Культура этноса, этническая культура, национальная культура в контексте современной социокультурной ситуации
Чтобы разобраться в содержании этих важнейших для этнопедагогики понятий, обратимся к уточнению смысла фундаментальной категории культура. Как и рассмотренные категории «этнос», «этничность», она охватывает настолько широкий спектр явлений, что неизбежно становится объектом дискуссий как область знания, для которой культура стала центральной категорией. (Ранее в нашей стране она именовалась марксистско-ленинской теорией культуры, а ныне называется культурологией, причем без традиционной политизированной приставки «буржуазная»). Оформление культурологии (науки о культуре) как важнейшей и самостоятельной сферы гуманитарного знания вначале воспринималось как экспансия в смежные гуманитарные науки, традиционно обращавшиеся к различным аспектам культуры, в частности в этнологию, социологию. Но это связано, очевидно, с недостаточной определенностью предметной области этих наук, особенно этнологии, которая традиционно изучала различные этносы и этнические группы по результатам их деятельности, т.е. по их культуре — духовной и материальной. Именно это деление культуры на материальную и духовную сферы стало традиционным для этнографии, а социальная сфера и связанная с ней потестарная (властная) организация общества рассматривались этнографами отдельно, как будто они не являются важнейшими (наряду с материальной и духовной) сферами культуры, результатами именно культурной деятельности человека. Таким образом, предмет этнологии несколько «расплывался» и очень часто этнос и его культура рассматривались едва ли не как синонимы. Между тем, несмотря на то что этнос может изучаться по особенностям и результатам культурной деятельности, именно он как особый вид человеческой общности (и его производные, в частности этничность), а не культура должен оставаться специальным предметом этнологии. Смысл определенного «переворота» в отечественном гуманитарном знании и образовании, связанный с введением и развитием культурологии не только в качестве самостоятельной гуманитарной научной области, но и как
одной из базовых вузовских дисциплин и самостоятельной педагогической специальности, состоит в признании культуры как особой системной целостности, имеющей свое внутреннее строение, собственные законы и существующей относительно самостоятельно. Именно такое понимание культуры было предложено американским культур-антропологом Л.Уайтом в его знаменитой книге «Наука о культуре» (1949). Л.Уайт дал следующее определение культуры: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме»1. Термин «культура» употребляется сегодня многозначно, хотя имеет ясное происхождение (от лат. со1еге — взращивать) и первоначально относился в основном к сельскохозяйственной культуре. В итальянском языке сохранилось разделение на два понятия: сокига — материальная, сельскохозяйственная культура и сиКига — культура духовная. Сегодня существует до 500 различных определений культуры, претендующих на выражение самого главного и существенного в этом феномене. Их можно поделить на две большие группы: онтологические и аксиологические. Онтологические определения подчеркивают внеприродный характер культуры, ярче всего представленный в самом коротком определении: культура — это не природа. Все, что является не природой, а результатом человеческой деятельности (материаль-но-преобразавательной, духовной, социальной), относится по этому определению к культуре. Отсюда и другие определения: культура — это результат человеческой деятельности, культура — зеркало человеческих возможностей и т.д. Действительно (и это хорошо видно на примере материальной культуры), человек оказывается посредником между миром природы и миром культуры, обрабатывая природный материал, он придает ему новые «культурные свойства», преобразует, например, камень в орудие труда, элемент и материал архитектурного строения или наделяет его способностью нести духовную, художественную информацию (например, в скульптуре).
Аксиологические (ценностные) определения культуры связывают культуру только с позитивными для человека проявлениями его активности. Например, в социологии очень часто культура понимается как совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством. Эти определения широко распространены в сфере обыденного сознания: «культурный человек», «культурное поведение». Речь здесь идет об оценке уровня культуры в 1 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. 1994.-С. 20. - М., поведении, хотя, строго говоря, человек не может не быть культурным, т.е. принадлежащим к какой-либо культуре (то же относится и к его поведению). Может быть развитая или недостаточно развитая культура. С этой позиции не может быть речи, например, о «культуре наркотиков» или «культуре насилия», так как наркотики и насилие — негативные явления в человеческой жизни. На наш взгляд, онтологические определения более точно отражают статус культуры: культура — это все, что создается человеком независимо от того, имеет это для него позитивный или негативный смысл. Но любое определение должно выявлять самые главные, сущностные характеристики того или иного явления. Мы возьмем за основу следующее определение. «Культура — это сложно организованная, исторически развивающаяся система материального, духовного и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком действительности и самого себя». Культура — это не просто совокупность результатов человеческой деятельности, а именно система, т.е. целостность, строящаяся на сложных взаимосвязях и взаимозависимости составляющих ее элементов. Изменение одного из элементов в системе неизбежно приводит к изменениям других, связанных с ним элементов, к определенной перестройке системы в целом. Очень важно также и то, что в данном определении подчеркивается двунаправ-ленность процесса человеческой культурной деятельности: осваивая природу, человек тем самым осваивает самого себя, развивая свои возможности и способности.
