Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространство и время




Естественно-географические и природные условия

Ценности,

традиции, обычаи

обряды, нравы

Человек-субъект

Специфические и определяемые

природными условиями виды

Организация бытия

Рис. 3.1. Моноэтническая среда жизнедеятельности человека

Понятие этнического характера сужается до системы устано­вок и представлений, выполнения ролевых функций членами од­ной этнической общности, соблюдения ими правил и табу. Куль­тура как результат исторического развития народа в моноэтни­ческой среде жизнедеятельности сказывается на психическом складе людей, делает их непохожими на других. Этнический ха­рактер как результат социализации человека в определенной куль­туре отражает специфику моноэтнической среды жизнедеятель­ности предшествующих поколений. Направленность этнического характера обусловлена совокупностью общих потребностей, ин­тересов, установок и идеалов, разделяемых большинством пред­ставителей этноса. Аспекты этнического своеобразия моноэтни­ческой среды жизнедеятельности наиболее отчетливо проступа­ют в лаконичной форме народных пословиц, например: «У цы­гана дом — три кола и посередине головня»; «Для еды малая семья хороша, для работы — большая» (якут.). Именно в фольк­лоре: в песнях, сказках, загадках и суевериях — качества моно­этнической среды жизнедеятельности предстают наиболее одно­значно.

Преемственность поколений — условие развития этноса, по­средством которого передается этническая самобытность. Сама не­прерывность в развитии есть конкретное проявление преемствен­ной связи будущего с прошлым через настоящее. Преемственность в воспитании, будучи одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает необходимую связь между домашним и общественным воспитанием, согласованность в преодолении от­рицательных наклонностей в поведении. Преемственность осуще­ствляется во времени и пространстве, обеспечивается природны­ми факторами, наследственностью, научением специальным ви­дам деятельности, обучением и воспитанием. В пословице «Из роду в род — тот же урод» признается роль наследственности.

«Преемственность поколений народа следует видеть прежде всего в самобытности, и каждый народ может привнести свою долю в общую сокровищницу человечества, живя именно са­мобытной жизнью. В чем же состоит самобытность каждого на­рода? В особенном, ему одному принадлежащем, образе мыслей и взгляде на предмет в религии, языке, но более всего, конеч­но, в обычаях. <...> Обычаи укрепляются давностью, освящают­ся временем и переходят из рода в род, от поколения к поколе­нию как наследие предков потомкам. "Не хвались отцом, хвались сыном молодцом" — в этой пословице, подчеркивающей преем­ственность трех поколений, содержится призыв к воспитанию сына по примеру своего отца (деда). К заслугам отца сын не имеет отношения, но, воспитав сына, он прибавит славу к доброму имени своего отца. <...> Каждый народ крепко дорожит своими обычаями, как своим достоянием, и посягательство на внезап­ную и решительную реформу их без своего согласия считает угро­зой своему бытию»1.

Преемственность в моноэтнической среде жизнедеятельности может носить местный характер. Таковы, например, традицион­ные промыслы, которыми люди занимаются из поколения в по­коление. Преемственность не исключает и потерь отдельных эле­ментов, тем более если рассматривать ее в больших хронологи­ческих рамках. Безусловно одно: преемственность поколений спо­собствует сохранению целостности моноэтнической среды жиз­недеятельности.

В результате ее естественной эволюции происходили и проис­ходят этнические процессы. Они выражаются в смене основного признака этноса — этнического самосознания и рассматриваются как процессы разделения и объединения. Результатом процесса разделения (в том числе миграции) может стать субэтнос (таксо­номическая единица, находящаяся внутри этноса как зримого

1 Бугаева Л.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. — М., 1994.-С. 34, 35.

целого и не нарушающая его единства, обладающая специфиче­ской культурой и выраженным самосознанием, часть этноса, отде­лившаяся от него в результате миграции, но сохраняющая преж­нее самосознание и частично культуру). Субэтнос — явление эво­люционное, поскольку предполагает изменение отдельных компонентов этнической системы. Главный критерий завершения формирования субэтноса — оформление «у людей двойного этни­ческого самосознания: сознания принадлежности к субэтносу и этносу» (Ю. В. Бромлей).

