الحسكاني 15

ـ تفسير الفتح القدير للشوكاني 16

ـ التسهيل لعلوم التنزيل للكلبي17

ـ أسباب النزول للإمام الواحدي 18

ـ أحكام القرآن للجصاص 19

ـ التفسير الكبير للثعلبي 20

ـ نزول القرآن للحافظ أبو نعيم 21

ـ مانزل من القرآن في علي أبو نعيم الأصبهاني 22

ـ مقدمة أصول التفسير لإبن تيمة 23

ـ تفسير الميزان للعلامة الطباطبائي 24

Сборники хадисов

صحيح البخاري - 1

ـ صحيح مسلم 2

ـ صحيح الترمذي 3

ـ صحيح إبن ماجه 4

ـ سنن أبي داود 5

ـ سنن النسائي 6

ـ مسند الإمام أحمد 7

ـ موطأ الإمام مالك 8

ـ مستدرك الحاكم 9

ـ كنز العمال 10

ـ سنن الدارمي 11

ـ سنن البيهقي 12

ـ الجمع بين الصحاح الستة 13

ـ سنن الدار قطني 14

ـ جمع الجوامع للسيوطي 15

ـ منهاج السنة لإبن تيمة 16

ـ مجمع الزوائد للهيثمي 17

ـ كنوز الحقائق للمناوي 18

ـ جامع الأصول لإبن الأثير 19

ـ فتح الباري في شرح البخاري 20

Исторические книги

ـ تاريخ الأمم والملوك للطبري 1

ـ تاريخ الخلفاء للسيوطي 2

ـ تاريخ الكامل لإبن اتلأثير 3

ـ تاريخ دمشق لإبن عساكر 4

(ـ تاريخ المسعودي (مروج الذهب 5

ـ تاريخ اليعقوبي 6

ـ تاريخ الخلفاء للسيوطي 7

ـ تاريخ بغداد للخطيب البغدادي 8

ـ تاريخ أبي الفداء 9

ـ تاريخ إبن الشحنة 10

ـ تاريخ إبن كثير 11

ـ التاريخ الكبير لمحمد البخاري 12

ـ الإمامة والسياسة لإبن قتيبة 13

ـ العقد الفريد لإبن عبد ربه 14

ـ الطبقات الكبرى لإبن سعد 15

ـ تاريخ إبن خلدون 16

ـ شرح نهج البلاغة لأبن أبي الحديد 17

Биографии Пророка (С) – сиры

ـ سيرة إبن هشام 1

ـ الإصابة في تميز الصحابة 2

ـ السيرة الحلبية 3

ـ أسد الغابة في مهرفة الصحابة 4

ـ السيرة الدحلانية 5

ـ الرياض النضرة للطبري 6

ـ الإستيعاب 7

ـ حياة محمد لمحمد حسنين هيكل 8

ـ المعارف لإبن قتيبة 9

ـ أنساب الأشراف للبلاذري 10

ـ حلية الأولياء لأبي نعيم 11

ـ الفتنة الكبرى لطه حسين 12

Прочая литература

ـ الصواعق المحرقة لإبن حجر 1

ـ الفتوحات المكية لإبن عربي 2

ـ الصلة بين التصوف والتشيع للشيبي 3

ـ عقائد الأكابر للشعواني 4

ـ خصائص أمير المؤمنين للنسائي 5

ـ تواريخ مواليد الأئمة لإبن الخشاب 6

ـ الملل والنحل للشهرستاني 7

ـ فصل الخطاب محمد البخاري 8

ـ دلائل الإمامة للطبري 9

ـ الحديث المتسلسل للبلاذري 10

ـ بلاغات النساء لإبن طيغور 11

ـ مرآة الأسرار العارف عبدالرحمن 12

ـ أعلام النساء لعمر رضا كحالة 13

ـ إحقاق الحق للتستري 14

ـ كفاية الطالب للكنجي الشافعي 15

ـ شرح المواهب للزرقاني 16

ـ الإزدهار فيما عقده الشعراء من الأشعار للسيوطي 17

ـ سير أعلام النبلاء للذهبي 18

ـ الولاية لإبن جرير الطبري 19

ـ سر العالمين لأبي حامد الغزالي 20

ـ تذكرة الخواص لإبن الجوزي 21

ـ إحياء علوم الدين للغزالي 22

ـ تذكرة السبط لإبن الجوزي 23

ـ مطالب السؤول لإبن طلحة الشافعي 24

ـ إرشاد الساري للقسطلاني 25

ـ ينابيع المودة للقندوزي الحنفي 26

ـ نور الإبصار للشبلنجي 27

ـ فضائل الخمسة من الصحاح الستة 28

ـ ربيع الأبرار للزمخشري 29

ـ الفصول المهمة لإبن الصباغ 30

ـ شرح نهج البلاغة للشيخ محمد عبده 31

ـ التلخيص للذهبي 32

ـ المعجم الصغير والمعجم الكبير للطبراني 33

ـ الجامع الصغير والجامع الكبير للسيوطي 34

ـ البداية والنهاية لإبن كثير 35

ـ إسعاف الراغبين 36

ـ مناقب علي بن أبي طالب لإبن الغزالي 37

 


 

[1] Коран, сура «Та Ха», 52.

