Этнические аспекты педагогической культуры
Мастерство педагога — это не только профессиональное знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из закономерностей обучения и воспитания, законов организации деятельности детей. «Мастером становится тот, кто, заботясь о технологии воспитательного процесса, развивает всю систему отношений, обеспечивающих свободное развитие каждого, кто постоянно стремится выйти за пределы достигнутого, выдвигая все новые и новые задачи»1. Педагогическое мастерство проявляется в организации деятельности воспитанников, в необычном, нетрадиционном сочетании обучения и воспитания. «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством... но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта»2, — считал А.С.Макаренко. Он подчеркивал и убеждал своей деятельностью, что мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей. Деятельность педагога — это всегда деятельность по управлению деятельностью воспитанников. Сущность педагогического мастерства определяется как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. В целом мастерство педагога заключено в синтезе педагогической культуры и педагогической техники. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов, связанных с умением: -управлять своим поведением; - воздействовать на других воспитанников. Термин «педагогическая культура» предполагает учет контекста человеческой культуры, для которого характерны проявления специфического, своеобразного, уникального, отражающего це-
1 Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1985. — С. 55. 2 Цит по: Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989. — С. 10. ^У 203 лостность ее носителя, духовного начала (В. Г. Воронцова). Содержательные характеристики педагогической культуры всегда несут конкретную социально-историческую нагрузку. При этом уровень индивидуальной педагогической культуры может быть соотнесен как с более широким культурным контекстом, например с культурой народов определенного времени, эпохи, так и с более узким, например с этнокультурой конкретного народа. В России наблюдается рефлексивный период развития педагогической культуры, постепенно переходящий в активный созидательный процесс. Оживление педагогической мысли основано на принципиально новой ориентации: на повышении культуры взаимодействия этносов. Педагог, не овладевший культурой профессионального труда, рефлексией, не знающий, как получить недостающие знания о стратегии и тактике взаимодействия с детьми разных национальностей, теряется и не испытывает свободы в полиэтническом сообществе учащихся. Педагогическое бескультурье приводит, как правило, к ущербности воспитательной деятельности. Педагогическая культура как интегральная характеристика деятельности проявляется в разных способах жизнедеятельности и во взаимодействии с окружающими людьми. Специалиста образования, у которого развита педагогическая культура, можно назвать интеллигентным человеком. Именно феномен интеллигентного человека — наиболее яркая, жизненная и конкретная манифестация педагогической культуры. Педагогический коллектив образовательного учреждения прежде всего обязан транслировать этические нормы и культуру профессиональной деятельности. Микроклимат, в котором находится обучающийся, воспитывает его и знакомит с нормами общекультурной жизни. Культура и личный пример педагога придают особый статус образовательной среде, что обязывает его обладать высокой духовностью и нравственностью. Педагогическая интеллигенция выполняет специальную функцию субъекта духовного производства. Сфера духовного производства и культура в сфере духовного производства обеспечивают безопасное взаимодействие в образовательной среде, что способствует проявлению потенциальных возможностей человека, его самовыражению.