Объединительные процессы обусловлены обычно территориаль­ным смешением и большим числом смешанных, межэтнических браков, приводящих к значительной метисации контактирующих этносов (эндогамия). К таким процессам относится слияние групп людей различной этнической принадлежности или целых этносов с образованием новой этнической общности (миксация, консоли­дация, интеграция) или сохранением одного из исходных этносов (ассимиляция). В международном праве предусмотрена защита ин­тересов народов по сохранению этнической языково-культурной специфики.

Помимо эволюционных процессов радикальные общественные преобразования, широкие масштабы урбанизации и модерниза­ция образа жизни людей в XX столетии оказали огромное, можно сказать, необратимое влияние на моноэтническую среду жизне­деятельности того или иного народа. Сокращаются моноэтниче­ские среды жизнедеятельности, ведущие к потере целостности этносов, что особенно характерно для коренных малочисленных народов Чукотки, которые теряют связь с корнями своих куль­тур — забывают свои языки, все больше разделяются между со­бой. Нередко они стремятся решить проблемы, связанные только со своим народом, в одиночку, не сотрудничая друг с другом, не в совместном действии, в то время как трудности одного этноса почти полностью идентичны трудностям другого. Этому способ­ствует и тенденция, наблюдаемая среди молодежи, стремительно утрачивающей аккумулированное культурное богатство своих на­родов, идущей к обезличиванию своих этносов, которые в боль­шинстве своем не идентифицируют себя с ними.

Конечно, единообразного решения сложных проблем, пусть и похожих, не существует, так как экономические, политические и экологические условия жизни у всех разные, но консолидация сил и действенные, конструктивные совместные решения во­просов необходимы, тем более когда народы имеют общую тер­риторию.

В результате этнических процессов урбанизации и миграции формируются полиэтнические объединения людей на основе груп­пировки различных этнических групп коренного и некоренного населения. Среда жизнедеятельности полиэтнического объеди-

 

 

нения, подчиняясь законам природосообразности, определяет­ся естественно-географическими и природными факторами, к которым адаптироваться сложнее некоренному населению, им­мигрантам (здесь и далее понимается — переселенцы, вселен-цы), так как отсутствие привычных природных условий, в кото­рых проходила привычная деятельность, может довести челове­ка до мучительной тоски по родине. Иммигранты в той или иной степени подвержены «комплексу маргинала», возникающему при ослаблении культурной связи с малой исторической родиной и формирующему двойственное самосознание. Не желая быть изго­ями в новой среде жизнедеятельности, они стремятся войти в ее культуру.

Коренному населению небезразлично пользование всей сово­купностью естественных условий их малой родины вселенцами, иммигрантами. Единый народ, единый язык, единая культура, и вдруг — притеснения и необходимость делиться тем, что счита­лось собственностью. Это «доводит энергию народов, которым оно беспрепятственно и вполне досталось на долю, до удивительной степени высоты» (К. Риттер). Очевидным становится, что в любой среде полиэтнического объединения людей присутствует корен­ное население, с которым необходимо считаться, и любое засе­ление даже необжитых мест должно согласовываться с народом, этногенез которых проходил в данных природных условиях.

Разнообразие этнических групп порождено историческими, социальными, культурными и иными особенностями их возник­новения. В полиэтническом объединении могут сосуществовать не только близкие по происхождению этносы со схожим языком и культурой, но и представители других национальностей, ино­язычные народы разного происхождения. Люди общаются на раз­ных языках, при этом ими избирается один, который понятен всем, чаще — это язык государственный.

Выполняя связующие функции в пространстве и времени, среда жизнедеятельности полиэтнического объединения предполагает межэтническое взаимодействие, но и более широкое — кросскуль-турное взаимодействие. Базирующееся на пересечении разных куль­тур, оно требует понимания и уважения самобытной культуры народов, жизненных ценностей, осознания необходимости взаи­мопонимания между людьми, осознания не только прав, но и обязанностей в отношении общественных и социальных контак­тов, готовности участвовать в решении проблем представителей любого этноса, что способствует взаимообогащению культур раз­ных народов. В среде жизнедеятельности полиэтнического состава недопустима социальная и общественная дискриминация, не долж­но быть доминирующей культуры.

