Классификация этносов и особенности современной
Этносферы В процессе этногенеза сложилась чрезвычайно сложная картина этнического состава человечества, с трудом поддающегося классификации. Связано это и с неоднозначностью этнических признаков, и с подвижностью человеческих общностей — всегда происходил, а сегодня, несомненно, нарастает процесс смешения и рас, и этносов, особенно на границах территорий их обитания (ареалов). Именно поэтому классификации этносов носят условный характер и непосредственно зависят от того или иного понимания основных признаков этноса, его природы, сущности. В отечественной этнографии сложились традиционные виды классификации этнических общностей, ориентирующиеся на основные признаки — территориальный (географический), антропологический, языковой и деятельностиый (хозяйственно-культурный). Таким образом, этносы квалифицируются прежде всего по географии своего проживания, по преобладающими антропологическим (расовым) особенностям, по языку и типу хозяйственной деятельности. Хотя, разумеется, возможны и другие виды классификации, например религиозная, связанная с преобладающими у представителей данного этноса религиозными представлениями. Но здесь степень условности еще более велика, так как этническая принадлежность не связана напрямую с религиозными предпочтениями: среди представителей того или иного народа есть сторонники разных религиозных конфессий. Исторически сложи- лось так, что среди русских преобладают православные христиане, среди итальянцев — христиане-католики, среди арабов — мусульмане (разного толка), среди евреев — иудаисты и т.д. Для этнопедагогики виды классификаций этносов тем не менее имеют большой смысл. Современная образовательная среда, в которой осуществляется этнопедагогическая деятельность, оказывается, как правило, полиэтничной. Для того чтобы реализовать интегрирующую (объединяющую) функцию этнопедагоги-ческого воздействия, необходимо иметь представления о факторах, которые играют дифференцирующую (разъединяющую) в этой среде роль. Речь идет, в частности, о присущих тем или иным этносам, этническим группам стереотипах поведения.
Исторически сложились этнические общности разного уровня, или, говоря этнологическим языком, таксономического ранга. С одной стороны, внутри того или иного этноса могут выделяться общности, называемые субэтносами (или субэтническими группами), что особенно характерно для крупных этносов, занимающих обширную территорию. Такое обособление части этноса происходит в силу разного рода причин: либо речь идет об особом образе жизни и специфическом виде хозяйственной деятельности (таков, например, субэтнос русских поморов); либо об особом социальном статусе (как, например, русские казаки); либо о конфессиональных различиях (русские старообрядцы); либо о различиях расового характера (афроамериканцы в США). Как правило, субэтническая группа обладает и специфическими культурными особенностями, и своим языковым диалектом. С другой стороны, этносы в силу разных причин (в частности, генетических или языковых) объединены в более крупные этнические образования, обычно называемые метаэтносами (или суперэтносами, по терминологии Л. Н. Гумилева). Таковы, например, славяне, арабы или народы Балтии. Метаэтносы имеют общее самосознание, общие культурные особенности, очень часто языковую близость. В результате один и тот же человек (этнофор) может принадлежать одновременно к нескольким этническим общностям. Например, обитающий на берегу Белого моря помор является русским по этносу, помором по субэтносу и славянином по суперэтносу. Таким образом, речь идет и о трех уровнях его этнической идентификации.
