Этническое самосознание и этническая идентичность как факторы коммуникации в образовании
Этническая идентичность, как мы уже отмечали, сегодня одна из самых острых и широко дискутируемых проблем, так как ее интерпретация зависит от решения фундаментальных вопросов этнологической теории — укорененности (примордиализм) или конструируемости (конструктивизм) этнического на уровне личности и на уровне общности. Не претендуя на окончательное решение этого вопроса, мы будем исходить из того, что и то и другое в определенной степени присутствует и проявляет себя в этнокультурных процессах. На наш взгляд, нельзя отрицать укорененность этничности, лишая ее тем самым каких бы то ни было онтологических оснований, ибо этому противоречат многие факты жизнедеятельности, поведения как индивида, так и группы, которые не могут быть объяснены сознательным и целенаправленным «конструированием». Речь должна идти об определении уровня и характера укорененности (то, что, как мы уже отмечали, резко различает позиции примордиалистов). В то же время нет оснований отрицать и то, что этничность может быть декларированной, искусственной, не интериоризованной, т.е. «не пропущенной» через психический «микрокосм» личности, группы. В этом случае она действительно оказывается инструментом манипулирования, в частности политического. Возможно, речь должна идти о том, что качества, которые «укоренены», т.е. отражают определенную унаследованную предрасположенность, потенциальную возможность, на определенном этапе развития не реализуются, «затухают», «снимаются» другими факторами жизнедеятельности, особенностями социальной среды. Например, в формировании американской нации, которое завершилось в XVIII в., решающую роль играла не «укорененная» европейская этничность переселенцев, осваивающих новые земли, а другие факторы социально- и природно-адаптационного характера, хотя полностью отрицать значение этнического происхождения (и конфессиональной принадлежности) и связанные с ним поведенческие стереотипы, установки в этом адаптацион-
ном процессе, разумеется, нельзя. Иначе выглядит ситуация у народов, которые не покидали свою «природину» — духовную и природную территорию этногенеза. На признании возможности конструирования этничности, в частности, строится и направление в современной социально-культурной антропологии — инструментализм, которое делает акцент не на решении «основного вопроса» этнологии — укорененности—конструируемости этничности, а на способах и методах ее «инструментального» использования в решении политических или экономических вопросов. Наряду с этнической в современной науке рассматриваются другие виды идентичности (тождественности, соответствия) — гражданская, возрастная, половая и т.д. Идентичность — результат идентификации (постепенное перенесение индивидом на себя — освоение, интериоризация — перенесение «внутрь» — качеств общности, в которой индивид формируется как личность). Соответственно этническая идентификация означает интериоризацию качеств этнической общности, сформировавшихся в процессе этногенеза. Понятие «идентификация» употребляется и в другом смысле: не для обозначения процесса обретения качеств, а для оценки соответствия, уровня и характера идентичности. В нашем случае идентификация — сторона более широкого процесса — социализации, т.е. включения индивида в многомерный и многоуровневый социум. В этнологии и этнопсихологии этническая идентичность обычно понимается: - как факт самосознания индивида и группы, связанный с осознанием единства и отличия от других (подобных групп и индивидов) по соответствующему набору признаков (язык, стереотип поведения и прочие качества, приписываемые этнической общности в приведенных нами выше определениях этноса);