[2] Коран, сура «Корова», 282.

[3] Коран, сура «Утро», 7.

[4] Коран, сура «Пчелы», 43; тафсир Ат-Табари, т.14/109 и тафсир Ибн Касира, т.2/570.

[5] Коран, сура «Фатир», 32.

[6] Хадис приводит Ат-Тирмизи в своем «Сахихе», т.2/329, а ётакже Ан-Насаи и имам Ахмад.

[7] Сахих Муслим, т.2/362, глава о достоинствах имама Али бин Аби Талиба.

[8] Коран, сура «Падающее», 75-79.

[9] Коран, сура «Сонмы», 33.

[10] Приводится Аль-Хакимом в «Аль-мустадраке», т/149, от Ибн Аббаса, и он сказал, что это – хадис с хорошим иснадом.

[11] «Муснад» имама Ахмада бин Ханбала, 1/126.

[12] Сахих Бухари, 7/99 – о том, на что разрешено гневаться во имя соблюдения повеления Аллаха.

[13] Сахих Муслим в книге о достоинствах сподвижников и «Муснад» Ахмада бин Ханбала, 4/398.

[14] Подобно тем, с кем сражался Абу Бакр и которые были названы вероотступниками.

[15] Как, например, разгоралась неприязнь некоторых сподвижников к Усману, пока тот не был убит.

[16] Как поступал Муавия, повелевший проклинать Али.

[17] Подобно событиям «Верблюжьей битвы», сражениям при Сиффине и Нахраване и т.д.

[18] Хадис «Горе Аммару – падет он от рук группы бунтовщиков».

[19] Сахих Ат-Тирмизи, 5/326, Сахих Муслим, 2/362, Ан-Насаи в «Аль-Хасаис», «Канз-уль-уммаль», т.1/44, «Муснад» Ахмада бин Ханбала, 5/189, Аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», т.3/148, «Ас-саваик-уль-мухрика» Ибн Хаджара, с.148, «Ат-табакат-уль-кубра» Ибн Саада, т.2/194

[20] Приведу только один пример: сообщает Садук в «Аль-икмаль» в цепочке передатчиков, возводимой от имама Ас-Садика через его отца и деда, что тот говорил: «Сказал Посланник Аллаха (С): “Число имамов после меня – двенадцать. Первый из них – Али, а последний – Аль-Каим (Махди – Т.Ч.), они – мои халифы (наместники) и мои наследники”».

[21] Сахих Бухари, т.1, «Китаб-уль-илм» («Книга знания»), Сахих Ат-Тирмизи, тоже «Китаб-уль-илм».

[22] Ибн Абд-Раббихи «Аль-акд-уль-фарид», Ибн-ус-Сибага Аль-Малики «Аль-Фусуль-уль-мухимма», 3/42.

[23] Коран, сура «Покаяние», 122.

[24] «Бисмилла» в молитве не рекомендуется (макрух) у маликитов, обязательна у шафиитов и желательна (мустахабб) у ханафитов, а ханбалиты заявили: «Он (Посланник Аллаха (С)) во время хиджры молился, произнося ее шепотом».

[25] Коран, сура «Верующие», 52.

[26] Коран, сура «Семейство Имрана», 103

[27] Коран, сура «Добыча», 46.

[28] Коран, сура «Семейство Имрана», 105.

[29] Коран, сура «Скот», 159.

[30] Сунан Ибн Маджа, «Китаб-уль-фитан», т.2/номер хадиса 3993, «Муснад» Ахмада, т.3/120, и Ат-Тирмизи в «Китаб-уль-иман».

[31] «Ас-саваик-уль-мухрика» Ибн Хаджара, с.139 и с.227, «Аль-джами-ус-сагир» Ас-Суйути, т.2/132, «Муснад» Ахмада бин Ханбала, т.3/17 и т.4/366, «Хилйат-уль-авлийа», т.4/309, «Мустадрак» Аль-Хакима, т.3/115, «Талхису-з-Захаби», Малый Словарь Ат-Табарани, т.2/22.