Самым сложным оказывается вопрос о характере этнического самосознания, стереотипа поведения. В концепции Л.Н. Гумилева субэтнические образования поддерживают этническое единство путем внутреннего неантагонистического соперничества, являются органической деталью механизма этнической системы1. Для объяс- 1 Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. — М., 2003. - С. 36. нения принципов возникновения субэтносов ученый использует еще два понятия — «консорции» и «конвиксии». Консорции представляют собой группы людей, объединенные, по словам Л.Н.Гумилева, «одной исторической судьбой». Это кружки, артели, секты, банды и т.д. Многие из них распадаются, а некоторые сохраняются в нескольких поколениях. Сохранившиеся консорции становятся конвиксиями — группами людей «с однохарактерным бытом и семейными связями», но это также непрочные образования. В результате смешанных браков и изменений исторического окружения многие из них разрушаются. Уцелевшие вырастают в субэтносы. Это, например, «землепроходцы — консорции отчаянных путешественников, породивших поколение стойких сибиряков, и старообрядцы — консорции ревнителей религиозно-эстетического канона, в числе которых были боярыня Морозова, попы, казаки, крестьяне, купцы»1. Введя эти новые для этнологии категории, Л.Н.Гумилев с помощью своей концепции этногенеза по-новому объяснил механизмы формирования некоторых групп и слоев, в частности русского общества, дал новый инструментарий, который мог бы быть успешно применен и сегодня для объяснения современных этносоциальных процессов. Обратимся теперь к общепринятым в отечественной этнологической науке видам классификации этносов. Географическая классификация этносов. Данная классификация имеет территориальный характер и связана с географической локализацией места формирования, этногенеза того или иного народа. Расовое и этническое смешение населения современных государств лишь усиливает условность географической классификации. Например, русские или украинцы, принадлежащие по этой классификации к европейским народам, хотя и сформировались как этносы на территории Европы, сегодня живут в разных частях света, образуя крупные диаспоры, и в значительной степени сохраняют свое этническое самосознание (например, украинцы в Канаде) и т.д.
Именно современная территориальная «перемешанность» этносов заставила Ю. В. Бромлея в его теорию этноса внести новые термины — «этникос» и «этносоциальный организм» (ЭСО). Этни-кос — довольно абстрактное (практически неосуществимое) «мысленное» объединение всех людей, относящихся к данному народу (например, все русские, где бы они ни проживали); ЭСО — представители данного этноса, проживающие в границах своего национального государства и образующие доминирующий (титульный) народ (русские в России, немцы в Германии, французы во Франции и т.д.). 1 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. - М., 2003. - С. 36. Согласно географической классификации этносы подразделяются на народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. Разумеется, вывести на основе такого крупномасштабного объединения какие-либо обобщающие этнические особенности не представляется возможным. Ближе всего такая классификация находится к расовой дифференциации, которая в значительной степени, как мы отмечали, зависит именно от географических факторов. Антропологическая (расовая) классификация. Отметим прежде всего условность ставшей традиционной для отечественной эт-нографуи (этнологии) отнесенности расовой дифференциации к классификации этносов. На самом деле этносы не могут строго классифицироваться по расовым признакам, так как этническая общность не является общностью чисто биологической. Границы этносов не совпадают с расовыми границами. Именно поэтому мы не употребляем понятий «русская раса» или «китайская раса». Кроме того, в пределах одного и того же этноса могут сосуществовать различные расовые признаки, например: северные итальянцы отличаются от своих южных соплеменников и более высоким ростом, и менее удлиненной головой, и светлыми волосами. Также нет жесткой связи расы с одним из основных атрибутов этноса — языком: в пределах одного расового типа встречаются носители различных языковых групп.