- как переживание человеком своего тождества с определенной этнической группой. Психолог Ю.П. Платонов отмечает важную, фиксируемую многими исследователями закономерность: «Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от собственной. Важную роль играет то обстоятельство, к какой группе этнического большинства (или меньшинства) принадлежит человек. Представления об этнических группах быстрее и острее формируются у представителей этнического меньшинства, но порой в детстве представители меньшинства предпочитают не свою группу, а хотят быть в группе этнического большинства. В этом случае может сформироваться ложная идентичность: ребенок воспринимает себя в качестве члена доминирующей группы, а не в составе реальной этнической группы»1 (выделено нами. — И. Н.). Речь идет о «воображаемой» идентичности, «конструируемой» под воздействием доминирующей иноэтнической среды. В этом смысле чрезвычайно характерен пример с одним из феноменов массовой коммерческой культуры, обретающим этно-педагогический смысл, — куклой Барби, имеющей огромное влияние на формирование идентичности детей. Кукла, ставшая эталоном, дающая идеал внешности и пример для подражания, была создана с учетом пропорций тела, типичных для европеоидов — европейцев и белых американцев. Но это вызвало большие проблемы в некоторых странах Азии и Африки, где эта игрушка получила большое распространение: девочки стали формировать свою идентичность под воздействием Барби и соответственно испытывать некий комплекс неполноценности из-за своей непохожести на этот «образец». Рекомендации антропологов были учтены: Барби стала обретать иные антропологические признаки, хотя вначале изменили только цвет кожи. И только после дискуссий стали появляться новые варианты куклы, в большей степени ориентированные на разные типы этнорасовой идентичности. Ответ на поставленный нами ранее вопрос о возможности смены этнической идентичности, очевидно, по-разному выглядит в конструктивистском и примордиалистском понимании этноса и эт-ничности. Если для конструктивизма такая смена представляет собой практически смену роли, то для сторонников идеи укорененности этнического все гораздо сложнее, особенно когда различной оказывается этническая принадлежность родителей. Здесь, действительно, часто возникает ситуация выбора, хотя реальным признаются случаи двойной идентичности. Сменить этническую принадлежность, основанную на этническом происхождении, вряд ли возможно.
Очень жестко такую позицию высказывает этнопсихолог Г.У. Солдатова, считающая, что пожизненная, унаследованная от предков этническая принадлежность коренится не только «в головах», но и «в сердцах людей». Большинство людей все же замешано на «крови и почве». В каждом человеке есть какие-то при-мордиальные струны. Этническая принадлежность (объективно фиксируемая по происхождению) и этническая идентичность — не синонимы. Выбор идентичности в большинстве современных стран рассматривается в качестве демократической нормы социальной жизни (как и, например, идентичность половая). Человек, очевидно, вправе выбирать, кем себя считать (т.е. как себя идентифицировать): русским, китайцем, африканцем или американским индейцем. Хотя Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. — СПб., 2003. — С. 212, 213. здесь есть трудности, связанные с внешними, фенотипическими различиями человеческих рас, которые могут препятствовать общественному признанию этого личного выбора. Но вопрос в другом: насколько этот выбор соответствует присущим данному человеку качествам и предрасположенностям, насколько этот выбор будет способствовать развитию внутренней гармонии и самодостаточности личности, ее бытия в обществе. Достижение этой гармонии и самодостаточности есть необходимое условие достижения гармонии и гражданского согласия в самом обществе. А именно такую цель, способствуя формированию современной, духовно суверенной и при этом социально ответственной личности, и преследует этнопедагогика.
Трудно согласиться с тем, что идентичность не имеет никаких внутренних оснований, внутренних опор, что она сводится только к культуре, языку, внешнему виду, образу жизни и т.д., которые в разной степени, действительно, сменить можно (т.е. сменить культурную принадлежность). Но ответ на этот самый сложный вопрос еще впереди. Сегодня мы можем судить об идентичности по ее внешним поведенческим, функциональным проявлениям. Типы этнической идентичности. Исследователи выделяют семь типов этнической идентичности, формирующихся под воздействием различных условий и обстоятельств в соотношении с особенностями и предрасположенностями личности: 1) «нормальная» идентичность — связанная с формированием положительного образа своего народа, положительного отношения к своему этническому происхождению (но в зависимости от ситуации и особенностей личности допускает изменения идентичности как в сторону «нарастания», так и, наоборот, в сторону «затухания»); 2) «этноцентрическая» идентичность — некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и