Таким образом, полиэтническая среда жизнедеятельности че­ловека — это бытие в пространстве и во времени и сосуществова-

ние коренного и некоренного населения, базирующееся на со­вместных видах деятельности, обусловленных естественно-географи­ческими условиями, на равноправном использовании природных средств для поддержания жизни людей, где воспитание подраста­ющего поколения и отношения этнических субъектов осущест­вляются на основе кросскультурного взаимодействия и взаимной толерантности (рис. 3.2).

Прогресс человечества в силу различных причин принял такое направление, что ему иногда бывает трудно нести груз разумно­сти. «Я имею в виду опасное сочетание технологической специа­лизации (в том числе вооружение), сознания собственной пра­ведности и того, что можно назвать географической ограниченно­стью идентичности....Ведь человек, обладающий смертельным оружием, проникнутый лицемерием и панически боящийся утра­тить идентичность, не только теряет ощущение принадлежности ко всему человечеству, но и восстает против другой его части с

Бытие в пространстве и времени

Человек — субъект жизнедеятельности

Сосуществование коренного и некоренного населения

Рис. 3.2. Полиэтническая среда жизнедеятельности человека

яростью...»1. Технологическая изощренность усугубляет проблему особенно тогда, когда, для того чтобы выжить, совершенно не­обходима универсальная идентичность.

В психологии различают позитивную и негативную идентич­ность. Внутреннее ценностное отношение к своему этносу рас­сматривается как позитивная идентичность, и это именно то, что бывает утрачено человеком, запутавшимся в плюрализме ценно­стей. Расстройство идентичности может способствовать отчуж­дению от своего этноса или неумышленно поддерживать нега­тивную идентичность по отношению к людям другой нацио­нальности. Примером негативной идентичности может служить ксенофобия, для которой характерно полное непринятие других культур.

Полезно связать с проблемой негативной идентичности такое понятие, как осознание идентичности. Во взаимодействии с други­ми человек постоянно преодолевает его рамки. Осознание иден­тичности снимается в чувстве своей значимости, возникающем в процессе активной деятельности, обусловливает развитие и своей идентичности, и идентичности другого. Источником самой емкой идентичности служат широкие социальные навыки.

Главным фактором этнической идентичности на эмпирическом уровне выступает набор образов и признаков, которые обуслов­ливают выбор национальности (место проживания и происхожде­ние предков, очевидные черты этнического сходства и различия, язык, характер и особенности поведения и т.п.). Косвенным при­знаком этнической идентичности становится культурно-истори­ческая память, т.е. восприятие на уровне ценностных установок событий национальной истории. Идея идентичности связана с ис­торическим развитием.

Формой проявления этнической идентичности и характероло­гических особенностей разных народов в полиэтнической среде жизнедеятельности служат этностереотипы, выступающие в ка­честве эмпирического индикатора своеобразия этнической общ­ности. Система ценностей, установок, нормы и схемы поведения, закрепленные в культуре определенного этноса, переносятся в изменяющиеся условия. Этнические стереотипы выполняют важ­ную функцию, определяя поведение человека в различных соци­альных ситуациях. Составляя элемент этнокультурной социализа­ции, они обусловливают межэтническое взаимодействие людей. Этностереотипы формируются на основе избирательности — со­поставления своей этнической общности с другими. Поэтому эт­ностереотипы влияют на характер межэтнических отношений, способствуя формированию образов «хороших» и «плохих» наро­дов (союзников —партнеров—соперников —врагов).

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. — М., 1996. — С. 312.

Шод межэтническими отношениями традиционно понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми разных на­циональностей, между этническими общностями. По мнению П.Ф.Ломова, такие отношения опосредуются личностными осо­бенностями человека, так как существуют в виде реальных соци­ально-психологических связей людей в ежедневном взаимодей­ствии. Их личностный уровень представляет собой индивидуаль­ный конструкт — субъективное восприятие и оценку человеком этих отношений изнутри с точки зрения собственной позиции и отношения к внешнему миру в целом. Межэтнические отношения — сложный интегративный феномен: психологический по локусу существования и социальный по особенностям проявления.

