Роль игры в народной педагогике
Игра — одна из первых форм человеческой активности, важнейший элемент онто- и филогенеза. Трудно представить себе ребенка без игры, а существование культуры без игровых форм деятельности. Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических и идеологических ориентации. Игра — стихийный воспитательный институт. Она приняла эту функцию еще до появления школы и выполняет ее до сих пор. Без нее ребенок был бы оторван от социума. В игре он не только приобретает умения и знания, навыки общения, но и усваивает систему ценностей, развивает механизмы творческого сознания. Игра выполняла и выполняет до сих пор важную функцию при переходе из одной возрастной группы в другую. В архаических и традиционных обществах игра — важный фрагмент ритуала инициации: проверка готовности ребенка к взрослой жизни, элемент общественного праздника. Интерес к игре заметен еще со времен античности. Так, Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, пении, танцах, воздаянии богам (т.е. опять-таки в игре-ритуале). Детскую игру он понимал как подражание действительности взрослых и потому считал, что ее нужно поддерживать и развивать. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В «Поэтике» говорится о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта. Интерес к игре особенно возрастал со времен Ренессанса, на заре Нового времени — с пробуждением интереса к личности, разнообразным видам ее деятельности и творчества. В многочисленных исследованиях по истории культуры этого периода рассматривается роль игры и игрового начала, например у М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». Предметом педагогического и морали заторе кого интереса становится детская игра как деятельная жизнь ребенка, в которой закладываются основы его технических навыков, знаний, моральных качеств (И. Г. Песталоцци, Д.Локк, Ж. Ж. Руссо), как воспитание чувств (Ф.Фребель). Вместе с тем предметом систематического изучения игра становится только с последней трети XIX в.
К.Д.Ушинский в середине XIX в. в контексте разговора о детской игре отмечал, что в игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Существует несколько теорий детской игры. В большинстве из них она рассматривается как средство ухода ребенка в свой детский мир и как инстинктивное стремление к активности и удовольствию. В традициях культурно-исторического подхода, который наиболее успешно разрабатывался Д. Б.Элькониным, игра рассматривается как специфический способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Игры человека в детстве оказывают огромное влияние на формирование его личности. Это не только развлечение и интересное времяпровождение, не только веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное значение для умственного, физического, художественного и нравственного воспитания. В развивающей игре формируется познавательная деятельность ребенка. В играх с игрушками, разными предметами у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в единстве с развитием у него логического мышления. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Увлекательные дидактические игры формируют у ребенка интерес к решению умственных задач. Увлечение игрой повышает произвольное внимание, обостряет наблюдательность, развивает память. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным.
Подвижные игры соревновательного характера пробуждают активность каждого ребенка, они учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости, помогает формированию моральных представлений и понятий. С помощью этих игр можно развивать сообразительность, ловкость, быстроту реакции. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий, причем бодрое настроение, вызванное ими, отличается большой устойчивостью. В играх со словом дети учатся тонкостям родного языка. Особое место в народной педагогике занимает детская игрушка. Игрушка в едином комплексе всей игровой деятельности расширяет возможности познания ребенком различных явлений культуры. В традиционных культурах народов мира можно выделить три основные группы назначения и груше к, в которых отражаются хозяйственная деятельность, семейные отношения и верования. Хозяйственная деятельность, преображенная фантазией ребенка, была главным содержанием детских игр у всех народов. Именно в играх дети, подражая взрослым, воспроизводили основные трудовые процессы, присущие данному типу хозяйства. Сложная система связей игрушки и игры с верованиями и обрядовой практикой подчеркивает их социальную природу как явлений специфически человеческих. Игрушка нужна для игры и живет в ней, ее создают взрослые, и хотя в традиционной культуре роль детского творчества в изготовлении игрушки очень велика, она в основном запрограммирована и обусловлена тем кругом образов и сюжетов, которые предлагают ребенку взрослые. Например, как объяснить столь разную степень условности, свойственную куклам в культурах разных народов, в то время как содержание игр с ними у всех народов практически одинаково? Очевидно, можно выявить в общих чертах внутреннее содержание игрушки и определить его отношение к процессу социализации ребенка. Проделанная в этой области работа позволила исследователям прийти к выводу о единстве большинства видов игрушек у всех народов мира. По мнению Е.А.Аркина, существуют игрушки, которые образуют как бы основную тему, в многочисленных разнообразных вариациях повторяющуюся на различных широтах и долготах земного шара, у различных народов.