Понятие «культура» имеет и другие значения: цивилизация (например, культура античной Греции, Рима, Средних веков и т.д.); определение качества того или иного вида деятельности (например, культура обработки дерева, металла, ткани и т.п.). Наконец, говоря о культуре личности, общества, этноса, мы имеем в виду определенное единство культурной деятельности и ее результатов, совокупности «культурного материала», которым владеют личность, общество, этнос и который освоен, актуализирован ими. Возвращаясь к этническому «измерению» культуры, мы должны признать, что этничность может быть рассмотрена не как какой-то отдельный класс явлений культуры, а как одно из ее конституитивных системных свойств, проявляющихся на всех ее уровнях, придающих культуре определенную качественную окраску. Культура обладает и другими такими свойствами: социальностью (в ней всегда присутствует момент взаимодействия людей, она создается в обществе, является его функцией): преемственностью (культура не может существовать без передачи опыта от поколения к поколению, которая обеспечивает ее развитие); зна-ковостью (вся культура может быть представлена как знаковая система, любой ее объект в процессе создания наделяется знако-во-символическим смыслом). Чрезвычайно трудно дать точное и исчерпывающее определение этничности как свойства культуры, но, очевидно, что это — особое свойство, возникающее как результат взаимодействия, интеграции социальности, преемственности и знаковости. Ясное и, возможно, наиболее полное воплощение оно находит в традиционной культуре этноса, но, будучи универсальным свойством культуры, оно должно проявляться и на других ее уровнях, в других формах ее существования.
В качестве примера приведем молодежную контркультуру 60-х гг. XX в. Протест молодежи, потрясший западное общество, был связан, безусловно, с причинами социального (не этнического) характера, прежде всего с кризисом присущих современному индустриальному обществу механизмов социализации молодежи, органичного «ввода» ее во взрослую гражданскую жизнь. В культурологии для характеристики современной культурной ситуации иногда употребляется понятие «инициационный голод», означающее отсутствие тех форм социализации новых поколений, которые в традиционной культуре были связаны с обрядово-ри-туальными действиями, в частности с обрядами инициации — посвящения. Действительно, обряды инициации (обряды перехода) придавали органичность процессу смены социального качества, в частности вступления во взрослую профессиональную жизнь. У разных народов эти обряды проходили по-разному, но всегда были обязательным элементом социальной жизни, народной педагогики. У древних славян и балтийских народов, например, инициация юношей осуществлялась старшими наставниками на особой территории, в некоем мифологизированном «волшебном лесу», где в замкнутом пространстве, временно лишенные какого-либо статуса, юноши овладевали новыми знаниями и навыками, обязательными для взрослого мужчины. Затем они возвращались в свою деревню уже в новом, «взрослом» качестве, статусе. Обряды инициации обеспечивали преемственность, ответственность, осмысленность (имеющую знаково-символическое выражение) в социальном поведении неофитов (посвященных), в жизни данного народа. Кризис социализации молодежи во второй половине XX в. породил «конфликт поколений», нарушение преемственности, отказ молодежи от ценностей «взрослых», попытку создания собственной, альтернативной «взрослой», культуры. И оказалось, что молодежь неосознанно обратилась к проверенным временем этническим механизмам культуры — их «контркультура» обрела «эт- нические краски». Речь идет не об обращении к какому-то конкретному народу (хотя рок-культура тяготела именно к аборигенным, экзотическим, во многом сохранившим самобытность культуры народам), а об использовании этничности как всеобщего и универсального свойства, качества культуры. В этом смысле контркультура, в частности самое яркое ее выражение — рок-культура, — может быть рассмотрена как своеобразная превращенная самоинициация. Только так можно объяснить удивительные и отнюдь не поверхностные аналогии между традиционной и рок-культурой. Рок-концерт (как главная форма бытования молодежной контркультуры) имел мало общего с традиционной концертной формой, становился обрядом, где нет разделения на музыкантов и слушательскую аудиторию, где происходит «совместное радение», а рок-лидер выполняет роль главного инициатора. Громкостная динамика и метроритмическая однообразность выполняют примерно ту же функцию, что и в шаманских камланиях, приводя участников в «измененное состояние сознания» (только натуральный шаманский бубен заменен более функциональной электронно-ударной техникой, хотя, например, в якутском саха-роке на сцене появлялся и шаман с бубном). Одновременно образовывалось замкнутое звуковое пространство (аналогичное упомянутому «волшебному лесу»), куда взрослым доступ был ограничен, хотя бы уровнем децибелов. Добавим к этому молодежный сленг (свой язык), особую манеру поведения-общения, свою одежду, для которой характерна сплошная «символизация» (в этом смысле знаменитые хипстерские «фенечки» вполне аналогичны элементам традиционной одежды аборигенных народов, выполняя ту же функцию), наконец, самосознание своей общности, единства и отличия от «других» — взрослых.