[32] «Нахдж-уль-балага» имама Али, т.2/190.

[33] «Нахдж-уль-балага» имама Али, т.3/439.

[34] Примером этого может служить переданное Абу Хурейрой: «Поистине, Аллах создал Адама в ЕГО образе», однако имам Джафар Ас-Садик пояснил этот вопрос, сказав, что Посланник Аллаха (С) слышал, как ругались и обзывались два человека, и один другому сказал: «Как же изуродовал Аллах твое лицо и лица всех, кто похож на тебя», и ответил на это Посланник Аллаха (С): «Поистине, Аллах создал Адама в его образе», то есть Адам (А) был похож на него, и своими оскорблениями он также оскорбляет и пророка Адама (А).

[35] Сахих Бухари, 2/47, 5/179 и 6/33.

[36] Сахих Бухари, т.4/226 и т.5/47-48, Сахих Муслим, т.1/114-122.

[37] Сахих Бухари, т.8/197.

[38] Сахих Бухари, т.8/182.

[39] Сахих Бухари, т.8/187, а на стр. 202 утверждается, что у Аллаха есть рука и пальцы.

[40] Коран, сура «Трапеза», 64.

[41] Коран, сура «Худ», 37.

[42] Коран, сура «Милосердный», 26,27.

[43] Коран, сура «Перенес ночью», 72.

[44] Коран, сура «Аль-касас», 88.

[45] Коран, сура «Воскресение», 23. Этот аят прокомментировали имамы из числа Ахл уль-Бейт (А): он имеет тот смысл, что лица в тот день приобретут благостное выражение и будут устремлены навстречу милости Господа.

[46] «Нахдж-уль-балага», т.1, хутба 1, комментарий Мухаммада Абдо.

[47] Акаид-уль-имамийа.

[48] В русском переводе книга вышла под заголовком «О руководстве имама Али (в письмах)»

[49] «Аль-бидайа ва-н-нихайа» Ибн Касира, передано со слов Имама Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ат-Тирмизи.

[50] Сахих Муслим, в книге «Аль-фадаиль» («Достоинства»), т.7/95, и Муснад Имама Ахмада, т.1/162 и т.3/152.

[51] Сахих Бухари, т.7/29.

[52] Сахих Бухари, т.4/68.

[53] Сахих Бухари, т.1/123 и т.2/65.

[54] Сахих Бухари, т.1/37, с. 44 и с.171

[55] Сунан Ад-Дарими, «Китаб-ур-рикак»

[56] Сахих Муслим, «Баб фадаиль Усман» («Глава о достоинствах Усмана»), т.7/117

[57] Сахих Бухари, т.2/232, с.234

[58] Сахих Бухари, т.3/114 и т.7/96

[59] Сахих Бухари, т.3/228 и т.2/3, «Китаб-уль-Идейн»

[60] Муснад имама Ахмада бин Ханбала, т.6/75

[61] Тафсир «Аль-Джалалейн» относительно комментария изречения Всевышнего: «и ты скрываешь в своей душе то, что Аллах сделает явным»

[62] Сахих Муслим, т.7/136, глава о достоинствах Аиши

[63] Район Аль-Джарид, расположенный в 92 км от Кафсы, находится на юге Туниса. Там покоится прах известного поэта Абу-ль-Касима Аш-Шаби и Хидра Хусейна, возглавлявшего Аль-Азхар, а также многих тунисских ученых, родившихся здесь

[64] Бухари в своем Сахихе, т.3/152, в разделе о свидетельстве слепого человека из Книги свидетельств, приводит следующее: «Нам поведал Ибн Убайд Маймун со слов Исы... со слов Аиши, что она сказала: Пророк (С) услышал человека, читающего вслух Коран в мечети и воскликнул: да смилостивится над ним Аллах, он напомнил мне о таких-то и таких-то аятах, которые я позабыл в такой-то и такой-то суре...»

[65] Коран, сура «Корова», 124

[66] Коран, сура «Пророки», 73

[67] Коран, сура «Поклон», 24

[68] Коран, сура «Рассказ», 5

[69] Коран, сура «Различение», 72-75

[70] Коран, сура «Рассказ», 40-42

[71] Сахих Муслим, т.6/24, раздел о лучших имамах и худших из них

[72] Сахих Муслим, т.6/20, раздел о необходимости объединения (джамаата) перед лицом смуты

[73] Сахих Муслим, т.6/4, раздел о людях, последовавших за курайшитами, и о халифате в среде курайшитов