К «из начал ьн ы м» относят следующие группы игрушек: - звуковые (сенсорные) — трешотки, погремушки, жужжал-ки, бубенцы и т.д.; -двигательные (моторные) — мяч, волчок, бильбоке и т.д.; - оружие и составляющие орудия промысла (лук, удочки, ловушки, бола и т.д.); -образные — куклы и игрушки, изображающие животных. В любой традиционной культуре существует обязательное половозрастное распределение игрушек: для девочек и мальчиков. Однако это деление охватывает далеко не все виды игрушек. Так, волчки, трещотки, бильбоке, погремушки, игрушки, изображающие животных, часто используются в совместных играх. Четкое разделение существует только в оружии и куклах. Если первый вид используется в играх только мальчиками, то второй — целиком относится к играм девочек, в чем четко проявилось разделение труда в условиях разложения патриархально-родовых отношений. Народная педагогика начиняется с колыбельных песен, игрушек и игр, игровых песен, детских орудий труда и трудовых обязанностей детей, спортивных состязаний. Игрушки существовали во все времена и у всех народов. В России сотни умельцев, а позднее и тысячи рабочих, кустарей занимались изготовлением игрушек. Игрушки содействовали проявлению деятельной стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, словом, были предметом игры, а не развлечения. И фа в значительной степени — основа всей человеческой культуры. Различают ифы спортивные (физические и интеллектуальные), художественно-ролевые (карнавалы и праздники), рациональные (шарады, кроссворды, ребусы и т.п.). Игры можно систематизировать по содержательному признаку (военные, спортивные, экономические), по составу и количеству участников (одиночные, парные, групповые). Существуют разные подходы к классификации игр. Классификация позволяет выявить различные функции игры и то место, которое она занимает среди прочих видов человеческой деятельности.
С древних времен до наших дней подчеркивают обучающее и воспитательное значение ифы. Посредством различных видов творческой деятельности, осуществляемых в форме игры, реализуется всестороннее развитие подрастающего человека. Например, физические упражнения и игры способствовали не только сохранению здоровья, красоты человеческого тела, но и вырабатывали волевые черты, способствовали эффективности производства. Физические упражнения и игры, имеющие многовековые традиции, были важным средством духовно-эстетического и нравственного воспитания молодежи. Игры и состязания любого народа теснейшим образом связаны с его культурой и бытом. Так, подавляющее большинство иф и состязаний у арктических этносов имеет прикладной характер, преобладают среди них промысловые игры и состязания. Они создавались и совершенствовались в применении к взрослым. Часы отдыха, национальные празднества сопровождались народными играми. В старину для участия в ифах или только для того чтобы посмотреть их, съезжались гости с далеких пастбищ, несмотря на расстояния и примитивные средства передвижения. Ифы детей обских уфов, как у всякого другого народа, направлены на познание окружающей действительности, усвоение традиций, обычаев и обрядов своего народа, а также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей и молодежи обских угров представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только развивают ум ребенка, но и закаливают его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Почти все этнографы, жившие какое-то время среди хантов, манси и ненцев, отмечали их невероятную выносливость, выдержку. Детям сызмальства внушается, что в тайге нельзя быть никому обузой. Природа может преподнести любой сюрприз, потому охотники, рыбаки и оленеводы должны быть терпеливы, физически закалены и готовы к любым неожиданностям. Поэтому в хантыйском фольклоре часто упоминаются состя- зания и военные игры князей, богатырей и рядовых воинов. Они мерялись силой, соревновались в стрельбе, прыжках через натянутые ремни, в борьбе, беге на лыжах и подволокнах, метаниях каменных глыб, забивании в землю и вытаскивании жердей и т.п. Это основные формы физического воспитания не только в княжеской, но и в обычной семье.