В этом плане знаменитая песня — символ контркультуры — «Мы» одного из «рок-идолов» К. Кинчева (группа «Алиса») может служить ярким примером своеобразного молодежного «этноцентризма» как естественного элемента «этногенеза». Мы берем в кавычки эти два понятия именно потому, что речь в данном случае идет о формировании самосознания не этнической общности, а возрастной, но аналогичной по механизмам. Мы обнаружим, что это дает основание совместить совершенно разные стратификации человеческой общности — возрастную и этническую, и увидеть в контркультурной молодежи специфичный «квазиэтнос». С одной стороны, здесь далеко не внешняя аналогия, с другой — речь должна идти о самобытном проявлении этничности как свойстве культуры, когда это ее качество проявляется в ином, возрастном измерении культуры. Сегодня мы не готовы дать исчерпывающее определение этничности культуры, но лишь пытаемся приблизиться к нему, выявляя его сущностные стороны. Главным здесь оказывается то, что этничность культуры отражает определенное качество отношений человека с природой и социумом, фиксирует момент равновесия, гармонии в этой системе отношений, соответствующее биосоциодуховной природе человека. Именно потому это качество так устойчиво, именно потому в условиях современного экологического кризиса, нарушающего естественную гармонию в системе отношений «человек —природа —социум», возникает ностальгия по традиционным формам культуры, повышенный интерес к культуре аборигенных народов, обладающих в большей мере необходимым качеством — этничностью. С этих позиций, на наш взгляд, и должны быть рассмотрены понятия «культура этноса», «этническая культура», «национальная культура». Культура этноса. Это понятие означает реальное культурное «состояние» и достояние этнической общности, образовавшееся в результате его развития, многочисленных контактов и взаимодействий с другими этническими общностями. Поэтому в культуру этноса входит очень многое, в частности: элементы культуро-творческой деятельности других этносов (включая язык, художественное творчество и т.д.), продукты современной цивилизации, массовой культуры. Все это определяет его современную культурную жизнь, обеспечивает контакты с миром. Разумеется, наиболее отчетливо это видно по аборигенным народам, ведущим в основном традиционный образ жизни, но уже включенным в современную социокультурную коммуникацию. Таковы, например, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, коренные малочисленные народы Северного Кавказа и др. Для чукотского народа компьютеры, видеокультура, русский язык, русская классическая литература и музыка стали столь же существенным элементом культуры (культурной жизни), как и для любого европейского этноса России. В культуру хантыйского этноса уже с XVIII в., например, вошли русские женские (павло-вопосадские) платки, а в культуру коряков — русская гармошка. Вошли так прочно, что сегодня стали неотъемлемым компонентом фольклора этих народов. Для крупных современных этносов-наций понятие «культура этноса» остается абстрактным в силу высокого уровня этнической миксации современного городского населения, «трудноуловимости» этнических границ. В этом смысле культура личности также имеет довольно сложную структуру и образуется в процессе развития ее многочисленных связей в социуме и «интериоризации» культуры, выработанной обществом, этносом. Этническая культура. Понятие «этническая культура» фиксирует в культуре этноса результат культуротворческой деятельности именно этого этноса, сформированный в результате этногенеза. Его особый способ ориентации в мире (природном и социальном) выражается в этничности, давая ее конкретные модификации. Именно в таком смысле иногда употребляются характеристики, отражающие это специфическое качество, — «русскость», «польскость», «французскость» и т.п. Мы еще вернемся к ним, обращаясь к национальному самосознанию. Здесь же отметим, что этническая культура может быть «разделена» на две основные составляющие: традиционную этническую культуру и ту часть, которая до сих пор не имеет общепринятого названия, но выражает момент развития и адаптации к меняющимся социокультурным условиям этничности как качества, сформированного в этногенезе, — инновационную этническую культуру. Речь идет не об инокультурных компонентах культуры этноса (например, усиливающемся проникновении в разговорный русский язык английских слов или уголовного сленга), а об определенном развитии и неискажающей адаптации к современной социокультурной коммуникации элементов традиционной культуры. Разумеется, разные части традиционной культуры обладают своими степенью