Вопрос о соотношения расы и этноса относится к самым сложным, так как затрагивает то или иное понимание особенностей расо- и этногенеза. Во всяком случае, на стадии формирования рас и этносов (мы отмечали, что эти процессы, возможно, совпадали во времени) указанная связь была более тесной, а на стадии современной эволюции этносов (в силу прежде всего нарастающего расового и этнического смешения населения) она становится все более опосредованной. В современных нациях, объединяющих представителей различных этносов и рас, эта связь становится практически несущественной и мало влияющей на поведение. В антропологии фиксируется объективная связь расовых признаков и природных, географических условий расообразования. Так, доказано, что пигмент хорошо поглощает ультрафиолетовые лучи и защищает кожу от красных и желтых лучей. Отсюда темная кожа у негров, варианты оттенков которой связаны именно с географией расселения (у эфиопов она особенно темная). Крупные носы сформировались у европеоидов, живущих в высокогорьях (например, у жителей Кавказа), так как их размеры в большей степени соответствуют условиям разреженности воздуха. Узкая глазная цель и эпикантус (внутренняя складка глаза) защищают глаза монголоидов от степной пыли или от отраженной радиации на сверкающих заснеженных пространствах. Итак, на основе исследования объективных телесных характеристик современная антропология выработала четкое представление об основных расоворазграничительных признаках и на этой основе построила расовую классификацию по следующим признакам: - форме волос головы и степени развития третичного волосяного покрова. Под формой волос понимаются жесткость и извилистость (по извилистости волосы делятся на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые, спирально-завитые); степень развития третичного волосяного покрова (у обоих полов покров на лобке и в подмышечных впадинах, а у мужчин, кроме того, на теле и лице), например, понижена у народов Средней, Северо-Восточной Азии, а повышена у жителей Закавказья; - размерам головы и лица; - пигментации — окраске кожи, радужке глаз, цвету волос; - строению лиц — общие очертания (суживающееся или расширяющееся книзу, прямоугольное и т.д.); выраженность надбровья, форма надбровья, наклон лба, профиль подбородка, различные параметры носа, различные параметры глаз и т.д.;
-дерматоглифике (различные линии кожных рисунков на пальцах ног и рук); - группам крови (современная антропология оперирует кроме известных четырех групп десятками генетических систем крови); - зубам (у разных рас разная частота встречаемости зубов разных классов — резцов, клыков, премоляров и т.д.); - цветовой слепоте (этот признак также имеет четкие географические вариации); -вкусовым особенностям (существуют реагенты, которые воспринимаются на вкус разными людьми контрастным образом). Очень важно, что эти расовые признаки, выделенные антропологами на основе точных антропометрических исследований огромного числа людей, способны изменяться в течение жизни человека, вступать в очень сложные комбинации. Расам присущи комплексы признаков (некоторые из них могут развиваться независимо), характеризующих только группу людей на определенной территории, но не каждого отдельного человека. Кроме того, они могут быть выражены с разной степенью интенсивности. Во всяком случае, набор комбинаций расовых признаков у отдельного человека столь велик, что строго отнести его к той или иной расе бывает чрезвычайно сложно. В отечественной антропологии принято выделять большие, малые и контактные расы. Традиционно к большим расам (или расам первого порядка) относят экваториальную (австрало-негроидную) — примерно 260,1 млн человек; евразийскую (европеоидную) — примерно 1803,5 млн и азиатско-американскую (монголоидную) — около 712,3 млн. В 1979 г. российский ученый Н. Н.Чебоксаров, автор этой классификации, предложил выделить в качестве самостоятельной большой расы австралоидную (отделив ее от негроидной, имеющей с ней много общих признаков). Отметим некоторые наиболее существенные признаки. Для экваториальной расы характерны темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабо выступающий нос, поперечное расположение ноздрей, выступающая верхняя губа, выступающие вперед зубы и т.д. Евразийской расе свойственны светлая или смуглая (преобладающая, например, в Индии) окраска кожи, прямые или волнистые волосы, обильный рост бороды и усов, узкий и резко выступающий нос, продольное расположение ноздрей, прямая верхняя губа, тонкие губы и т.