Хантыйские и ненецкие ребятишки — это дети природы, их игры проходят в основном в лесу и имеют производственную направленность, носят сезонный характер. Игра почти всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Наступает охотничий период, взрослые готовятся к охоте, и детские игры отображают это событие. Игра в охотников — любимое занятие мальчиков. Прежде всего это стрельба в цель из лука, вначале маленького, подаренного взрослым, а в дальнейшем он будет делать его себе сам, постепенно усложняя. Пользуясь луком, мальчик со временем сможет добыть мелких зверьков и птиц. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, петли и т.д. Старшие поощряют подобные занятия, гордятся трофеями детей. Порой взрослые подкладывают в их ловушки птиц и зверьков. Не зная об этом, малыши радуются своей удаче. Традиционно к воспитанию девочки и мальчика существует дифференцированный подход. Мальчик — это будущий хозяин, глава семьи, кормилец. У него старались выработать мужественность, выносливость, выдержку, трудолюбие, правдивость, преданность семье. Девочка — будущая хранительница семейного очага, мать. У нее воспитывают хозяйственность, мастерство изготовления одежды, обуви, утвари, умение готовить, женственность, доброту, скромность. Существуют игры и игрушки только для мальчиков. Они направлены прежде всего на развитие физических качеств, необходимых для повседневного труда охотника, рыболова и оленевода. Эти занятия сложные, требующие упорства, больших знаний о природе, напряженного внимания, физической выносливости, наблюдательности, остроты зрения и слуха. Например, у кетов (живут в Красноярском крае) национальные подвижные игры имеют давнее историческое происхождение. Они отражают быт, культуру народа, его трудовую деятельность (охоту, оленеводство), ее природосообразность. Для кета считалось оскорбительным, если про него скажут, что он не умеет охотиться и рыбачить. Такой человек не пользовался уважением соплеменников, он, как правило, был физически слаб и не подготовлен к суровой жизни таежного охотника и рыболова. Естественная форма проверки физических возможностей кета — сама жизнь, которую вел и ведет его народ. Проблема физической выносливости кетов находилась в прямой зависимости от воспитания молодого поколения. Именно бла- годаря систематической и оригинальной форме физического воспитания кетов из них вырастали самые меткие охотники и удачливые рыболовы. В настоящее время кетские национальные игры получают широкое распространение в Туруханском районе Красноярского края. В связи с развитием физической культуры и спорта кетские подвижные игры включаются также в спортивные соревнования. Эти игры просты и доступны. Они удовлетворяют потребность молодого организма в движении, развивают ловкость, быстроту, меткость и сообразительность. Будучи увлекательными по своему игровому сюжету, они повышают жизненный тонус, доставляют человеку радость, в то же время воспитывают чувство коллективизма, связаны со здоровым соревнованием. Эти игры позволяют объединяться и в малые группы, и в большие коллективы. Все народные национальные физические упражнения, игры, состязания, виды спорта очень увлекательны, воздействуют на различные группы мышц, развивают физические и личностные качества человека. Они не требуют разнообразного инвентаря, оборудования, специальных спортивных сооружений. Дети, освоив технику той или иной игры, сами могут без руководителя играть столько, сколько им хочется, во дворе, в поле, лесу и помещении. В игры можно вносить свои творческие дополнения, видоизменения применительно к возрасту и особенностям играющих. В различных регионах России в систему физического воспитания целенаправленно включают национально-спортивные состязания и игры. И эта работа имеет большую социальную значимость. Для современного поколения она станет средством не только физического закаливания, но и возрождения культуры народов, стабилизации процесса этнокультурного воспроизводства. Ребенок был бы безнадежно оторван от социума, если бы не было игры, где он приобретает не только умения и знания, но и систему ценностей, навыки общения, где развиваются механизмы творческого сознания. Игра — важный фактор инкультурации личности на всех этапах онтогенеза. Задания для самоконтроля 1. Внимательно прочтите предлагаемый текст. «Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно более игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой их ценят взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов. <...> Орудия их игр должны быть послушны им, должны быть податливы, гибки и превращаться во все, во что нужно, по требованиям игры. Игрушки очень сложные и дорогие стесняют детей, сковывают их фантазию, предопределяя детскую игру. Игрушка сделана для известной игры, и ее не всегда бывает легко употреблять и в других играх, ей не предназначавшихся и, может быть, несвойственных. А между тем настроения детей изменчивы, желания быстро переходят с предмета на предмет, мысли скачут, как физически скачут здоровые дети. Что тут делать с такой игрушкой, которая дозволяет только известную игру и не превращается во все по желанию? Она на первых порах может очаровать дитя своей замысловатостью, но скоро дети ее забросят и вернутся к своим простым, незатейливым игрушкам, с которыми можно делать что угодно. Поэтому не нужно давать детям много игрушек, особенно сложных, дорогих: такие игрушки развивают в детях пассивность. Игрушки должны содействовать проявлению деятельной стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, словом, быть предметом игры, а не развлечения. Игрушки именно должны быть хорошим, гибким материалом для детских игр и время от времени давать толчок для творческой фантазии дитяти. Поэтому хороши игрушки в виде простого материала — бумага, палочки, кубики, глина, воск, а куклы, посуда и пр. настолько удобны, насколько они не стесняют дитя в осуществлении его творческих замыслов, насколько они легко, по требованию глядя, могут превращаться во все, во что придется»1. Каковы, по мнению П.Ф. Каптерева, основные требования к игрушке, каково основное назначение игрушек? Что дети прежде всего ценят в игрушке? 2. Ответьте на следующие вопросы. В чем заключается социальная природа ролевой игры ребенка? Что нового вносит культурно-исторический подход в понимание природы детской игры? Почему игра, являясь наиболее свободной и эмоционально насыщенной деятельностью ребенка, способствует развитию произвольности? 3. Приведите свои примеры проявлений творчества в игре детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|