Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утверждение об искаженности Корана




 

Подобное утверждение само по себе уже оскорбительно и невыносимо для ушей мусульманина, верующего в послание Мухаммада (С), будь он шиитом или суннитом.

Сам Всевышний Господь поручился за сохранение Священного Корана, сказав: «Поистине, Мы ниспослали напоминание и, поистине, Мы его охраняем». Никому не под силу добавить или убавить хотя бы единую букву. Коран есть вечное чудо нашего Пророка (С), ниспосланное от Славного и Мудрого Господа, и не подступает к нему ложь ни спереди, ни сзади.

Сама действительность жизни мусульман отрицает искажение Корана, поскольку многие сподвижники знали его наизусть, соревнуясь в его изучении и обучении ему своих детей, из поколения в поколение до сегодняшнего дня, поэтому не под силу ни одному человеку, организации или государству исказить или подменить его.

На востоке мусульманских земель и на западе, на севере и на юге, во всех концах Земли мы найдем тот же Коран, без искажений и дополнений. И если сами мусульмане разделились на мазхабы и секты, племена и народы, то Коран остается единственным, что объединяет их всех, и нет в умме даже двух человек, которые имели бы разногласия в отношении его – если только не по вопросам толкования и комментария, здесь у каждой общины имеется свой собственный[197].

Утверждение об искаженности Корана, приписываемое шиитам, не более чем клевета, и среди шиитских вероубеждений на самом деле нет ничего подобного.

Если мы ознакомимся с шиитским вероучением в отношении Священного Корана, то мы обнаружим, что все шииты единодушны в том, что Книга Аллаха свободна от всяких искажений.

Автор книги «Вероубеждения шиитов» шейх Музаффар говорит: «Мы верим в то, что Коран есть Откровение Аллаха, ниспосланное Всевышним через Благородного Пророка (С) для разъяснения всякой вещи, он есть вечное чудо, подобного которому по красноречию человечество не в состоянии сотворить. Он содержит в себе величайшие истины и высочайшее знание, не подверженное подмене, перемене и искажению. Тот Коран, что мы имеем теперь, есть тот же самый Коран, что был ниспослан Пророку (С), а кто утверждает в отношении него обратное, тот привносит в религию суеверия, ошибки или предрассудки, и все таковые люди не находятся под руководством Аллаха. Коран же есть слово Аллаха, к которому не подступает ложь ни спереди, ни сзади».

Кроме того, все шиитские страны известны, и также известны общепринятые правовые положения шиитов, и если бы где-то у них был другой Коран, люди тотчас узнали бы об этом. Я вспоминаю, что когда я впервые посетил шиитские края, то тоже был не чужд подобных предрассудков, и всякий раз, видя большой том, я проверял, не есть ли это тот самый иной Коран, но вскоре предрассудки развеялись, и я окончательно убедился в том, что это – одно из ложных обвинений в адрес шиитов. Однако всегда найдется кто-нибудь, кто станет упрекать шиитов[198], приводя в качестве довода книгу «Фасл-уль-хитаб фи исбати тахрифи китаби рабби-ль-арбаб» («Подробное изложение касательно искажения Книги Господа господствующих»), составленную Мухаммадом Таки Ан-Нури Ат-Табарси, умершим в 1329 г.х., который был шиитом. Эти люди хотят возложить на шиитов ответственность за эту книгу! Но это несправедливо. Много было написано книг, на самом деле не отражавших ничего, кроме личного мнения писателя или составителя, в которых можно найти и крупные недостатки, и мелкие, и правду, и ложь, и ошибки. Подобное мы можем обнаружить в любом мусульманском течении, это не относится исключительно к шиитам. Должны ли мы после этого возлагать на суннитов ответственность за то, что написал египетский министр культуры и декан факультета арабской литературы доктор Таха Хусейн в отношении Корана и джахилийской поэзии?

Или за то, что у них передали Бухари, Муслим и другие в отношении сокращений и добавлений в Коране[339]?

