Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнопедагогические основы воспитания. Народное трудовое воспитание




Трудно переоценить значение воспитания в обшей системе народной педагогики. Связь знаний с жизнью — важнейшее ди­дактическое требование народа. Поэтому традиционное воспита­ние детей у разных народов было хорошо приспособлено к впол­не определенным хозяйственно-экономическим условиям и ме­нялось (адаптировалось) вместе с ними. Многие элементы тра­диционного народного воспитания — в явной или скрытой фор­ме — сохраняются и сегодня. Даже элементарные детские игры, которые на первый взгляд готовят ребенка к трудовой «самооб­служивающей» деятельности и социализируют его, на самом деле отражают сложную систему народного воспитания этноса и вы­полняют важные ритуальные функции.

Проповедуя идею необходимости и эффективности раннего начала воспитания ребенка, основанную на обширном опыте и многовековой воспитательной практике, различные народы гово­рят об одном и том же: «Ветку гнут, пока она сыра, ребенка вос­питывают, пока он мал» (адыг.); «Если не согнул прутом, не со­гнешь никогда колом» (адыг.); «Если прут сырым не согнешь, сухим его не согнуть» (абаз.); «Обруч, не свернутый из прутика, не свернешь из жерди» (чечен.); «Дерево гнется молодым побе­гом» (осет.); «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слуша­ется» (рус); «Гни кол, пока он тонкий прут, вырастет — согнуть не сможешь» (балкар.); «Если хочешь выпрямить дерево, делай это, пока оно молодо» (яп.); «Гни дерево, пока оно еще молодо, учи ребенка, пока он еще мал» (арм.); «Воск мни, пока он горяч, человека учи, пока он мал» (адыг.); «Из молодого, как из воска, что хочешь, то и вылепишь» (рус). В этих пословицах подчеркива­ется мысль о гибкости и пластичности детской натуры. В них виден общий для всех народов характер природосообразности традици­онного воспитания. Пословицы обыгрывают свойства различных природных материалов (своего рода «сопромат») и в образной, иносказательной форме решают этнопедагогические задачи.

Житейский опыт воспитания содержит свои принципы заботы о здоровье детей. Народ имел определенные представления о функ-

циях человеческого организма и воспитывал необходимые образ­цы поведения. Общепринято изречение: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Простудившемуся человеку говорят: «Пропотеешь — и жар пройдет». Народ понимает силу внушения и разумно пре­дупреждает: «От мнительности можно и заболеть». Однако если физический недуг силен, то о здоровье души ребенка необходимо позаботиться в первую очередь.

Многие народные афоризмы характеризуют здоровье как ве­личайшее богатство, благо для человека: «Богатство бедняка — это его здоровье» (казах.); залог здоровья — полноценное физи­ческое развитие: «Свежий воздух и движенье — лечат, а лень и унынье — калечат» (рус). Физическое воспитание, физическая культура, воспитание выносливости, ловкости, сноровки — на­родные средства укрепления здоровья. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в народных играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. В пред­ставлении народа идеал физического воспитания — здоровая, жизнерадостная, сильная и отважная молодая смена.

Центральное место в системе физического воспитания зани­мали детские игры. В народном представлении физического игры не только развлечение, но и средство нравственного воспитания. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают физическую силу (здоровье), выносли­вость, красоту, нравственные достоинства. Быть честным по от­ношению к родителям, самому себе, отечеству поощрялось с дет­ства: «Береги платье снову, а честь смолоду». Детские тайные язы­ки, считалки, жеребьевки, декламации, хороводы учили быть честными и справедливыми, подчиняться правилам и нормам груп­пы. Конкретные цели нравственного воспитания воплощались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-краса­вица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное понимание этнопедагогических функций: воспита­ние честности, порядочности, трудолюбия, уважительного отно­шения к старшему поколению и родственникам.

Так, в чукотской педагогике главным было воспитание у детей чувства альтруизма, которое основывалось на любви к родствен­никам, проявление эгоизма наказывалось беспощадно. Первые трудовые навыки дети приобретали на рыбалках. Когда они воз­вращались с уловом, то должны были разнести рыбу во все яран­ги стойбища, оставляя для собственной семьи самую малую часть. Мысль о коллективном потреблении продуктов питания внуша­лась с детства.

Идеи нравственного воспитания отшлифовывались интуицией народа, принципом целесообразности. Один из нравственных иде­алов в культурах разных народов — трудолюбие. Весьма характер­ны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании:

«Будешь трудиться — поешь» (казах.); «Потрудишься — добро по­лучишь» (кирг.). Понятие «традиционное трудовое воспитание» многозначно и многоаспектно, включает в себя и подготовку к конкретной трудовой деятельности (трудовое обучение), и вос­питание трудолюбия вообще, и влияние трудовой деятельности на развитие личности ребенка.

