Толерантность как условие межэтнической коммуникации
Важное цивилизационное изменение в России в последнее время на самом высоком уровне осознается и характеризуется как переход в информационное общество, в условиях которого возникает необходимость овладения принципиально новыми технологиями коммуникативной деятельности. В связи с изменениями, происходящими в современном мире, интенсивным развитием контактов между странами и народами, становлением во всем мире открытого общества, на первый план выдвигаются проблемы межкультурного взаимодействия и толерантности. В содержании этнопедагогики как учебном предмете центральное место должно занять развитие коммуникативности, включающей межкультурное взаимопонимание и толерантность в межэтнической коммуникации. В XXI в. понятие «толерантность» стало международным термином, ключевым словом в проблематике мира. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В Оксфордском словаре этот термин определяется как готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, во французском языке слово «толерантность» означает уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайском языке быть толерантным — значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском толерантность — прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим, в персидском (фарси) — терпение, выносливость, готовность к примирению. В дискуссиях о соотношении этих понятий часто обращаются к различным концепциям толерантности. Одну из них можно обозначить как концепцию сосуществования: толерантность служит средством избегания конфликта при преследовании собственных целей и не является ценностью самой по себе. Позиция толерантности здесь не имеет сильных нормативных оснований, она определяется практической необходимостью. Такая установка, естественно, не ведет к установлению социальной стабильности в обществе, при которой могла бы развиваться обстановка взаимного доверия, так как если властная ситуация изменяется в пользу одной из сторон, нет основания для толерантности.
Другую концепцию можно назвать концепцией взаимного уважения. Она исходит из морально обоснованной позиции взаимного признания друг друга субъектами, которые проявляют толерантное отношение друг к другу. Здесь стороны, высказывающие толерантность, уважают друг друга как автономных моральных личностей, так и равноправных членов правового конституционного сообщества. Еще одну концепцию толерантности можно обозначить как концепцию принятия или уважения ценностей. Она предусматривает более требовательную форму взаимного признания, чем концепция взаимного уважения, так как признает толерантность не только как уважение членов других культурных или религиозных сообществ, но и как оценку их убеждений и практик как этически ценных. Одни стороны образа жизни принимаются, другие отвергаются, сама же область толерантного определяется ценностями, этически приемлемыми для обеих сторон. Факторы этнической толерантности —интолерантности в последнее время в России и за рубежом активно исследуются. В частности, проведен сравнительный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности —и нтолерантности в трех пол и культурных регионах России: Республике Баш- кортостан, Поволжье (Самара и Самарская обл.), на Северном Кавказе (Карачаево-Черкесия). В каждом из этих регионов существует надэтническая социально-психологическая общность, показателями которой являются: близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межгруппового взаимодействия, сходство культурных ценностей и установок, обусловленные длительным совместным проживанием в регионах и неизбежными культурными взаимовлияниями. Эти внутрирегиональные сходства и межрегиональные отличия особенно видны при сравнении факторов, влияющих на межгрупповое восприятие при сравнении регионов.
Такие характеристики этнической идентичности, как валентность (позитивность—негативность) и четкость (определенность— неопределенность), связаны с показателями этнической толерантности—и нтолерантности в межкультурном взаимодействии. Позитивность этнической идентичности (этнических автостереотипов и чувств, относящихся к собственной этнической принадлежности) связана с этнической толерантностью, а негативность — с интоле-рантностью. В Башкортостане выявлена неоднозначная взаимосвязь показателей четкости этнической идентичности и этнической толерантности—интолерантности. Четкость (определенность) и неопределенность этнической идентичности могут быть связаны как с этнической толерантностью, так и с этнической интоле-рантностью. На проявление этнической толерантности и интолерантности влияет, по мнению Н.М.Лебедевой, не степень четкости этнической идентичности сама по себе, а ее сочетание с валентностью этнической идентичности. Сочетание позитивности и четкости этнической идентичности с большой долей вероятности способствует проявлению этнической толерантности в межкультурном взаимодействии. Неопределенность этнической идентичности вкупе с ее позитивностью допускает как этническую толерантность, так и этническую интолерантность. Здесь, видимо, играет роль разная природа неопределенности этнической идентичности в поликультурных регионах: в Республике Башкортостан она имеет естественную «неоформленность» в силу низкой значимости этнической категоризации и близости взаимодействующих культур. Сочетание позитивности и амбивалентности этнической идентичности предполагает реализацию таких стратегий межкультурного взаимодействия, которые нацелены на более четкое позиционирование себя в этнокультурном пространстве посредством манипуляции социальной дистанцией, активизацией установок на поддержание своей культуры и на разделение по этническому и конфессиональному признакам. Все эти стратегии выполняют роль культурных маркеров, способствующих росту четкости и определенности этнической идентичности.
На проявление этнической интолерантности в поликультурных регионах России оказывают влияние следующие факторы: уровень воспринимаемой дискриминации и религиозности. Чем выше первый показатель, тем выраженнее этническая интолерантность, поскольку он может быть как отражением объективного ущемления прав некоторых этнических групп, так и субъективным ощущением более низкого статуса своей этнической группы по сравнению с другими, но в любом случае для человека — это реальность, которую он переживает как объективную. Высокий уровень религиозности также может способствовать проявлению общей этнической интолерантности, выполнять функцию межгрупповой дифференциации, поиска более четкой культурной определенности. И это не следует понимать так, что религия и конфессиональная идентичность угрожают этнической толерантности, поскольку в нормативной системе каждой религии наряду с догматами, отстаивающими право на «истинность» и четкое отделение от других конфессий, есть положения, призывающие к миру и терпимости, и настоящая вера несовместима с человеконенавистничеством. Факторы, вызывающие этническую интолерантность, способствующие активизации различных стратегий в межкультурном взаимодействии: - манипулирование социальной дистанцией с контактирующими группами; -установка на поддержание своей культуры; - разделение по этническому и(или) религиозному признаку. Наличие групп с отличающимися культурой и религией является, с одной стороны, провоцирующим, а с другой — стабилизирующим фактором, а отношение к инокультурным группам служит показателем подлинной этнической и религиозной толерантности в поликультурном регионе, требующей личностных усилий и преодоления значимости разделения по этническому и конфессиональному признакам.