В полиэтнической среде жизнедеятельности наблюдается отход от традиционных видов деятельности материнского этноса. Мно­гие семьи намеренно и обдуманно отстраняются от ремесел стар­шего поколения, в силу чего некоторые традиции просто умира­ют, потому что их трудно поддерживать в условиях быстро меня­ющихся обстоятельств. Этот процесс может переживаться как «куль­турный шок» (М.Джеймс, Д.Джонгвард). Непрерывно возникаю­щие новые возможности жизнедеятельности приводят к посте­пенному снижению чувства общности с этносом и в то же время к ослаблению уверенности в правильности выбора. «В нашей семье мальчики следуют по стопам отца. От них ждут, что они станут фермерами. Женщины помогают своим мужьям и детям делать карьеру. Мама часто говорила: "Бог создал тебя женщиной, чтобы воспитывать детей и заботиться о муже. Скитаться по свету — это удел мужчин". Так было в нашей семье испокон века. Поэтому то, что я стала учителем, вызвало в семье ужас. С одной стороны, я испытывала гордость за себя, с другой стороны, мне казалось, что сделала что-то неправильно и позорю мою семью. Я чувствовала, что попала в ловушку»1. Очевидным становится, что в полиэтни­ческой среде жизнедеятельности должна быть преемственность по­колений, что будет способствовать сохранению целостности этно­са внутри объединения разных народов, но право на выбор пост­роения собственного жизненного пути имеет каждый человек. Подобный выбор сопровождается глубинными переживаниями, так как происходит переориентация ценностей самосознания.

Для полиэтнической среды жизнедеятельности характерно от­странение от экологических предписаний. Люди не понимают или не желают понимать зависимость человека от природы. Потреби­тельское отношение к природе позволяет человеку обращаться с нею хищнически. Совместное сосуществование в полиэтнической среде жизнедеятельности породило эгоистические тенденции,

1 Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: пер. с англ. — М., 1993. — С. 93.

которые образно можно выразить следующими пословицами: «Кто успел, тот съел», «Натягивание одеяла на себя», «Своя рубашка ближе к телу» или «Сейчас хорошо, а потом хоть потоп». Сегодня, когда ясно, что природные ресурсы не бесконечны, возобновля­ется интерес к экологическим предписаниям. Однако необрати­мость некоторых процессов дает мало шансов на восстановление сбалансированного отношения человека и природы. Сегодня мно­го человеческой энергии уходит на защиту от экологических ката­строф.

Обобщая изложенное, обозначим связи моноэтнической и поли­этнической среды жизнедеятельности человека.

Связи взаимодействия обеспечивают установление функцио­нальных связей моноэтнической и полиэтнической среды жизне­деятельности человека. Например, благодаря устойчивым функцио­нальным связям возникают взаимопонимание людей, взаимная толерантность, преемственность поколений разных этносов внут­ри полиэтнического объединения людей. Иерархические связи объяс­няют ведущую роль моноэтнической среды жизнедеятельности человека по отношению к полиэтнической: все аспекты культур­ного развития человека в моноэтнической среде интериоризиру-ются в этнический характер и самосознание, которые экстерио-ризируются в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Народные традиции, возникшие из мудрости предков в моно­этнической среде жизнедеятельности, преходящие. Они содержат в себе духовный заряд этноса, жизни человека и его деятельности в определенных природных условиях. Именно обращение к исто­кам этноса, народным родникам духовности спасительны для че­ловека в полиэтнической среде жизнедеятельности.

Особенности моноэтнической среды жизне­деятельности заключены в следующем:

- пространственно-временной фактор моноэтнической среды жизнедеятельности выступает системообразующим в сохранении целостности моноэтнического объединения и их самобытной эт­нической культуры;

- каждый член моноэтнического сообщества строго ориенти­рован на сохранение окружающей среды и природы с целью обес­печения жизни будущих поколений;

- продолжение рода, воспроизведение культуры и сохранение традиционных видов деятельности обусловливают жизнь в опре­деленных природных условиях.