устойчивости, потенциалом развития. К числу его наименее меняющихся элементов, очевидно, следует отнести язык, этику, религию. Их изменения, трансформация и модернизация могут привести к деформации этнической культуры в целом, к деформации этнического самосознания. Например, с целью сохранения этнонациональной идентичности во Франции принят ряд указов в защиту французского языка, регламентирующих его употребление и ограничивающих, в частности, использование иностранных слов в публичной жизни. Модернизация религиозной жизни, по мнению некоторых социологов, приводит сегодня к значительной десакрализации, де-христианизации западноевропейских стран, что непосредственно сказывается и на морально-нравственной культуре населения, в частности молодежи, на уровне этнонациональной идентичности. В таких традиционно католических странах, как, например, Италия, уровень религиозности населения, по некоторым оценкам, упал до 20 %. Проблемы культурной традиции, традиционализма относятся к числу самых сложных культурологических, этнологических, психологических проблем. В 80-х гг. XX в. благодаря дискуссии в журнале «Советская этнография» в отечественном обществозна-нии практически обрела легальный статус особая комплексная научная область — традициология. Обосновывая ее значение для понимания современной культуры, современных социокультурных процессов, один из известных отечественных культурологов Э. С. Маркарян утверждал, что «культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и простран- ственно-временной трансмиссии позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности. Без действия этого механизма общественная жизнь людей просто немыслима...»1. На первой конференции, посвященной проблеме этнокультурной традиции в Ереване (1978), возобладало не узкое понимание традиции, предлагаемое некоторыми этнографами и сводящее ее к обычаям и обрядам, а широкая культурологическая трактовка этого понятия. Традиция определялась как механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры как системы. Традиция включает в себя процесс и результаты стерео-типизации как сгусток социально-исторического опыта людей. К наиболее подвижным компонентам этнической культуры, составляющим ее инновационную часть, относится сфера художественного творчества. Если продолжает существовать этнос, то продолжается и его художественное культуротворчество, имея опору в фольклоре — народной художественной традиции, но вырабатывая новые образы, создавая новые произведения, отражающие этнический менталитет, современное этническое ми-роотношение. Вопрос в том, в какой мере в этом «новом» содержатся элементы традиционного, сохраняются ли ценностные основы этнической культуры. Влияние современной массовой культуры таково, что сегодня, например, даже в деятельности некоторых фольклорных коллективов наблюдается тенденция «эстрадизации», ухода от ценностей традиции, движение к чисто потребительскому, «сувенирно-туристическому» отношению к фольклору, где он предстает в качестве экзотического продукта купли-продажи. Современные глобализационные процессы, затрагивающие все уровни, все сферы культуры — от языка до художественного творчества, оказывают деформирующее воздействие на этническую культуру. С одной стороны, глобализация, опирающаяся на современные информационные технологии, — процесс объективный и необратимый. С другой — характер ее осуществления должен корректироваться. Вернемся к идее В. И. Вернадского о ноосфере (сфере разума). Применительно к культуре она означает признание того, что человеческий разум играет всевозрастающую роль в биосфере, что дальнейшее развитие человечества, его культуры не может быть стихийным, оно должно сознательно управляться. Именно стихийность, неуправляемость ведет к экологической катастрофе, так как использование современных технологий нарушает сложившееся в результате этногенеза равновесие человечества с природной 1 Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. — 1984. — № 3. — С. 87. средой обитания и, таким образом, поражает природу не только вне, но и внутри человека. Сегодня промышленное освоение газо-и нефтеносных земель в Западной Сибири наносит серьезный удар по родовым исконным землям коренных малочисленных народов этого региона России (ненцев, хантов, манси, селькупов и др.). Разрушение ландшафта и лишение территорий традиционного природопользования становится вопросом выживания, существования этих этносов. Но сказанное в полной мере относится и к духовной сфере, культуре, в частности художественной. Современная социокультурная ситуация, в которой главную роль начинает играть коммерческая массовая