Но нет, мы ответим на зло добром и не станем приводить примеры подобных преданий. Пускай же общим мнением станет высказанное устазом Мухаммадом Аль-Мадини, ректором факультета шариатских наук университета Аль-Азхар, который сказал: «А что касается утверждения, что шииты верят в неполноту Корана (сохрани Господь!), то оно основано на преданиях, содержащихся в их книгах, так же как и в наших книгах, которые отвергнуты исследователями обоих течений (шиитского и суннитского). Они подтвердили ложность подобных убеждений, и среди шиитов – имамитов и зейдитов – нет никого, кто бы верил в это, равно как нет никого из суннитов, кто верил бы в это».

Желающие могут обратиться к книге «Аль-иткан» Ас-Суйути, чтобы увидеть примеры подобных преданий, которые мы не стали рассматривать.

В 1948 году один египтянин написал книгу, озаглавленную «Аль-фуркан», содержащую множество подобных преданий, выдуманных и впоследствии отвергнутых, приведенных на основании книг и источников суннитов[199]. Университет Аль-Азхар потребовал от правительства изъятия этой книги после того, как посредством убедительных научных исследований доказал ложность и разъяснил опасность подобных утверждений. Правительство откликнулось на просьбу и изъяло книгу. Автор обратился с жалобой, требуя компенсации, но арбитражным судом в удовлетворении иска ему было отказано.

Следует ли утверждать, что сунниты отвергают святость Корана? Или что они верят в его неполноту на основании переданных кем-то преданий или составленной кем-то книги? А что касается шиитов-имамитов, то и в их книгах также содержатся предания, подобные имеющимся в суннитских, и об этом рассказывает имам Алляма Саид Абу-ль-Фадль бин Аль-Хасан Ат-Табарси, великий имамитский ученый, в шестом столетии по хиджре в книге «Маджмау-ль-байан ли улуми-ль-Куран»:

«Что касается добавлений в нем, то общее мнение сводится к ложности такого утверждения. Что касается сокращений в нем, то ряд наших сподвижников и многие сунниты говорят о том, что в Коране есть изменения и сокращения. Однако правильная позиция нашего мазхаба противоположна этому. В защиту ее высказался Аль-Муртада (Да освятит Аллах его дух!), давший исчерпывающие пояснения в «Масаиль-ут-тараблисийат», в частности, сказав по поводу данного вопроса: ″[1100] Знание о достоверности передачи Корана подобно знанию страноведения и истории величайших личностей и событий, известных книг и арабской поэзии. Передаче и сохранению текста Корана уделялось повышенное внимание, достигшее упомянутых нами пределов скрупулезности, поскольку Коран есть пророческое чудо, содержащее в себе шариатские науки и религиозные постановления. Мусульманские ученые сообщили о его сохранности и уделенном ей предельном внимании. Они знали каждую деталь его спряжений, интонаций, написания букв и деления на аяты – так каким же образом он мог подвергнуться искажению или сокращению при подобном внимании и под столь пристальным контролем?»[340].

Так что пусть уважаемому читателю будет ясно, что доктрина о «сокращении и дополнении в Коране» ближе суннитам, нежели шиитам. Это послужило для меня поводом к пересмотру своих убеждений, ибо всякий раз, как я пытался возражать шиитам, они убеждали меня в своей точке зрения[1101]. Я знал, что они говорят правду[1102], и по прошествии дней, проведенных в исследовании, я – хвала Аллаху – убедился в их правоте и представляю Вашему вниманию то, что удалось выяснить по данному вопросу.

Утверждают Ат-Табарани и Аль-Байхаки, что в Коране есть еще две суры:[A103]

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного – Тебя мы просим о помощи и у Тебя просим прощения, Тебя благодарим за все добро – и не являемся мы неверующими в Тебя, и отвергаем всякого, хулящего Тебя» и

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного – Господи, Тебе мы поклоняемся и Тебе мы молимся, пред Тобой совершаем земные поклоны и простираемся. Просим Тебя об оказании Твоей милости и страшимся Твоего сурового наказания, поистине, Твое наказание объемлет неверных».

Эти две суры Ар-Рагиб в «Лекциях» назвал двумя сурами кунута (читаемыми во время ритуальной молитвы с поднятием рук (кунут) – Т.Ч.). Наш господин Умар бин Аль-Хаттаб читал с ними кунут, и они были включены в свитки Ибн Аббаса и Зайда бин Сабита[341].

