Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль игры в народной педагогике




Игра — одна из первых форм человеческой активности, важ­нейший элемент онто- и филогенеза. Трудно представить себе ре­бенка без игры, а существование культуры без игровых форм дея­тельности. Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических и идеологических ориентации.

Игра — стихийный воспитательный институт. Она приняла эту функцию еще до появления школы и выполняет ее до сих пор. Без нее ребенок был бы оторван от социума. В игре он не только при­обретает умения и знания, навыки общения, но и усваивает си­стему ценностей, развивает механизмы творческого сознания. Игра выполняла и выполняет до сих пор важную функцию при перехо­де из одной возрастной группы в другую. В архаических и традици­онных обществах игра — важный фрагмент ритуала инициации: проверка готовности ребенка к взрослой жизни, элемент общест­венного праздника.

Интерес к игре заметен еще со времен античности. Так, Пла­тон видел единственно правильный путь жизни в игре, пении, танцах, воздаянии богам (т.е. опять-таки в игре-ритуале). Детскую игру он понимал как подражание действительности взрослых и потому считал, что ее нужно поддерживать и развивать.

Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гар­монии души и тела. В «Поэтике» говорится о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Интерес к игре особенно возрастал со времен Ренессанса, на заре Нового времени — с пробуждением интереса к личности, разнообразным видам ее деятельности и творчества. В много­численных исследованиях по истории культуры этого периода рассматривается роль игры и игрового начала, например у М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». Предметом педагогического и мо­рали заторе кого интереса становится детская игра как деятельная жизнь ребенка, в которой закладываются основы его технических навыков, знаний, моральных качеств (И. Г. Песталоцци, Д.Локк, Ж. Ж. Руссо), как воспитание чувств (Ф.Фребель). Вместе с тем предметом систематического изучения игра становится только с последней трети XIX в.

 

К.Д.Ушинский в середине XIX в. в контексте разговора о дет­ской игре отмечал, что в игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Существует несколько теорий детской игры. В большинстве из них она рассматривается как средство ухода ребенка в свой дет­ский мир и как инстинктивное стремление к активности и удо­вольствию. В традициях культурно-исторического подхода, кото­рый наиболее успешно разрабатывался Д. Б.Элькониным, игра рассматривается как специфический способ освоения социаль­ной действительности, в котором выражается связь ребенка с об­ществом.

Игры человека в детстве оказывают огромное влияние на фор­мирование его личности. Это не только развлечение и интересное времяпровождение, не только веселье и радость для детей. Харак­тер многих детских игр таков, что они имеют важное значение для умственного, физического, художественного и нравственно­го воспитания.

В развивающей игре формируется познавательная деятельность ребенка. В играх с игрушками, разными предметами у ребенка про­исходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие ре­бенка в дидактической игре происходит в единстве с развитием у него логического мышления. Чтобы решить игровую задачу, тре­буется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Увлекательные дидактические игры формируют у ребенка ин­терес к решению умственных задач. Увлечение игрой повышает произвольное внимание, обостряет наблюдательность, развивает память. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравствен­ным.

Подвижные игры соревновательного характера пробуждают ак­тивность каждого ребенка, они учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играю­щих. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, само­обладания, дисциплинированности. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости, помогает форми­рованию моральных представлений и понятий. С помощью этих игр можно развивать сообразительность, ловкость, быстроту ре­акции. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий, причем бодрое настроение, вызванное ими, отличается большой устойчивостью. В играх со словом дети учатся тонкостям родного языка.

Особое место в народной педагогике занимает детская игруш­ка. Игрушка в едином комплексе всей игровой деятельности рас­ширяет возможности познания ребенком различных явлений куль­туры. В традиционных культурах народов мира можно выделить три основные группы назначения и груше к, в которых

отражаются хозяйственная деятельность, семейные отношения и верования.

