Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека. Полиэтническая образовательная среда




Практически каждый человек когда-нибудь задавал себе воп­рос: «В чем смысл жизни человека?» Жизнь — физиологическое существование человека (или животного) как отдельного организ­ма. На уровне биологических форм жизни индивид выступает лишь как организм. С прекращением физиологического существования организма завершается жизнь. Видимо, поэтому жизнь человека как ценность чаще рассматривают в контексте жизнедеятельности.

В словарях понятие «жизнедеятельность» трактуется как спо­собность человека к осуществлению осмысленной, осознанной жизни, деятельность человека во всех проявлениях жизни. В обоих случаях речь идет о субъекте жизнедеятельности. Именно в жизне­деятельности человек формируется и развивается как субъект. Субъективное раскрывается не только в направленном акте на самого себя, но и во внешнюю действительность как соподчине­ние жизни и деятельности. Иначе говоря, жизнедеятельность че­ловека есть способ его существования, необходимый для поддер­жания физиологического развития, обеспечения и воспроизвод­ства человеческой жизни.

Поскольку человек — субъект жизнедеятельности, он высту­пает и в качестве носителя сознания. В этом принципиальное от­личие способа существования человека от способа существования животных. Человек, преобразуя окружающую среду в процессе осознанной деятельности, создает такие жизненные средства, которые природа без него не произвела бы и которые не могут создать животные. Осознанная деятельность человека обращает к другому уровню и другому масштабу рассмотрения жизнедеятель­ности, т.е. в контексте развития общества. Предметно-практиче­ская, преобразующая окружающую среду деятельность присуща общественному человеку, носителю не только сознания, но и общественного, социально ориентированного опыта.

Жизнедеятельность человека предполагает постоянную проверку на практике в повседневной жизни опыта, приобретаемого в со­циально обусловленной деятельности. Под жизнедеятельностью можно понимать саморазвитие человека в социально обусловлен­ной деятельности. На основе врожденной способности к внешней ориентации человек осуществляет вхождение в мир. В социальном окружении у него развивается социальная ориентация, приобре­тается социальный опыт. Развитие же человека происходит в дея­тельности, которая от рождения неразделима с жизнедеятельно­стью как способом организации приобретения общественного, социально ориентированного опыта. Жизнедеятельность в таком случае — основной природообусловленный способ существования че­ловека, фактор развития человека. Фактор (от лат. /ас!ог — делаю­щий, производящий) понимается как существенное обстоятель­ство, влияющее на процесс, явление. Жизнедеятельность и есть то существенное обстоятельство, влияющее на процесс развития человека, на возвышение человеческого фактора. Человеческий фактор — специфическое обозначение функционирования чело­века в системе социальных, экономических, производственных и других отношений — все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни.

Этн о педагогику интересуют такие сферы жизнедеятельности человека, как предметно-практическая деятельность (игра, уче-

ние, труд) и общение, по сути — способы жизнедеятельности человека в игре, учении, труде, общении. Как истинный субъект своей жизнедеятельности человек хорошо знает свои и объектив­ные возможности, занимает активную позицию по отношению к их развитию; ориентируется по отношению к возможным событиям; знает, чего хочет; способен ставить и разрешать задачи собственной жизни; субъективно регулировать время, т.е. видеть из настоящего прошлое и будущее. Способность человека предвидеть возможные события — важный показатель его социальной зрелости.

Организация человеком своей жизнедеятельности обусловлена многими внутренними и внешними факторами, которые в сово­купности образуют среду жизнедеятельности. (Термин «среда» за­имствован из старославянского языка и означает середина. Среда жизнедеятельности в таком случае может интерпретироваться как середина, центр того, что обусловливает жизнь и деятельность человека.)

Понятие «среда» можно раскрыть через категории простран­ство, окружение, условие. Следуя философской категории простран­ство, подходим к пониманию того, что среда жизнедеятельности человека как пространство — форма бытия и как форма бытия ориентирует на предметно-практическое взаимодействие. Пред­метно-практическое взаимодействие предполагает взаимодействие с природой и создание жизненных средств.

Определение среды как окружения позволяет увидеть более тон­кие конструкты среды жизнедеятельности человека. Окружение означает близкое расположение влияющих на развитие человека факторов. Влияние окружения в среде жизнедеятельности челове­ка рассматривается в двух планах: как необходимое и как сопут­ствующее, но непременно только то окружение, с которым чело­век взаимодействует. Именно от влияния окружения зависит, ка­ким будут эффекты взаимодействия: конкуренции или содействия, сотрудничества или соперничества, дружбы или вражды, любви или ненависти, лидерства или конформизма.

Понимание среды как совокупности условий, влияющих на раз­витие человека, позволяет рассматривать самого человека как но­сителя среды. Человек рассматривается как носитель и представи­тель среды жизнедеятельности и субъект взаимодействия. Взаимо­действие человека с окружающим миром — природой, техникой, наукой, культурой, социальной средой, другими людьми — отра­жает не только социальную взаимосвязь, но и психологическую. В процессе прямого или опосредованного взаимодействия чело­век «присваивает» духовные богатства, которые созданы другими людьми и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

Таким образом, среда жизнедеятельности человека — форма бытия человека, исторически обусловленная степенью развития

общества и определяемая характером социального и предметно-практического взаимодействия.