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овла­девало профессиями, чтобы каждый становился «мастером на все руки». В народной педагогике существует мнение: «Лишнее мас­терство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти реме­сел». Старшее поколение имело ясное представление о том, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, по­скольку «есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не вы­учишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться».

В народной педагогике высмеивается человек, который ищет легкой работы: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди с «белыми ручками», которые любят чужой труд: «Какой с него прок, если он любит жар чужими руками загребать».

Исследования проблем трудового воспитания опираются прежде всего на знания народной педагогики, обращаются к традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. Оста­ется открытым вопрос о дифференциации задач трудового воспи­тания в народной педагогике того или иного этноса и связь их с современными формами трудового воспитания в полиэтнической образовательной среде. Этот вопрос требует специальных этнопе­дагогических исследований.

Во-первых, разные системы трудового воспитания и со­циализации детей не были свободными от противоречий соци­ально-экономической жизни общества. Отдельные заявления теоретиков и практиков о возможности разработки и внедрения эффективной системы трудового воспитания (в том числе пред-профильное и профильное обучение), в которой будет полная гармония целей, средств и результатов, — в значительной мере иллюзия.

Во-вторых, и это особенно важно, традиционные модели трудового воспитания и социализации устойчивы и просты. Буду­чи связанное с конкретными условиями жизни, традиционное трудовое воспитание не выдерживает их быстрой трансформации.

В-третьих, в наше время самый важный вопрос — экологи­ческое воспитание. В традициях этнопедагогики было учить с дет­ства беречь природные ресурсы. Например, особенное отношение аборигенов к земле, в частности к родовым угодьям, приводит к складыванию у них партнерских отношений с природой, осозна-

нию своих обязанностей перед землей. Кроме того, часть земель считается для них священной. «Если исчезнут все растения и жи­вотные, человек умрет от невыносимой тоски одиночества» — считали индейцы Северной Америки. За оболочкой магической обрядности строго действовали установки: природу необходимо беречь, не загрязнять, чтобы не оскудевали ее ресурсы.

Сегодня, когда стало ясно, что природные ресурсы не беско­нечны, отношение к экологической мудрости изменяется, наблю­даются переориентация и сближение с традиционным воспита­нием. Но близость не означает тождества. Сегодня общество не может компенсировать урон, нанесенный природе. Остается толь­ко предупреждать «природный разгром и развал» и сохранять там, где возможно, природное равновесие. Соответственно изменяют­ся и задачи экологического воспитания детей.

Анализ опыта традиционных форм воспитания у разных наро­дов позволяет обозначить следующие этнопедагогические основы воспитания:

- представления о жизненном цикле и его этапах: выделение определенных возрастных ступеней, стадий физического разви­тия, понимание хронологической продолжительности каждого этапа жизненного цикла (младенчества, детства и т.д.), возраст-но-специфических форм деятельности;

-система институтов социализации: семья, возрастные классы и группы, специализированные институты социализации, функ­ционирующие на уровне общины или общества в целом, школа и ее прообразы, формы участия детей в трудовой и общественной деятельности взрослых, ведущие формы трудовой деятельности этноса и уровень ее дифференциации — половозрастное и обще­ственное разделение труда;

-дифференциация отцовских и материнских ролей: распреде­ление обязанностей, представление о реальном разделении труда, обеспечение материальных средств существования и поддержание эмоциональных отношений;

- типичные возрастно-специфические занятия и игры: поло­вая дифференциация возрастно-специфической деятельности, дружба детей и подростков (способы ее символизации и специ­фические функции), приучение детей к труду (с какого возраста, групповой или индивидуальный труд, способы поощрения — мате­риальные, моральные, заинтересованность в процессе труда или его результатах);

- изучать межпоколенные отношения: степень автономии детей от старших, тип социализации и развитие самостоятельности, индивидуальной инициативы, расширение с возрастом автоно­мии от старших.

Таким образом, к этнопедагогическим основам воспитания необходимо отнести возрастную терминологию этноса, символи-

ческие представления о детях и детстве, способы и материальные средства ухода за младенцами, трудовое и нравственное воспита­ние, детские игрушки и игры, различия в социальном статусе и стиле воспитания мальчиков и девочек. Эти сведения имеют су­щественное значение для понимания и решения современных этнопедагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...