Эти особенности следует переносить в полиэтническую среду жизнедеятельности, что обусловит сохранение целостности этни­ческих групп и будет способствовать снижению межэтнической напряженности.

Серьезные изменения во всех сферах социальной жизни затра­гивают широкий спектр отношений общества и личности, обус-

ловливают необходимость поиска новых подходов к организации их разнопланового взаимодействия, способствующего повышению культуроемкости образования. Поэтому существует тенденция изу­чения взаимодействия субъектов развития в разных образователь­ных средах. Гуманитарное образование вносит важный вклад в формирование убеждений, ценностных установок, позволяет по­нять мир и человека в их сложном и противоречивом развитии и взаимодействии.

Гуманитарная образовательная среда представляет собой целост­ную совокупность условий, способствующих развитию личности в процессе решения образовательных задач, в котором активизи­руется роль преподавателя как посредника между миром образо­вания (обучения) и культуры. Поэтому необходимо изучать этно-педагогические возможности в образовательной среде, особенно­стью которой являются связи с разными культурами.

Культура формирует у людей чувство принадлежности к опре­деленной этнической группе, в которой они испытывают взаимо­понимание, доверяют и сочувствуют в большей мере друг другу, чем посторонним. Этническая группа представляет собой в пер­вую очередь социальное явление, часть общества, члены которой осознают себя или считаются, с точки зрения других, носителя­ми особой (отличной от всех) общей культуры. «...Любую народ­ность мы воспринимаем не только как общегражданскую общ­ность, но и прежде всего как этнокультурную общность, имею­щую общее название, единый язык, общее представление о сво­ем происхождении, общую историческую память, общую этни­ческую культуру, солидарность и самосознание» (Н. М.Артемьев). Сфера их деятельности определяется главным образом общностью происхождения, что оказывает серьезное влияние на жизненный опыт человека в обществе. Особенности этнических групп состоят в том, что культурные основы формировались в процессе отбора определенных видов поведения и опыта людей, в результате прош­лые и нынешние этнические общности различны.

Культурная представленность разных этносов и этнических групп, прошлых и нынешних этнических общностей, которая су­щественным образом влияет на образование человека, позволяет (условно!) называть образовательную среду полиэтнической. Не­которые исследователи употребляют определения «поликультур­ная», «многокультурная». Мы остановились на термине «полиэт­ническая» в силу того, что первые два не отражают более тонкие конструкты образовательной среды. Не только культурные, но и более глубокие — этнические (народные) особенности в большей степени присутствуют в полиэтнической образовательной среде, нежели в пол и культурной. Например, есть этнос (народ) и его представители — субъекты образовательной деятельности в поли­этнической образовательной среде, а письменности нет. Язык в

данном случае передается через устное народное творчество и в общении со своим народом. Тогда культура данного народа в по­ликультурной образовательной среде не может быть представлена полноценно.

В Российской Федерации насчитывается от 150 до 180 языков, из них 80 литературных, имеющих свою письменность. Большин­ство народов России сложилось в результате смешения в ходе длительного исторического развития, сложных этнических и миг­рационных процессов. Иногда между этническими общностями трудно провести четкие культурные, территориальные, лингви­стические границы. Идет постоянный процесс взаимодействия. Поэтому установить точное количество этносов и их языков до­вольно трудно. Это касается и всех тюркских языков.

Отбор видов поведения и опыта людей в полиэтнической об­разовательной среде обусловливается временной и пространствен­ной организацией межэтнических отношений, посредством кото­рых передаются разные культурные традиции последующему по­колению. Культурные и исторические факторы, смешиваясь с пространственными и временными факторами, воздействуют на каждое новое поколение совершенно особым образом. Именно в этом механизме социализации проявляется острая зависимость культурных изменений от времени и пространства, а следователь­но, полиэтническая образовательная среда не статична, она по­стоянно обновляется. Она специфична и обусловлена единым гео­историческим пространством (совокупностью типичных форм жизнедеятельности людей, определяемых ходом истории и гео­графическими условиями).