культура, характеризуется, на наш взгляд, двумя тенденциями, оказывающими разрушительное воздействие на этническую культуру: гомогенизацией и визуализацией. Гомогенизация (приведение к однородности, единообразию) означает отказ от культурного многообразия, нарастающее единообразие в поведении, языке, творчестве. Причина этого — коммерческая рентабельность становящихся популярными и хорошо сбываемых вненациональных, универсальных культурных «продуктов», или артефактов (от одежды до поп-музыки). Например, поп-группы, поющие на английском языке, могут быть по-настоящему «раскручены» шоу-бизнесом и достичь высокой популярности. Современная массовая культура формирует рационально-потребительское отношение к жизни, к межличностному общению, к природе, к социуму, к собственной телесности. Высокому уровню мифологизации и символизации, свойственному традиционной этнической культуре, противостоят механистичность, бессмысленность, максимальная упрощенность массовых моделей культуры. Так, символической наполненности, одухотворенности традиционной танцевальной пластики здесь противостоят танцы, основанные чаще всего на демонстрации физической ловкости, движения в которых механические, роботизированные, лишенные смысла. В этом отношении нет различия между возникшим на гребне индустриализации советским «балетом машин» 30-х гг. XX в. (где «телесно» изображалось действие всех деталей механизма) и, например, популярным брэйком. Культ насилия и секса, насаждаемый коммерческой видеоиндустрией, размывает прежде всего ценностные — нравственные и эстетические — основы этнической, унаследованной от предков культуры, выработавшей принципы устойчивого и гармоничного сосуществования в биосфере и имевшей собственное неповторимое лицо. При этом происходит нарушение главного механизма существования культуры — преемственности. Насаждаемый коммерческой индустрией культуры в современном обществе потребительский гедонизм, выдвигающий наслаждение, получение удовольствия в качестве главной ценности и смысла жизни (в ущерб другим ее ценностям и смыслам) — также проявление тенденции гомогенизации, оказывающей на общество разрушительное воздействие. Визуализация также имеет в основе некое нарушение равновесия, гармонии в культуре. Использование видео- и компьютерной техники сказывается на равновесии звукового и визуального восприятия. Зрение обладает гораздо большей информоемкостью, чем слух, и поэтому визуальное восприятие оказывается в массовой культуре коммерчески более эффективно. Сегодня специалисты заговорили о нарастающей болезни, называемой видеотизмом, связанной с неумеренным потреблением экранной (видеотелевизионной и компьютерной) продукции. (Человек, проводящий до 15 часов в сутки перед экраном, получил ироничное наименование «видеота».) Мышление визуальными образами более непосредственно связано с логикой обыденного восприятия жизни, чем мышление образами звуковыми. Музыка — временной вид искусства — гораздо позже пространственных видов (живописи, скульптуры) выработала собственный язык — язык звуковых образов, основанный на временном развертывании музыкальной интонации. В европейской культуре вершинный момент развития музыкального языка, логики музыкальной интонации обычно связывают с венской классической школой XVIII в. (И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен). Развитое музыкальное мышление предполагает способность восприятия музыкальной интонации в ее временном развертывании — в сопоставлении разных «мигов звучания», требует особой работы памяти, развитую эмоционально-чувственную сферу личности. Сегодня, по свидетельству специалистов в области музыкальной социологии, наблюдается серьезное снижение массовой культуры музыкального восприятия. Человечество постепенно утрачивает выработанную веками специфическую культурную способность мышления музыкальными образами. Значительную роль в этом играет именно визуализация, связанная с наступлением «видеокультуры», предлагающей более простые и доступные (и соответственно коммерчески более эффективные) средства восприятия. Наиболее полное воплощение тенденция визуализации получила в новом жанре — музыкальном видеоклипе, где акцент явно перенесен с музыкального на визуальное восприятие. Музыкальное содержание в этом случае раскрывается в основном не музыкально-звуковыми средствами, а с помощью ярких визуальных образов. Следует подчеркнуть также и важную особенность языка поп-музыки: он построен не на протяженных, развертывающихся во времени интонациях (как в классической музыке), а на коротких, постоянно повторяющихся и легко воспринимаемых интонационных формулах, обладающих к