Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример 7. Диалог «Фотомомент».




Эта форма групповой деятельности так же направлена на разви­тие воображения. Однако ее эффективность ниже, чем эффектив­ность описанной выше деятельности. Прежде всего потому, что объек­том активного развития здесь выступает лишь водящий.

Опишу методику проведения мероприятия. Проведя краткую бе­седу на тему «Что такое фотомомент», разъяснив смысл этого сло­ва, воспитатель вводит ребенка в мир фотографии: люди на память о каких-то событиях хотят всегда что-то оставить, часто это бывает фотография. Фотографии бывают разные: смешные и печальные, маленькие и большие, цветные и черно-белые, а бывают фотогра­фии, где люди вставляют свое лицо в маленькое окошечко, выре­занное в картине с изображением животных, знаменитых людей.

Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в такую вот картину, не зная, что на ней нарисовано. Его зада­ча — отгадать, кого он изображает, задавая наводящие вопросы.

Пример 8. Театр «Рукавичка».

Форма игры определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных си­туациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, него­дуют — эмоционально осваивают мир отношений и формы их про­явления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того, используя народные литера­турные произведения, мы тем самым приобщаем детей к нацио­нальной культуре, русскому фольклору.

Цель работы — обучение выразительному чтению на основе под­ражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.

Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе об­щения воспитатель-взрослый своим примером обучает речи, движе-170

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

нию, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого — доброжелательность, ра­зумность, спокойствие и заинтересованное участие.

Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего во­ображения, понимания характера персонажа, предпосылка к рас­крепощению чувств, движений, к Свободе речи. Привлекает и зна­чительная простота в изготовлении самих кукол: можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и дедку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку, и т.д.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных дошкольников или младших школьников. Надо наде­яться, что соответствующие программы будут разработаны.

Исследования, проведенные профессором Казанского универси­тета В.И. Андреевым, выявили неоценимую роль учителя в орга­низации учебно-творческой деятельности учащихся и студентов (табл. 14).

Таблица 14

Факторы, способствующие учебно-творческой деятельности

(исследования В.И. Андреева среди студентов

Казанского университета)

Ранг фактора   Фактор   Значение медианы  
  Личность преподавателя   9,0  
  Творческие ситуации   8,7  
  Самостоятельная работа   8,5  
  Эвристические методы обучения   8,2  
  Общение с преподавателем   8,0  
  Благоприятный климат в группе   7,5  
  Коллективные формы работы   7,4  
  Общение с товарищами   7,4  
  Типовые ситуации с элементами творчества   6,9  
  Хорошо оборудованный кабинет   5,9  
  Типовые ситуации   3,6  
  Традиционные формы работы   3,2  

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

В.О. Ключевский

Слово «теория» происходит от греческого «исследую». Примени­тельно к педагогике исследуемые величины должны дать представ­ление о ценностях, целях, принципах, содержании воспитания и обучения, о критериях их оценки. Эти параметры определяют струк­туру педагогической теории.

Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомиться с различными воззрениями на это по­нятие. В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной рабо­ты в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание — это целе­направленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и вос­питанников, их отношения в процессе этой деятельности, способству­ющей формированию и развитию личности и коллективов». С пози­ций деятельности дает определение и вышедший в свет в 1985 году «Краткий психологический словарь». Правда, его определение дано с заметным «привкусом» идеологии: «Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, диалектико-материалистического мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности, творческого отноше­ния к действительности, высокой культуры труда и поведения».

Изданный на три года позже «Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание уже не как деятельность, а как процесс: «Воспитание — объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в об­ществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гума­нист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле — это многогранный про­цесс постоянного духовного обогащения н обновления».

Л.Н. Толстой, немало внесший в- формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем... Воспитание172

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...