Приводит имам Ахмад бин Ханбал в своем «Муснаде»:

Со слов Убая бин Кааба: Сколько аятов вы читаете в суре «Аль-ахзаб»? Ему ответили: Семьдесят с чем-то аятов. Он сказал: А я читал ее вместе с Посланником Аллаха (С) и была она той же длины, что и «Аль-Бакара» или еще длиннее, и в ней был аят о побивании камнями (раджм)[342].

Вам же, уважаемый читатель, известно, что те две суры, которые приводятся в книгах «Аль-иткан» и «Ад-дурр-уль-мансур» Ас-Суйути, и которые приводят Ат-Табарани и Аль-Байхаки, и которые названы двумя сурами кунута, отсутствуют в Книге Всевышнего Аллаха. Это должно означать, что Коран, который мы имеем, неполон на эти две суры, присутствовавшие в свитках Ибн Аббаса и Зайда бин Сабита, а также это должно означать, что существуют и другие свитки, помимо тех, которыми располагаем мы, что напоминает упреки, высказываемые в адрес шиитов, что у них, дескать, есть свиток Фатимы.

Сунниты же читают эти две суры в молитве кунут каждое утро, и я сам лично читал их всякий раз на рассвете.

Теперь - что касается второго утверждения, приведенного имамом Ахмадом в его «Муснаде» о том, что сура «Аль-Ахзаб» неполная на три четверти, поскольку в суре «Аль-бакара» 286 аятов, тогда как сура «Аль-ахзаб» насчитывает 73 аята. Если мы примем деление Корана на хизбы, то в суре «Аль-бакара» более пяти хизбов, тогда как сура «Аль-ахзаб» содержит менее одного хизба.

Убай бин Кааб утверждает: «Я читал ее вместе с Посланником Аллаха (С) и она была как сура «Аль-бакара» или длиннее». Он был одним из известнейших чтецов, знавших Коран наизусть, во времена Пророка (С), и он был тем, кого выбрал Умар[343] для предстояния на коллективной молитве таравих. Такое его утверждение вызывает сомнение и удивление.

Приводит также имам Ахмад бин Ханбал в своем «Муснаде»[344] со слов Убая бин Кааба: Посланник Аллаха (С) сказал: «Всевышний и Благословенный Аллах повелел мне читать тебе Коран. И прочитал: Среди людей Книги не было таких, кто бы не уверовал. И прочитал: «Если бы сын человеческий попросил целую долину богатства и было бы ему дано, то попросил бы он ее вторично, и будь ему дано, попросил бы в третий раз – и не наполнится чрево сына человеческого ничем, кроме глины – так пусть покается перед Аллахом кающийся, это – религия прямая перед Аллахом, ханифийа, не многобожие, не иудейство и не христианство, и кто творит благое, тот не будет неверующим».

Приводит также Аль-Хафиз бин Асакир со слов Убаййа бин Кааба, что Абу-д-Дарда поехал в Медину ради одного человека из Дамаска, и там читал в отношении Умара бин Аль-Хаттаба такой аят: «Когда в сердцах неверующих разгорится пламя, пламя джахилии, то если и вы загоритесь, подобно им, то разрушится Запретная Мечеть». Умар бин Аль-Хаттаб спросил: кто читал вам этот аят? Ему ответили: Убайй бин Кааб. Тот пригласил его, и тогда сказал им Умар: читайте его, и они прочитали: «если вы загоритесь, подобно им, то разрушится Запретная Мечеть». И сказал Убайй бин Кааб Умару бин Аль-Хаттабу: да, я читал эти аяты. И обратился Умар к Зейду бин Сабиту: читай, Зейд! И Зейд прочитал так, как читают все. Умар бин Аль-Хаттаб сказал: Господи, я не знаю иного чтения, кроме этого! Тогда Убайй бин Кааб сказал: Клянусь Аллахом, Умар, что тебе ведомо, что я присутствовал, когда они отсутствовали и скрывались. Клянусь Аллахом, если тебе так угодно, я запрусь у себя дома и не стану никому об этом говорить и не стану читать его до самой своей смерти. И ответил Умар: Господи, прости меня! Тебе ведомо, что Аллах даровал тебе знание, так научи людей тому, что знаешь. Однажды Умар проходил мимо юноши, который читал Коран так: «Пророк дороже верующим их собственной жизни, а его жены – их матери, а он – отец им (верующим)». Он спросил: расскажи мне об этом, юноша. Тот ответил: это – свиток Убаййа бин Кааба. Он отправился к нему и спросил его об этом. Тот ответил: меня забавляет Коран так же, как тебя – заключение сделок на рынках[345].