В мире близкие по культурному происхождению этносы рассе­лены в едином геоисторическом пространстве. Именно поэтому полиэтнические образовательные среды по составу разные (поли­этническая образовательная среда народов Дагестана, народов Дальнего Востока, народов Крайнего Севера и др.), где происхо­дит пересечение, наложение друг на друга этнических ментально-стей. Люди, принадлежащие разным этническим группам и про­живающие в едином геоисторическом пространстве, испытывают нагрузку межэтнической толерантности в обыденном взаимодей­ствии друг с другом. В каждой полиэтнической образовательной среде различается отношение к детям, поскольку народные (эт­нические) методы их воспитания сильно разнятся. Отношение к детям и вызванное им родительское поведение зависят от куль­турных традиций и меняются со временем из-за социальных и экономических реформ. Все это обусловливает характер и особен­ности взаимодействия субъекта развития в полиэтнической обра­зовательной среде.

Для раскрытия понятия «полиэтническая образовательная сре­да» мы вновь обращаемся к категориям пространства, окруже-

ния, условия, что позволяет нам сформулировать «рабочее» опре­деление. Полиэтническая образовательная среда — форма бытия в едином геоисторическом пространстве, и как многомерное социо­культурное явление ориентирует человека на взаимодействие, посредством которого он определяет значимые для себя связи и выстраивает иерархию избирательных отношений к миру в про­цессе решения образовательных задач. Образовательная среда — специально организованная совокупность условий, поэтому не любая полиэтническая среда (даже в конкретном образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся) отвечает со­временным требованиям с позиции общечеловеческих ценностей. Основные задачи полиэтнической образова­тельной среды:

- ориентация на гуманистические ценности в развитии инди­видуальности каждого обучающегося;

- защита прав обучающегося на образование;

- обеспечение свободы выбора образовательного пути для всех обучающихся;

- формирование у обучающегося готовности к сохранению и воспроизводству культуры — исполнению социального долга;

- раскрытие творческого потенциала субъектов образователь­ного процесса.

Полиэтническая образовательная среда — это специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей, проживающих в едином геоисториче­ском пространстве, с целью организации поддерживающих раз­витие человека условий, в которых ему предоставляются возмож­ности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку познавать мир и себя в мире.

Взаимное невмешательство в традиционную культуру разных народов позволяет заложить основы согласия, веротерпимость. Стремление к пониманию становится неотъемлемой чертой и на­правленностью развития полиэтнической образовательной среды. Множественные воздействующие факторы, оказывая комплекс­ное влияние на качественные характеристики взаимодействия субъектов полиэтнического состава, хозяйственную деятельность, образ жизни, быт, общественные отношения, мировоззрение, культуру, предопределяют развитие нового самосознания — само­сознания человека мира.

Отметим важное, на наш взгляд, качество полиэтнической обра­зовательной среды — соединение мира и культуры. Культура пред­полагает интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в собственных поступ­ках. Именно феномен человеколюбия выступает наиболее яркой, жизненной манифестацией общечеловеческой культуры в мире.

Особую значимость в полиэтнической образовательной среде приобретает «язык-сохраняющая» функция гуманитарной обра­зовательной среды, «ориентированная на реализацию важнейшей функции языка — быть средством организации представлений о мире и его понимания»1.

Влияние родной речи и языка на развитие понятийного мыш­ления было уже многократно и убедительно доказано. У человека, проживающего в изоляции от культуры своего этноса, гораздо меньше возможностей слушания богатой в словарном отношении, стилистически развитой и зрелой по содержанию «другой» речи. Его собственные попытки словесного выражения значительно меньше вознаграждаются вниманием, от него требуют тонкого различения понятий, что может привести к отчуждению от свое­го языка. Именно поэтому в полиэтнической образовательной среде должны реализовываться специфические функции.

В качестве специфических выделены следующие функции полиэтнической образовательной среды:

- предупреждение культурной депривации со стороны какого-либо одного этноса как преодоление отчуждения от родного язы­ка и отчуждения в межэтнических отношениях;

- этнокультурное самосохранение этнических групп как взаи­модействие на основе сотрудничества, взаимообогащения, под­держки, обеспечивающих предупреждение ассимиляции отдель­ных групп малочисленных народов;

- поддержание динамического стереотипа, обусловливающего установление сбалансированного отношения между человеком и средой, основанном на ощущении защищенности.

