Этничность, нация, национализм: этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий
Какова же современная этнологическая база этнопедагогики и этнопедагогической деятельности? Вернемся к исходным вопросам, которые поставлены в начале данной главы. Вот они: что означают сегодня понятия «этническая принадлежность», «этническое происхождение» в современном полиэт-ничном и мультикультурном обществе? В какой мере они отражают реальные причины того или иного поведения человека? Является ли этничность неким врожденным и неизменным качеством человека или она может меняться? Наконец, как соотносится «этническое измерение» личности с другим важнейшим ее «измерением» — социальным, гражданским, связанным с конкретным обществом, конкретным государством, членом, гражданином которого эта личность является? Сегодня вряд ли можно дать окончательные и исчерпывающие ответы на эти сложнейшие вопросы, но современная этнология все же позволяет приблизиться к их решению. И происходит это в сложных дискуссиях, затрагивающих основы, категориальный аппарат, методологические ориентиры науки. В значительной степени это относится и к отечественной этнологии, мучительно избавляющейся от методологического монизма, от устаревших принципов и подходов к этническим явлениям. Примерно с середины 80-х гг. XX в. начался период напряженных теоретических дискуссий, не закончившихся и поныне. Основная парадигма этих дискуссий, на наш взгляд, связана с решением принципиального вопроса — смены, а точнее, расширения исследовательского ракурса этнологической науки. Ранее мы уже обращали внимание на то, что в отечественной этнографии, понимаемой как историческая наука, основное внимание уделялось «живой старине», этнокультурному прошлому народов. Их сегодняшнее, современное состояние становилось объектом внимания не столько этнологов, сколько социологов, политологов, психологов, культурологов, т.е. представителей смежных отраслей знания. Сказанное касается не только сложившейся в 70-х гг. XX в. теории этноса Ю. В. Бромлея, но и других концеп-
ций, в частности гумилевской теории пассионарности, приложение выводов которой к современным этносам и этническим группам вызывало определенные политические опасения и давало лишний повод для критики идей выдающегося ученого. Именно попытка повернуть отечественную этнологию лицом к современности и стала основной идеей вышедшей в 2003 г. и сразу нашумевшей монографии директора Института этнологии и антропологии РАН В.А.Тишкова «Реквием по этносу». Хотя, по выражению одного из критиков этой работы, «петь отходную по этносу преждевременно», эта фундаментальная книга выполнила свою функцию — вновь оживила угасшую было дискуссию по принципиальным вопросам отечественной этнологической науки. Предметом «теоретического отпевания» в результате стал не этнос, а скорее отечественная теория этноса. Нельзя не согласиться с тем, что, несмотря на большую роль в систематизации и теоретизации отечественной этнологии, традиционная бромлеев-ская теория этноса обнаруживала свою слабость именно при обращении к современным этническим процессам, к новым полиэт-ничным реалиям общественной жизни. Постсоветская реальность, связанная, в частности, с крахом идеи новой исторической общности — советский народ с распадом Советского Союза, с нарастанием этномобилизационных процессов требует новых подходов, новых методов исследования. Как мы уже отмечали ранее, отечественная этнология существенно отличалась от зарубежной именно основным предметом интереса. Если центральной категорией (и доминантой исследовательского интереса) в нашей науке был этнос, то в западных работах на первый план уже в 70-е гг. XX в. выходили этничность, нация, национализм. Действительно, эти категории в значительно большей степени ориентировали исследователей на изучение современного общества, в частности на выработку каких-то рекомендаций, касающихся управления усложняющимися этносоциальными процессами, преодоления конфликтов на национальной и религиозной почве. Усиливающиеся миграционные процессы значительно изменили этнический состав населения многих западноевропейских стран: существенный приток выходцев из азиатских и африканских стран, сопровождающийся их этнокультурной активизацией, усиливающейся маргинализацией, нарастанием межэтнической и межконфессиональной конфликтности, поставил перед этнологами и антропологами новые сложные задачи, в которых прагматическая социально-практическая «составляющая» исследований нередко преобладала над теоретической.
