Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде




Радикальные общественные преобразования в России оказы­вают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее наро­дов. Становление российской демократии и экономические ре­формы происходят в условиях разнообразного проявления нацио­нального самосознания, активизации общественных движений. Россияне стремятся устранить негативное наследие прошлых ре­жимов, исцелиться от глубокой травмы попранного личностного и коллективного достоинства, улучшить условия своего социаль­ного существования, отстоять права и интересы, связанные с чув­ством принадлежности гражданина к той или иной этнической общности и культуре.

Сохранение культурной и социальной самоидентификации че­ловека зависит как от самого индивида, так и от деятельности органов власти, учреждений науки, культуры, образования, от обучения и воспитания подрастающего поколения, развития у них межкультурной толерантности.

Межкультурная толерантность — социальная установка, по­рожденная интеграционными процессами в обществе и направ­ленная на принятие культурного многообразия в мировом про­странстве.

В социальной психологии установка используется при изуче­нии отношений личности как члена группы к тем или иным со-

циальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и развития (или изменения) установок, например в тренинге толерантности. Установка — готовность, предрасположенность личности, возникающая при предвосхищении ею прогнозов и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер проте­кания деятельности по отношению к данной ситуации или конк­ретному человеку. Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые уста­новки личности производны от социальных установок и содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный ком­понент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объек­там), поведенческий компонент (готовность действовать по отно­шению к объекту, имеющему личностный смысл). С помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функ­ция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряжен­ных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверж­дению личности (ценностно-экспрессивная функция), выража­ются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познаватель­ная функция).

Именно поэтому межкультурная толерантность как социальная установка отражает готовность, предрасположенность человека к межкультурному взаимодействию, к взаимному уважению. Это сложный интегративный феномен: психологический по локусу существования и социокультурный по особенностям проявления. Личностный уровень межкультурной толерантности представляет собой индивидуальный конструкт — субъективное восприятие других, отраженное в самосознании.

Межкультурная толерантность обладает динамичной структу­рой, реагирующей на всю совокупность изменений, происходя­щих как внутри страны, так и в ее мировом статусе и именно поэтому включает как минимум две составляющие:

- позицию толерантности, имеющую достаточно прочные, мотивированные основания к уважению свобод других при сохра­нении культурной и социальной самоидентификации;

- направленность на расширение толерантного межкультурно­го взаимодействия при сохранении приоритета ценностей и инте­ресов своей страны.

Каковы пути формирования межкультурной толерантности в России и какие задачи она решает в сфере образования?

Возрождение русского народа и воспитание многонациональ­ной гражданственности всех людей, населяющих Россию, — это

заповедный путь к межкультурной толерантности. Такое воспита­ние под силу лишь школе, когда осуществляется становление са­мосознания развивающейся личности. Добрые плоды для страны, народов можно ожидать прежде всего от школы и семьи. «...Судь­ба будущей России лежит в руках русского учителя», — утверждал И.А.Ильин. «В школе — все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавли­вать правительство, которое хочет блага страны и пожелает под­нять свой авторитет»1, — писал первый выборный ректор Мос­ковского университета С.Н.Трубецкой. А главный редактор жур­нала «Народное образование» А. М.Кушнир так перефразировал своего великого соотечественника: «Могущество российское бу­дет прирастать ныне школою».

Вся история образования указывает на то, что школа — систе­мообразующее начало всякого государства. Именно школа — ве­дущий фактор преодоления дурного и несовершенного, сохране­ния всего исторически оправдавшего себя и созидания доброго будущего. Это старинный институт воспитания и образования, институт реализации национальной идеи.

Осмысление национальной идеи в образовании представляет чрезвычайную важность для решения задач образования в много­национальном пространстве жизнедеятельности человека. Нацио­нальная идея России заключена в образе национальной безопас­ности страны, ориентирована на консолидацию общества, сохра­нение единого социокультурного пространства, преодоление эт-нонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах равноправия национальных культур.

В многонациональном пространстве жизнедеятельности чело­века могут сосуществовать не только близкие по происхождению этносы со схожим языком и культурой, но и представители дру­гих национальностей, народы разного происхождения и разных культур. Национальная идея вобрала в себя многообразие нацио­нально-традиционных культур разных народов при единстве ос­новополагающих ценностей.