[74] Сахих Муслим, т.6/3 и Сахих Бухари, т. 8/105 и стр. 128

[75] Сахих Муслим, т.6/23, раздел о необходимости возражения амиру

[76] Сахих Бухари, т.8/127, раздел о халифате

[77] Сахих Бухари, т.8/106, раздел о неприемлемости проявления алчности к власти

[78] Сахих Бухари, т.8/106, раздел о неприемлемости проявления алчности к власти

[79] Сахих Муслим, т.6, с.3, раздел о халифате среди курайшитов

[80] Йанаби-уль-мавадда, т.3/104

[81] Йанаби-уль-мавадда, т.3/105

[82] Ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа, а также «Муснад» Ахмада бин Ханбала, т.2/332

[83] Сахих Бухари, т.7/209, раздел «Аль-Хауд», тж. т. 5/192

[84] Сахих Бухари, т.4/63

[85] Сахих Бухари, т.7/112

[86] Сахих Бухари, т.4/144 и т.8/151

[87] «Имамат и политика» («Аль-Имама ва-с-Сийаса») Ибн Кутайбы, т.1/28

[88] Сахих Муслим, т.5/6, раздел о халифате и отказе от него

[89] «Аль-Имама ва-с-Сийаса» Ибн Кутайбы, т.18/1

[90] Сахих Бухари, т.8/26, раздел о побивании камнями забеременевшей в прелюбодеянии

[91] «История халифов» Ибн Кутайбы, т.1/18 и далее.

[92] Имеется в виду, что нет такого довода шиитов, который не содержался бы в аутентичных книгах суннитов.

[93] Коран, сура «Трапеза», 55-56.

[94] Абу Исхак Ахмад бин Мухаммад бин Ибрахим Ан-Нисабури Ас-Саалаби, ум. в 337 г.х., Ибн Халакан упоминает о нем, говоря: «Он был исключительным человеком своей эпохи в науке комментирования (тафсира), достоверным передатчиком, достойным доверия"

[95] «Аль-джам’ байна Сихахи-с-ситта», Сахих Ан-Насаи, Муснад Ахмада, Ибн Хаджар в «Саваик» и также передает этот хадис Ибн Аби-ль-Хадид в своем комментарии к «Нахдж-уль-Балага»

[96] Коран, сура «Трапеза», 67

[97] Ад-дурр-уль-мансур фи-т-тафсири-ль-маасур, т.3/119

[98] Тот же источник, что и выше

[99] Фатх-уль-бари, 6/31, «Аль-бидайа ва-н-нихайа», т.8/102, «Сийар Аалям-ун-нубаля» Аз-Захаби, т./436, «Аль-исаба» Ибн Хаджара, т.3/287

[100] Джалаль-уд-Дин Ас-Суйути, «Ад-дурр-уль-мансур», 3/3

[101] Тот же источник, что и выше

[102] Ад-дурр-уль-мансур фи-т-тафсири-ль-маасур, 3/4

[103] Ад-дурр-уль-мансур фи-т-тафсири-ль-маасур Джалаль-уд-Дина Ас-Суйути, 3/4

[104] Тот же источник, что и выше

[105] Коран, сура «Украшения», 78

[106] Коран, сура «Аль-хакка», 49

[107] Коран, сура «Женщины», 165

[108] Коран, сура «Хадж», 42-44

[109] Это предание именуется «хадисом Гадир», его в равной степени передают и шиитские и суннитские ученые

[110] Ахмад бин Ханбал в его «Муснаде», т.4/281, Ат-Табари в его тафсире, Ар-Рази в его большом тафсире, т.3/636, Ибн Хаджар в его «Саваик», Ад-Дарактани, Аль-Байхаки, Аль-Хатиб Аль-Багдади, Аш-Шахрастани и другие

[111] Коран, сура «Аль-бакара», 204

[112] «Муснад» Ахмада бин Ханбала, т.4/372

[113] Ан-Насаи в книге «Аль-хасаис», с.21

[114] «Мустадрак» Аль-Хакима, т.3/109

[115] Сахих Муслим, т.7/122, раздел о достоинствах имама Али бин Абу Талиба. Этот же хадис упоминают имам Ахмад, Ат-Тирмизи, Ибн Асакир и другие.

[116] Сахих Муслим, т.7/122, раздел о достоинствах Али бин Абу Талиба

[117] Ибн Хаджар в его «Саваик», с.25, со слов Ат-Табарани и Аль-Хакима Ат-Тирмизи

[118] «Муснад» имама Ахмада бин Ханбала, четвертая часть, стр. 281. Также см. «Канз-уль-уммаль», часть 15, с.117. «Фадаиль-уль-хамса мин ас-сихахи-с-ситта», т.1/350

[119] «Китаб-уль-Гадир» Аллямы Аль-Амини в одиннадцати томах – ценнейшее собрание всех хадисов, относящихся к событию в Гадире, из суннитских книг.