сопровождающаяся стремлением к изоляции, замкнутости. Этот тип идентичности свойствен, например, представителям этнических или субэтнических групп, настроенным на отделение от основного этноса (при различной мотивации этического, религиозного характера); 3) «этнодоминируюшая» идентичность — тип идентичности, в котором преобладает не изоляционизм, а признание этнической принадлежности — высшей, приоритетной для человека ценности и, более того, — признание превосходства своего народа. Для этого типа идентичности характерны дискриминационные установки в отношении других этнических групп, а также стремлением к «этнической чистоте» (недопустимости смешанных браков и т.д.); 4) «этнический фанатизм» — крайне агрессивная форма предыдущего типа идентичности, связанная с абсолютным и подав- ляющим доминированием этнических интересов своей группы (иногда иррационально интерпретируемых) и готовностью идти на любые жертвы и действия. По Л.Н.Гумилеву, это максимальная «пассионарность», пассионарная самоотверженность и жертвенность; 5) этническая индифферентность — равнодушие к своей этнической принадлежности, ценностям культуры своего народа и к межэтнической коммуникации, независимость от традиций и норм своей этнической группы. На формирование такого типа личности, в частности, ориентирована и коммерческая массовая культура, нивелирующая этнические ценности, этническое многообразие и выдвигающая новизну и престижность в культурной коммуникации на первое место в системе предпочтений современного потребителя;
6) этнонигилизм — тип идентичности, являющийся выражением космополитической позиции: отрицание ценности этнич-ности как таковой, связанное обычно с уничижительной оценкой статуса этнической группы, с которой личность связана по происхождению; 7) амбивалентная этничность — тип идентичности, широко распространенный в этнически смешанной среде и не явно выраженный. Разумеется, как и данная типология, любая другая до определенной степени абстрагируется от реальной сложности и неоднозначности этнической идентичности, как правило, строящейся на сочетании ее различных типов и вариантов. Имя народа. В этнической культуре любого народа есть элемент, отражающий некоторые существенные стороны идентичности, процесса идентификации, особенности этнического сознания и самосознания, формирующиеся в процессе межэтнической коммуникации. Это этноним — имя народа. Имя народа формируется и в процессе этногенеза (формирования этнической общности), и во взаимодействии в контактах с другими народами (что также может быть важнейшей стороной этногенеза). Этнонимы разделяются на эндоэтнонимы (эндононимы) и экзоэтнони-мы (экзононимы). Эндононимы — самоназвания — важнейший компонент этнического самосознания, т.е. то, как себя называет сам народ. Именно здесь и возникает оппозиция «мы и они», так как для осознания своей общности, своего единства необходимо отделиться от других подобных общностей, даже противопоставиться им. Этот процесс и эту позицию обычно обозначают понятием этноцентризм. Но этноцентризм, будучи неизбежным моментом этногенеза и этнического самоопределения, может стать причиной агрессивного неприятия другого народа, превознесения исключительности качеств своей этнической общности, ее превосходства над другими. Закрепившись в сознании этноса, он может достичь своей крайней агрессивной формы — шовинизма. Экзононим, в отличие от эндононима, элемент этнического сознания, направленного на «другого», это название, которое дается этносу другим этносом. В значительно большей степени, чем самоназвание, он зависит от ситуации, особенностей межэтнической коммуникации, восприятия другой культуры, психологической совместимости, географической среды и т.д. Эндононимы у разных народов могут в значительной степени совпадать, так как часто обозначают человека, людей, настоящих людей. Таковы, например, самоназвания: ненцы, нивхи, нанайцы (коренные малочисленные народы Севера и Дальнего Востока); айны (древний коренной народ Японских островов); инуиты (древний северный народ, живущий в Канаде, на Аляске, на крайнем северо-востоке России). Экзононимы, как мы уже отмечали, носят ситуативный характер и могут отражать территориальный и географический признаки, особенности культуры, обычаев, неприемлемые, непонятные для другого народа, особенности истории народа и его контактов с другими народами, характер межэтнической коммуникации. Упоминавшиеся инуиты в России более известны как эскимосы. Имя, данное им их соседями — северными индейцами племени кри — и означающее «те, кто ест гнилое мясо». Основанием стал элемент традиционной кухни, связанный с особым способом приготовления мяса (его «подкисают» для выработки тех же нужных организму веществ, которые в Европе содержат кисломолочные продукты). Индейский народ группы сиу в США, имеющий самоназвание паходже, т.