Теория нации. В западноевропейской традиции аналогом отечественной теории этноса стала теория нации. Термин нация (от лат. пайо — народ) восходит к Античности и Средним векам, когда этим словом обозначали большие группы людей, связанных экономическими и политическими интересами, а также общим происхождением. Студенты средневековых европейских университетов, например, делились «по нациям» согласно тем регионам, из которых они прибыли. Современный смысл понятия «нация» сформировался в конце XVIII в. и был связан с Великой французской революцией. Употребление этого термина в английском, французском и других западноевропейских языках было непосредственно связано с формированием национальных государств, он обозначал совокупность граждан одного государства (отсюда и производное слово «национальность»). Такой же смысл оно получило и в русском литературном языке. Со времен Французской революции ведет свою историю и другой термин, трактуемый сегодня неоднозначно, — национализм. Это понятие связывалось с правом каждого народа на создание своего государства. Неслучайно одно из наименований XIX в. в европейской истории — «век национализма». Русский ученый А.Градовский считал, что «каждая народность, т.е. совокупность лиц, связанных единством происхождения, языка, цивилизации и исторического прошлого, имеет право образовать особую единицу, т.е. государство»1.
Для современных полиэтничных государств, к которым относится и Россия, признание такого права оказывается разрушительным. Очевидно и поэтому в современном лексиконе понятие «национализм» в России в отличие от западных стран связывают исключительно с проявлением крайних форм этнической и религиозной нетерпимости, шовинизмом, расизмом. Начало научной разработки теории нации обычно связывают с именем французского ученого Э. Ренана, который в своей знаменитой лекции «Что такое нация?», прочитанной в Сорбонне в 1877 г., дал практически первое теоретическое определение этого понятия: стремление определенной группы людей «жить вместе, сохранить наследство, полученное от прежних поколений, и стремиться к общей цели». Нация, по его словам, это «великая солидарность как результат священных чувств к принесенным жертвам и тем, кои в будущем еще будут принесены... Существование нации есть ежедневный плебисцит»2. В этом определении нет указаний на единство происхождения, но сделан акцент на стремлении, на политической воле. В начале XX в. сторонник «всеобщего социализма» О. Бауэр выдвинул свою концепцию нации, где нация определялась «общно- Градовский А. Национальный вопрос истории и литературе. — СПб., 1873. — С. 10. 2 Ренан Э. Что такое нация. - СПб., 1988. стью культуры и характера», возникшей на основе «общности судьбы». Исходя из особенностей формирования западноевропейских национальных государств, О.Бауэр подверг критике три современные ему концепции нации, связывающие ее с общностью происхождения, общностью языка и общностью самосознания (т. е. сознанием принадлежности к единому целому). По поводу первого О.Бауэр резонно замечает: «Итальянцы происходят от этрусков, римлян, кельтов, германцев, греков и сарацин, современные французы — от галлов, римлян, бриттов и германцев, современные немцы — от германцев, кельтов и славян»1. По поводу языковой общности он пишет: «Но англичане и ирландцы, датчане и норвежцы, сербы и хорваты говорят на едином языке, не представляя собой единого народа...»2. Правда, по мнению К. Каутского, настаивавшего на признании языка, один язык может быть присущ двум нациям и даже большему их числу, говорит лишь о том, что наряду с ним существуют еще и другие признаки нации. Наконец, по поводу самосознания, которое якобы сплачивает людей в нацию, австрийский ученый замечает: «Но разве тирольский крестьянин перестает быть немцем оттого, что он никогда не сознавал своей связи с немцами Восточной Пруссии или Померании, с тюрингцем или эльзасцем?»3.
