Этнопедагогические основы воспитания. Народное трудовое воспитание
Трудно переоценить значение воспитания в обшей системе народной педагогики. Связь знаний с жизнью — важнейшее дидактическое требование народа. Поэтому традиционное воспитание детей у разных народов было хорошо приспособлено к вполне определенным хозяйственно-экономическим условиям и менялось (адаптировалось) вместе с ними. Многие элементы традиционного народного воспитания — в явной или скрытой форме — сохраняются и сегодня. Даже элементарные детские игры, которые на первый взгляд готовят ребенка к трудовой «самообслуживающей» деятельности и социализируют его, на самом деле отражают сложную систему народного воспитания этноса и выполняют важные ритуальные функции. Проповедуя идею необходимости и эффективности раннего начала воспитания ребенка, основанную на обширном опыте и многовековой воспитательной практике, различные народы говорят об одном и том же: «Ветку гнут, пока она сыра, ребенка воспитывают, пока он мал» (адыг.); «Если не согнул прутом, не согнешь никогда колом» (адыг.); «Если прут сырым не согнешь, сухим его не согнуть» (абаз.); «Обруч, не свернутый из прутика, не свернешь из жерди» (чечен.); «Дерево гнется молодым побегом» (осет.); «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» (рус); «Гни кол, пока он тонкий прут, вырастет — согнуть не сможешь» (балкар.); «Если хочешь выпрямить дерево, делай это, пока оно молодо» (яп.); «Гни дерево, пока оно еще молодо, учи ребенка, пока он еще мал» (арм.); «Воск мни, пока он горяч, человека учи, пока он мал» (адыг.); «Из молодого, как из воска, что хочешь, то и вылепишь» (рус). В этих пословицах подчеркивается мысль о гибкости и пластичности детской натуры. В них виден общий для всех народов характер природосообразности традиционного воспитания. Пословицы обыгрывают свойства различных природных материалов (своего рода «сопромат») и в образной, иносказательной форме решают этнопедагогические задачи.
Житейский опыт воспитания содержит свои принципы заботы о здоровье детей. Народ имел определенные представления о функ- циях человеческого организма и воспитывал необходимые образцы поведения. Общепринято изречение: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Простудившемуся человеку говорят: «Пропотеешь — и жар пройдет». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждает: «От мнительности можно и заболеть». Однако если физический недуг силен, то о здоровье души ребенка необходимо позаботиться в первую очередь. Многие народные афоризмы характеризуют здоровье как величайшее богатство, благо для человека: «Богатство бедняка — это его здоровье» (казах.); залог здоровья — полноценное физическое развитие: «Свежий воздух и движенье — лечат, а лень и унынье — калечат» (рус). Физическое воспитание, физическая культура, воспитание выносливости, ловкости, сноровки — народные средства укрепления здоровья. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в народных играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. В представлении народа идеал физического воспитания — здоровая, жизнерадостная, сильная и отважная молодая смена. Центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении физического игры не только развлечение, но и средство нравственного воспитания. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают физическую силу (здоровье), выносливость, красоту, нравственные достоинства. Быть честным по отношению к родителям, самому себе, отечеству поощрялось с детства: «Береги платье снову, а честь смолоду». Детские тайные языки, считалки, жеребьевки, декламации, хороводы учили быть честными и справедливыми, подчиняться правилам и нормам группы. Конкретные цели нравственного воспитания воплощались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное понимание этнопедагогических функций: воспитание честности, порядочности, трудолюбия, уважительного отношения к старшему поколению и родственникам.
Так, в чукотской педагогике главным было воспитание у детей чувства альтруизма, которое основывалось на любви к родственникам, проявление эгоизма наказывалось беспощадно. Первые трудовые навыки дети приобретали на рыбалках. Когда они возвращались с уловом, то должны были разнести рыбу во все яранги стойбища, оставляя для собственной семьи самую малую часть. Мысль о коллективном потреблении продуктов питания внушалась с детства. Идеи нравственного воспитания отшлифовывались интуицией народа, принципом целесообразности. Один из нравственных идеалов в культурах разных народов — трудолюбие. Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании: «Будешь трудиться — поешь» (казах.); «Потрудишься — добро получишь» (кирг.). Понятие «традиционное трудовое воспитание» многозначно и многоаспектно, включает в себя и подготовку к конкретной трудовой деятельности (трудовое обучение), и воспитание трудолюбия вообще, и влияние трудовой деятельности на развитие личности ребенка. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало профессиями, чтобы каждый становился «мастером на все руки». В народной педагогике существует мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремесел». Старшее поколение имело ясное представление о том, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться». В народной педагогике высмеивается человек, который ищет легкой работы: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди с «белыми ручками», которые любят чужой труд: «Какой с него прок, если он любит жар чужими руками загребать».
