Теория и методика воспитания
дяева (1874-1948), П.А. Флоренского (1882-1943), И.А. Ильина (1883-1954), С.Н. Булгакова (1871-1944) и др., также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н.А. Бердяев называл «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в творном мире, обращенным к преображению мира», и антропоцентрическим, «...обращенным к активности человека в природе и обществе». Именно здесь ставятся «проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой в том, что конец истории зависит и от творческого акта человека. Человек — эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи», — писал в книге «Смысл истории» Н.А. Бердяев. Он утверждал также: «Цивилизация обезличивает. Личное начало раскрывается лишь в культуре». В одной из лекций, прочитанных в 1919-1920 гг., Николай Александрович Бердяев провозгласил: «В центре мира стоит Человек, и судьба Человека определяет судьбу мира, через него и для него. Но на вершине новой истории личность человеческая чувствует все больше и больше рабство и у природы, и у общества. Человек становится рабом созданной им машины и созданной им материальной социальной среды... Народ наш должен пройти через великое покаяние». Как бы предвидя будущее планеты, Бердяев вопрошал: «Человек переживает состояние агонии, он вот-вот уйдет из жизни. Но он все равно хочет знать, кто он, откуда он пришел и куда идет?». Главная идея Бердяева — это свобода духа человека, его сознания. В книге «Царство Духа и царство кесаря», за написанием которого философ и умер в изгнании, Бердяев пишет: «В новом советском человеке происходит не только страшное умаление свободы, но исчезает самый вкус свободы, самое понимание того, что такое свобода. Но это меньше всего означает появление свободного человека».
Беспокоясь о духовности общества, И.А. Ильин в работе «Творческая идея нашего будущего» тоже говорит о значении культуры: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, — ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах». Ильину принадлежит мысль о том, что «первые движущие силы — любовь и вера; через это — жертвенность. Из внутреннего огня создается голос совести — не укоряющий, а властью бросающий нас в самое верное и лучшее из возможных деяний и делающий невозможными дела злобы186 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и коварства». По мнению Н.А. Бердяева, любовь — акт творческий, созидающий иную жизнь. В любви утверждается личность, единственная, неповторимая. С.Н. Булгаков считал, что народное мировоззрение и духовный уклад определяются Христовой верой. Как бы ни было, далеко здесь расстояние между идеалом и действительностью, нормой является христианское подвижничество. Общим для воззрения русских религиозных мыслителей было то, что ойи признавали — вся Россия создана силой русского духовного характера, вся история России есть победа духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами. В.И. Ленин (1870—1924) создал концепцию человека — строителя коммунизма. Он пытался построить жизнь человека и общества по одной схеме, что по своей сути абсурдно и неправомочно. Это тем более преступно, если учесть, что Ленин считал себя человеком с юридическим образованием.
Почти все рассмотренные концепции развертываются вокруг трех философских категорий: доброта, истина, красота. Так обретается человеческий образ, актуализируется человек. Отсюда можно протянуть нити к определенному типу личности. Личность ребенка в воспитательном процессе Человек — это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой. Томас Манн Воспитание с философской точки зрения есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных задач, итогом — изменение психологических характеристик личности. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т.е. параметров актуальных и откристаллизованных отношений между людьми. Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|