Теория и методика воспитания
выбирает близкое ему дело и совершенствуется в нем, творчески воспринимая все неожиданности динамичного и сложного мира. Каждая группа дежурит в классе в течение недели. За это время проводится классный час, выпускается газета. Через четыре недели все отдежурившие группы отчитываются перед классом о выполненной работе, о дежурстве по школе, о добрых делах, которые ими придуманы и сделаны. Например, одна группа придумала и открыла в классе домашнюю библиотеку, другая стала ежедневно заниматься на дому с заболевшим мальчиком. А одна группа придумала написать поздравительные к Новому году открытки Мите К., перенесшему операцию. Целых 25 поздравительных открыток! В классе полюбили игру «Тайный друг», изложенную в учебнике «Мой Мир и Я». Ребята поняли, что чем больше своей души они вложат в заботу о друге, тем больше у них будет чувство радости, когда их любовь приносит хоть маленькое счастье другому. Это скромные шаги по пути нравственного становления личности. Одной из форм групповой деятельности учащихся в система Л.И. Токарской, способствующей развитию у учащихся интереса к личности, к достоинству, является «День именинника». Если приближается чей-то день рождения, то в классе появляется плакат типа «Сегодня Наташин День». Перед началом занятий все собираются, и каждый старается в своем мини-выступлении сказать имениннику только приятное. Умение найти нужные слова, характеристики, пожелания делают взаимоотношения учащихся в дальнейшем более продуктивными. Ведь дети стараются показать, насколько они доброжелательны друг к другу, насколько они проницательны. Педагог учит детей диалогу, культуре общения. Такой прием помогает каждому ребенку обрести уверенность в себе, осознать свое достоинство, найти в этом мире свою экологическую нишу. Дети не только поздравляют именинника, но и дают небольшую концертную программу «На волшебном стуле», а именинник сидит на нем перед всем классом, высвечиваются все позитивные возможности коллектива. Каждый ребенок в течение года проходит через это возвышение. Каждый имеет возможность почувствовать себя неповторимым. Единственным. Личностью. И педагоги-предметники способствуют этому: все в этот день вызывают именинника к доске, чтобы школьник показал свои знания и умения.
В порядке контроля, начиная с апреля 1995 года, мы проводим выборочные комплексные психологические исследования в нескольких классных коллективах школы № 15. По заключению психологов, в классе, которым руководит Л.И. Токарская, самая адекватная самооценка учащихся и самый высокий уровень их психологической комфортности.248 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Воспитательная система «Город — школа Культуры» (уникальный опыт образовательного Пространства Таганрога) В мировой педагогической практике существует и такой феномен, как Ассоциация воспитывающих городов. Центр ее размещается в Гетеборге. От России в Ассоциацию приняты Норильск, Нефтеюганск, Ухта — города больше богатые финансами, чем культурными традициями. Именно это и дает повод некоторым сомнениям. В нашем регионе есть город, который еще формально не принят в Ассоциацию воспитывающих городов, но сделал очень многое на этом пути. Трудно найти учебник по русской истории, где не упоминался бы Таганрог — город-крепость, город-купец, город промышленности, город особой культуры. Эта особая культура видится прежде всего в его многонациональности, где ярко проявились веротерпимость, культурная автономия меньшинств, образцовые деловые отношения — яркое доказательство наших высоких нравственных ценностей.
Таганрог — первый в России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану. Его богатая архитектурная пластика, сохранившаяся до наших дней, его уникальные памятники культуры во многом способствовали созданию здесь литературного и историко-архитектурного заповедника. Таганрог дал миру самого интеллигентного писателя XX века — А.П. Чехова. Он дал творческую пищу А. Пушкину, К. Паустовскому, И. Василенко, Н. Щербине, В. Моложавенко, С. Званцеву, десяткам других писателей и поэтов. В Таганроге бывали композиторы С. Танеев и В. Сук, М. Мусоргский и С. Рахманинов. Здесь всю свою жизнь работали замечательные композиторы и дирижеры Гаэтано и Валериан Молла. Здесь, на берегу моря, неоднократно отдыхал и обдумывал детали своих произведений П.И. Чайковский. Таганрогский театр — один из старейших в России. Только Таганрог и Петербург имели итальянскую оперу. Таганрогский краеведческий музей — первый на юге России. В городе была открыта первая в России классическая гимназия. В ТГПИ открыт первый в России факультет воспитательной работы, преобразованный ныне в факультет социальной педагогики. В годы советских пятилеток город стал крупным промышленным центром Северо-Кавказского края. Он и сейчас занимает первое место в стране по проценту взрослого населения, занятого в промышленном производстве. Таганрог — город уникальных предприятий — единственный в мире завод, выпускающий самолеты-амфибии; единственный в мире завод пчеловодного инвентаря.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|