Вопрос о сущности нации О. Бауэр связывал с понятием «национальный характер», который он понимал как некую сумму признаков, которыми различаются люди разных национальностей, как «комплекс физических и духовных качеств». Причем, предвосхищая проблемы и противоречия этнологии, социальной и культурной антропологии и этнической психологии второй половины XX в., О.Бауэр предостерегал от ошибок в понимании национального характера. Во-первых, национальный характер не был раз и навсегда установленной сущностью (некой данной от предков мистической «душой народа») — он исторически изменчив. Во-вторых, национальный характер должен быть рассмотрен в соотношении с особенностями, свойственными другим видам общностей, среди которых важное место занимают социально-классовая и профессиональная общности. В-третьих, ошибочны попытки объяснить с помощью категории «национальный характер» образ действий какой-либо нации. Наконец, в-четвертых, ошибочно действия отдельного человека объяснять национальным характером его народа. «Когда 1 Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм. - М., 2002. - С.52. 2 Там же. 3 Каутский К. Национализм и интернационализм. — Пг., 1918. — С. 53. мы описываем национальный характер, то этим мы ничуть не объясняем причин каких-либо действий, а описываем лишь то, что является общим во множестве действий данной нации»1. Нация, по О. Бауэру, представляет собой лишь «относительную общность характера». Мы подробно остановились на идеях О. Бауэра именно потому, что в них сформулированы некие узловые положения современной теории нации и предопределен ее «описательный» характер, приведший в конце XX в. к принципиальному отказу западной этнологии, социально-культурной антропологии от выявления «этнических детерминант» поведения наций, этнических групп, связанных с «природой» человека, с наследованием, и к преобладанию его «социально-манипуляционной» трактовки. «Устанавливая различия социального характера, наука не разрешила, а только поставила проблему нации»2 (выделено нами. — И. Н.).
В то же время в отечественной этнологии до сих пор преобладает эволюционистское понимание нации, которое основывается на стадиальном отличии нации как исторического типа этноса от предшествующих ей типов (этапов) — племени и народности. В упомянутой нами теории этноса Ю. В. Бромлея были сформулированы и основные признаки нации: унификация языка (распространение его литературных форм через литературу, средства массовой информации); развитие профессиональной культуры и искусства; формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленного развития; наличие определенных форм государственности или сильно развитого движения за ее достижение; определенная экономическая общность. Здесь восторжествовала тенденция придания понятию «нация» не столько этнического, сколько социального смысла. «Социалистические нации» (включающие к тому же этнические группы, постепенно «подтягиваемые» до общего уровня. Например, коренные малочисленные народы Крайнего Севера) в перспективе должны были «слиться» в единую общность, в которой этнические различия уже не были существенны и «не просматривались». Это «слияние» и было зафиксировано в уже упомянутой «новой исторической общности» — советском народе. Название «советский» имело уже не этнический, а ярко выраженный политический, идеологический смысл. Постоянная подмена социально-политического и этнонацио-нального смысла понятий «народ» и «нация» приводит нередко к парадоксальным ситуациям. Так, один из известных российских этнологов В. И. Козлов обращает внимание на подобное противо- 1 Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм. - М., 2002. - С.55. 2 Там же. — С. 56. речие в тексте Конституции РФ, где сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...». Возникает аналогия с советским народом. Хотя очевидно, что скалькировано с Конституции США, но реор1е — скорее люди, чем народ... Таким образом, есть все основания говорить о двух основных вариантах современного понимания нации: этническом и гражданском. Этнический вариант — нация представляет собой разновидность этноса или исторический этап его развития. Она наделяется всеми признаками этноса, т.е. единством языка, сознания своего происхождения, культуры и т.д., но на более высоком уровне развития, приводящем к образованию государственности. Но в этом случае трудно говорить, например, о единой французской, швейцарской или канадской нации, так как граждане этих стран различаются и по этническому происхождению, и по языку, и, соответственно, по культурным традициям. Известный историк и этнолог Ю. И.Семенов предлагает в связи с этим использовать категории «субнация» и «супернация». Так, в Великобритании англичане, шотландцы и валлийцы, три этнические общности, т.