Исследования проблем трудового воспитания опираются прежде всего на знания народной педагогики, обращаются к традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. Остается открытым вопрос о дифференциации задач трудового воспитания в народной педагогике того или иного этноса и связь их с современными формами трудового воспитания в полиэтнической образовательной среде. Этот вопрос требует специальных этнопедагогических исследований. Во-первых, разные системы трудового воспитания и социализации детей не были свободными от противоречий социально-экономической жизни общества. Отдельные заявления теоретиков и практиков о возможности разработки и внедрения эффективной системы трудового воспитания (в том числе пред-профильное и профильное обучение), в которой будет полная гармония целей, средств и результатов, — в значительной мере иллюзия. Во-вторых, и это особенно важно, традиционные модели трудового воспитания и социализации устойчивы и просты. Будучи связанное с конкретными условиями жизни, традиционное трудовое воспитание не выдерживает их быстрой трансформации. В-третьих, в наше время самый важный вопрос — экологическое воспитание. В традициях этнопедагогики было учить с детства беречь природные ресурсы. Например, особенное отношение аборигенов к земле, в частности к родовым угодьям, приводит к складыванию у них партнерских отношений с природой, осозна- нию своих обязанностей перед землей. Кроме того, часть земель считается для них священной. «Если исчезнут все растения и животные, человек умрет от невыносимой тоски одиночества» — считали индейцы Северной Америки. За оболочкой магической обрядности строго действовали установки: природу необходимо беречь, не загрязнять, чтобы не оскудевали ее ресурсы. Сегодня, когда стало ясно, что природные ресурсы не бесконечны, отношение к экологической мудрости изменяется, наблюдаются переориентация и сближение с традиционным воспитанием. Но близость не означает тождества. Сегодня общество не может компенсировать урон, нанесенный природе. Остается только предупреждать «природный разгром и развал» и сохранять там, где возможно, природное равновесие. Соответственно изменяются и задачи экологического воспитания детей.
Анализ опыта традиционных форм воспитания у разных народов позволяет обозначить следующие этнопедагогические основы воспитания: - представления о жизненном цикле и его этапах: выделение определенных возрастных ступеней, стадий физического развития, понимание хронологической продолжительности каждого этапа жизненного цикла (младенчества, детства и т.д.), возраст-но-специфических форм деятельности; -система институтов социализации: семья, возрастные классы и группы, специализированные институты социализации, функционирующие на уровне общины или общества в целом, школа и ее прообразы, формы участия детей в трудовой и общественной деятельности взрослых, ведущие формы трудовой деятельности этноса и уровень ее дифференциации — половозрастное и общественное разделение труда; -дифференциация отцовских и материнских ролей: распределение обязанностей, представление о реальном разделении труда, обеспечение материальных средств существования и поддержание эмоциональных отношений; - типичные возрастно-специфические занятия и игры: половая дифференциация возрастно-специфической деятельности, дружба детей и подростков (способы ее символизации и специфические функции), приучение детей к труду (с какого возраста, групповой или индивидуальный труд, способы поощрения — материальные, моральные, заинтересованность в процессе труда или его результатах); - изучать межпоколенные отношения: степень автономии детей от старших, тип социализации и развитие самостоятельности, индивидуальной инициативы, расширение с возрастом автономии от старших. Таким образом, к этнопедагогическим основам воспитания необходимо отнести возрастную терминологию этноса, символи- ческие представления о детях и детстве, способы и материальные средства ухода за младенцами, трудовое и нравственное воспитание, детские игрушки и игры, различия в социальном статусе и стиле воспитания мальчиков и девочек. Эти сведения имеют существенное значение для понимания и решения современных этнопедагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|