Человечество многолико, и этнос — его важная составляющая. Выделение этноса как особого объекта исследования среды жиз­недеятельности человека актуализирует задачи определения эт­нических образований, к которым отнесены моноэтнические и полиэтнические объединения людей, изучения закономерностей и связей взаимодействия этих объединений.

Моноэтническое объединение (сообщество) — исторически сло­жившаяся, устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно ста­бильными видами деятельности. Среда жизнедеятельности моно­этнического сообщества определяется главным образом общно­стью происхождения и места проживания, что оказывает серь­езное влияние на культурный опыт человека. Культура в моно­этнической среде жизнедеятельности служит для упорядочения опыта и регулирования поведения членов определенной этниче­ской группы.

Особенности моноэтнического объединения людей состоят в том, что культурные основы жизнедеятельности формировались на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. В этой связи пространственно-временной фактор моноэтнической среды жизнедеятельности является системообразующим в сохра­нении целостности моноэтнического объединения и их самобыт­ной этнической культуры.

Степень трансформации этнической культуры, традиций, эт­нического сознания зависит от экстремальных естествен но-гео­графических факторов. П.Чаадаев считал, что всякий народ несет в себе самом то особое начало, которое накладывает свой отпеча­ток на его социальную жизнь, направляет его путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества; это образующее начало — элемент географический. По его мнению, вся наша ис­тория — продукт природы того необъятного края, который до­стался нам в удел.

История и общий дух этноса определяются различными физи­ческими факторами, к которым относят климат, почву, ландшафт и географическое положение. Не только у отдельных людей, но и у этносов есть Родина.

По мнению Л.Н.Гумилева, родиной этноса является то соче­тание ландшафтов, где он впервые сложился в новую систему. Природа действует на человека принудительно, заставляя разви­ваться в определенном направлении. Перманентный процесс вза­имного приспособления между культурой и природой, направ­ленный на выживание человека в определенных условиях, делает среду жизнедеятельности стабильной и более адаптируемой. Имен­но культуре принадлежит особая роль в приспособлении к естест-

венным ресурсам, обусловливающая развитие «технологий выжи­вания». Преодолев экстремальные препятствия, приспособившая­ся, адаптированная культура серьезно влияет на среду жизнедея­тельности человека. В этом заключается природосообразность среды жизнедеятельности человека. Находясь в определенных естествен­но-географических условиях, человек поминутно и попеременно приспосабливается к окружающей его природе, к ее силам и спо­собам действий, а также приспосабливает их к себе самому, к своим потребностям.

Объектом анализа, например, может служить опыт вживания человека в условия Крайнего Севера и Сибири и обустройства моноэтнической среды жизнедеятельности. Коренное население, занимаясь специфическими видами деятельности, сумело хорошо приспособиться к суровым реалиям края. Фактически отдельные моноэтнические объединения становились частью природы, слив­шись с ней.

Так, для традиционной культуры кетов было характерно зака­ливание детей. Младенца, родившегося зимой, следовало сразу вынести из жилища и погрузить в снег. Таким образом его как бы посвящали «всем суровостям сердитого севера» и закаляли на борь­бу с ним. После этого ребенка вносили в чум и обмывали теплой водой, а затем уже завертывали «в теплые оленьи кожи» и клали в колыбель.

Обустраивая среду жизнедеятельности, жилище кеты устанав­ливали таким образом, чтобы сторона, противоположная входу, была направлена на восток (или юго-восток). Эта сторона счита­лась «чистой», передней. Особое, сакральное отношение было и к покрышке, закрывавшей верхнюю часть чума с этой стороны. Внутренняя площадь жилища с той стороны (до очага, занимав­шего центральное положение) также считалась «чистой», перед­ней, и служила спальным местом старших членов семьи (из поко­ления родителей отца ребенка и гостей старшего возраста). Ближ­няя к входу часть жилища до очага называлась задней и противо­стояла «чистой», передней, стороне. Центральная часть жилища занимала как бы нейтральное положение. По обе стороны от очага были спальные места остальных членов семьи.

Иначе обустраивалась среда жизнедеятельности у других наро­дов. Например, в традиционной культуре у хантов решающее ме­сто занимали взаимоотношения человека и природы, приготов­ление детей к жизни в окружающей природе, прежде всего в лесу. Стоит только посмотреть на одежду, обувь, пищу и жилище, что­бы убедиться, ханты и лес неразделимы, и почувствовать значе­ние леса, который обеспечивал жизнь человеку, семье, детям, всему народу.