е. три нации, вместе составляют (как субнации) британскую нацию (супернацию). Нечто похожее в Швейцарии и Франции. Причем если все граждане данной страны, имеющие разное этническое происхождение, считают эту страну своим отечеством, то мы имеем дело с единой нацией (супернацией). Если же они отечеством считают только часть территории, на которой живут, то в стране несколько наций (субнаций). Образование супернации, или, по выражению Ю. И.Семенова, единого социора (социально-исторического организма), признаваемого отечеством, не обязательно означает ассимиляцию, т.е. слияние разноэтничных групп. Пример — Франция, где бретонцы, баски и корсиканцы, не ассимилировавшись, сохраняя свою этническую, доставшуюся от предков культуру, традиции, язык, тем не менее входят в состав французской нации, признают Францию отечеством. С этих позиций Ю. И.Семенов объясняет и причины распада СССР: сознательный, осуществляемый государством, процесс мононациезации (создания «единой нации — советского народа») проходил одновременно с нациезацией ряда этносов. Тот факт, что второй процесс обогнал первый, и явился, по мнению Ю.И.Семенова, причиной распада казавшегося незыблемым Советского Союза и образования на его территории самостоятельных государств. Здесь очень важно понять различие сущности и характера этнических и национальных процессов. Если этнические процессы (ассимиляции, консолидации и т.д.), по мнению ученого, происходят стихийно, бессознательно, то национальные процессы, национальные движения представляют собой сознательное движение к определенной цели. Если следовать «стадиальному» понима-
нию нации как «развившегося этноса», то следует признать, что российская «супернация» состоит из этнических образований разного уровня. То, что, например, коренные малочисленные народы Крайнего Севера в некоторых случаях имеют относительную культурно-территориальную автономию (автономные округа — Чукотский, Корякский, Ненецкий и т.д.), несмотря на все усилия по нациезации, не делает их нациями в указанном смысле (в частности, по критерию формирования «социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленного развития»), так как речь идет о другом культурно-цивилизационном типе этнической общности, сохраняющей естественные, в рамках своего ландшафта, традиционные способы природопользования. Нечто похожее происходит в Канаде, где часть коренного населения — инуиты (эскимосы) получила недавно территориальную автономию (новое административно-территориальное образование называется Нунавут, что в переводе с инуитского означает «наша земля»). Разумеется, дело не в терминах, а в понимании самого главного — движущих силах этнических и национальных процессов. Здесь мы затрагиваем основное положение методологии, вызывающее споры этнологов как в отечественной, так и в зарубежной науке. Категория этничности и проблема идентичности. Начиная с середины 70-х гг. XX в. в связи с активизацией национальных меньшинств, этнонациональных и религиозных движений в западноевропейских странах, усилением этномобилизационных процессов, расширяющимся потоком иммигрантов образ национального, гражданского единства и благополучия оказался несколько поколебленным. Возникла необходимость переосмысления ситуации в обществе, испытавшем значительный приток нового инокультур-ного и иноязычного населения. Это было тем более важно, что Европа шла к объединению, к интеграции, к созданию Европейского сообщества. Сегодня, когда объединение состоялось по многим направлениям, включая введение единой денежной единицы, эти проблемы вновь напомнили о себе. В ноябре 2005 г. Париж и некоторые другие французские города захлестнула волна беспорядков, названная журналистами «арабским бунтом», так как протестовала именно арабская молодежь, среди которых значительная часть была «французами» (т.е. гражданами Франции) уже во втором поколении, но испытывала недовольство своим положением в обществе, неравенством по сравнению с белыми согражданами. Этническое происхождение и религиозная принадлежность «французских арабов», очевидно, вступила в противоречие с их национальным гражданским статусом. Незадолго до этого во Франции вступил в действие закон, запрещающий в государственных образовательных учреждениях ис- пользовать в одежде знаки религиозной принадлежности (в частности, мусульманские женские платки). И хотя значительная роль в указанных беспорядках принадлежит криминальным элементам, группировкам, подталкивавшим молодежь к бунту, этноконфес-сиональная принадлежность оказалась чрезвычайно благодатной почвой для этого. События во Франции породили поток дискуссий и в российских СМИ, вновь заострив проблему притока в страну значительного числа иммигрантов из бывших азиатских советских