[120] «Сахих» Бухари и Муслима, когда они приводят целый ряд примеров непослушания, как при заключении перемирия при Худайбии, во время Бедствия Четверга и во многих других случаях

[121] Коран, сура «Трапеза», 3

[122] Поскольку они (сунниты) верят, что сподвижники – как звезды: за какой бы из них вы ни последовали, все равно найдете верный путь

[123] См. книгу «Абдуллах бин Саба» Аллямы Аль-Аскари для того, чтобы понять, что таковой не существовал, а являлся выдумкой Сейфа бин Амра Ат-Тамими, бывшего известным выдумщиком и лжецом. Также читайте книгу «Аль-Фитнат-уль-кубра» («Великая смута») Тахи Хусейна, и еще можно обратиться к книге «Ас-силату байна-т-тасаввуфи ва-т-ташаййуи» доктора Мустафы Камиля Аш-Шайби, чтобы удостовериться, что этот Абдулла бин Саба – никто иной, как наш господин Аммар бин Йасир, да будет доволен им Аллах

[124] Поскольку имамы из числа Ахл уль-Бейт (А) снискали себе немало приверженцев своей нравственностью, аскетичным образом жизни, богобоязненностью и чудесами, которыми их благословил Аллах

[125] Не переносила упоминания его имени (Бухари, 1/162 – 7/18 – 5/140). Историки сообщают, что, когда ее достигли сведения о его (А) убийстве, она совершила благодарственный поклон Аллаху и произнесла стихи по этому поводу

[126] Сахих Бухари, 4/191, с.201, также приводит Бухари в своем «Сахихе», 4/195, предание, восходящее к Мухаммаду бин Аль-Ханафии, который сказал: «Я спросил своего отца: Кто из людей лучший после Посланника Аллаха (С). Он мне ответил: Абу Бакр. Я спросил: А затем кто? Он ответил: Затем – Умар. Я опасался, что он скажет: Усман, и спросил: А после – ты? Он ответил: Я – просто один из мусульман»

[127] Коран, сура «Аль-маида», 106

[128] Сахих Бухари, 5/127

[129] Джалаль-уд-Дин Ас-Суйути, «Ад-дурр-уль-мансур фи-т-тафсири-ль-маасур», 3/18

[130] Ад-дурр-уль-мансур Ас-Суйути, в тафсире аята «Сегодня Я завершил для вас вашу религию...», сура «Аль-маида»

[131] Эту проповдь целиком приводит Хафиз ибн Джарир Ат-Табари в книге «Аль-вилайа», а также Джалаль-уд-Дин Ас-Суйути в «Ад-дурр-уль-мансур», т.2/298, проповедь с тем же смыслом и приблизительно в таких же выражениях

[132] «Тафсир Фатх-уль-Кадир» Аш-Шаукани, т.3/57

[133] Коран, сура «Рассказ», 68-70

[134] Аль-Хаким Аль-Хасакани, со слов Бу Саида Аль-Хадари, в его комментарии к аяту, а также Аль-Хафиз Абу Наим Аль-Исбахани в его книге «Что ниспослано в Коране об Али».

[135] Полностью этот рассказ приводится имамом Абу Хамидом Аль-Газали в его книге «Сирр-уль-аламин», с. 6, а также его приводит имам Ахмад бин Ханбал в его «Муснаде», 4/281 и Ат-Табари в его тафсире, 3/428, Аль-Байхаки и Ас-Саалаби, Ад-Дарактани, Аль-Фахр Ар-Рази и многие другие.

[136] Аль-Хафиз Абу Наим Аль-Исбахани, в его книге «Что в Коране ниспослано об Али». Аль-Хаваризми Аль-Малики в его книге «Аль-манакиб», с.80. Аль-Канджи Аш-Шафии в «Кифайат-ут-талиб». Джалал-уд-Дин Ас-Суйути в его книге «Аль-издихар фи ма акадаху-ш-шуара мин аль-ашаар».

[137] Ат-Табари в его «Истории», 5/31.

[138] «Муснад» имама Ахмада бин Ханбала, 4/370, а также 1/119. Ан-Насаи в «Аль-хасаис», с.19. «Канз-уль-уммаль», 397, Ибн Касир в его «Истории», 5/211. Ибн-уль-Асир в «Асад-уль-габа», 4/28 и Ибн Хаджар Аль-Аскалани в «Аль-Исаба», 2/408. Ас-Суйути в «Джам-уль-джавами».