е. «покрытые снегом», получил экзононимы айова (спинной мозг), нез-персе (проколотые носы). Имя «кильясинга», применявшееся в XVI —XVII вв. к разным народам Южной Колумбии, явно связано с обычаем, культурной традицией, так как на языке кечуа означает полумесяц — по форме подвесок для носа. Многие экзононимы возникли в результате колонизации Америки, применялись к группам племен и отражали особенности взаимоотношений с коренными жителями и отношения между племенами. Так, этноним «алгонкины» (имя группы индейских народов в Северной Америке и одного из племен) означает «союзники». Имя индейского племени группы майя в Гватемале чухи означает враги, а другого племени этой группы в Мексике чоли или чоль — чужой, дикий, племени ирокезов на языке алгонкинов — «настоящие гадюки», хотя они называют себя ходеносауни — люди длинного дома. Многие этнонимы отражают особенности истории того или иного народа, в частности связанные с его борьбой за независи- мость. Так, фризы (Ггу) — самоназвание народа в Нидерландах и Германии (свободный) возникло в период упорного сопротивления племени римскому завоеванию в первые века нашей эры. Чрезвычайно интересно происхождение самоназвания албанцев — шкип-тар от слова «шчип» — говорить понятно. Оно возникло в период жесткой дискриминации в XVII — XVIII вв. со стороны турок, из-за чего большинство албанцев перешли из христианской веры в ислам. Налицо потребность отмежеваться от завоевателей, говорящих по-турецки. Вернемся к народам России. Чеченцы и ингуши — имена, которые происходят от названия населенных пунктов Чечен-аул и Ангушт. Этноним чеченцы в русских документах XVI — XVII вв. еще не встречался. Для обозначения этой общности использовались названия зумсой, мерезанские люди, минкизы, ококи, тшан-ские люди, общества «чечень», живущего в нижнем течении реки Аргун — чеченские люди. При переписи 1937 г. была введена категория «чечено-ингуши», но в первичных материалах 18 самоназваний разных групп: ауховцы, ичкиринцы, мизджети, назра-новцы, нахчии, нехчи, нохчи, цецен, чечены, ингуши, гликвы, маиствеи, махистуи и др. Во время переписи 1989 г. чеченцев отделили от ингушей. Народ, именуемый коми-пермяки (коми — самоназвание: коми морт — коми-человек), получил свое имя в результате контактов с русскими и вепсами (малочисленным народом, так же как и коми относящимся к финноугорской группе). Термин «пермь» (пермяне) скорее всего заимствовали у вепсов: по-вепски пера маа — земля, лежащая за рубежом. В древнерусском языке сохранилось название «пермь», которым обозначали несколько областей, территорий. По некоторым данным, оно встречается в тех местах, где находились центры торговли пушниной — именно как с торговцами пушниной впервые и столкнулись русские с этим народом. Поэтому постепенно закрепились названия пермь, пермяк, пермитин, пермичи, пермяне, обозначающие род занятий, которое позже стало этнонимом. Смысл многих этнонимов в истории, в общественном сознании претерпевает серьезные изменения. Л.Н.Гумилев приводит любопытный пример, касающийся овеянного героической романтикой имени викингов. Слово «викинг» носило, по существу, оскорбительный характер — разбойник, бродяга. Юношу, который покидал семью и уходил в викинги, оплакивали как погибшего. Викинги — люди, которые не желали жить в племени и подчиняться его законам. Л.