В безопасной образовательной среде нет проблемы страха перед бескультурьем, психологическим насилием, более целесообразно используется этнопедагогический потенциал образовательной среды и особенности народной педагогики, которая прежде всего транслирует заботу о воспитании подрастающего поколения. Рассмотрим две жизненные ситуации, пережитые в детстве и рассказанные взрослым человеком, директором одной из Санкт-Петербургских школ. Эти ситуации показывают, как может круто изменить жизнь ребенка педагогическое безкультурье и как важ- ны для нормальной жизнедеятельности в школе педагогический такт и понимание учащихся. Ситуация 1. В седьмом классе со мной произошел такой случай. Как обычно, многие девочки и мальчики в классе симпатизируют друг другу. И мальчики по-своему выражают это: делают все, что на первый взгляд может показаться грубым, чтобы привлечь внимание понравившейся девочки. Однажды на перемене я донимал Олю из нашего класса: дергал за косичку, прыгал перед ней, не давая возможности пройти, просил откусить ее яблоко. В общем, вел себя так, как характерно для мальчиков подросткового возраста. Несколько учителей стояли в коридоре и разговаривали. Наша учительница математики Светлана Анатольевна остановила меня, подвела к учителям и сказала: «Посмотрите на этого жениха! Он, оказывается, влюблен...» Светлана Анатольевна продолжала с иронией говорить еще о чем-то. Я не слышал, покраснел, на глазах выступили слезы. Я выбежал из школы. Плакал и ненавидел и математику, и школу, и себя тоже. Дома сказал, что не пойду в эту школу. Отец меня наказал, допытываясь, из-за чего. А я стеснялся сказать. На другой день я со страхом ждал урока математики, сидел, вжавшись в парту. И вдруг услышал: «Ну, раз прогулял, жених, иди решать задачу. Попробуй еще пропустить, сообщу родителям». С математикой я «дружил», свою твердую четверку получал всегда, а тут не смог понять условие задачи. Отказался решать, получил точку в журнале (у нас это означало «хвост»). До конца урока ерзал на стуле, очень старался не нарушать дисциплину, а тут как назло то линейка падала, то карандаш куда-то подевался, то ручка перестала писать, а «математичка» делала замечания, принимая это за нарушение дисциплины. Дома я, стоя на коленях перед мамой, уговаривал ее убедить папу перевести меня в другую школу. Я все им рассказал.
Ситуация 2. В новой школе строгий вид учительницы математики мне не понравился. Звали ее Фатима Магомедовна, на голове у нее всегда была косынка или платок и говорила она с характерным южным акцентом. К платку на голове и акценту я быстро привык. На ее уроках мне было все понятно, я старался справляться с заданиями самостоятельно, и она ко мне не придиралась. Через месяц в классе я был своим парнем. Девчонки обращали на меня внимание, а я их обходил стороной. Но однажды, входя в класс, я увидел новенькую. Она была очень красива. Классная руководительница сказала, что Симона плохо владеет русским языком, поэтому на первых порах ей надо помочь. Ее посадили сзади меня. На всех уроках я старался ей «помогать», возможно, больше мешал, поворачиваясь к ней. Мне делали замечания. Но я не мог ничего с собой поделать. Серьезная «математичка» все понимала, но замечания делала редко. Так прошло недели две. И вдруг, Фатима Магомедовна говорит, что Симоне на уроках математики лучше сидеть со мной и пересаживает мою соседку на место Симоны. Так удобнее будет мне ей помогать. У меня дыхание перехватило. Я любил весь свет, и Фатиму Магомедовну, и школу, старался изо всех сил, чтобы не подвести и оправдать доверие, был активнее и на других уроках. Школу в этот год окончил без троек. Любимыми предметами у меня стали алгебра и геометрия. Симона через год уехала (у нее папа был военный). Мы давно окончили школу. А я до сих пор с чувством глубокой благодарности вспоминаю нашу Фатиму Магомедовну. Было в ней что-то особенное.
