Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методика воспитания




Пятый миф — миф о золотом веке образования, наступившем яко­бы в наши дни на Западе. Для России характерны колебания маят­ника от анафемы до самого неумеренного восхваления всего запад­ного (достаточно вспомнить фразу «А сало русское едят!» из басни И.А. Крылова). Сейчас маятник резко качнулся в сторону восхвале­ния западного, и это принимает не менее уродливые формы, чем «борь­ба с космополитизмом и низкопоклонством перед иностранщиной» в последние годы жизни Сталина.

Но самый опасный, по мнению А.В. Гладкого, миф — миф о благодетельном рынке, который расставит все по местам и положит конец спорам, какое образование хорошее и какое — плохое. Этот миф основан на преувеличении роли экономики в жизни общества, которое привело Маркса к убеждению, что вся духовная жизнь че­ловечества и все общественные установления представляют собой не более чем надстройку над способом организации производства. В действительности же экономика при своей жизненной важности есть только одна из сторон жизни людей, а рынок есть способ регулиро­вания экономики. Другие стороны человеческой жизни ему не под­властны. В частности, образование так же не может регулироваться рынком, как не могут и не должны им регулироваться религия, нравственность, искусство.

Исходя из изложенного выше, будет нелегко говорить о техноло­гии гуманистического воспитания, ибо понятия «технология» и «гу­манизм», хотя и используются сейчас видными педагогами, по сути своей не совместимы.

Отношение к ребенку как субъекту жизнедеятельности и педаго­гического взаимодействия требует изменения традиционной систе­мы методов воспитания. Е.В. Бондаревская считает, что необходим переход от их разработки как способов организации деятельности и педагогического воздействия на сознание и поведение личности (что ведет к неразличению понятий методы и средства воспитания) к пониманию движущих сил, мотивов воспитания.

Личностный (индивидуальный) подход в воспитании — последо­вательное отношение педагога к воспитаннику как личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и опре­деляет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возмож­ностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспри­нимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.222

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |

Деятельностный подход в воспитании придает первостепенную • роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию лич­ности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основан­ной на идее единства сознания и деятельности.

Личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление лич­ности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка-в процессе воспитания.

Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках дея-тельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректи­ровки, с возникающими в совместной деятельности и общении де­тей отношениями, их гуманизации с помощью специально создава­емых ситуаций.

Событийный подход тоже следует рассматривать как один из ас­пектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.

Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет ин­дивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможностей, спо­собностей к реализации организаторских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — ду­ховной и материальной.

Классовый подход, характерный для социалистического общества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от социальных классов — имущих или неимущих (отсюда и терминология «буржу­азное воспитание», «советское воспитание»).

Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл — включение школы в среду с педагогически целесообраз­ной позиции и включения среды в школу, освоение ее связи с реа­лизацией поставленных целей. Хотя сама идея средового подхода не нова. Еще К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, а на Западе Дж. Дьюи и П. Натору считали необходимым учитывать и по мере возможно­сти использовать среду в педагогическом процессе. Средовый под­ход в воспитании — это интеграция влияний всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате чего может появиться региональная воспитательная система.

Дихотомический подход имеет свои корни в греческом слове «ди­хотомия», что означает последовательное деление целого на части. Мысль о необходимости его использования в управлении воспита­тельным процессом начала осознаваться педагогами только в послед­нее время, хотя отдельные идеи дихотомии встречались в педагогике

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...