республик. Одним из любопытных ракурсов этих дискуссий связан с идеей «глобального противостояния» христианской и мусульманской цивилизаций и «наступлением» второй. Эта сугубо политическая идея, способная породить усиление «евронационализма», безусловно, может быть опровергнута или принята только на основе серьезного комплексного научного анализа этнокультурной, эт-ноконфессиональной, демографической, политической ситуации в различных странах. Значимость этнологического знания здесь становится особенно велика. И хотя с конца 90-х гг. XX в. в мировой антропологии наблюдается некоторый спад интереса к теоретическому рассмотрению проблемы этничности, последние политические события еще раз доказали важность и актуальность научного изучения этой категории. При обращении к ней необходимо иметь в виду и определенные языковые расхождения. Так, в английском языке е(НшсКу, как правило, означает этническую группу, а у нас рассматривается как некое качество, подобное социальности, религиозности и т. п. Во франкоязычных странах употребляется другой аналог этничности — «этнии» как языковые и территориальные общности, отличающие себя от других. К ним, очевидно, относятся и упомянутые «французские арабы». Главное — устоявшиеся в мировой этнологии принципы понимания и методы изучения этнического «измерения» общества и личности практически не выдержали испытания новой культурной ситуацией. Требуются возврат к исходным понятиям, переосмысление методологических оснований этнологической науки. Вот здесь и выявляется основной, «узловой» вопрос этнологии, решение которого разделило этнологов на два основных лагеря — примор-диалистов и непримордиалистов1, при том что по многим вопросам их представители существенно друг от друга отличаются (как в отечественной, так и в зарубежной этнологии). Одновременно произошла и определенная смена ракурса интереса этнологии, социально-культурной антропологии, что в значительной степени может затронуть именно отечественную этнологическую науку, традиционно развивавшую теорию этноса. По справедливому От англ. рптог(На1 — изначальное, исходное, исконное. замечанию В.А.Тишкова, здесь требуется переход от поиска человека в этносе к поиску этноса в человеке, т.е. перенос внимания наличность. Именно в связи с этим в центре внимания оказалось понятие, производное от этничности, — этническая идентичность, осознаваемая (или неосознаваемая) соотнесенность (тождественность) личности с этнической группой, ее культурой (иногда переносимая и на групповой уровень). Указанное размежевание на примордиалистов и непримордиалистов не является актом публичного разделения на два «враждующих» лагеря (единства по многим вопросам в этих теоретически сконструированных «лагерях» не наблюдается). Это скорее инструмент, с помощью которого выявляется методологическая ориентация ученых (или теоретических концепций) в решении главного вопроса: «Является ли этничность неким изначальным, укорененным, объективно данным свойством человека, человечества или это то, что имеет субъективную природу, может быть произвольно сконструировано в соответствии с социальными, политическими интересами, потребностями?» Для этнопедагогики решение этого основного вопроса принципиально, так как от него зависят стратегия и тактика этнопеда-гогического воздействия. Если этничность (т.е. принадлежность к определенному этносу со всеми вытекающими отсюда последствиями для поведения) укоренена в человеке, то она может модифицироваться, но не изменяться в своей основе. Если же укорененности нет, с помощью педагогических средств можно сформировать любую идентичность, и то, что человеку субъективно представляется его этнической принадлежностью, может быть произвольно изменено. Очевидно, что окончательное решение этого вопроса еще впереди и ответ на него может быть дан только на основе значительного числа экспериментов комплексного междисциплинарного характера. Пока же, как это ни парадоксально звучит, этнопедагогика вынуждена «экспериментировать» в значительной степени «вслепую», стихийно склоняясь к более привлекательной, понятной на бытовом уровне сознания и традиционно развиваемой в отечественной этнологии примордиалист-ской позиции. В то же время этнопедагог — не пассивный «исполнитель», инструмент реализации той или иной теоретической концепции, а живой субъект педагогического процесса, творческий поиск которого может приблизить решение указанной проблемы. Именно поэтому попробуем уточнить, конкретизировать указанные подходы к этничности. Итак, согласно при морд иал истской пози ци и, основывающейся прежде всего на эволюционизме, этничность, этническая принадлежность — свойство личности, укорененное в ней, т.е. она имеет объективную, не зависящую от сознания основу.