[Развитие современной системы образования сдерживается недостаточным уровнем педагогической и этнопедагогическои культуры, отсутствием у части работников сферы образования психолого-педагогической компетентности. Общество нуждается в таком педагоге, который был бы способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям периода, к самостоятельному выбору решения проблем и педагогических задач в условиях полиэтнической образовательной среды и полиэтнического состава учащихся, владеющего педагогической культурой и тактом. По мнению Ю.В.Сенько, профессиональная культура педагога располагается на границе ее бытийного (этнопедагогическая культура) и рефлексивного (научно-педагогическая культура) слоев. Такое положение профессиональной педагогической культуры определяет и профессиональную педагогическую подготовку, а также равноправное участие в ней этнопедагогическои и научно-педагогической культур. В процессе профессиональной подготовки будущего педагога должны быть созданы условия, чтобы этн о педагоги чес кое содержание стало органической его частью и не выступало в качестве дополнительного к научно-педагогическому содержанию либо автономно по отношению к нему. Проблема этнопедагогизации педагогического образования важна для сохранения культурных традиций не только малочисленных народов, но и больших этносов, каким является русский этнос. Г. Н. Волков подчеркивает значимость наиболее сильных сторон русской культуры, обусловливающих развитие народов в России в целом. Причем это понимают представители разных этносов и убежденно и настойчиво внушают, призывают: «Нам, нерусским народам, надо всемерно поддерживать все прогрессивные начинания русских, ибо когда русским плохо — нерусским станет гораздо хуже». Содержательный диалог культур народов Российской Федерации противостоит угрозе американизма, причем диалог этнопедагогический, и только этнопедагогический. Дело внутреннее, чисто российское1. Профессиональная подготовка буду- 1 См.: Егоров М. //., Петрова Т. Н. Этнопедагогический диалог культур в якутской национальной гимназии // Культурологические проблемы дошкольного образования в пол и культурном регионе. — М., 2003. — С. 5. щего педагога должна органически сочетать индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы. Важно привлечь студентов к изучению фундаментальных аспектов этнической жизни, ее воспитательных традиций и обычаев, особенностей региональных культур. 7
Задания для самоконтроля 1. Представители гуманистической теории связывают развитие ребенка с умением учителя стимулировать процесс учения через создание атмосферы психологической поддержки в классе. Создание положительных эмоций учеников — задача, доступная лишь учителю, обладающему развитым педагогическим тактом. Карл Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет руководствоваться определенными принципами и опираться на методику диалогового общения. Проанализируйте ситуации, изложенные в тексте, с позиции следующих принципов диалогового общения: а) демонстрировать доверие детям на протяжении всего учебного процесса; б) помогать детям в постановке и выполнении учебных задач; в) опираться на внутреннюю мотивацию детей в учении; г) служить источником опыта для детей в случаях затруднений; д) чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его; е) быть активным участником группового взаимодействия; ж) открыто выражать детям свои чувства; з) стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства детей; и) стремиться к самопознанию. Методика диалогового общения предполагает владение учителем пятью реакциями (способами ведения диалога): реакцией понимания — выслушать собеседника до конца, не перебивая комментариями, и начать свою речь пересказом своими словами «Я понимаю...»; реакцией оценочной — рассказ собеседнику, каким вы видите его трудности, совет без критики и осуждения, как лучше поступить; информационной реакцией — для дополнительного анализа ситуации («А как?.. А что вы предполагаете?»); реакцией поддержки — приведение аргументов для успокоения собеседника; реакцией интерпретации — вскрытие подлинных мотивов поведения собеседника, о которых он может и не подозревать. Используется редко, чаще после информационной реакции и обязательно завершается реакцией поддержки. 2. Что можно порекомендовать педагогу Светлане Ивановне в следующей ситуации? «У Светланы Ивановны было с утра плохое настроение. Она вошла в класс, с удовольствием предвкушая кучу двоек за невыполненное домашнее задание. Петров с последней парты пересел на третью к Попковой. Урок она начала с того, что попросила его занять свое место. Он отказался: - А почему мне нельзя сидеть здесь? Я буду тихо. - Если тебе понравилась Попкова, так и скажи, а сидеть будешь там, где я посадила! Он пересел. Она вызвала его к доске. Домашнее задание он выполнил на четверку, в этот раз был готов. Но Светлана Ивановна, задав ему два-три вопроса, на которые Петров не смог ответить, посадила его, сказав, что это очень слабая «тройка». Когда она писала на доске новую тему, то при малейшем шуме оборачивалась и делала замечание Петрову. В конце концов он довольно грубо ей сказал: -Да что я у Вас — козел отпущения, что ли? Все шумят, а виноват Петров! -Ах, ты еще и дерзишь! Дай дневник и выйди! Ей стало легче»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|