Хозяйственная деятельность, преображенная фантазией ребен­ка, была главным содержанием детских игр у всех народов. Имен­но в играх дети, подражая взрослым, воспроизводили основные трудовые процессы, присущие данному типу хозяйства. Сложная система связей игрушки и игры с верованиями и обрядовой прак­тикой подчеркивает их социальную природу как явлений специ­фически человеческих. Игрушка нужна для игры и живет в ней, ее создают взрослые, и хотя в традиционной культуре роль детского творчества в изготовлении игрушки очень велика, она в основном запрограммирована и обусловлена тем кругом образов и сюже­тов, которые предлагают ребенку взрослые.

Например, как объяснить столь разную степень условности, свойственную куклам в культурах разных народов, в то время как содержание игр с ними у всех народов практически одинаково? Очевидно, можно выявить в общих чертах внутреннее содержание игрушки и определить его отношение к процессу социализации ребенка. Проделанная в этой области работа позволила исследова­телям прийти к выводу о единстве большинства видов игрушек у всех народов мира. По мнению Е.А.Аркина, существуют игруш­ки, которые образуют как бы основную тему, в многочисленных разнообразных вариациях повторяющуюся на различных широтах и долготах земного шара, у различных народов.

К «из начал ьн ы м» относят следующие группы игрушек:

- звуковые (сенсорные) — трешотки, погремушки, жужжал-ки, бубенцы и т.д.;

-двигательные (моторные) — мяч, волчок, бильбоке и т.д.;

- оружие и составляющие орудия промысла (лук, удочки, ло­вушки, бола и т.д.);

-образные — куклы и игрушки, изображающие животных.

В любой традиционной культуре существует обязательное по­ловозрастное распределение игрушек: для девочек и мальчиков. Однако это деление охватывает далеко не все виды игрушек. Так, волчки, трещотки, бильбоке, погремушки, игрушки, изобража­ющие животных, часто используются в совместных играх. Четкое разделение существует только в оружии и куклах. Если первый вид используется в играх только мальчиками, то второй — цели­ком относится к играм девочек, в чем четко проявилось разделе­ние труда в условиях разложения патриархально-родовых отно­шений.

Народная педагогика начиняется с колыбельных песен, игру­шек и игр, игровых песен, детских орудий труда и трудовых обя­занностей детей, спортивных состязаний.

Игрушки существовали во все времена и у всех народов. В России сотни умельцев, а позднее и тысячи рабочих, кустарей занимались

изготовлением игрушек. Игрушки содействовали проявлению дея­тельной стороны человеческого существа, творчества, самостоя­тельности, словом, были предметом игры, а не развлечения.

И фа в значительной степени — основа всей человеческой куль­туры. Различают ифы спортивные (физические и интеллектуальные), художественно-ролевые (карнавалы и праздники), рациональные (шарады, кроссворды, ребусы и т.п.). Игры можно систематизи­ровать по содержательному признаку (военные, спортивные, эко­номические), по составу и количеству участников (одиночные, парные, групповые). Существуют разные подходы к классифика­ции игр. Классификация позволяет выявить различные функции игры и то место, которое она занимает среди прочих видов чело­веческой деятельности.

С древних времен до наших дней подчеркивают обучающее и воспитательное значение ифы. Посредством различных видов твор­ческой деятельности, осуществляемых в форме игры, реализуется всестороннее развитие подрастающего человека. Например, фи­зические упражнения и игры способствовали не только сохране­нию здоровья, красоты человеческого тела, но и вырабатывали волевые черты, способствовали эффективности производства. Физические упражнения и игры, имеющие многовековые тради­ции, были важным средством духовно-эстетического и нравствен­ного воспитания молодежи.

Игры и состязания любого народа теснейшим образом связаны с его культурой и бытом. Так, подавляющее большинство иф и состязаний у арктических этносов имеет прикладной характер, преобладают среди них промысловые игры и состязания. Они со­здавались и совершенствовались в применении к взрослым. Часы отдыха, национальные празднества сопровождались народными играми. В старину для участия в ифах или только для того чтобы посмотреть их, съезжались гости с далеких пастбищ, несмотря на расстояния и примитивные средства передвижения.