Для представителей групп меньшинств этническая и религиозная принадлежность более значимы и чаще выступают в качестве дифференцирующих факторов, чем для представителей доминирующей в численном или культурном отношении группы. Специфика межэтнического взаимодействия в пол и культурном регионе требует более высокого уровня анализа. Рассматривая поликультурный регион как социальную систему, в которой каждая группа — ее элемент, можно понять суть процессов интеграции и дифференциации этнических групп как этапов развития системы. С этой точки зрения пол и культурные регионы с длительным периодом совместного сосуществования этнических групп (Поволжье, Башкирия, Карачаево-Черкесия и др.) представляют собой довольно сбалансированные системы, в которых интегративные процессы превалируют над процессами дифференциации и в которых большей частью существуют так называемые надэтнические общности регионального типа, несущие в себе некий «сплав» культурных характеристик населяющих их этнических групп: знание языков, элементов традиционных культур, обычаев и норм поведения. Для таких регионов характерен высокий уровень базовой этнической толерантности и отсутствие серьезных межэтнических конфликтов. Таким образом, стратегии межкультурного взаимодействия нацелены на сохранение или обретение позитивной и четкой этнической идентичности как основы этнической толерантности (на индивидуальном и групповом уровнях), а также — на сбалансирование системы межгруппового взаимодействия (на уровне социальной системы — пол и культурного региона). Если брать глубже, это социально-психологические механизмы сохранения этнических культур (что способствует обретению личностного смысла индивидами) и сохранения этнического многообразия (способствует сохранению и выживанию социальной системы), ибо основа такого выживания — мир и межкультурная терпимость. Очевидным становится, что толерантность может играть разную роль. Для одних она — одобрение различий (это непременная добродетель), и с этой точки зрения толерантное общество — цель, достойная того, чтобы к ней стремиться. Для других это или вынужденная, или временная мера. Именно поэтому особо актуальным становится развитие толерантного самосознания. Таким образом, толерантное самосознание — предпосылка межкультурной толерантности; а развитие толерантного самосознания становится важной этнопедагогической проблемой.
В данном выводе содержится весьма деликатный момент природной или социальной обусловленности этнических особенностей толерантного самосознания индивида. Нынешние поколения утратили социально-историческую память и живут на основе информационного багажа этногенетических представлений тех далеких эпох: в генах наших предков была закодирована большая часть наших современных задатков. Этот вывод относится лишь к психологическим особенностям. Из признаков, определяющих этнос, только особенности психологического склада могут передаваться (частично) по наследству, поскольку основные ценности и качества самосознания индивид приобретает в течение всей жизни под влиянием общества и социального окружения. Существует множество примеров того, как дети определенного этноса, по каким-либо причинам воспитывавшиеся людьми другой национальности, обладали всеми этническими признаками приемных родителей. В Османской империи часть войск (янычары) комплектовалась из христиан, в детстве отобранных у покорен- ных народов и воспитанных в духе мусульманства. Они обладали всеми чертами турецкого этноса и отличались особой фанатичностью, жестокостью и беспощадностью по отношению к тем этносам, из которых происходили. Так турецким султанам удалось эмпирически доказать превосходство социальной среды над природными задатками. Это означает, что ценности и качества самосознания напрямую зависят от механизма передачи этнических особенностей. Каждый этнос в ходе своего исторического развития выработал такой механизм — им является этнопедагогика как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения. Эта учебная дисциплина связана в первую очередь с развитием у обучающихся толерантности как условия межэтнической коммуникации, формированием толерантного самосознания и преодоления взаимного отчуждения. Одним из важнейших механизмов поддержки толерантного отношения этнических субъектов в таком крупном государстве, как Россия, становится распространение полных и достоверных знаний о культуре, обычаях и традициях населяющих ее народов, которые помогают преодолевать ксенофобию и негативные этнические стереотипы, обогащают духовный мир россиян, формируют установки на межнациональное согласие и сотрудничество, личностные контакты и культурное взаимодействие. Чтобы понять особенности современного положения российских народов, нужно быть знакомым с их происхождением и этнической историей. Искаженные данные об этногенезе нередко используются в шовинистических и националистических целях. Очень важно учитывать, что большинство народов России сложилось в результате смешения в ходе длительного исторического развития, сложных этнических и миграционных процессов. Между этническими общностями трудно провести жесткие культурные, а тем более административно-территориальные границы. В мире формируется новая общность кросскультурного взаимодействия, происходят глобальная миграция людей и их смешение, поэтому люди должны понимать, насколько значимы для них этнокультурные корни исторической родины. Современная идеология сосуществования в России опирается на принципы равноправного взаимодействия культур между собой и культурой мировой, общечеловеческой. Идеология^ выполняет ряд функций. Одна из них — ослабление социальной напряженности, возникающей, когда люди осознают расхождение между провозглашенными ценностями и реальными условиями своей жизни. В настоящее время во взаимосвязи культур проявляется объективная тенденция обще культурного прогресса и политика нацио- нальной безопасности страны. Духовные связи народов России тесным образом переплетены и интегрированы в общей исторической судьбе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|