Подобные предания также приводят Ибн Аль-Асир в «Джами-уль-усуль», Абу Дауд в его «Сунан» и Аль-Хаким в его «Мустадраке».

Предоставляю вам, уважаемый читатель, самому сделать выводы касательно подобных преданий, которыми полны книги суннитов, о которых они сами не ведают, но при этом упрекают шиитов, хотя у них нет и десятой части подобного.

Возможно, некоторые оппоненты из числа суннитов станут отрекаться от этих преданий, как обычно, отвергая их, отрицая, что имам Ахмад приводил подобные суеверия, объявляя слабой цепочку их передатчиков и отмечая при этом, что «Муснад» имама Ахмада и «Сунан» Абу Дауда не занимают у суннитов такого места, как «Сахихи» Бухари и Муслима. Однако, подобные предания имеются также и в «Сахихах» Бухари и Муслима!

Приводит имам Бухари в своем «Сахихе»[346] в разделе «Достоинства Аммара и Хузайфы, да будет доволен ими Аллах» со слов Алкамы, который говорил: Я прибыл в Сирию, где молился два раката, а потом сказал: Господи, облагодетельствуй меня доброй компанией собеседников! И вот, я подошел к группе людей и сел с ними, когда подошел один шейх и сел сбоку от меня. Я спросил: кто это? Мне ответили: Абу-д-Дарда. Я сказал на это: я просил Господа облагодетельствовать меня компанией праведных собеседников, и Он облагодетельствовал меня тобой. Он спросил: откуда ты? Я ответил: из числа жителей Куфы. Он ответил: разве не из вашего числа сын матери раба, обладатель чистых сандалий и подушек, и разве не из вас тот, кого Аллах оградил от шайтана по словам Пророка (С), и разве не из вас – обладатель тайны Пророка (С), которой никто не знает, кроме него. Затем от спросил: как читает Абдуллах: «Клянусь ночью, когда она опускается»? Я прочитал ему: «Клянусь ночью, когда она опускается, и днем, когда он воссияет, и мужчиной, и женщиной». Тот сказал: клянусь Аллахом, меня этому аяту научил Посланник Аллаха (С), из уст в уста.

Затем в другом предании он добавляет: и они остались со мной, продолжая расспрашивать об услышанном мной от Посланника Аллаха (С)[347].

В другом предании он сказал: «Клянусь ночью, когда она опускается, и днем, когда он воссияет, и мужчиной, и женщиной» - клянусь Аллахом, меня этому аяту научил Посланник Аллаха (С), из уст в уста, а они все стремились возразить мне[348].

Все эти предания говорят в пользу того, что в том Коране, что есть у нас, добавлено выражение «и тем, что Он сотворил».

- Приводит Бухари в своем «Сахихе» с иснадом от Ибн Аббаса, что Умар бин Аль-Хаттаб сказал: Аллах ниспослал Мухаммада (С) с Истиной, и ниспослал ему Книгу, и в ниспосланном Аллахом был аят о побивании камнями, и он читал нам его, и мы над ним размышляли и его запоминали. Поэтому побивал камнями Посланник Аллаха (С) и побивали мы камнями после него. Я опасаюсь, что по прошествии времени люди скажут: мы не находим в Книге Аллаха аята о побивании камнями, и впадут в заблуждение, оставив ниспосланное Аллахом. Побивание же камнями согласно Книге Аллаха – истина, и оно налагается на совершивших прелюбодеяние состоящих в браке мужчин и женщин, если совершено оно было явно, или налицо беременность и признание. Затем мы читали Книгу Аллаха так, как читали – но станете ли вы подозревать ваших отцов? – ведь это – неверие, подозревать ваших отцов?

