Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методика воспитания




давно: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудоч­ность, поощрение и наказание и др. А.С. Макаренко, например, соче­тал любовь и суровость по отношению к ребенку. Он утверждал, что ребенок, как и растение, требует не только подкормки, но и обрезки колючек и засохших листьев. Надо быть тонким педагогом, чтобы уловить эту меру, управляя процессом воспитания.

Педагогика — наука о мере. Видимо, задача педагогов — выя­вить эту меру, чтобы эффективно реализовать ее в рамках воспита­тельной системы с учетом ее своеобразия.

Рассматривая воспитание как гуманитарную практику, кафедра педагогики РГПУ сформулировала методы социально-активного вос­питания:

• создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры;

• свободный выбор детьми способов и форм культурной жизне­деятельности, жизнетворчества;

• моральная деятельность, направленная на возрождение наци­ональной культуры.

В соответствии с действующим законом об образовании педагог имеет теперь право:

• иметь авторскую воспитательную программу;

• использовать различные способы коррекции развития детей;

• помогать семье в разработке индивидуальной программы вос­питания ребенка;

• с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, семье, неформальных группах определяет следующие усло­вия гуманистического воспитания, сформулированные Е.В. Бонда-ревской:

• единство воспитания и жизни детей, организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, се­мье, социуме;

• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащении их деятель­ности;

• нерегламентированное содержание воспитания, насыщение его реальными проблемами детской жизни, использование жизнен­ных и воспитательных ситуаций для проживания детьми нрав­ственно-ценных эмоциональных состояний; приобретение опыта

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу со­вершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.;

• педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями;

• объединение воспитательных усилий школы и семьи, призна­ние за семьей основного института социализации личности.

Именно школа может создать ту модель гуманистических отно­шений, вне которых не может быть полноценного развития челове­ка. Для'этого необходимо:

• укрепление не только межвозрастных, но и межпоколенчес-ких связей;

• выход за рамки узкого ролевого общения «учитель — уче­ник», «педагог — родитель», «начальник — подчиненный»;

• соблюдение «золотого правила нравственности»: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»;

• овладение гуманистическим способом освоения мира, умени­ем во всем увидеть человека — его труд, отношение к другому человеку, надежды и тревоги, прошлое и будущее;

• воспитание уважения и терпимости к другим взглядам, вера, культура, сознательное воспитание в себе доброжелательнос­ти и миролюбия; отказ от успеха за счет других людей;

• введение в школьную жизнь элементов практической конф-ликтологии как инструмента разрешения противоречий, как средства гуманизации человеческих отношений. Предстоящий XXI век должен быть веком человека, иначе чело­веческая цивилизация погибнет. Гарантом этого может стать шко­ла, воспитывающая, школа гуманистическая. Наиболее существен­ные для гуманизации воспитания особенности демократических преобразований связаны со следующими инновационными процес­сами:

• переориентация целей школы с обучения на воспитание лич­ности;

• забота о полноценном и всестороннем развитии детей в на­чальной школе;

• дифференциация обучения с учетом потребностей и желания учащихся, учителей и родителей, с учетом особенностей де­тей;

• повышенное педагогическое внимание к интересам детей;

• сочетание внимания к детям с их диагностикой, коррекцией, вариативностью организации жизнедеятельности;

• создание условий для саморегуляции и проявления граждан­ской активности личности на всех ступенях обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...