Культуроемкость образовательной среды
Человек как субъект образовательной среды в некотором образовательном пространстве взаимодействует с определенным окружением, которое существенным образом влияет на его развитие. Образовательная среда человека — окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует. Культурная представленность различных этносов, этнических групп и общностей в отдельных регионах создает уникальную полиэтническую, поликультурную образовательную среду, своеобразие которой определяется геоисторическими особенностями региона, его культурным наполнением и насыщенностью. Полиэтническая образовательная среда ориентирует человека на взаимодействие, посредством которого он определяет значимые для себя отношения с окружающим миром в процессе решения образовательных задач. Разнообразие пересекающихся в образовательной среде культур, возможность дополнительного образования и всестороннего развития личности ребенка в учебных и внеучебных, культурно-досуговых, религиозных учреждениях определяют кул ьтуроем кость конкретной образовательной среды (в том числе образовательной среды конкретного образовательного учреждения). Объединение разных образовательных сред создает некоторое образовательное пространство, и здесь можно говорить о культу-роемкости образовательного пространства (или среды) с позиции человека и для человека, т.е. совокупности и разнообразии условий и возможностей его личностного развития, определяемой количественными, качественными и содержательными характеристиками функционирования образовательных институтов. В организационной сфере это совокупность и разнообразие институциональных (учреждения образования, культуры, спорта, досуга и т. п.), социальных и духовных факторов и условий, которые и в содержании, и в средствах обучения ориентированы на культурное развитие человека.
Именно поэтому важно различать: - кул ьтуроем кость, которая возникает в некоторой образовательной среде (образовательном пространстве) и зависит от объема объективных и субъективных социальных и духовных факторов времени и места, - и культуроемкость, объем которой самостоятельно определяет и выбирает человек (или родители ребенка) для удовлетворения своих образовательных потребностей и реализации себя как личности. Важнейшие субъекты культурно-образовательного пространства — образовательные среды и конкретные личности (развивающиеся личности). В многонациональном образовательном пространстве образовательные среды разной кул ьтуроем кости позволяют в отношениях «человек —среда» менять объем насыщенности социализирующих личность факторов и удовлетворять индивидуальные образовательные запросы и потребности людей. При этом
социальность должна рассматриваться в неразрывной связи с культурой этноса, народа, человечества в целом. Другими словами, объем насыщенности образовательной среды будет зависеть от ряда объективных и субъективных факторов. Культуроемкость образовательного пространства можно описать и представить следующими составляющими: геоисторическими, культурологическими, институциональными и технологическими (табл. 3.1). Поскольку в многонациональном государстве практически в любом регионе (некотором культурно-образовательном пространстве) субъектами образовательной деятельности выступают представители разных народов, этносов, образовательная среда является полиэтнической. Поэтому культуроемкость полиэтнической образовательной среды можно описать исходя из набора состав-
Табл и ца 3.1 Культуроемкость образовательного пространства
ляющих образовательной среды и объема насыщенности каждой составляющей, определяющей возможности удовлетворения образовательных потребностей конкретного человека в определенное время и в конкретном месте. Субъект образования может выбрать и выбирает возможности, которые, по его мнению, необходимы и достаточны для удовлетворения его образовательных потребностей. Однако если в силу объективных и субъективных обстоятельств субъект не сможет в полном объеме удовлетворить их, возникает образовательная депривация. Ее причины могут быть различными. Одни зависят от недостаточной насыщенности образовательной среды (объективные факторы), другие — от завышенного или заниженного уровня притязаний, которые ведут к формированию нереальных образовательных потребностей (субъективные факторы). В современных условиях мир — это пестрая картина национально-этнического многообразия. Однако этнические процессы неоднозначны, рождают множество проблем и противоречий. К примеру, этническая идентичность как составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этничность — зависимая переменная. Она возрастает или ослабевает в соответствии с внешними обстоятельствами. Однако в процессе социализации человека в полиэтнической среде в большинстве случаев оказывается значимым не столько представление о субъективной принадлежности личности к своей этнической группе, сколько реальное соотносительное взаимовлияние базовой (титульной) и этнической культуры. Соответственно могут быть рассмотрены четыре варианта этнической идентичности:
интегрированная (сильная идентификация как с базовой культурой, так и со своей этнической группой); ассимилированная (сильная идентификация с базовой культурой, слабая — со своей); изолированная (слабая идентификация с базовой культурой, сильная — со своей); маргинальная (слабая идентификация как с базовой, так и с этнической культурой). Концепция образования должна учитывать, что полиэтническая структура российского общества — объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. В образовании должны разумно сочетаться два основополагающих процесса. С одной стороны, воспитание национального самосознания (идентичности), укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь этноса, нации: родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса. Чем выше духовное чувство национального, тем глубже
осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность развивающегося человека. С другой стороны, образование должно создать благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я —социальная группа —общество —мировая цивилизация» (формирование интегрированной идентичности). Современное образование должно быть направлено в первую очередь на воспитание учащихся в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации, плюрализма мнений, уважения к чужой культуре, в том числе религии, традициям, образу жизни других этносов. Такой (культурологический) подход позволит обеспечить современному человеку полноценное образование и предусмотреть меры, направленные на предупреждение образовательной де-привации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|