Но каков уровень этой укорененности? Есть два основных варианта ответа на этот вопрос: социологический (или социально-психологический) и биологический (или биосоциальный). В первом случае речь идет об укорененности социальной, связанной с формированием устойчивого этнического самосознания и стереотипа поведения, которые сохраняются и наследуются от поколения к поколению и мало подвержены изменениям. Во втором случае — о биологической укорененности — врожденности этничности, т.е. о том, что этничность уже заложена в генетическом коде, а ее развитие зависит от определенных социальных условий, но с учетом биологической предрасположенности. Сегодня этот наиболее радикальный вариант примордиализма не имеет большого распространения, так как не может объяснить сложности и противоречия современных этнических процессов. Социологическая модель примордиализма обладает гораздо большей устойчивостью и применимостью в современной этносоциальной ситуации. Укорененность в данном случае не означает врожденности. В западной антропологии такую позицию обычно связывают, в частности, с именем одного из крупных антропологов Клиффорда Гирца, определявшего этничность как «коллективно одобренный и публично выраженный мир личностной идентичности». Примерно такая же позиция отличает и авторов книги «Этническая идентичность», в которой этничность характеризуется как «социальная форма лояльности» и «экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность». К этому варианту с некоторыми оговорками может быть отнесена описанная концепция этноса Ю.В. Бромлея. Оговорки вызваны тем, что развитие этой теории привело практически к отказу от примордиализма: в концепции «слияния» советских этносов в новую историческую общность, новую единую социалистическую нацию — советский народ — укорененность, предполагающая сохранение этнических различий, вариантов, как бы «снимается». Аналог — американская концепция плавильного котла, также потерпевшая крах в результате развития этномо-билизационных движений в американском обществе и заставившая американских антропологов обратиться к идее мультикуль-туральности общества, т.е. практически к признанию его поли-этничности. Небиологический вариант примордиализма связан с представлением о том, что этничность как объективно существующее социальное свойство родилась в процессе социогенеза, т.е. формирования у человечества социальных, внебиологических форм жизни, и была результатом адаптации человека к природе и одновременно к себе подобным. В этом плане интересна позиция российского этнолога С.А.Арутюнова. Говоря об этнической идее, ученый подчеркивает, что она порождается «не паранойей, не гипнозом, не харизмой лидера (хотя все эти факторы могут способствовать ее укоренению), а объективной закономерностью агломерации, «слипания» людей в группы общности интересов и дальнейшим неизбежным стремлением этих социокультурных групп, в том числе этносов, к расширенному самопроизводству»1 (выделено нами. — И. //.). Обосновывая своеобразную новую информационную концепцию этноса, С.А.Арутюнов утверждает, что «в основе возникновения и самоподдержания этносов лежат сгустки коммуникационных, информационных связей. Они же. несомненно, лежат и в основе создания других общественных группировок — религиозных, профессиональных, политических, спортивных, любительских и т.д. Однако все такие группировки основываются на сгустках тематически выборочных инфосвязей, и только этнос базируется на лишенной всякой выбо-рочности их всеобщей совокупности». Иначе говоря, этничность существует всегда и является необходимой формой существования человека, изоморфной (т.е. подобной) виду у животных. Поэтому «этничность всегда, хотя бы незримо, присутствует в любой деятельности человека, даже если он этого не осознает или активно не желает»2. Любопытным вариантом социологического примордиализма, на наш взгляд, можно считать теорию габитуса французского социолога П.