д. Представителям азиатско-американской расы присущи смуглый оттенок кожи, прямые, часто жесткие волосы, слабый рост бороды и усов, средняя ширина носа, слабо (в Азии) и сильно (в Африке) выступающий нос, прямая верхняя губа и т.д. Большие расы, в свою очередь, подразделяются на малые расы, которых, по классификации Н. Н.Чебоксарова, насчитывается 22. Евразийская раса подразделяется на атланто-балтипскую (норвежцы, шведы, шотландцы, датчане, русские, белорусы, немцы); беломоро-балтийскую (самую светлопигментированную расу, происходящую от древнего населения Средней и Северной Европы); среднеевропейскую (немцы, чехи, словаки, поляки, а также русские, украинцы, северные итальянцы и др.); индо-средиземномор-скую (испанцы, южные итальянцы, португальцы, ливийцы, египтяне, иранцы, иракцы, народы Средней Азии, индусы и др.); лапаноидную (основа антропологического типа народа саами, в России называемых лопарями). Подразделение на малые расы имеют экваториальная и азиатско-американская расы. Кроме того, на стыках ареалов больших рас распространены контактные расы, которые классифицируются особым образом. Например, на территориях, где контактируют европеоиды и монголоиды, выделяется уральская раса (к ней относятся уже упомянутые нами так называемые обские угры — ханты и манси, а также самодийский народ — селькупы), а смешение европеоидов и негроидов дало эфиопскую малую расу (древний вариант человечества, имеющий темную кожу с коричневыми оттенками). Отнесение того или иного человека к определенной расе бывает чрезвычайно затруднено многочисленными смешениями, а также обилием расовых признаков. Это дело профессиональных антропологов. Но самое главное заключается в том, что по расовым признакам невозможно судить о развитии личности, ее культуре, психологических особенностях. Антропологическое разнообразие человечества — существенный повод в пользу сохране- ния его культурного разнообразия, подвергающегося в современной культуре воздействию все нивелирующей коммерческой массовой культуры. Языковая классификация. Языковая, или лингвистическая, классификация этносов относится к числу самых важных, так как язык — один из наиболее существенных признаков этнической общности. Языковая принадлежность в большинстве случаев совпадает с этнической. Язык служит системообразующим центром культуры. Но понятия «этническая общность» и «языковая общность» не могут полностью совпадать. С одной стороны, многие народы говорят не на одном, а на двух и даже трех языках. Билингвизм (двуязычие) и многоязычие чрезвычайно распространены в мире, особенно в полиэтничных странах, к которым относится и Россия. С другой стороны, часто встречается еще один вариант, когда несколько народов говорят на одном языке: на английском — англичане, англоавстралийцы, англоновозеланд-цы, англоканадцы, англоафриканцы, американцы США и многие другие, на испанском — большая часть народов Латинской Америки. На 13 языках (китайском, английском, хинди и близком ему урду, испанском, русском, бенгальском, индонезийском, арабском, португальском, японском, немецком, французском) говорят почти 2/3 человечества. Языки классифицируются не по современному состоянию, а по происхождению, по принципу генетического родства. Сравнительное языкознание, устанавливающее наличие или отсутствие родства между языками с помощью анализа фонетики, грамматики и лексики (словарного запаса), оказывается важнейшим фактором исследования этногенеза — происхождения тех или иных народов. При генеалогической классификации языки объединяются в языковые семьи, семьи делятся на группы (или ветви), а некоторые из них разделяются еще и на подгруппы. Так, одна из самых изученных и многочисленных языковых семей — индоевропейская, на языках которой говорят около 45 % населения мира. Эта семья подразделяется на славянскую, балтийскую, германскую, кельтскую, романскую, албанскую, греческую, армянскую, иранскую, нуристанскую и индоарийскую группы. Причем иные группы состоят из одного народа (например, албанская, армянская), а некоторые — из большого числа народов (романская, германская). Славянская языковая группа распадается на три подгруппы: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы); западнославянскую (поляки, лужичане, чехи, словаки) и южнославянскую (словенцы, хорваты, славяне-мусульмане (боснийцы), сербы, черногорцы, македонцы, болгары). До сих пор время образования индоевропейской языковой семьи и место первоначального формирования входящих в нее на- родов не установлены точно — эти вопросы продолжают оставаться предметом дискуссий. Современные немцы, албанцы, армяне, таджики, осетины, бенгальцы не могут понять друг друга, так как их языки прошли длительный путь эволюции, но по происхождению их языки принадлежат к одной семье, а это, в свою очередь, говорит о родстве этнического происхождения и неизбежно о близости культурной (которую сегодня установить очень трудно). Процесс формирования языковых семей был тесно связан с расселением человечества. Но далеко не всегда языковая близость обнаруживается у соседних народов, часто она выявляется у народов, живущих далеко друг от друга. Географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении истории беспрерывно менялись. Именно языковая классификация позволяет обнаружить их внешне скрытую этническую близость: либо эти народы имеют общие генетические корни, либо в далеком прошлом жили на соседних территориях. Так, к одной тюркской группе алтайской языковой семьи относятся внешне совершенно непохожие азербайджанцы и якуты. Эта общность объясняется перемещением предков якутов (саха) с юга на север. К одной финноугорской группе уральско-юкагирской языковой семьи относятся живущие сегодня далеко друг от друга венгры, финны и манси. Их языковая общность также связана с общностью этнической и соответственно культурной, а размежевание произошло в результате миграционных процессов. Многие языки (арабский, английский, испанский и др.) особенно интенсивно расширили ареал своего распространения. Почти все языки имеют варианты, связанные с географическими, социальными факторами, называемые диалектами. Очень часто это языки субэтнических групп. Но сказанное касается не только крупных этносов. Множество диалектов может быть и у малочисленных народов, например у народа Западной Сибири — хан-тов, отдельные группы в составе которого не претендуют на субэтнический статус. Сегодня лингвисты выделяют 12 языковых семей, в которые входят около 96 % языков всего мира. Но есть такие языки (их называют изолятами) и такие народы, которые не удается включить ни в одну из известных языковых семей или групп. Это испанские баски, коренные жители Сахалина и низовьев Амура — нивхи, айны (народ, пришедший предположительно в эпоху неолита из Юго-Восточной Азии на Японские острова, на Сахалин и Камчатку и выделяемый некоторыми исследователями в отдельную расу) и некоторые другие. Этногенез этих народов до сих пор остается предметом научных дискуссий. Чрезвычайно интересна с точки зрения этногенеза проблема связей между целыми языковыми семьями, восходящими к очень древним временам, к языкам-основам. Некоторые лингвисты поддерживают гипотезу о ностратических (от лат. повгег — наш) макроязыках, объединявших в древности известные сегодня языковые семьи. Например, отечественные лингвисты выделили огромную но-стратическую семью, объединяющую подавляющее большинство языков северной части Евразии и Северной Америки — индоевропейскую, афразийскую, картвельскую, уральскую, алтайскую семьи, а также некоторые изолированные языки — юкагирский, японский, корейский. Эта макросемья получила название гиперборейская (или бореальная). Языки — очень важный, но не единственный источник для разграничения этносов и этнических групп. Географические, историко-культурные признаки также содержат чрезвычайно существенную информацию. Именно поэтому сегодня наиболее перспективной считается находящаяся в стадии разработки этнолингвистическая классификация, учитывающая не только лингвистическую информацию, но и весь комплекс данных, полученных в рамках теоретического изучения этносов, особенностей этногенеза. А это, в свою очередь, предполагает глубокие интег-ративные связи между этнологическими и лингвистическими исследованиями. Существенным для этнопедагогики оказывается то, что языковая подготовка, в особенности в ситуации билингвизма в поли-этничных российских регионах, оказывается важнейшей сферой этносоциализации личности. Хозяйственно-культурная классификация. Этот вид классификации этносов обращен к доиндустриальному периоду развития человечества и на современное общество, современную культуру не распространяется. Но она играет важную роль в понимании особенностей этногенеза народов, формирования свойственного им