И приводит имам Муслим в своем «Сахихе»[349]:

Послал Абу Муса Аль-Ашари за чтецами Басры, и явились пред ним триста мужей, читающих Коран, и он сказал им: вы – лучшие люди Басры, читайте Коран красиво, не будьте слишком алчными в помыслах, и не ожесточайте сердца вашего подобно тому как ожесточились сердца бывших прежде вас. Вот, скажу я вам, мы тоже читали суру, подобную по длине и по силе суре «Аль-бараа», но я забыл ее, хотя помню отрывок: «Если бы были у человека две долины богатства, он потребовал бы себе третью, но не наполнится чрево сына человеческого ничем, кроме глины». И также мы читали суру, похожую на одну из сур восхваляющих, но я забыл ее, хотя и помню отрывок: «О, вы, которые уверовали, зачем говорите то, чего не делаете – ведь будет записано свидетельство на ваших сердцах, и будете вы спрошены об этом в День Воскресения»[350].

Эти две воображаемые суры, которые забыл Абу Муса Аль-Ашари, одна из них подобна «Бараа», то есть – 129 аятов, а другая подобна одной из восхваляющих – то есть, двадцать аятов. Они не существуют иначе как в воображении Абу Мусы. Читайте и удивляйтесь, выбор я оставляю за вами, о, беспристрастный исследователь.

И если «муснады» и «сахихи» суннитов переполнены подобными преданиями: то провозглашающими, что Коран – неполон, то – что в нем есть приписки, – то в чем тогда суть упрека в адрес шиитов, которые единодушны в отношении ложности подобных утверждений?

И если шиит, автор книги «Фасл-уль-хитаб фи исбати тахрифи китаби Рабби-ль-арбаб», умерший в 1320 году по хиджре, написал свою книгу примерно сто лет назад, то египетский суннит, автор книги «Аль-фуркан», опередил его примерно на четыре столетия, на что указывал шейх Мухаммад Аль-Мадани, декан факультета шариатских наук университета «Аль-азхар»[351].

Важно во всем этом то, что шиитские и суннитские исследователи признали подобные предания ложными, считая их неприятными исключениями, и привели убедительные доказательства того, что Коран, имеющийся у нас сегодня – это тот же Коран, что был ниспослан нашему пророку Мухаммаду (С), не имеющий сокращений и добавлений, искажений или подмен.

Так как же сунниты после этого упрекают шиитов на основании опровергнутых ими преданий, в то время как у них самих «сахихи» (признанные достоверными сборники хадисов) полны утверждений правдивости подобных преданий?

Если я и упоминаю такие предания, то с великой горечью и сожалением. Однако замалчивание подобных фактов в то время, как авторы книг и сочинений, призывающих якобы держаться правильной пророческой сунны, строят свои инсинуации вместе со стоящими за ними известными кругами, нацеленными на объявление шиитов неверными (в особенности после победы исламской революции в Иране), не принесет нам никакой пользы. Этим людям я говорю: «Будьте богобоязненными со своими братьями, и свяжитесь вервью Аллаха все вместе и не разделяйтесь, и поминайте милость Аллаха, оказанную вам, ведь когда были вы врагами, Он привязал ваши сердца друг к другу, и стали вы братьями».

 

СОВМЕЩЕНИЕ МОЛИТВ

 

Еще одним поводом для упрека в адрес шиитов служит объединение молитв зухр и аср (полуденной и дневной) и магриб с иша (вечерней с ночной).

Упрекая в этом шиитов, сунниты подчеркивают, что они, напротив, соблюдают молитву правильно, поскольку Всевышний Аллах говорит: «Поистине, молитва есть предписание для верующих в определенное время».

Но прежде чем выносить суждение в пользу кого-либо, нам следует рассмотреть этот вопрос со всех сторон и изучить высказывания предствителей обоих течений.

Что касается суннитов, то они единодушны в вопросе о дозволенности совмещения молитв зухр и аср на горе Арафат, что известно как «джам-ут-такдим» (совмещение посредством упреждения), и совмещения магриба и иша в долине Муздалифа в ночное время, что известно как «джам-ут-таахир» (совмещение посредством отсрочивания). В этом единодушны все мусульмане, шииты и сунниты, вне зависимости от принадлежности к какому-то течению, безо всяких исключений.