Бурдье. Габитусы — это «системы длительных, транспортабельных предрасположений», которые порождают и организуют практики и представления. Это своеобразные программы (в информационном смысле), включающие практику и предшествующих поколений, и ныне живущих поколений, которая «работает» и на уровне индивида, и на уровне класса, группы, в частности этнической. В основе действия габитусов — своеобразное «опривычивание». Причем если говорить об этнической идентичности через габитусы стереотипы, то предубеждения и другие ее компоненты частично наследуются, а частично конструируются. По мнению Бурдье, «наши габитусы направляют наши мотивации и поведение согласно выработанным в течение тысячелетий предрасположенно-стям (диспозициям). Таким образом, этничность существует как своего рода передаваемая от поколения к поколению привычка, от которой мы не в состоянии отказаться, но в которую мы можем вносить модификации»3. 1 Арутюнов С. А. Этничность — объективная реальность // Этнографическое обозрение. — 1995. — № 5. 2 Там же. — С. 9. 3 Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 4. - С. 19. Еще раз подчеркнем, что отнесение того или иного исследователя к примордиалистской концепции условно, так как единой концепции не существует. Речь идет лишь о позиционировании в вопросе об исходности, изначальности или, наоборот, искусственности этничности, об объективности ее существования. В этом смысле к данному направлению, на наш взгляд, можно отнести и один из первых опытов фундаментальной философской интерпретации этничности С. Е. Рыбакова, дистанцирующегося от примордиализма, определяющего свою позицию как эссенциалист-скую (т.е. основанную на признании существования этнической сущности). В концепции С.Е.Рыбакова внимание переключается на категорию «этническое» и принципиальный антропологический поворот не от этноса к личности, а от личности к этносу. Здесь этническое рассматривается как некая субстанция, имеющая в качестве своего вместилища сущностные структуры самой личности. Феномен этнического, утверждает С.Е.Рыбаков, является «внесоциальным, досоциальным и предсоциальным по своей сути и выступает как отражение фундаментальных сущностных структур духовной организации человека в составе его личности»1. Таким образом, исследовательский ряд строится в противоположном по сравнению с традиционным направлении: этничность— этнос —внешние проявления этнического. Этническая субстанция, по мнению С. Е. Рыбакова, не может исследоваться социологическими, биологическими или психологическими методами и является прерогативой философско-ан-тропологического подхода. Этническое несводимо к языку, складу психики, культуры или их комбинации, совокупности, а может только через них отслеживаться. Но именно об укорененности этничности (в интерпретации С.Е.Рыбакова) говорят ее качества, которые философ называет самыми очевидными и характерными: «1) самоценность — самое отличительное свойство этничности и этнического как такового, которое выражается в том, что далеко не всегда можно объяснить поведение представителей того или иного народа исключительно утилитарными, меркантильными соображениями. Зачастую этничность обнаруживает свою полнейшую «ненужность», предстает как явно излишняя человеческая характеристика и даже выступает как помеха, тем не менее она имеет место, существует как бы «ни для чего»; 2) атрибутивность — этничность обнаруживает себя как атрибут личности, она может быть более или менее выраженной, но есть у каждого; 1 Рыбаков СЕ. Теоретико-методологические основы исследования этнических феноменов: Автореф. дисс.... д-ра филос. наук. — М., 2001. — С. 10. 3) устойчивость — этническое слишком глубоко укоренено в человеке и потому весьма устойчиво, существуя в значительной степени независимо от внеэтнических социальных условий; 4) интенсивность — этническая детерминация человеческой активности обычно так интенсивна, что этничность может быть объяснена скорее даже в категориях иррациональности, чем прагматизма»1 (выделено нами. — И.