Традиции, фольклор разных народов имеют самостоятельные формы, жизненно важные для конкретного этноса проявления национальных особенностей. Но вместе с тем в любой народной культуре существуют ценности, которые можно назвать базо­выми:

- идея самосохранения, жизнеобеспечения сообщества, в ко­тором живет человек;

- нравственные высокие идеалы мира, добра, справедливости, совести, чести;

1 Кушнир А. М. Что посеем, то и пожнем... // Народное образование. — 1999. — № 1-2.-С. 5-13.

- гуманистические идеи во взаимоотношениях с окружающи­ми людьми, толерантность;

- бережное и разумное отношение к природной среде.

В многонациональном пространстве люди общаются на разных языках, при этом ими избирается один, который понятен всем, чаще это язык государственный.

Возрождение не может произойти без личных усилий челове­ка, но он должен быть включен хотя бы в «один из элементов большого русского дела». Журнал «Русское самосознание» и заду­ман в Санкт-Петербурге как такое дело, как одна из точек духов­ной кристаллизации русской национальной самобытности. Пред­полагается вера в Россию, в русский народ, в русского человека, но вера не слепая, а зрячая, чье главное устремление прекрасно выразил когда-то христианский мыслитель: «Верю, чтобы понять» (Н.Н.Страхов).

Одна из главных задач межкультурной толерантности — пре­одоление этнонациональной напряженности. В России она в зна­чительной мере — результат стихийного переосмысления роли на­ционального фактора в выживании человечества.

Преодоление этнонациональной напряженности, развитие то­лерантных установок самосознания могут достигаться через уяс­нение негативных проявлений противоположности — интолерант-ности, или нетерпимости. Ведь нетерпимость основывается на убеж­дении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Необходимо понимать последствия нетер­пимости для общества и уметь оценить ее проявления как нару­шения прав человека.

Проявления нетерпимости:

- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

- игнорирование (отказ в беседе, в признании);

- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (со­ставление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

-этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

-осквернение религиозных или культурных символов;

- преследования, запугивания, угрозы; -дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации

и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе) и др.1.

1 См.: Солдатова ГУ., Шайгерова Л. А., Шарова ОД. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М., 2001.

Преодоление этнонациональной напряженности, развитие то­лерантных установок самосознания ставит перед образованием задачу развития национального самосознания, определение ко­торого вызывает острые дискуссии.

«Они» и «мы» — внешнеполитический аспект национального самосознания. Для россиян оно сосредоточивается в большей мере на внутренних проблемах укрепления российской государствен­ности, на тех задачах, которые обеспечивают экономическую ста­билизацию страны, рациональное использование ее внутренних ресурсов. Новый этап в развитии страны предполагает опору на консолидацию интересов, осмысление конструктивных задач, которые стоят перед обществом, преодоление опасностей, воз­никающих на этом пути. Центральным вопросом становления рос­сийского национального самосознания остается совмещение граж­данской и этнической идентичности. Значительная часть россиян чувствуют себя прежде всего «русскими людьми», а потом уже «гражданами России» (А.Здравомыслов). Изменение гражданской идентичности, интенсивная миграция из стран СНГ и республик РФ заставляют по-новому отнестись к формированию националь­ного и российского самосознания. Этнопедагогике принадлежит особая роль, миссия в прояснении и углублении национального самосознания.

Таким образом, веду щие принципы межэтнической коммуникации и межкультурной толерантности в полиэтнической образовательной среде — это:

- реализация идеи самосохранения, жизнеобеспечения этни­ческих сообществ в многонациональном пространстве на основе возрождения национальной самобытности;

- преодоление этнонациональной напряженности; -формирование толерантных установок самосознания; -развитие национального самосознания россиянина.

Для развития толерантного самосознания предполагаются вза­имная толерантность и уважение этнических групп, отказ от куль­турного диктата по отношению друг к другу. Однако на этом пути стоит этноцентризм малых этнических групп, их закрытость в от­ношении общечеловеческих ценностей.

