Теория и методика воспитания
давно: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и др. А.С. Макаренко, например, сочетал любовь и суровость по отношению к ребенку. Он утверждал, что ребенок, как и растение, требует не только подкормки, но и обрезки колючек и засохших листьев. Надо быть тонким педагогом, чтобы уловить эту меру, управляя процессом воспитания. Педагогика — наука о мере. Видимо, задача педагогов — выявить эту меру, чтобы эффективно реализовать ее в рамках воспитательной системы с учетом ее своеобразия. Рассматривая воспитание как гуманитарную практику, кафедра педагогики РГПУ сформулировала методы социально-активного воспитания: • создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры; • свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества; • моральная деятельность, направленная на возрождение национальной культуры. В соответствии с действующим законом об образовании педагог имеет теперь право: • иметь авторскую воспитательную программу; • использовать различные способы коррекции развития детей; • помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка; • с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания. Ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, семье, неформальных группах определяет следующие условия гуманистического воспитания, сформулированные Е.В. Бонда-ревской: • единство воспитания и жизни детей, организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье, социуме;
• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащении их деятельности; • нерегламентированное содержание воспитания, насыщение его реальными проблемами детской жизни, использование жизненных и воспитательных ситуаций для проживания детьми нравственно-ценных эмоциональных состояний; приобретение опыта ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.; • педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями; • объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности. Именно школа может создать ту модель гуманистических отношений, вне которых не может быть полноценного развития человека. Для'этого необходимо: • укрепление не только межвозрастных, но и межпоколенчес-ких связей; • выход за рамки узкого ролевого общения «учитель — ученик», «педагог — родитель», «начальник — подчиненный»; • соблюдение «золотого правила нравственности»: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»; • овладение гуманистическим способом освоения мира, умением во всем увидеть человека — его труд, отношение к другому человеку, надежды и тревоги, прошлое и будущее; • воспитание уважения и терпимости к другим взглядам, вера, культура, сознательное воспитание в себе доброжелательности и миролюбия; отказ от успеха за счет других людей; • введение в школьную жизнь элементов практической конф-ликтологии как инструмента разрешения противоречий, как средства гуманизации человеческих отношений. Предстоящий XXI век должен быть веком человека, иначе человеческая цивилизация погибнет. Гарантом этого может стать школа, воспитывающая, школа гуманистическая. Наиболее существенные для гуманизации воспитания особенности демократических преобразований связаны со следующими инновационными процессами:
• переориентация целей школы с обучения на воспитание личности; • забота о полноценном и всестороннем развитии детей в начальной школе; • дифференциация обучения с учетом потребностей и желания учащихся, учителей и родителей, с учетом особенностей детей; • повышенное педагогическое внимание к интересам детей; • сочетание внимания к детям с их диагностикой, коррекцией, вариативностью организации жизнедеятельности; • создание условий для саморегуляции и проявления гражданской активности личности на всех ступенях обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|