Разногласие между шиитами и суннитами состоит лишь в вопросе о дозволенности совмещения молитв зухр с аср и магриб с иша во все дни года, без уважительной причины, связанной с нахождением в путешествии.

Что же касается ханафитов, то они не признают объединение молитв даже в путешествии, несмотря на наличие ясных текстов, дозволяющих это, тем более в путешествии, и в этом они имеют разногласия с основной массой как суннитов, так и шиитов.

Что же до маликитов, шафиитов и ханбалитов, то они утверждают дозволенность объединения двух обязательных молитв в путешествии, но не согласны между собой относительно таких уважительных причин как страх, болезнь, ливень или сель.

Шииты же имамиты единодушны в том, что это совершенно дозволено не только в путешествии, не только во время дождя и не только в болезни или в страхе, следуя в этом преданиям имамов из чистого семейства Ахл уль-Бейт (А).

На данном этапе нам необходимо избавиться от подозрений и сомнений, поскольку всякий раз, когда сунниты приводят шиитам свои доводы, те отвечают им с позиции следования имамам Ахл уль-Бейт (А), которые их научили и разъяснили все трудные моменты, с позиции следования безгрешным имамам, знающим Коран и Сунну![1104]

Я помню, как в первый раз я объединил молитвы зухр и аср, когда молился под руководством имама-мученика Мухаммада Бакира Ас-Садра (Да будет доволен им Аллах!). Тогда я находился в Неджефе и читал все молитвы раздельно. Но в тот счастливый день я вышел из дома сейида Мухаммада Бакира Ас-Садра и направился в мечеть, где собирались его последователи, которые из уважения ко мне оставили мне место прямо за ним. Когда завершилась полуденная молитва и был прочитан призыв становиться на дневную, внутренний голос соблазнял меня уйти, но я остался по двум причинам. Первой была богобоязненность сайида Садра в молитве, до такой степени, что я хотел, чтобы молитва продолжалась подольше. Второй причиной было мое присутствие в том месте, в числе ближайших к нему молящихся, я чувствовал, как людская сила подталкивает меня к нему. После того как мы закончили чтение обязательной дневной молитвы, люди собрались вокруг него со своими вопросами, и я тоже остался, чтобы тихо послушать вопросы и ответы на них. Затем он пригласил меня с собой на обед у него дома, где я почувствовал себя почетным гостем. Я воспользовался случаем и спросил его о совмещении молитв, как я это видел в мечети: «Господин мой, дозволено ли мусульманину совмещать две обязательные молитвы в случае необходимости?»

Он ответил: «Он может совмещать две обязательные молитвы в любом случае, даже если нет необходимости».

Я спросил: «А каков ваш довод в пользу этого?»

Он ответил: «Поскольку Посланник Аллаха (С) совмещал две обязательные молитвы в Медине, не будучи ни в путешествии, ни в страхе, ни во время дождя, ни при необходимости, а только для того, чтобы в молитве не было стеснения[1105]. И – хвала Аллаху – у нас этот факт является подтвержденным через чистых имамов. Но и у вас тоже имеется этому подтверждение».

Я удивился: «Каким образом это может быть подтверждено у нас, ведь до сего дня я не слышал ни о чем подобном и не видел ни одного суннита, поступающего таким образом, наоборот, они говорят, что нельзя совмещать молитвы, даже если до призыва на следующую молитву осталась всего минута. Так каким образом можно совмещать их вместе с полуденной, когда до дневной еще остается несколько часов[1106], или же читать вместе вечернюю и ночную молитвы? Все это у нас отвергается и считается неправильным!»

Сайид Мухаммад Бакир Ас-Садр понял мое удивление и что-то прошептал одному из присутствующих. Тот быстро встал и принес ему две книги. Я узнал, что это были «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима. Сайид попросил этого студента зачитать мне те хадисы, которые связаны с объединением молитв. Я сам прочитал в «Сахихе» Бухари о том, как Пророк (С) совмещал обязательные полуденную и послеполуденную молитвы, а также – обязательные вечернюю и ночную. Также я прочитал в «Сахихе» Муслима целый раздел, посвященный объединению молитв не в состоянии страха, не при дожде и не в путешествии.