Человек «должен признать свою солидарность со всеми други­ми живыми частями вселенского целого». «Нравственный долг требует от народа прежде всего, чтобы он отрекся от этого нацио­нального эгоизма, преодолел свою природную ограниченность, вышел из своего обособления» (В.С.Соловьев). Идеология этно­центризма представляет значительную опасность для формирова­ния толерантного самосознания у россиян.

Например, в регионах совместного проживания нескольких этносов учитель должен иметь представление о том, что такое национальное самосознание и психология межнациональных отно-

шений. В самосознании каждого человека особое место занимает его отношение к своей национальной принадлежности и отноше­ние к представителям иных национальностей, этносов. Для каж­дого человека в отдельные моменты жизни может стать остро ак­туальным взаимодействие на уровне межнациональных отноше­ний.

Общение представителей разных этнических общностей — это весьма сложная психологическая проблема. За каждым человеком стоят его национальное самосознание и сложившееся в культуре отношение к представителям других наций.

Формирование толерантного самосознания — процесс длитель­ный, он проходит в несколько этапов. В качестве основных ус­ловий развития толерантного самосознания мож­но выделить:

-повышение уровня информированности учащихся о сущност­ных и содержательных характеристиках толерантности;

- формирование толерантности в личной системе ценностей учащихся;

- развитие толерантного самосознания и перевод толерантно­сти в регулятивный принцип межэтнической коммуникации;

- формирование умений и навыков толерантного межкультур­ного взаимодействия.

Из всех видов знакового (символьного) поведения в челове­ческом сообществе важнейшие — использование языка (вер­бальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное по­ведение (невербальная коммуникация). В совокупности они об­разуют знаковую коммуникацию, или коммуникацию в узком смысле.

Межэтническая коммуникация обычно относится к сравнению функционирования некоторого конкретного феномена коммуни­кативных компетенций в условиях одной или двух культур (часто используется термин «кросскультурная коммуникация») и пред­полагает наличие некоторого конкретного феномена коммуника­тивной компетенции.

Межкультурная коммуникация имеет дополнительные значе­ния для сравнивания коммуникативных компетенций коммуни­кантов, предполагает наличие коммуникативной компетентности в разных культурах, характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользу­ются при общении внутри одной и той же культуры.

Коммуникация имеет дело со знаками. Поэтому сообщения должны интерпретироваться. Одни и те же высказывания означа­ют в разных коммуникативных событиях разные вещи. Интерпре­тационная модель и есть культура. При этом для интерпретации сообщения требуется кооперация.

К принципам коммуникации относятся:

высокая степень обобщения — при обсуждении межкультурных коммуникативных различий к ней приходится прибегать, посколь­ку индивидуальные особенности конкретного говорящего или конкретной коммуникативной ситуации могут не укладываться в культурный стереотип;

избегание неопределенности — члены общества чувствуют себя неуверенно в неопределенных, заранее не структурированных ситуациях и пытаются избежать их, вырабатывая правила, форму­лы и ритуалы и отказываясь мириться с поведением, отклоняю­щимся от стандарта;

аккомодация (подстраивание под собеседника), которая может быть позитивной или негативной (использование максимально от­личного от собеседника стиля). Понятие аккомодации применяет­ся к таким параметрам коммуникации, как темп речи, выбор со­ответствующей лексики (при разговоре с иностранцем, с ребен­ком и т.п.);

принцип вежливости — наиболее важный и противоречивый в культурном отношении. Кросс культурные различия проявляют­ся, в частности, в том, какой тип вежливости — основанный на солидарности или на поддержании дистанции — характерен для данной культуры.

В условиях межкультурной коммуникации культурные, языко­вые различия, индивидуальные особенности конкретного говоря­щего или конкретной коммуникативной ситуации могут не укла­дываться в культурный стереотип. Это отражается на эффективно­сти и продуктивности взаимодействия.

Существуют разные параметры культурно-обусловленных ком­муникативных различий. Среди них можно выделить различия в системах ценностей, которые в целом составляют картину мира данной культуры. В эту картину входят такие фундаментальные вещи, как отношение к времени, деятельности, природе, пред­ставления о ценности межличностных отношений.

Межкультурная восприимчивость — это центральный принцип в практике межкультурной коммуникации, который предполагает развитие межкультурной толерантности (социальной установки, порожденной интеграционными процессами в обществе и направ­ленной на принятие культурного многообразия в мировом про­странстве).