тому же высокой суггестивной (внушающей) способностью. Разумеется, указанная особенность всегда была свойственна бытовой музыке, но сегодня она приобретает благодаря техническим средствам и коммерческой поп-музыкальной индустрии подавляющее значение, вытесняя и заменяя более сложные и глубокие формы музыкального восприятия, лишая человечество его важнейшего культурного достояния — способности музыкально-образного мышления. В значительной мере указанной тенденции визуализации способствует нарастающая метроритмическая гомогенизация — абсолютное преобладание в музыкально-бытовой сфере, в поп-музыке двухдольности в ущерб иным метроритмическим формулам. (В этом смысле чрезвычайно показательно название статьи Е.На-деинского в одном из номеров журнала «Музыкальная жизнь» — «Ностальгия по третьей доле»). Всеподавляющая «эксплуатация» в поп-музыке двухдольности в сочетании с повторяемостью коротких, легко усваиваемых с помощью видеообразов интонационных формул обеспечивает ей высокую степень внушаемости и приводит к формированию «замкнутой слуховой настройки». Речь идет о формировании специфической настроенности слуха на узнаваемые и привычные звуковые паттерны (звуковые формулы), которые служат характерными фильтрами, отсеивающими все иное, новое, непривычное и, разумеется, более сложное. Именно так формируется «музыкальный фанатизм» — специфическая «зацикленность» сознания на том или ином исполнителе или стиле, обеспечивающая музыкальной поп-индустрии многотысячные аудитории, высокий коммерческий успех исполнителей, которых удалось «раскрутить». Но именно так происходит и резкое ограничение музыкально-звуковой среды, снижение массовой музыкальной культуры, прекращение преемственности, девальвация в массовом сознании ценностей выработанной веками музыкальной традиции. Еще одна особенность действия тенденций гомогенизации и визуализации связана с преобладанием в современном музыкальном быту электронного музыкального инструментария, обладающего высокими динамическими возможностями. Его принципиальное отличие от инструментария акустического (вышедшего из народных инструментов) состоит в том, что между исполнителем и звуком есть электронный «посредник», обеспечивающий окраску звука, звуковые оттенки. Электронный музыкальный инструментарий выигрывает в громкостной динамике, скорости звуко-извлечения (например, электрогитара уступает гитаре акустической, классической), возможно, в самом главном — непосредственности, эмоциональном разнообразии звука, которые достигаются благодаря непосредственному «телесному» контакту исполнителя с «материалом инструмента», индивидуально окрашивающему звук. Именно поэтому электронные звучания космичны, но более од- нообразны, механичны, деиндивидуализированы. Сформированная ими звуковая настройка современного слушателя, ориентированного на музыкальную моду, делает труднодоступным и даже неприемлемым для восприятия как музыкальную классику, так и народную музыкальную традицию. Мы подробно остановились на вопросах развития современного художественного (в частности, музыкального) сознания именно потому, что искусство, художественная деятельность играют особую роль в этнической культуре, обладают особыми возможностями в выражении и сохранении ее ценностных духовных основ. Мы вернемся к этому вопросу позже, касаясь народного художественного творчества — фольклора как средства этнопедаго-гики. Современная массовая коммерческая культура оказывается сегодня альтернативой гуманистической культуре, ориентированной на освоение человеком самого себя, раскрытие заложенных в нем огромных возможностей, всестороннее развитие личности, индивидуальности. И это альтернатива также этнической культуре, обеспечивающей прежде всего преемственность в этом процессе освоения, возможность опереться на уже достигнутое, выработанное опытом предков. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современной цивилизации оказывается проблема, которую можно назвать культурно-экологической. Речь идет о необходимости защиты, сохранения и актуализации непреходящих, выработанных различными народами и имеющих общечеловеческий смысл культурных ценностей, о защите, сохранении и актуализации этнических культур — необходимой (а не устаревшей или «архаической», изжившей себя) части современной культуры. Одно из достижений современной цивилизации как раз и заключается в том, что она строится не на отрицании предшествующих этапов развития, культур (как это было в истории культуры до Нового времени), а на освоении, включении в современность культурного опыта. Один из отечественных культурологов конца 20 —30-х гг. XX в. И.