Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культуроемкость образовательной среды




Человек как субъект образовательной среды в некотором обра­зовательном пространстве взаимодействует с определенным окру­жением, которое существенным образом влияет на его развитие.

Образовательная среда человека — окружение, которое он вос­принимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует.

Культурная представленность различных этносов, этнических групп и общностей в отдельных регионах создает уникальную по­лиэтническую, поликультурную образовательную среду, своеоб­разие которой определяется геоисторическими особенностями региона, его культурным наполнением и насыщенностью.

Полиэтническая образовательная среда ориентирует человека на взаимодействие, посредством которого он определяет значи­мые для себя отношения с окружающим миром в процессе реше­ния образовательных задач. Разнообразие пересекающихся в обра­зовательной среде культур, возможность дополнительного об­разования и всестороннего развития личности ребенка в учебных и внеучебных, культурно-досуговых, религиозных учреждениях определяют кул ьтуроем кость конкретной образовательной среды (в том числе образовательной среды конкретного образовательного учреждения).

Объединение разных образовательных сред создает некоторое образовательное пространство, и здесь можно говорить о культу-роемкости образовательного пространства (или среды) с позиции человека и для человека, т.е. совокупности и разнообразии усло­вий и возможностей его личностного развития, определяемой количественными, качественными и содержательными характе­ристиками функционирования образовательных институтов. В орга­низационной сфере это совокупность и разнообразие институцио­нальных (учреждения образования, культуры, спорта, досуга и т. п.), социальных и духовных факторов и условий, которые и в содер­жании, и в средствах обучения ориентированы на культурное раз­витие человека.

Именно поэтому важно различать:

- кул ьтуроем кость, которая возникает в некоторой образова­тельной среде (образовательном пространстве) и зависит от объ­ема объективных и субъективных социальных и духовных факто­ров времени и места,

- и культуроемкость, объем которой самостоятельно определя­ет и выбирает человек (или родители ребенка) для удовлетворе­ния своих образовательных потребностей и реализации себя как личности.

Важнейшие субъекты культурно-образовательного простран­ства — образовательные среды и конкретные личности (развива­ющиеся личности). В многонациональном образовательном про­странстве образовательные среды разной кул ьтуроем кости позволя­ют в отношениях «человек —среда» менять объем насыщенности социализирующих личность факторов и удовлетворять индивиду­альные образовательные запросы и потребности людей. При этом

 

социальность должна рассматриваться в неразрывной связи с куль­турой этноса, народа, человечества в целом. Другими словами, объем насыщенности образовательной среды будет зависеть от ряда объективных и субъективных факторов.

Культуроемкость образовательного пространства можно опи­сать и представить следующими составляющими: геоисториче­скими, культурологическими, институциональными и техноло­гическими (табл. 3.1).

Поскольку в многонациональном государстве практически в любом регионе (некотором культурно-образовательном простран­стве) субъектами образовательной деятельности выступают пред­ставители разных народов, этносов, образовательная среда явля­ется полиэтнической. Поэтому культуроемкость полиэтнической образовательной среды можно описать исходя из набора состав-

Табл и ца 3.1

Культуроемкость образовательного пространства

Составляющие кул ьтуроем кости Объем насыщенности
Геоисторические
Историке-временные и ад­министративно-террито­риальные границы образо­вательного пространства Время и место — поселок, село, город, край и т.д.
Культурные
Культурные факторы Языки, духовная культура и традиции субъектов образования, религия и др.
Институциональные
Социальные институты Образовательные учреждения (в том числе дошкольные, малокомплектные, малочисленные, кочевые школы), культурно-просветительные (библиотеки, клубы, дома культуры, музеи, театры, кинотеатры и т.п.)
СМИ Периодическая печать, радио, телеви­дение (местные, региональные, феде­ральные) и т.д.
Технологические
Технические возможности ТСО, Интернет, аудио-, видеосредства, дистанционное обучение и т.п.
Кадровые Количественный состав и уровень квалификации работников образова­тельных и культурно-просветительных учреждений, СМИ и т. п.

ляющих образовательной среды и объема насыщенности каждой составляющей, определяющей возможности удовлетворения обра­зовательных потребностей конкретного человека в определенное время и в конкретном месте. Субъект образования может выбрать и выбирает возможности, которые, по его мнению, необходимы и достаточны для удовлетворения его образовательных потребно­стей. Однако если в силу объективных и субъективных обстоятельств субъект не сможет в полном объеме удовлетворить их, возникает образовательная депривация. Ее причины могут быть различными. Одни зависят от недостаточной насыщенности образовательной среды (объективные факторы), другие — от завышенного или заниженного уровня притязаний, которые ведут к формирова­нию нереальных образовательных потребностей (субъективные факторы).

В современных условиях мир — это пестрая картина нацио­нально-этнического многообразия. Однако этнические процессы неоднозначны, рождают множество проблем и противоречий. К примеру, этническая идентичность как составная часть соци­альной идентичности личности, психологическая категория, ко­торая относится к осознанию своей принадлежности к опреде­ленной этнической общности. Этничность — зависимая перемен­ная. Она возрастает или ослабевает в соответствии с внешними обстоятельствами. Однако в процессе социализации человека в по­лиэтнической среде в большинстве случаев оказывается значи­мым не столько представление о субъективной принадлежности личности к своей этнической группе, сколько реальное соотно­сительное взаимовлияние базовой (титульной) и этнической куль­туры. Соответственно могут быть рассмотрены четыре варианта этнической идентичности:

интегрированная (сильная идентификация как с базовой куль­турой, так и со своей этнической группой);

ассимилированная (сильная идентификация с базовой культу­рой, слабая — со своей);

изолированная (слабая идентификация с базовой культурой, сильная — со своей);

маргинальная (слабая идентификация как с базовой, так и с этнической культурой).

Концепция образования должна учитывать, что полиэтниче­ская структура российского общества — объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. В образовании должны разумно сочетаться два основополагающих процесса.

С одной стороны, воспитание национального самосознания (идентичности), укоренения в сознании молодого поколения по­нятий, определяющих духовную жизнь этноса, нации: родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса. Чем выше духовное чувство национального, тем глубже

 

осознание внутренней сущности и исторической роли своего на­рода, тем ярче личность развивающегося человека.

С другой стороны, образование должно создать благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я —со­циальная группа —общество —мировая цивилизация» (формиро­вание интегрированной идентичности). Современное образование должно быть направлено в первую очередь на воспитание учащих­ся в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, от­крытой коммуникации, плюрализма мнений, уважения к чужой культуре, в том числе религии, традициям, образу жизни других этносов. Такой (культурологический) подход позволит обеспечить современному человеку полноценное образование и предусмот­реть меры, направленные на предупреждение образовательной де-привации.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...