Н.). Феномен этничности имеет, по С. Е. Рыбакову, сознательно-бессознательную природу и в качестве личностного качества выступает основой той социокультурной общности, которая именуется этносом. Парадокс этой теории, на наш взгляд, заключается в том, что, несмотря на заявленный автором антропологический поворот (а точнее, даже переворот), мы вряд ли приблизились к пониманию природы этничности. Более того, критикуя традиционные определения этноса за описательность, за «каталогизацию» признаков, С.Е.Рыбаков сам применяет тот же «описательно-перечислительный» подход, только уже на уровне личности (это перечисленные признаки этничности — самоценность, атрибутивность, устойчивость, интенсивность, которые указывают на особенности проявления этничности, но не объясняют ее). Использование данного подхода к проблеме нации и национализма приводит к выводу о почти фатальном противостоянии этноса и государства, этноса и нации, которую исследователь определяет как «исторически обусловленный динамический процесс гомогенизации государства и унификации его идентичности путем корректировки извне содержимого индивидуальных идентичностных структур»2 (выделено нами. — И.Н.). К подобному радикализму в рассмотрении соотношения этнической и гражданской (национальной) идентичности мы обратимся позже. Одной из немногих «объясняющих» природу этничности теорий остается концепция Л.Н.Гумилева, которую можно (опять-таки условно) отнести к биологической, или биосоциальной, разновидности примордиализма, так как в ней этничность связана с проявлением биохимической энергии пассионарности и генетически наследуемым стереотипом поведения (мы уже касались этого вопроса). В то же время гумилевское объяснение подвергается большим сомнениям. Таким образом, основная идея примордиалистского подхода состоит в признании онтологического, бытийного статуса этноса и этничности, в признании этносов реально существующими человеческими общностями, имеющими объективные основания. 1 Рыбаков СЕ. Теоретико-методологические основы исследования этнических феноменов: Автореф. дисс.... д-ра филос. наук. — С. 17. 2 Там же. - С. 9. Конструктивизм — это альтернативный подход, имеющий широкое распространение в западноевропейской и американской этнологии, претендует на более адекватное описание этнических процессов. В его основе — отрицание именно онтологических оснований этноса, какой бы то ни было укорененности этнич-ности. Наиболее авторитетным представителем и одним из основателей этого направления считается норвежский теоретик Ф. Барт, в работах которого основные принципы конструктивизма сформулированы наиболее последовательно. Классическим стало и предложенное Ф. Бартом еще в конце 60-х гг. XX в. определение этничности как «формы социальной организации культурных различий». Одно из центральных понятий — «этническая граница», которое определяет саму группу, а не культурный материал, содержащийся в пределах этих границ. Этническая идентичность — это не выражение определенного культурного комплекса, а форма социальной организации на основе «самокатегоризации» или категоризации другими. Этнические группы — результат не развития некой «этнической матрицы» (как это рассматривается в примордиалистской интерпретации), а сознательного социального конструирования в определенных исторических, экономических, политических обстоятельствах с учетом конкретных ситуативных воздействий. Ключевую роль в конструировании этничности играет политика «этнического предпринимательства», которое мобилизует членов этнической группы на определенные политические действия. Огромную роль в указанном конструировании играют политики, ученые и средства массовой информации, создающие «мифы» об этногенезе, «воле народа» и т.д. Иначе говоря, объективных оснований этнос не имеет. Он является скорее актом «творческого воображения» или продуктом сознательной деятельности людей. Не лидеры служат этнической общности, а этнический фактор — лидерам. Наиболее яркий представитель конструктивизма в отечественной этнологии — В. Л. Тишков, разделяющий основные установки бартовского констр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|