Ифы детей обских уфов, как у всякого другого народа, на­правлены на познание окружающей действительности, усвоение традиций, обычаев и обрядов своего народа, а также на овладе­ние необходимыми для жизни умениями и навыками. Традицион­ные игры детей и молодежи обских угров представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только развивают ум ребенка, но и закаливают его нравственно и физи­чески, укрепляют здоровье. Почти все этнографы, жившие какое-то время среди хантов, манси и ненцев, отмечали их невероятную выносливость, выдержку. Детям сызмальства внушается, что в тайге нельзя быть никому обузой. Природа может преподнести любой сюрприз, потому охотники, рыбаки и оленеводы должны быть терпеливы, физически закалены и готовы к любым неожиданно­стям. Поэтому в хантыйском фольклоре часто упоминаются состя-

зания и военные игры князей, богатырей и рядовых воинов. Они мерялись силой, соревновались в стрельбе, прыжках через натя­нутые ремни, в борьбе, беге на лыжах и подволокнах, метаниях каменных глыб, забивании в землю и вытаскивании жердей и т.п. Это основные формы физического воспитания не только в кня­жеской, но и в обычной семье.

Хантыйские и ненецкие ребятишки — это дети природы, их игры проходят в основном в лесу и имеют производственную на­правленность, носят сезонный характер. Игра почти всегда ими­тирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Наступает охотничий период, взрослые готовятся к охоте, и детские игры отображают это событие. Игра в охотников — любимое занятие мальчиков. Прежде всего это стрельба в цель из лука, вначале ма­ленького, подаренного взрослым, а в дальнейшем он будет де­лать его себе сам, постепенно усложняя. Пользуясь луком, маль­чик со временем сможет добыть мелких зверьков и птиц. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, пет­ли и т.д. Старшие поощряют подобные занятия, гордятся трофея­ми детей. Порой взрослые подкладывают в их ловушки птиц и зверьков. Не зная об этом, малыши радуются своей удаче.

Традиционно к воспитанию девочки и мальчика существует дифференцированный подход. Мальчик — это будущий хозяин, глава семьи, кормилец. У него старались выработать мужествен­ность, выносливость, выдержку, трудолюбие, правдивость, пре­данность семье. Девочка — будущая хранительница семейного очага, мать. У нее воспитывают хозяйственность, мастерство изготовле­ния одежды, обуви, утвари, умение готовить, женственность, доброту, скромность.

Существуют игры и игрушки только для мальчиков. Они на­правлены прежде всего на развитие физических качеств, необхо­димых для повседневного труда охотника, рыболова и оленевода. Эти занятия сложные, требующие упорства, больших знаний о природе, напряженного внимания, физической выносливости, наблюдательности, остроты зрения и слуха.

Например, у кетов (живут в Красноярском крае) национальные подвижные игры имеют давнее историческое происхождение. Они отражают быт, культуру народа, его трудовую деятельность (охо­ту, оленеводство), ее природосообразность. Для кета считалось ос­корбительным, если про него скажут, что он не умеет охотиться и рыбачить. Такой человек не пользовался уважением соплемен­ников, он, как правило, был физически слаб и не подготовлен к суровой жизни таежного охотника и рыболова. Естественная фор­ма проверки физических возможностей кета — сама жизнь, кото­рую вел и ведет его народ.

Проблема физической выносливости кетов находилась в пря­мой зависимости от воспитания молодого поколения. Именно бла-

годаря систематической и оригинальной форме физического вос­питания кетов из них вырастали самые меткие охотники и удач­ливые рыболовы.