Н. Гумилев отмечает, что викинги, вопреки многочисленным легендам, не отличались храбростью, скрывали боязнь битвы, наедаясь опьяняющими мухоморами. В опьянении они были неукротимы... Нередко экзононимы носят неприятный, даже оскорбительный характер, отражают неприязненное отношение к представителям данного народа. На уровне обыденного сознания, в повседневной общественной практике распространение таких экзоно-нимов свидетельствует, как правило, об отсутствии толерантности — терпимого отношения к представителям другого этноса, нации. При этом происходит перенесение характеристик отдельно взятого индивида на всю этническую общность, весь народ. Так, преобладание представителей азербайджанского народа на рынках российских мегаполисов нередко приводит к формированию отрицательного отношения к самому этнониму «азербайджанец», порождая соответствующие и всем известные презрительные бытовые экзононимы и тем самым формируя неадекватное отношение к целому народу, его культуре. Это свидетельствует и об отсутствии этнологических, этнографических знаний — важного компонента этнического сознания, обычно, увы, мало затрагиваемого этнопсихологами. Структурные компоненты психологии этноса. Говоря об идентичности, мы делаем акцент на этническом сознании, хотя психология этноса включает и другие компоненты. В этнопсихологии психологию этноса обычно разделяют на две группы компонентов — статические (консервативные, долговременные) и динамические (краткосрочные, мобильные). В группу динамических компонентов входят этнические чувства и этнические вкусы. К статическим компонентам наряду с этническим сознанием относят психический склад этноса, обычно определяемый как специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности. В этом определении видна относительность и даже неэффективность подобного способа членения психологии этноса. Как психический склад этноса может быть «рядоположенным» в этой классификации этническому сознанию, если понимание (относящееся к нему) является, безусловно, компонентом и функцией этнического сознания? В этом случае психический склад становится действительно своеобразным «складом», куда «складываются» некие характеристики, некие элементы психологии этноса. В психический склад этноса обычно включают в качестве компонентов этнические характер, темперамент, традиции и обычаи, делая акцент именно на устойчивости, статичности, консерватизме этих компонентов психологии этноса. На наш взгляд, традиционная этнопсихология здесь впадает в серьезные противоречия. Получается, что у личности (как представителя этнической общности, или этнофора) кроме характера есть еще какой-то особый этнический характер, кроме темперамента, соответственно, — этнический темперамент, кроме тра- диций и обычаев — этнические традиции и обычаи. На наш взгляд, этническое должно быть рассмотрено не как какая-то отдельная часть психики, ее компонент, а как сторона, «срез», фундаментальное свойство всех психических элементов, процессов, включая и сознательные, и бессознательные, рациональные и эмоционально-чувственные. Именно поэтому, в частности, столь малоперспективными оказываются попытки определения национального (этнического) характера народа с помощью комбинирования известных психологических характеристик. По результатам исследований отечественных и зарубежных ученых характерологические портреты представителей различных народов таковы: - японец — трудолюбивый, осторожный, организованный, серьезный, упорный, озабоченный; - англичанин — тактичный, спокойный, критичный, умный; - немец — практичный, организованный, трудолюбивый, уверенный, твердый, жесткий, пунктуальный; - русский — откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, миролюбивый; - грузин — возбужденный, импульсивный, боевитый, претенциозный, агрессивный; - татарин — гордый, самоуверенный, сметливый, трудолюбивый, хитрый, вспыльчивый, отходчивый. Может ли этнопедагог в своей работе с детьми руководствоваться тем, что все грузины — возбужденные, импульсивные и т.д., а все русские — откровенные, щедрые и бесшабашные? Ясно, что эти характеристики имеют некоторое отношение к особенностям этнической психики названных народов, но прежде всего они отражают сложившиеся ситуативно, в определенных социально-исторических условиях стереотипы массового сознания, гетеростереотипы, т.е. стереотипы, направленные на оценку другого, отличного от своего, народа. Любые перечисленные характеристики могут быть отнесены к любому народу, но очевидно, что татарин, например, горд не так, как русский или немец, что немец практичен не так, как татарин или японец, и т.д. Кроме того, представители этноса в разной мере являются носителями указанных в качестве доминирующих для этноса качеств. А если учесть процессы этнического взаимодействия и миксации (смешения), то данные сведения об этнических характерах вообще оказываются практически бесполезными и не отражающими жизненных реалий. Л.