[139] «Маджма-уз-заваид» Аль-Хайсами, 9/106. Ибн Касир в его «Истории», 5/211. Ибн-уль-Асир в «Асад-уль-габа», 3/321, «Хилйат-уль-авлийа», 5/26. Ахмад бин Ханбал, 1/119.

[140] Ибн Касир в своей книге «Аль-бидайа ва-н-нихайа», 5/214

[141] Сахих Бухари, 8/26, раздел «О побивании камнями забеременевшей в прелюбодеянии».

[142] «История» Ат-Табари и Ибн Аль-Асира, после смерти Умара бин Аль-Хаттаба и до назначения Усмана халифом.

[143] Комментарий к «Нахдж-уль-балага» Мухаммада Абдо, 1/88.

[144] Коран, сура «Аль-аараф», 16-17.

[145] Ат-Табари в «Далаиль-уль-имама», «Балагат-ун-ниса» Ибн Тайфура, «Аалям-ун-ниса», составитель – Умар Рида Кахала, 4/123, Ибн Аби-ль-Хадид в комментарии к «Нахдж-уль-балага».

[146] Сахих Бухари, 4/195

[147] Сахих Бухари, 8/26. «История» Ат-Табари. «Тарих-уль-хулафа» Ибн Кутайбы.

[148] Сахих Бухари, 8/28, раздел о побивании камнями забеременевшей от прелюбодеяния.

[149] Все историки упоминают о том, что под навесом присутствовали только четверо мухаджиров, поэтому его высказывание «и присягнул я ему, и присягнули ему мухаджиры» противоречит его же словам: «и не согласен был с нами Али, Зубайр и те, кто с ними», которые он произнес в той же проповеди, см. Сахих бухари, 8/26.

[150] Сахих Бухари, 8/26.

[151] Там же.

[152] Там же.

[153] «История» Ат-Табари, о назначении Умара бин Аль-Хаттаба халифом. Комментарий к «Нахдж-уль-балага» Ибн Аби-ль-Хадида, т.1.

[154] «Аль-имама ва-с-сийаса» Ибн Кутайбы, т.1/25, раздел «О болезни Абу Бакра и назначении халифом Умара, да будет Аллах доволен ими обоими».

[155] «Аль-имама ва-с-сийаса» Ибн Кутайбы, 1/18.

[156] Сахих Муслим, 5/75 (Книга о завещании), Сахих Бухари, 7/6.

[157] Сахих Бухари, 4/195.

[158] Сахих Бухари, 8/28 – Тарих-уль-хулафа, 1/19.

[159] Сахих Бухари, 8/25.

[160] Как сообщает об этом Ибн Саад в его «Табакат» и большинство историков, упоминающих биографию Усамы бин Зейда.

[161] Мухаммад Абдо в комментарии к «Нахдж-уль-балага», 1/88.

[162] Сахих муслим, раздел о завещании.

[163] Сахих Муслим, 6/2.

[164] Там же, а так же Сахих Бухари, 8/27.

[165] Сахих Бухари, 2/81, Сахих Муслим, раздел о договоре при Худайбии.

[166] Сахих Бухари, 2/76.

[167] Сахих Бухари, 1/37.

[168] Сахих Бухари, т.1, раздел о том, кто встретил Аллаха с верой, и кому не стоит сомневаться в том, что он попадет в рай, стр. 45.

[169] «Нахдж-уль-балага», комментарий Мухаммада Абдо, 1/87.

[170] Сахих Муслим, 1/61.

[171] Сахих Бухари, 3/168.

[172] «Муснад» Ахмада, 5/25 и «Мустадрак» Аль-Хакима, 3/124.

[173] «Мустадрак» Аль-Хакима, 3/126.

[174] «Мунтахаб канз-иль-уммаль», 5/34.

[175] «Ар-рияд-ун-надара фи манакиб-иль-ашара» Ат-Табари, раздел о достоинствах Али бин Абу Талиба.

[176] Коран, сура «Корова», 87.

[177] Имеется в виду, очевидно, тот факт, что согласно учению Ислама Иисус не был распят, теория о его распятии была разработана в дальнейшем. То есть, речь идет не о реальном соучастии в убийстве, а о фигуральном убийстве и распятии пророка, посредством изобретения события на Голгофе, в действительности не имевшего места – Т.Ч.

[178] Сахих Бухари, 4/144 и 8/151.

[179] Сахих Бухари, 7/209 и Сахих Муслим в разделе об «Аль-Хауд».

[180] Сунан Ибн Маджа, книга о ересях, т.2, номер хадиса 3993.