стереотипа поведения, особенностей не только материальной, но и социальной и духовной культуры. Хозяйственно-культурная классификация дает теоретические, методологические основания для рассмотрения одной из самых сложных проблем, касающихся современной этносферы, — проблемы сосуществования и взаимодействия народов различных по образу жизни и хозяйственной деятельности. Например, у некоторых коренных малочисленных народов Крайнего Севера России (ненцы, долгане, ханты и др.) продолжает развиваться традиционное оленеводство, которого современные хозяйственные технологии практически не коснулись, так как они неприменимы в природно-климатических условиях, где этот вид хозяйственной деятельности стал основой системы жизнеобеспечения народа. Более того, предварительные результаты Всероссийской переписи 2002 г. показывают, что там, где ведется такой традиционный способ хозяйства, малочисленные народы, им занимающиеся, не только сохраняются, но и даже растут в своей численности (это касается, например, ненцев). В то же время территории традиционного природопользования сегодня подвергаются хозяйственной экспансии нефте- и газодобывающей промышленности, разрушающей сложившееся на них веками экологическое равновесие человека и природы. Причем если в ситуации традиционного хозяйствования не только человек приспосабливается к ландшафту, но и ландшафт, адаптируясь к деятельности человека, видоизменяется, активно использует свои возможности регенерации, восстановления равновесия, то в столкновении с современными технологиями добычи природного сырья природа уже приспособиться не может, разрушаясь сама и разрушая тем самым сложившуюся этносферу. В этой ситуации «ответ» природы на «вызовы» современной индустрии чреват глобальными катаклизмами. Хозяйственно-культурная классификация этносов касается тех видов исторически складывавшихся основных видов хозяйственной деятельности этносов, которые органично «вписывались» в определенную природно-экологическую нишу и сохраняли экологическое равновесие. Еще в античности изучение быта и хозяйства народов привело к выделению их основных видов, которые связывались с поэтапным развитием этих народов: собирательство и охота, пастушество и земледелие. В рамках эволюционизма восторжествовала точка зрения, согласно которой все народы на пути к «общему прогрессу» последовательно проходят одни и те же этапы. Хозяйственная и культурная систематика разрабатывались не только эволюционистами, но и представителями других направлений в этнологии — диффузионистами, функционалистами и др. Историки этнологии обычно отмечают большой вклад в разработку этих проблем, например: немецкого этнолога и географа Фридриха Ратцеля, который предложил классифицировать культурные явления в связи с картографированием их географического многообразия; разработчиков концепции культурных кругов Л. Фро-бениуса и Ф. Гребнера: основателя культурно-исторической школы В.Шмидта; основателя американского исторического метода Ф. Боаса. Нужно упомянуть также отечественного этнолога и писателя В. Г. Богораза-Тана, открывшего миру чукотский этнос с его богатой историей и культурой. Хозяйственно-культурная классификация основывается на разработанной отечественными этнологами концепции хозяйственно-культурных типов (ХКТ) (С.Л.Толстов, М.Г.Левин, Н.Н.Че-боксаров, Б.В.Андрианов и др.). Выделено несколько исторических типов комплексов хозяйства и культуры, которые сложились у народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Начало формирования ХКТ обычно относят к эпохе сложения антропологического вида современного человека, к эпохе палеолита. По археологическим и этнографическим данным выделено несколько таких типов, которые возникали, развивались, исчезали в ходе деятельностной адаптации человека к природно-ландшафтной среде. Это позволило внести некоторую упорядоченность и историческую логику в рассмотрение всего многообразия вариантов хозяйственной и культурной жизни этносов. Хозяйственно-культурная классификация этносов, основанная на концепции ХКТ, предполагает рассмотрение как простых, так и сложных вариантов хозяйственной деятельности, а также множество подтипов и переходных форм. Общая парадигма прогресса здесь строится на движении от присваивающих видов деятельности к производящим, от наиболее простых к сложным. Например, относящиеся к наиболее простой, ранней группе ХКТ народы изготавливают орудия труда из традиционных