Н.Гумилев неслучайно чрезвычайно скептически относился к подобным исследованиям этнических характеров, считая, что психологические черты этносов — вещь чрезвычайно исторически изменчивая, подвижная, а следовательно, исходная посылка, относящая этнический характер к статичным элементам, принципиально неверна. К сожалению, наука пока не может дать исчерпывающего объяснения этнических особенностей психики. В значительной степени, на наш взгляд, это связано с нерешенностью все того же «основного вопроса этнологии» — о природе этнического, этнич-ности. Кроме того, не реализуются возможности, которые связаны, как мы это уже отмечали, с культурологическим подходом, с изучением этничности как одного из системных, интегративных свойств культуры. Именно в этом движении — от культуры, т.е. от результатов деятельности, к особенностям психики — возможно, и находится наиболее верный путь познания этничности как свойства психики, сознания. Перспективным для изучения этнической психики, этнического сознания и самосознания представляется подход, в основе которого — изучение этнической картины мира, т.е. свойственного этнической общности способа мировидения, включающего и его понимание внешнего (природного и социального) мира, и его интерпретацию своего места и предназначения в этом мире. Этническая картина мира находит свое вербальное (словесное) и художественно-образное отражение в творчестве, фольклоре, этническом стереотипе поведения, свойственном тому или иному народу. Возвращаясь к описанным нами ранее особенностям современной культурной ситуации, мы можем отметить, что традиционная этническая культура сегодня обретает контркультурные функции, оказавшись в ценностной оппозиции к захватившей культурное пространство высокотехнологичной коммерческой массовой культуре. Это ярко выражается в противопоставлении этнической картины мира — картине мира, формируемой массовой культурой. Речь идет прежде всего о ряде ценностных оппозиций: природа —техника, доброта — жестокость, духовность —потребительство, иррациональность —рационализм, традиционность — модернизм и т.д. В этнической картине мира человек рассматривается прежде всего как органичная часть природы и частица этнической общности, как духовное существо, т.е. биосоциодуховная целостность. Одна из главных ценностей здесь — преемственность по отношению к предкам, верность традициям, обычаям. Гармония во взаимоотношениях человека с природой основывается, в частности, на принципах биологического равенства. Именно этим объясняются отношения братства с животными, прежде всего домашними (доместикатами), которые оказываются органичной частью традиционной культуры на всех ее уровнях, во всех ее компонентах — материальных, духовных, социальных. Этническая картина мира — это прежде всего мифологическая, точнее, мифопоэтическая картина, эстетизирующая, идеализирующая систему взаимоотношений человека с природой и социу- мом, но при этом творчески стимулирующая и этически ориентирующая его. Когнитивная антропология. Современные технические возможности, породившие «видеоклиповую культуру», создали условия для комплексного эстетического воздействия на все органы чувств. Но от унаследованного от первобытности синкретизма традиционной культуры при всех возможностях воздействия ее отличает самое главное — нарушение гармонии, органичности, в частности преобладание тенденции визуализации, связанной с активной рационалистичной эксплуатацией наиболее «информоемкого канала» получения информации — зрения. В результате современный человек все более лишается выработанной тысячелетиями культуры слухового восприятия мира, что усугубляется преобладанием в звуковой среде преувеличенных в громкостно-динами-ческом отношении электронных звучаний. Это становится особенно ясно при обращении к традиционному музыкальному инструментарию, построенному прежде всего на звукоподражании, ориентированном на рождение звука из тишины, которая также воспринимается как звучание, как «музыка природы». Характерно, что звуковая перегруженность современного музыкального быта, связанная с развитием звуковоспроизводящей техники и электронно-музыкального звучания, приводит, по мнению социологов, к «боязни тишины»: школьники могут выполнять домашние задания только со стереонаушниками на голове, только с использованием постоянного звукового фона (своеобразных «звуковых