[181] «Манакиб» Аль-Хаваризми, с.48, «Аль-истиааб», 3/39, «Тазкират-ус-сибт», 87, «Маталиб-ус-сауль», с. 13, тафсир Ан-Нисабури на суру «Аль-Ахкаф», «Файд-уль-кадир», 4/357.

[182] Сахих Бухари, 4/5, тж. с. 12/5/76 и 77.

[183] Коран, сура «Йунус», 35.

[184] Коран, сура «Корова», 247.

[185] «Манакиб» Аль-Хаваризми, с.58, «Тазкират-ус-сибт», 87, Ибн-уль-Магази, тарджамат Али, с.79.

[186] Комментарий к «Нахдж-уль-балага» Ибн Аби-ль-Хадида, в предисловии.

[187] Там же.

[188] Там же.

[189] «История» Ат-Табари, 2/319, «История» Ибн Аль-Асира, 2/62.

[190] Сахих Муслим, 7/120, Сахих Бухари, «О достоинствах Али».

[191] «Мустадрак» Аль-Хакима, 3/128, Ат-Табари в тафсире «Аль-кабир» («Большой тафсир»).

[192] «Ас-сират-уль-халабийа», Зат-ус-саласиль, «Табакат» Ибн Саада, и все остальные работы, упоминающие об этой битве.

[193] Канз-уль-уммаль, 6/392, номер хадиса 6006, а также см. «Хилйат-уль-авлийа, йанабиу-ль-мавадда», с.73 и 77, «История Дамаска» Ибн Асакира, 2/483.

[194] «Мустадрак» Аль-Хакима, 3/122, «История Дамаска» Ибн Асакира, 2/488.

[195] Коран, сура «Паук», 2.

[196] Как в хадисе о следовании традиции иудеев и христиан пядь за пядью и локоть за локтем, даже если они войдут в логово василиска. Его приводят Бухари и Муслим, выше мы уже делали на него ссылку. Или как в хадисе об Аль-Хауде, в котором Посланник Аллаха (С) говорит: «никто из них не спасется, кроме немногих из заблудшего стада».

[197] Подобно высказыванию Всевышнего: «А если умрет или будет убит – вы что, вернетесь к прежней жизни?» - сура «Аали Имран», 144. Или как в изречении Всевышнего: «И сказал Посланник: Господи, вот, народ мой пожелал отбросить этот Коран...» - сура «Аль-фуркан», 30.

[198] Это показывает нам, что были арабы, жившие за пределами Медины, которые гневались на Али бин Абу Талиба и не любили его, также как не любили они и Мухаммада (С), поэтому мы видим, как этот грубиян, входя к Пророку (С), говорит ему: О, Мухаммад, не поприветствовав его. Истину изрек Всевышний Аллах, говоря: «Арабы сильнее неверием и лицемерием и упорнее в непризнании границ, установленных в ниспосланном Аллахом Его Посланнику».

[199] «Шавахид-ут-танзиль» Аль-Хасакани, 2/286. Тафсир Ас-Саалаби в суре «Спросил спрашивающий...». Тафсир Аль-Куртуби, 18/278. Тафсир «Аль-манар» Рашида Риды, 6/464. «Йанабиу-ль-мавадда» Аль-Кандузи Аль-Ханафи, с. 328. Аль-Хаким в антологии «Сахихайн», 2/502. «Ас-сират-уль-халабийа», 3/275. «Тазкират-уль-хавасс» Ибн Аль-Джаузи, с.37.

[200] «Китаб-уль-маариф» Ибн Кутайбы Ад-Динури, с. 251.

[201] «Муснад» имама Ахмада бин Ханбала, 1/119.

[202] «Ансаб-уль-ашраф» Аль-Балазири, первая часть, а тж. 2/152.

[203] «История» Ибн Асакира, именуемая также «Тарих Димашк», 2/7 и 3/150. Комментарий к «Нахдж-уль-балага» Ибн Аби-ль-Хадида под редакцией Мухаммада Абу-ль-Фадля, 217/19. «Абакат-уль-анвар», 2/309. «Манакиб Али бин Аби Талиб» Ибн Аль-Магазили, с.23. Ас-сират-уль-халабийа, 3/337.

[204] Имеется в виду призыв имама Али в день Рахабы к сподвижникам засвидетельствовать предание о Гадире, о событии в котором сообщает значительное число историков и мухаддисов, на которые выше уже приводилось указание, например: Ахмад бин Ханбал, Ибн Асакир, Ибн Аби-ль-Хадид и остальные.

[205] Коран, сура «Рассказ», 68.

[206] Коран, сура «Хадж», 75.

[207] «История» Ибн Асакира Аш-Шафии, 3/5, «Манакиб» Аль-Хаваризми, с.42, «Йанабиу-ль-мавадда», с. 79.