Я был очень удивлен, меня не покидало сомнение, что книги Бухари и Муслима, которые есть у них, искажены, и я решил проверить эти книги по возвращении в Тунис.

После приведения этого доказательства сайид Мухаммад Бакир Ас-Садр спросил мое мнение об этом.

Я ответил: «Вы правы в том, что говорите, поэтому позвольте мне задать вам еще один вопрос».

Он сказал: «Пожалуйста».

Я спросил: «Дозволено ли совмещать все четыре молитвы, как поступают у нас многие люди, возвращаясь домой по ночам и читая полуденную, дневную, вечернюю и ночную вместе?»

Он ответил: «Нет, это не дозволяется».

Я заметил: «Ранее вы говорили, что Посланник Аллаха (С) разделял и совмещал молитвы так, чтобы мы понимали время молитв, которым доволен Всевышний Аллах».

Он сказал: «Для обязательных молитв зухр и аср предназначено общее время. Оно начинается от момента прохождения солнца через зенит и продолжается до начала его захода. Для молитв магриб и иша – также общее время, от захода солнца до середины ночи. Для утренней молитвы (субх) – одно определенное время, от восхода зари до начала восхода солнца. Кто же противоречит этому расписанию, тот идет против священного аята: «Поистине, молитва для верующих – предписание в определенное время». Таким образом, мы не можем, например, читать утреннюю молитву до восхода зари или после восхода солнца, равно как мы не можем читать обязательные молитвы зухр и аср до полудня или после захода солнца. Также не дозволяется нам читать обязательные молитвы магриб и иша до захода солнца или после середины ночи».

Я поблагодарил сайида Мухаммада Бакира Ас-Садра, его слова меня убедили, хотя я и не совмещал молитвы вплоть до моего возвращения в Тунис, где я продолжил свое углубленное исследование и в конечном итоге стал шиитом.

Вот история моего общения с мучеником Ас-Садром (да смилостивится над ним Аллах!), в отношении объединения обязательных молитв. Я привожу ее для того, чтобы в первую очередь разъяснить моим суннитским братьям, каков уровень нравственности тех ученых, что благодаря своей скромности удостоились чести унаследовать знание и нравственные черты Пророка (С). А во-вторых, чтобы продемонстрировать, насколько мы пребываем в неведении о том, что содержится в наших «Сахихах», и упрекаем остальных в том, в достоверность чего верим сами, и что включено в наши собственные сборники достоверных преданий.

Приводит имам Ахмад бин Ханбал в своем «Муснаде»[352] со слов Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (С) молился в Медине, живя там постоянно и не будучи путешественником, по семь и по восемь ракатов (т.е. совмещал молитвы зухр и аср, в которых по четыре раката, и магриб и иша, в которых три и четыре раката соответственно).

Приводит имам Малик в «Аль-муватта»[353] со слов Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (С) читал зухр и аср вместе и магриб и иша вместе, не будучи в страхе либо в путешествии».

Приводит имам Муслим в его «Сахихе»[354] в разделе о совмещении двух молитв в оседлой жизни со слов Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (А) читал полуденную и дневную молитвы вместе и вечернюю и ночную молитвы вместе, не будучи в страхе или в путешествии».

Также он приводит со слов Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (С) совмещал молитвы зухр и аср, магриб и иша в Медине, не будучи в страхе и не во время дождя». Я спросил Ибн Аббаса: «Зачем он так поступал?» Он ответил: «Дабы его община не испытывала трудностей»[355].

В качестве доказательства того, что эта пророческая традиция была известна среди сподвижников, я приведу вам, уважаемый читатель, слова Муслима, также содержащиеся в его «Сахихе», в том же разделе: «В один день Ибн Аббас выступал перед нами с речью после дневной молитвы, пока не село солнце и не показались звезды, и люди стали говорить: ″Время молитвы, время молитвы!″ И подошел к нему один человек из племени Бану Тамим, не уставая повторять: ″Молитва, молитва!″ Ибн Аббас сказал ему: ″Ты что, взялся учить меня сунне, безродный?″ Затем он сказал: ″Я видел, как Посланник Аллаха (С) совмещал молитвы зухр и аср, а также магриб и иша″». В другом предании Ибн Аббас сказал этому человеку: «О безродный, ты взялся учить нас молитве, тогда как мы совмещали две молитвы во времена Посланника Аллаха (С)[356]?»