За многие сотни лет были выработаны оптимальные варианты действий, предполагающие экономию сил и времени, но вместе

с тем придающие максимальную надежность всему тому, что де­лается руками. В чуме общей площадью 30 — 35 квадратных метров постоянно живут три семьи — 12 человек, а летом с гостями — более 20. (При этом этнографы делают оговорку: называя число, они нарушают хантыйский запрет пересчитывать людей.) Внут­ренний такт, представления о недопустимости вмешательства в дела другой семьи — вот на чем держатся мир и гармония. Хозяй­ка одной половины чума никогда не возьмет посуду или иную вещь у другой и даже не зайдет на ту половину. После захода солн­ца, когда смолкает природа, нельзя шуметь и людям.

Ритмичность — одна из удивительных характеристик северно­го народного быта. Ритм жизни в суровых условиях высвобождает время и духовные силы каждого человека в отдельности или эт­нического сообщества в целом. Самый тяжелый мускульный труд становится посильным, менее утомительным, если он обретает мерность. Ритм помогает быстрее осваивать трудовые секреты, приобретать навыки. Ритмичны не только дневной и суточный циклы деятельности, но и недельный, и годовой. Ритмичность, сопровождающая человека в среде жизнедеятельности, объясняет многие «странности» и особенности этнического быта.

Нганасаны — самая северная народность евразийского конти­нента. Постоянное существование за пределами Полярного круга в условиях обширных тундровых пространств с крайне редким населением было связано с укладом жизни и деятельности. Счи­тается вполне нормальным участие женщин в некоторых процес­сах оленеводства. Они оказывали помощь весной перед отелом, при отделении важенок от остальной части стада, отлове ездовых оленей перед перекочевкой, а в отдельных случаях и в окараули-вании стада. Жизнеобеспечение традиционного хозяйства дости­галось только совокупным трудом всего коллектива. Труд женщин и мужчин был одинаково важен. Особым образом приспосаблива­ясь к условиям Крайнего Севера, нганасаны вынуждены были учитывать каждого человека. Производственные коллективы не были постоянными. Их численность соответствовала хозяйствен­ному сезону и обилию основного объекта промысла на осваивае­мой территории: дикого оленя, птицы, рыбы. В зимние периоды эта численность была более высокой, так как вместе было легче прокормиться и обогреться. В другое время, когда территория не позволяла прокормиться относительно большому коллективу, объединения распадались и расходились на большее пространство в целях охоты на одиночных оленей, небольшие стаи полярной куропатки, рыболовства.

Характерологической особенностью моноэтнической среды жизнедеятельности можно считать бережное отношение к природе и разумное использование ее средств. Экологическая мудрость наро­да состояла в том, что человек с детства приучался поддерживать

ПО

для будущей жизни природные ресурсы, не убивать без нужды животных, не загрязнять воду, беречь землю; он стремился не наносить ущерба природе, частью которой себя осознавал. Скорее всего, это результат адаптивного приспособления культуры к при­роде. Установки на разумное отношение к природе можно найти в культуре практически любого народа.

Очевидным становится, что каждый член моноэтнического сообщества строго ориентирован на сохранение окружающей среды и природы с целью обеспечения жизни будущих поколе­ний. В этом заключена забота о продолжении рода. Воспроизведе­ние культуры и сохранение традиционных видов деятельности обусловливает жизнь в определенных природных условиях. Со­хранению этноса способствуют прежде всего установки в семье, например: заключение браков только с представителями своего народа, общение в семье на родном языке, строгое соблюдение обрядов и др.

Таким образом, моноэтническая среда жизнедеятельности в первую очередь социокультурное понятие. Моноэтническая среда жизнедеятельности человека — это пространственно-временная организация бытия, где передача самобытной культуры последу­ющему поколению и общение этнических субъектов осуществля­ются на основе определенных видов деятельности и общности родного языка (рис. 3.1).

Под влиянием естественно-географических факторов и особен­ностей природы, к которой люди адаптировались и которую они активно использовали в производственной деятельности, скла­дывались характерные аспекты моноэтнической среды жизнедея­тельности, включающие особенности культуры, быта, обычаев и нравов. «Жизнедеятельность племени в известных природных ус­ловиях содействует созданию народной индивидуальности, отлич­ной от других» (А. Л. Бугаева).

Именно в моноэтнической среде жизнедеятельности многие поколения людей формировали этническое самосознание и этни­ческий характер — совокупность некоторых общих качеств психи­ки, связанных с культурным единством членов этноса. Чтобы счи­таться типичными для этноса, ценностные ориентации самосо­знания и качества характера должны быть присущи значительной части его членов. Этнический характер — самый «неуловимый» феномен моноэтнической среды жизнедеятельности. В ходе исто­рического развития этноса осуществляется этнокультурная транс­миссия, именно поэтому этнический характер проявляется впо­следствии и в другой среде жизнедеятельности человека, переда­ется через воспитание будущим поколениям. Образ жизни мате­ринского этноса и этнической группы с переносом в новые усло­вия проявляется в особенностях этнического характера и суще­ственно влияет на поведение человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...