обоев»). Картина мира, порождаемая массовой культурой, оказывается, таким образом, лишенной той многомерности, многокрасочности и гармоничности, которая отличает этническую традиционную картину мира. В то же время детальное изучение этнической картины мира, особенно на личностном уровне, чрезвычайно затруднено тем противоречием, которое было выявлено еще в 50-х гг. XX в., когда сформировалось направление в антропологии, ставившее изучение «картины мира» во главу угла исследования общества, прежде всего его традиционных моделей. Речь идет о принципиальном несовпадении двух точек зрения на традиционную культуру — исследовательского взгляда «извне» и взгляда «изнутри» — позиций самих носителей культуры. Указанное научное направление связано с именем антрополога Р. Редфилда. Главная особенность «картины мира», по его мнению, заключается в том, что она позволяет взглянуть на культуру как бы изнутри — глазами ее носителей, выявить ее оттенки, что, в частности, требует применения метода эмпатии (сопереживания). По мнению Р. Редфилда и его последователей, антропология страдает прежде всего тем, что интерпретирует мировидение представителей других культур только извне, в системе привычных европейский научных категорий. Этнолог должен прежде всего найти ту «точку», с которой носитель культуры смотрит на мир, попробовать встать на его место, посмотреть его глазами, научиться говорить о культуре в тех категориях и с теми акцентами, которые присущи этому представителю культур. Лишь тогда можно говорить об адекватном понимании данной картины мира. При этом Р. Редфилд отрицал единую «общенациональную» картину мира, считая, что у разных людей и у разных слоев внутри этнической общности эта картина может быть разной. В дальнейшем, в русле развившего концепцию картины мира Р. Редфилда научного направления, именуемого когнитивной антропологией, был сделан вывод о предельной субъективности картины мира, о наличии у индивидуальных членов общества (в силу различий биологического наследования, социальных ролей и т.д.) собственных когнитивных картин мира. Разумеется, нельзя недооценивать субъективное мироотношение и мироощущение, но нельзя и отрицать, на наш взгляд, ту реальную общность, которая существует в отношении к миру у представителей этнической общности и отражается в традиционной этнической культуре, так же как и недооценивать интерпретирующий и ти-пологизирующий исследовательский взгляд «извне». Концепция этнической картины мира. Чрезвычайно интересную концепцию этнической картины мира предложил известный отечественный культуролог Г. Гачев, посвятивший 30 лет описанию национальных образов мира. (Понятие «национальный» Г. Гачев употребляет как синоним понятия «этнический»). Подчеркивая определяющее значение для формирования народа (этнической общности, национальной целостности) природы, исследователь интерпретирует ее как «текст, скрижаль завета, которую данный народ призван рассчитать, понять и реализовать в ходе истории». Так рождается уже упомянутое нами ранее понятие «природина», призванное объединить «природу» и «родину» в единое целое, отражающее некую исходную точку формирования у каждого народа особого строя мышления, который и предопределяет его «картину мира». Г. Гачев пишет о некоем «образном априоризме», который проистекает из всего бытия данного народа, находится «сверх» или «под» логикой, образует некое «силовое поле», в котором «рассудочные выкладки» располагаются в определенном порядке. Так «этническое» вторгается даже в ту область, в которой оно вроде бы не должно присутствовать, — в область науки, подчиненной, казалось бы, своей внеэтнической логике. Это позволяет ученому объяснить особенности возникновения и развития национальных научных школ (как гуманитарных, так и естественных), основывающихся на указанном «образном априоризме». Вполне в духе гумилевской этнологии Г. Гачев объединяет в единое целое бытия народа и «особый склад природы (материя, ве- щество), быт, язык, историю (культуру), этос и характер (психику)», которые и определяют то, что он назвал «национальный Космо-Психо-Логос». Г. Гачев подвергает обоснованному сомнению возможность строго рационального описания национальных образов мира с помощью традиционного понятийно-терминологического научного аппарата, вскрывая тем самым противоречия, которые возникают, например, у этнопсихологов, пытающихся определять национальный характер того или иного народа путем перечисления (комбинации) черт его психологических характеристик. «Описать национальное — это выявить уникальное. Эта задача не поддается только рассудочному мышлению. Здесь образ, символ и миф эффективнее работают. Строгая логика и "бинарные оппозиции" обесцвечивают: все на одно лицо выходят, а национальные особенности — это как выражение лица и интонация. В этом деле не доказать, а показать возможно. Ведь цель-то — сообщить представление (не понятие — это невозможно) о каждом национальном мире, чтобы оно было ярко и убедительно»1 (выделено нами. — И.