В сообществе близких по культурному происхождению этни­ческих групп проявляется особый динамический стереотип. Он формируется у человека в активном взаимодействии с окружени­ем, рождающем стремление к столкновению с препятствием и позволяющем оценивать свои сущностные силы. По И. П. Павло­ву, только в столкновении с препятствием человек получает ин­формацию о границах своих возможностей, обретает способность ориентироваться в собственных возможностях овладеть ситуацией. В случаях нарушения динамического стереотипа возникает состоя­ние напряженности как стремление к относительному покою, стабильности. Тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, прекращении привычных занятий, ломке верований име­ют свое физиологическое выражение в нарушении старого дина­мического стереотипа и трудности установки нового. И. П. Павлов считал, что при сильной напряженности и длительности таких

1 Козырев В.Л. Теоретические основы исследования особенностей взаимодей­ствия субъектов образовательного процесса в гуманитарной образовательной

среде // Проблемы гуманитаризации образования. — СПб., 1999. — С. 21.

случаев может наступить даже болезненная меланхолия. При дли­тельном состоянии тоскливого настроения или глубокой мелан­холии человека делает настойчивые попытки к самоубийству, что можно рассматривать как стремление разрешить критическую для себя ситуацию. Согласно И. П. Павлову, различные формы душев­ных расстройств, с одной стороны, — патология, так как лишают человека возможности нормальной деятельности, с другой — по существу самого механизма — еще физиология, физиологическая предохранительная мера.

Именно поэтому особая роль полиэтнической образователь­ной среды заключается в поддержании динамического стереоти­па, способствующего установлению сбалансированного отноше­ния между человеком и средой. Это важно, так как на психологи­ческом уровне человек зачастую понимает и осознает вредные воздействия отдельных внешних факторов, а на физиологическом не может справиться с ними, и без поддержки динамического стереотипа разрушается его личность.

Динамический стереотип указывает на зависимость внутрен­ней жизни человека от реальных взаимоотношений, которые скла­дываются у него в конкретных условиях жизнедеятельности. Необ­ходимым условием всякого осмысленного, разумного выбора в разрешении образовательных задач и проблем жизнедеятельности становится учет объективных свойств среды (в данное время и в данном месте), в которой человек обретает уверенность, испыты­вает ощущение защищенности.

Таким образом, реализация специфических функций полиэт­нической образовательной среды — предупреждение культурной депривации, этнокультурное самосохранение групп, поддержи­вание динамического стереотипа — ориентируют человека на со­действие в сфере образования. Господство в любом проявлении — подавление, соперничество, вражда, подчинение, недоверие — в полиэтнической образовательной среде уступают место сотруд­ничеству, открытости, доверию, совместности в деятельности, которые, в сущности, характеризуют разноплановое согласован­ное взаимодействие.

Границы полиэтнической образовательной среды зависят:

-от фактора места (это могут быть геоисторическое простран­ство, город, район, село и т.д.);

- масштабности охвата, позволяющей среду рассматривать в конкретном образовательном учреждении — детском саду, шко­ле-интернате, общеобразовательной школе, вузе и т.п.;

- субъектов развития, имеющих возрастные особенности, оп­ределяющие ориентации на разные значимые связи в среде, в ка­честве которых могут выступать родители, учителя, сверстники, культурные приоритеты, профессиональные предпочтения и др.

Перспективным видится построение полиэтнической образо­вательной среды в границах конкретного образовательного уч­реждения с учетом возрастных особенностей субъектов развития (в дошкольном образовательном, общеобразовательном учрежде­ниях, высшем учебном заведении) с ориентацией на общие за­кономерности их построения и их возможную преемственность. При таком подходе в полиэтнической образовательной среде учи­тываются взаимодействие и взаимовлияние условий обучения и воспитания, самобытных культур, представителями которых явля­ются субъекты развития, участие самого субъекта развития как носителя среды в собственном образовании и совершенство­вании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...