Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методика воспитания




выбирает близкое ему дело и совершенствуется в нем, творчески воспринимая все неожиданности динамичного и сложного мира.

Каждая группа дежурит в классе в течение недели. За это время проводится классный час, выпускается газета. Через четыре недели все отдежурившие группы отчитываются перед классом о выпол­ненной работе, о дежурстве по школе, о добрых делах, которые ими придуманы и сделаны. Например, одна группа придумала и откры­ла в классе домашнюю библиотеку, другая стала ежедневно зани­маться на дому с заболевшим мальчиком. А одна группа придумала написать поздравительные к Новому году открытки Мите К., пере­несшему операцию. Целых 25 поздравительных открыток!

В классе полюбили игру «Тайный друг», изложенную в учебни­ке «Мой Мир и Я». Ребята поняли, что чем больше своей души они вложат в заботу о друге, тем больше у них будет чувство радости, когда их любовь приносит хоть маленькое счастье другому. Это скромные шаги по пути нравственного становления личности.

Одной из форм групповой деятельности учащихся в система Л.И. Токарской, способствующей развитию у учащихся интереса к личности, к достоинству, является «День именинника». Если при­ближается чей-то день рождения, то в классе появляется плакат типа «Сегодня Наташин День». Перед началом занятий все собира­ются, и каждый старается в своем мини-выступлении сказать име­ниннику только приятное. Умение найти нужные слова, характери­стики, пожелания делают взаимоотношения учащихся в дальней­шем более продуктивными. Ведь дети стараются показать, насколько они доброжелательны друг к другу, насколько они проницательны. Педагог учит детей диалогу, культуре общения. Такой прием помо­гает каждому ребенку обрести уверенность в себе, осознать свое до­стоинство, найти в этом мире свою экологическую нишу. Дети не только поздравляют именинника, но и дают небольшую концерт­ную программу «На волшебном стуле», а именинник сидит на нем перед всем классом, высвечиваются все позитивные возможности коллектива. Каждый ребенок в течение года проходит через это воз­вышение. Каждый имеет возможность почувствовать себя неповто­римым. Единственным. Личностью. И педагоги-предметники спо­собствуют этому: все в этот день вызывают именинника к доске, чтобы школьник показал свои знания и умения.

В порядке контроля, начиная с апреля 1995 года, мы проводим выборочные комплексные психологические исследования в несколь­ких классных коллективах школы № 15. По заключению психоло­гов, в классе, которым руководит Л.И. Токарская, самая адекват­ная самооценка учащихся и самый высокий уровень их психологи­ческой комфортности.248

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитательная система «Город — школа

Культуры» (уникальный опыт образовательного

Пространства Таганрога)

В мировой педагогической практике существует и такой фено­мен, как Ассоциация воспитывающих городов. Центр ее размеща­ется в Гетеборге. От России в Ассоциацию приняты Норильск, Неф­теюганск, Ухта — города больше богатые финансами, чем культур­ными традициями. Именно это и дает повод некоторым сомнениям.

В нашем регионе есть город, который еще формально не принят в Ассоциацию воспитывающих городов, но сделал очень многое на этом пути. Трудно найти учебник по русской истории, где не упо­минался бы Таганрог — город-крепость, город-купец, город про­мышленности, город особой культуры. Эта особая культура видит­ся прежде всего в его многонациональности, где ярко проявились веротерпимость, культурная автономия меньшинств, образцовые деловые отношения — яркое доказательство наших высоких нрав­ственных ценностей.

Таганрог — первый в России город, построенный по заранее раз­работанному генеральному плану. Его богатая архитектурная плас­тика, сохранившаяся до наших дней, его уникальные памятники культуры во многом способствовали созданию здесь литературного и историко-архитектурного заповедника. Таганрог дал миру самого ин­теллигентного писателя XX века — А.П. Чехова. Он дал творческую пищу А. Пушкину, К. Паустовскому, И. Василенко, Н. Щербине, В. Моложавенко, С. Званцеву, десяткам других писателей и поэтов.

В Таганроге бывали композиторы С. Танеев и В. Сук, М. Мусор­гский и С. Рахманинов. Здесь всю свою жизнь работали замечатель­ные композиторы и дирижеры Гаэтано и Валериан Молла. Здесь, на берегу моря, неоднократно отдыхал и обдумывал детали своих про­изведений П.И. Чайковский.

Таганрогский театр — один из старейших в России. Только Та­ганрог и Петербург имели итальянскую оперу. Таганрогский крае­ведческий музей — первый на юге России. В городе была открыта первая в России классическая гимназия. В ТГПИ открыт первый в России факультет воспитательной работы, преобразованный ныне в факультет социальной педагогики.

В годы советских пятилеток город стал крупным промышлен­ным центром Северо-Кавказского края. Он и сейчас занимает пер­вое место в стране по проценту взрослого населения, занятого в промышленном производстве. Таганрог — город уникальных пред­приятий — единственный в мире завод, выпускающий самолеты-амфибии; единственный в мире завод пчеловодного инвентаря.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...