Иоффе выразил это в культурологической формуле: «Горизонталь истории стала вертикалью современности», имея в виду то, что все исторически предшествующие культуры сегодня становятся составляющими «вертикали современности», актуализируются, входят в современную культуру, во многом определяя ее содержание. Особая сложность современного образования заключается в выработке педагогической парадигмы освоения этой многосоставной и многоуровневой культурной вертикали, прежде всего в необходимости «сжатия» информации при сохранении ее концептуального смысла, которое делает ее доступной и осваиваемой на индивидуальном уровне. В массовой культуре вся эта мно- гоуровневость подменяется одноуровневостью, одномерностью, ориентацией только на сегодняшнее, имеющее ореол модного, популярного, престижного. В связи с этим протест против бездуховности, нравственно развращающей и деиндивидуализирующей человека современной массовой коммерческой культуры лежит, по мнению некоторых исследователей, в основе конфликта исламской и христианской цивилизаций. Менее десакрализованная исламская пытается оградить молодежь от разрушающих ее нравственные, духовные устои продуктов «западной» (западноевропейской и американской) цивилизации. Вторая все более отходит от традиционных христианских ценностей, составляющих одну из основ этнических культур европейских народов. Лидером здесь, безусловно, оказывается американская массовая культура, лишенная этнической почвы, изначально «интернациональная», основанная на причудливом конгломерате «осколков» этнических культур переселенцев, постепенно утрачивающих связь со своей «прародиной», более устойчивых, но быстро модифицирующихся культур негритянского населения и находящихся на периферии культурной жизни и сознательно изолирующихся культур аборигенного индейского населения. Ставшая притчей во языцех, но совершенно реальная «американизация» культуры, все более раздражающая своим однообразием, по существу, означает удар по этническим традиционным культурам, этническим ценностям, а в результате — по общечеловеческим нравственным, духовным основам культуры. Национальная культура. Если этот термин рассматривать в этническом смысле (нация как этнос на высокой стадии развития), то национальная культура оказывается синонимом этнической культуры, т.е. культуры, созданной определенной этнической общностью, этносом. Если же национальное рассматривать как гражданское, объединяющее в рамках единого (национального) государства разные или многие этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями. В этом смысле многосоставной оказывается и российская национальная культура. Признавая ценность культуры всех этносов, составляющих российское общество и образующих своеобразную этнокультурную мозаику, нельзя не признать и особую роль русской культуры, ее объединяющую, системообразующую роль в этом единстве. Отличающаяся открытостью русская культура в значительной степени способствовала формированию общенациональной российской культуры, развитию культуры российских этносов, их продуктивному взаимодействию, взаимообогащению. Огромную роль в этом сыграли богатейшие возможности русского языка, ставшего языком межэтнического общения, способствовавшего становлению интеллигенции, возникновению и развитию собственной литературы у многих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Велика роль русского языка также в сохранении и развитии единства культурно-образовательного пространства России. Таким образом, деятельность педагога в современной (полиэт-ничной или моноэтничной) образовательной среде должна строиться с учетом обусловленности образования этническими особенностями культуры, современной социокультурной ситуации, как сложившимися в этногенезе, так и ставшими результатом межэтнических контактов и взаимодействий. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каковы основные особенности понимания культуры, которое утвердилось в современной науке с возникновением культурологии как самостоятельной области научного знания? 2. В чем основные различия аксиологических и онтологических определений культуры? 3. Назовите основные интегративные свойства культуры как системы. 4. Объясните, почему этничность может быть рассмотрена как одно из основных свойств культуры? 5. Сопоставьте понятия «культура», «культура личности», «культура общества». 6. Чем различаются понятия «культура этноса» и «этническая культура»? 7. Как соотносятся «традиционная» и «инновационная» части этнической культуры? 8. Объясните смысл «гомогенизации» и «визуализации» как тенденций развития совреме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|