Повышение межкультурной восприимчивости и толерантности может происходить в несколько этапов.

Сначала необходимо осознать, что коммуникативные пробле­мы действительно существуют. Это не столь очевидно, так как ни принципы коммуникации, ни культурные стереотипы в большин­стве случаев неосознаваемы. Затем получить необходимую инфор­мацию об особенностях межкультурной коммуникации вообще и

для данных культур в частности. На этом этапе могут быть исполь­зованы справочники, руководства, пособия, как лучше обучать (торговать, договариваться, работать и т.д.) японцев, французов, русских и т.п., конкретные критические случаи в виде возникших в опыте реального общения или смоделированных проблемных ситуаций, подлежащих разрешению. Это поможет выработать мо­тивации для разрешения межкультурных коммуникативных кон­фликтов.

Последующие усилия должны быть направлены на закрепле­ние полученных знаний в виде поведенческих коммуникативных навыков. Эту роль выполняют кросс культурные тренинги, осно­ванные на идее о том, что недостаточно просто сообщить участ­никам определенное количество новой информации о другой куль­туре. Эти знания должны быть освоены таким образом, чтобы из­менить некоторые коммуникативные и культурные установки и стереотипы и повлиять тем самым на поведение людей в ситуаци­ях межкультурного общения.

Задания для самоконтроля

1. Дайте комментарий наблюдениям преподавателя Международной школы Санкт-Петербургского университета имени А. И. Гериена И. В. Ма-люта с позиции принципа вежливости.

Как избежать возникновения «культурного шока»? По какому пути пойти?

«С какими же конкретными явлениями можно столкнуться, работая в поликультурной образовательной среде?

Во-первых, с несвойственной для русских школ культурой поведения на уроке и культурой общения с преподавателем. Учащиеся-иностранцы ведут себя на уроках довольно раскованно: могут сидеть, положив ноги на стол, могут есть и пить. В России отношения между учеником и учителем официальные, дистанцированные, принято обращаться к преподавателю на «вы».

В Америке и других странах ребята обращаются к преподавателю на «ты» (поэтому, попадая в русский класс, иностранцы по привычке гово­рят учителю «ты», что вызывает «культурный шок» как у учителя, так и у детей), а во время праздников возможен конкурс, по условиям которого дети кидают в преподавателя торт или взбитые сливки.

Иностранцы же, особенно американцы, страдают в русских школах от того, что мы, сами того не подозревая, нарушаем их личное про­странство, размеры которого социально и национально обусловлены. Если представители одной нации, например японцы, привычны к перенасе­ленности, то другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию. У многих европейских наций, в том числе и у русских, личная зона составляет только 23 — 25 см, а у американцев она равна 45 см.

Поэтому то, что у нас считается нормальным общественным поведе­нием, американцы воспринимают как фамильярность и пытаются отой-

ти или отодвинуться во время разговора на приемлемое для них расстоя­ние. Пренебрежительное отношение к подобной ситуации вполне может привести к возникновению конфликта»1.

2. Какой принцип межкультурной коммуникации иллюстрирует сле­дующее наблюдение ИВ. Малюта:

«Работая в поликультурной образовательной среде, педагог должен быть готов к тому, что иностранцы могут не всегда адекватно восприни­мать историческую или географическую информацию. Мы, например, вслед за Л.Н.Толстым считаем: Бородинское сражение русские если не выиграли, то уж точно не проиграли. В Европе исход этого сражения рассматривается как победа Наполеона, поскольку Москва была остав­лена. Для многих американцев территория Европы заканчивается не на границе Уральских гор, а на территории России. Столкновение разных взглядов на одно и то же явление, категоричность учителя в отстаивании правильности своих знаний о мире может создать условия для возникно­вения не только образовательной, но и когнитивной депривации учаще­гося»2.

1 Воспитательная среда школы: сб. материалов науч. практ. конференции «Меж­культурная коммуникация в образовательной среде школы» (3 ноября 2005 г.) / под общ. ред. Л. Н. Бережновой, Л. Б.Лаптевой. - СПб., 2005. - Вып. 2. - С. 33.

2 Там же. — С. 34.

ГЛАВА 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...