Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Формирование человека как личности требует от общества по­стоянного и сознательно организуемого совершенствования систе­мы общественного воспитания, преодоления застойных, традицион­ных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразова­ния сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей раз­вития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипуля-тивного- воздействия на процесс развития, искажения его подлин­ной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, что­бы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершенствования самостоятель­ных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обя­зан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения об­щественно выработанных форм и способов деятельности происхо­дит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — са­мостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждо­го растущего человека как неповторимой человеческой индивидуаль­ности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и твор­ческих сил этого человека, через построение такой общественной прак­тики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответ­ствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, пре­следуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Такой подход к построению процесса воспитания — как актив­ного целенаправленного формирования личности — согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности. Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и гене-

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

тиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в про­цессе целенаправленного воспитания происходит действенная вы­работка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность разви­тия личности не представляет собой пассивного отражения обще­ственных отношений. Выступая и субъектом, и результатом обще­ственных отношений, личность формируется через ее активные об­щественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формирует­ся в человеке важнейшая, определяющая его как развитую лич­ность потребность в благе другого.

Воспитание как возрождение гражданина,

Человека культуры и нравственности (концепция

Е.В. Бондаревской)

Бойся думать без участия сердца.

М.И. Пришвин

Нравственность — это разум сердца.

Г.

Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивитель­ным многообразием, что обусловлено полиэтническим характером нашего общества, пестротой природных условий, различием пред­ставлений об актуальности тех или иных общественных проявле­ний. Достаточно сказать, что в трудах Всероссийской конференции по проблемам воспитания в обновляющейся системе образования, проходившей в марте 1993 года в г. Ростове-на-Дону, было опубли­ковано 12 концепций воспитания. Среди них заслуживают внима­ния «Социальное воспитание учащихся» коллектива авторов под руководством профессора Б. П. Битинаса, «Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника» В.М. Коротова, концепция эстетического воспитания Е.В. Квятковского, «Концеп­ция художественного образования как фундамента системы эстети­ческого развития учащихся в школе» Б.М. Йеменского, «Целост­ная система воспитания» И. П. Иванова.

Но бесспорное всеобщее признание в процессе обсуждения кон­цепций воспитания на этой конференции получили идеи, сформу­лированные академиком РАО Е.В. Бондаревской.

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в194

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...