Н.). Здесь мы уже имеем прямое указание на методику этнопедагоги-ки, принципы ее подхода к представлению национальных образов мира (или этнической картины мира), свойственных тому или иному народу. Г. Гачев рассматривает важнейшую проблему — проблему верификации, т.е. способа описания, выражения этнонациональных феноменов, показывая непригодность для этого традиционного понятийно-терминологического аппарата традиционной стратификации наук. (Неслучайно он, как и Л.Н.Гумилев, вырабатывает собственные научный словарь, понятийный аппарат, более соответствующий природе этнонациональных феноменов.) Здесь исследователь предлагает и особое научное направление — экзистенциальную культурологию, в которой переплетены «трактат и исповедь, понятие и образ». Приведем фрагменты описания Г. Гачевым американского образа мира из того же издания: «США — это страна микронародов, первая составная внеземная цивилизация из высадившихся на чужую планету сильных, хищных и взыскующих Свободы индивидов, порвавших со своими Матерями-Природинами (в Старом Свете) и начавших тотально новую жизнь... Если европейский дух мучительно прорывался из Природы к Свободе, выискивая себе самоопору и собственную субстанцию — в Труде, мышлении, «Я» (Декарт, Кант, Гегель, Маркс...), то в Америке первична субстанция Свободы (= переселенцы, выдернувшие свои корни, а с ними — тягу земную, ей уже мало подвластны), а инстанция Природы в них вначале ничтожна по смыслу, мала перед Свободой. 1 Гачев Г. Национальные образы мира. Соседи России. Польша, Литва, Эстония. - М., 2003.-С. 10. Природа тут чужая, в ней нуль смысла, она — неорганический бездуховный объект завоевания и труда, сырье ему в переработку. Американцы — герои и мученики Свободы, не умеряемой Природой. Лишь с течением времени тут вышли к открытию понятия Природины как Матери и ценности женского начала. Теперь, из-гваздав природу новой земли индустрией, столкнулись с проблемой экологии и, начав заботиться об окружающей среде, себе как бы искусственную Мать-Природу сотворили...»1. И далее о национальной «картине мира»: «Тут все молодо-зелено: не успевают естественным путем набухания своей субстанции дорастать до зрелости, но форсируется — как свиньи на чикагскую бойню, так и урожай удобрениями химическими. Категория Времени тут претерпела изменения. Из его ипостасей: прошлое, настоящее и будущее — в Америке, порвавшей традицию, не важно прошлое, а важно настоящее, растущее спереди — из будущего, оттуда подтягиваемое... Жизнь в кредит и пользование вещами в рассрочку есть явное житие в настоящем из будущего... Если в Евразии преобладает в Психее торможение (рефлексия германца, сдержанность англичанина, застенчивость русского, французский страх быть смешным), то здесь — возбуждение, раскованность, внутренняя свобода, быстрота моментальной реакции шофера. Недаром в музыке тут джаз развился (от негритянского слова, означающего «будоражить», «торопить»), тогда как в музыке Европы, еще с пифагорейцев, цель — укрощение животного начала в человеке»2. Столь большая цитата связана с тем, что текст Г. Гачева, в котором он «показывает» особенности национальной картины мира, невозможно адекватно пересказать — в нем переплетаются научное, художественное, философское слово, образ и понятие. Но именно так обнаруживаются некоторые очень существенные черточки того, что мы называли ранее этнической картиной мира, а Гачев — национальным образом мира, и без чего нельзя приблизиться к пониманию этнического (или национального) самосознания того или иного народа, его, по выражению Г. Гачева, «Космо-Психо-Логоса». Подход, предложенный Г. Гачевым, убеждает в том, что этно-педагогическое воздействие лишь в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|