Также приводит имам Бухари в своем «Сахихе»[357] в разделе о наступлении времени вечерней молитвы: Нам рассказывал Шууба: Нам рассказывал Амру Ибн Динар: Слышал я, как Джабир бин Язид передавал со слов Ибн Аббаса, который говорил: Молился Посланник Аллаха (С) семь ракатов вместе и восемь ракатов вместе. [1107]

Также приводит Бухари в своем «Сахихе»[358] в разделе о наступлении времени дневной молитвы: «Я слышал, как Абу Имама говорил: ″Мы читали вместе с Умаром бин Абдул-Азизом полуденную молитву, затем вышли, зашли к Анасу бин Малику и увидели, как тот читает дневную молитву (аср). Я спросил его: ″Дядя, что это за молитву ты читал?″ Он ответил: ″Аср, это – молитва Посланника Аллаха (С), как мы читали ее вместе с ним″».

И несмотря на ясность всего вышеизложенного, все еще находятся желающие упрекнуть шиитов в совмещении молитв. Так это однажды случилось в Тунисе. Один наш имам в городе Кафса принялся нас упрекать и поносить перед молящимися: «Видали ли вы эту религию, с которой они пришли? Сразу после полуденной молитвы они приступают к дневной. Поистине, это новая религия, а не религия Мухаммада, Посланника Аллаха (С). Они противоречат Корану, который гласит: ″Поистине, молитва для верующих – предписание в определенное время″». И продолжал неустанно поносить шиитов.

Один из принявших впоследствии шиизм, очень образованный молодой человек, пришел ко мне и с горечью и болью пересказал мне слова этого имама. Я дал ему «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима и потребовал от него зачитать тому доводы в пользу дозволенности совмещения, сказав, что я не хочу спорить с этим человеком, поскольку раньше уже имел печальный опыт спора с ним, когда я приводил наилучшие аргументы, а он отвечал на них руганью, оскорблениями и лживыми подозрениями[1108]. Короче говоря, мой товарищ не прервал молитвы за ним, а по окончании ее, когда имам, как обычно, сел чтобы начать урок, мой друг обратился к нему с вопросом о дозволенности совмещения двух обязательных молитв, и тот заявил: «Это нововведение шиитов». Мой друг сказал ему: «Однако это подтверждается в «Сахихах» Бухари и Муслима». Тот ответил: «Это неправда», но мой друг показал ему «Сахихи» Бухари и Муслима, зачитав из разделов о совмещении двух молитв. Мой друг рассказывал: «Когда его поразила правда перед лицом всех прихожан, слушавших его уроки, он закрыв книги, возвратил их мне со словами: ″Это относится исключительно к Посланнику Аллаха (С). Вот когда станешь Посланником Аллаха, то можешь молиться так же″. Мой друг сказал: ″Тогда я понял, что он невежественный и фанатичный человек, и с того дня я дал себе зарок не молиться за ним″»[359].

После этого я попросил своего друга вернуться к нему и прочитать, что таким образом молился Ибн Аббас, а также Анас бин Малик и многие сподвижники – так почему он хочет ограничить эту молитву исключительно Посланником Аллаха (С)? И разве в Посланнике Аллаха (С) не заключается для нас для всех добрый пример? Однако мой друг, извинившись, сказал: «Нет смысла в этом, его все равно не убедить, даже если к нему явится сам Посланник Аллаха (С)».

Хвала Аллаху, после этого он объяснил эту правду о совмещении молитв многим молодым людям, и многие снова стали молиться, хотя ранее оставляли молитву. Ранее они произвольно совмещали все четыре молитвы по ночам, веря, что все равно они все – несвоевременные. Но теперь их сердца открылись навстречу мудрости совмещения молитв и тому, что все – служащие, студенты и обычные люди – могут совершать молитву в положенное время со спокойной совестью, поняв слова Посланника Аллаха (С) об избавлении его общины от трудностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...