материалов — камня, кости, рога, дерева, в лучшем случае заимствуя у соседей металл, обрабатываемый так называемым неолитическим — холодным способом. Это ХКТ «бродячих охотников и собирателей», который еще и сегодня встречается в труднодоступных областях тропических лесов Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии. На более высокой ступени хозяйственно-культурного развития находятся народы, занимающиеся специализированной охотой и собирательством. Первичный — первобытно-присваивающий способ производства — включает в себя несколько ХКТ, среди которых, заметим, есть и такие, которые и сегодня встречаются, например, в районах Крайнего Севера, — пешая таежная охота, арктическая охота на морского зверя, охота на оленей. Производящий этап обычно делится на ранний (возникший примерно 10 тыс. лет назад и основывающийся на развитии земледелия и животноводства) и развитый (сложившийся на рубеже IV и III тысячелетия до н.э. и ставший основой древних цивилизаций Западной Азии и Северной Африки). Основанная на ХКТ хозяйственно-культурная классификация охватывает многочисленные варианты, сформировавшиеся в жизнедеятельности народов мира в доиндустриальную эпоху. В то же время последовательно материалистическая эволюционистская основа такой классификации недостаточно, на наш взгляд, учитывает значение факторов духовной культуры для оценки уровня развития того или иного народа. Совершенно очевидно, что в условиях, например, чукотской тундры не могло и не может сложиться такое хозяйство, которое характерно для зон с более благоприятным климатом. Означает ли это, что северные народы, продолжающие сегодня заниматься и арктической охотой на морского зверя, и пешей таежной охотой, оказались заторможенными в своем культурном развитии и должны быть отнесены к ХКТ первобытно-присваивающего способа производства? Если следовать данному типу классификации, то, безусловно, да. Но дает ли такой подход представление об истинной ценности для человечества, например, чукотской или эскимосской культуры с ее богатейшими художественными традициями — песенной, танцевально-пластической культурой, косторезным искусством и т.д., с ее прошедшей испытания веками способностью гармоничного диалога с природой, с ее философией, этикой, мифологией, уникальным мировидением? Безусловно, способ хозяйственной деятельности находит непосредственное и опосредованное отражение в духовной культуре народа, но он далеко не все в ней определяет и не должен служить основанием для «построения» народов по ранжиру и подразделения их на «развитые» и «неразвитые». Кроме того, при рассмотрении традиционных культур народов очень часто на них проецируется то понимание соотношения материальной, социальной и духовной составляющих культуры, которые свойственны индустриальной эпохе. На наш взгляд, синкретизм, органичное единство традиционной культуры, взаимосвязанность всех ее компонентов, «вписанность» в природный контекст несколько ограничивают ценность классификации народов по производственному принципу, хотя в чисто описательном этнографическом смысле она, очевидно, полезна. Таким образом, сложность современной этнической картины мира, многообразие этносферы, полиэтничность современной культуры не позволяют сегодня создать сколько-нибудь универсальную классификацию народов, охватывающую все их значимые характеристики. Для этнопедагогики важно, не отрицая идею развития, прогресса, ориентироваться на самостоятельную (и даже самодостаточную) ценность каждого народа, каждой культуры, составляющих этническую мозаику человечества. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Перечислите основные виды классификации этносов. 2. Какое значение для этнопедагогики имеет классификация этносов? 3. Что такое субэтнос? Приведите свои примеры. 4. Какой термин отражает государственно-территориальную локализацию этноса: «этникос» или «этносоциальный организм»? 5. Можно ли классифицировать этносы по религиозному признаку? Аргументируйте ответ со своими примерами. 6. Назовите основные расово-разграничительные признаки. 7. Почему языки классифицируются не по современному состоянию, а по признаку генетического родства? 8. Объясните значение разработанной в отечественной этнографии концепции хозяйственно-культурных типов для хозяйственной классификации этносов. В какой мере эта концепция применима к характеристике современных народов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|