[208] «Йанабиу-ль-мавадда», 2/3, со слов Ад-Дейлеми, «Манакиб» Аль-Хаваризми, - «Захаир-уль-укба».

[209] Число их приводят Бухари и Муслим, а число и имена приводит автор «Йанабиу-ль-мавадда», 3/99.

[210] Коран, сура «Женщины», 59.

[211] «Мустадрак» Аль-Хакима, 3/148.

[212] Сахих Бухари, 8/137.

[213] Сахих Бухари, 3/186. Сахих Ат-Тирмизи, «Книга о завещаниях». Сахих Муслим, «Книга о завещаниях». Сахих Ибн Маджа, «Книга о завещаниях».

[214] Сахих Бухари, раздел о болезни Пророка (С) и его смерти, 5/138. Сахих Муслим, «Книга о завещании», 2/16.

[215] Сахих Бухари, 8/36, «Китаб-уд-дийат», и также Сахих Муслим, 1/67.

[216] Сура «Аль-ахзаб», 36.

[217]

[218] Аль-Касталани в «Иршад-ус-сари», 10/298, и Ибн Хаджар в «Фатх-уль-бари», 13/230.

[219] Тафсир Ибн Джарир, 3/38, и «Канз-уль-уммаль», 1/287. Аль-Хаким в его «Мустадраке», 2/14, Аз-Захаби в его «Талхисе» и Аль-Хатиб в его «Истории», 11/468. Аз-Замахшари в его тафсире «Аль-Кашиф», 3/253, и Аль-Хазин в его тафсире, 4/374. Ибн Таймия в предисловии к «Усуль-ут-тафсир», с.30, Тафсир Ибн Касира, 4/473.

[220] Сахих Бухари, 2/232, раздел о постящемся, просыпающемся в состоянии осквернения.

[221] Сахих Бухари, 7/31 (раздел «не паразиты»). Сахих Муслим, 7/32 (раздел «не зараза и не паразиты»).

[222] Сахих Муслим, 3/61, Сахих Бухари, 5/86.

[223] На что указывает их разногласие по вопросу о сражении с отказывающимися выплачивать закят, выше мы уже приводили ссылки на исторические источники.

[224] Указание на историю с Фадаком и хадис «мы, пророки, не оставляем в наследство...», выше мы уже приводили ссылку на исторические источники.

[225] Указание на историю с кормлением грудью выросшего ребенка, которую передает Аиша, с которой не согласились жены Пророка (С).

[226] Указание на историю о том, как Пророк (С) якобы просыпался в состоянии осквернения и продолжал поститься, которую Аиша опровергла как лживую.

[227] Указание на предание о том, что Пророк (С) совершал умру четырежды, из них один раз – в месяц раджаб, которое Аиша объявила ложным.

[228] Указание на разногласие их по вопросу разрешенности и запретности временного брака (См. Бухари, 6/129).

[229] Указание на их разногласие по поводу «Мут’ат-уль-хаджж» (Прерывание ихрама при совершении умры и хаджжа спустя некоторое время, не выезжая из Мекки), (См. Бухари, 2/153).

[230] Относительно «Бисмиллы», относительно омовения, молитвы путешествующего и многих других вопросов фикха, которые не перечислить полностью.

[231] Аль-Хаваризми в «Манакиб», с. 44, «Йанабиу-ль-мавадда», с. 233. «Аль-исаба» Ибн Хаджара Аль-Аскалани, 1/25, «Кифайат-ут-талиб», 334. «Мунтахаб Канзи-ль-уммаль», 5/36, «Ихкак-уль-хакк», 6/37.

[232] «Мустадрак» Аль-Хакима, 3/122, «Тарих Димашк» («История Дамаска») Ибн Асакира, 2/488. «Аль-Манакиб» Аль-Хаваризми, с. 236, «Кунуз-уль-хакаик» Аль-Манави, с. 203, «Мунтахаб Канзи-ль-уммаль», 5/33, «Йанабиу-ль-мавадда», с.182.

[233] Коран, сура «Сонмы», 66-68.

[234] Коран, сура «Преграды», 38.

[235] Коран, сура «Корова», 204.

[236] «Муснад» имама Ахмада бин Ханбала, 5/122, «Ад-дурр-уль-мансур» Ас-Суйути, 2/60, «Канз-уль-уммаль», 1/154. «Маджма-уз-заваид», 9/162, «Йанаби-уль-мавадда», с. 38 и 183. «Абакат-уль-анвар», 1/16 – Аль-Хаким в «Мустадраке», 3/148.

[237] Сахих Муслим, 8/44.

[238] Коран, сура «П

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...