В настоящее время кетские национальные игры получают ши­рокое распространение в Туруханском районе Красноярского края. В связи с развитием физической культуры и спорта кетские под­вижные игры включаются также в спортивные соревнования. Эти игры просты и доступны. Они удовлетворяют потребность моло­дого организма в движении, развивают ловкость, быстроту, мет­кость и сообразительность. Будучи увлекательными по своему иг­ровому сюжету, они повышают жизненный тонус, доставляют человеку радость, в то же время воспитывают чувство коллекти­визма, связаны со здоровым соревнованием. Эти игры позволяют объединяться и в малые группы, и в большие коллективы.

Все народные национальные физические упражнения, игры, состязания, виды спорта очень увлекательны, воздействуют на различные группы мышц, развивают физические и личностные качества человека. Они не требуют разнообразного инвентаря, оборудования, специальных спортивных сооружений. Дети, осво­ив технику той или иной игры, сами могут без руководителя иг­рать столько, сколько им хочется, во дворе, в поле, лесу и поме­щении. В игры можно вносить свои творческие дополнения, видо­изменения применительно к возрасту и особенностям играющих.

В различных регионах России в систему физического воспита­ния целенаправленно включают национально-спортивные состя­зания и игры. И эта работа имеет большую социальную значи­мость. Для современного поколения она станет средством не толь­ко физического закаливания, но и возрождения культуры наро­дов, стабилизации процесса этнокультурного воспроизводства.

Ребенок был бы безнадежно оторван от социума, если бы не было игры, где он приобретает не только умения и знания, но и систему ценностей, навыки общения, где развиваются механиз­мы творческого сознания. Игра — важный фактор инкультурации личности на всех этапах онтогенеза.

Задания для самоконтроля

1. Внимательно прочтите предлагаемый текст.

«Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно более игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукра­шенных. Они думают тем доставить больше удовольствия детям и спо­собствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой их ценят взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий мате­риал для выражения их замыслов. <...> Орудия их игр должны быть по­слушны им, должны быть податливы, гибки и превращаться во все, во что нужно, по требованиям игры. Игрушки очень сложные и дорогие

стесняют детей, сковывают их фантазию, предопределяя детскую игру. Игрушка сделана для известной игры, и ее не всегда бывает легко упо­треблять и в других играх, ей не предназначавшихся и, может быть, несвойственных. А между тем настроения детей изменчивы, желания бы­стро переходят с предмета на предмет, мысли скачут, как физически скачут здоровые дети. Что тут делать с такой игрушкой, которая дозволяет только известную игру и не превращается во все по желанию? Она на первых порах может очаровать дитя своей замысловатостью, но скоро дети ее забросят и вернутся к своим простым, незатейливым игрушкам, с которыми можно делать что угодно. Поэтому не нужно давать детям много игрушек, особенно сложных, дорогих: такие игрушки развивают в детях пассивность. Игрушки должны содействовать проявлению дея­тельной стороны человеческого существа, творчества, самостоятельнос­ти, словом, быть предметом игры, а не развлечения. Игрушки именно должны быть хорошим, гибким материалом для детских игр и время от времени давать толчок для творческой фантазии дитяти. Поэтому хоро­ши игрушки в виде простого материала — бумага, палочки, кубики, глина, воск, а куклы, посуда и пр. настолько удобны, насколько они не стесняют дитя в осуществлении его творческих замыслов, насколько они легко, по требованию глядя, могут превращаться во все, во что придется»1.

Каковы, по мнению П.Ф. Каптерева, основные требования к игруш­ке, каково основное назначение игрушек?

Что дети прежде всего ценят в игрушке?

2. Ответьте на следующие вопросы.

В чем заключается социальная природа ролевой игры ребенка? Что нового вносит культурно-исторический подход в понимание природы детской игры? Почему игра, являясь наиболее свободной и эмоциональ­но насыщенной деятельностью ребенка, способствует развитию произ­вольности?

3. Приведите свои примеры проявлений творчества в игре детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...