Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поликультурная компетентность современного педагога




В гуманитарном знании ведутся исследования по выявлению так называемых ключевых компетенций (от лат. сотреГепПа — круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом), их номенклатуры, содержания, функций и роли в жизнедеятель­ности человека. Компетентностный подход становится реально­стью нынешней социальной жизни, образовательной политики государства, образовательного процесса.

Основой жизнедеятельности человека в обществе как существа социального становится его социальная компетенция. Если учесть, что жизнедеятельность неразрывно связана с общением, взаимо­действием, взаимопониманием людей, то в условиях многонацио­нального государства, каковым является Россия, следует гово­рить об этносоциальной компетенции. Без учета самочувствия и потенциала народов, территорий и местных сообществ, без раз­витой системы соблюдения прав и свобод человека, без укрепле­ния единства за счет баланса интересов и партнерства всего этно-национального многообразия невозможно достичь результата, заключенного в тезисе о развитии этнонаций и их отношений в едином Отечестве: «Свободное развитие каждого является усло­вием свободного развития всех». Особая роль в решении этносо­циальных проблем при этом принадлежит системе образования.

1 Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-ди­дактический комплекс. — М., 1997. — С. 303.

Во-первых, общепризнанна высокая социокультурная роль образования — хранение, генерация и трансляция культурного достояния общества, наращивание интеллектуального и культур­ного слоя нации, формирование новой и сохранение традицион­ной системы ценностей, изменение менталитета личности и об­щества, приспособление их к новым условиям глобализации от­ношений в мире.

Во-вторых, необходимость изменения и корректировки со­держания образования в соответствии с новыми историческими условиями, новыми задачами выживания и развития человека оп­ределена в национальной доктрине и документах по модерниза­ции образования, ориентированных на вхождение в Болонский процесс.

В-третьих, новая социально-гуманитарная установка обра­зования, учитывая процессы и тенденции социокультурной ситу­ации, способствует формированию у молодого поколения здо­рового социального поведения в условиях многонационального общества.

Полиэтническая структура российского общества — объектив­ная реальность, имеющая глубокие исторические корни. Межна­циональные отношения всегда были важным фактором социаль­ного развития России, тем более что межнациональные отноше­ния — самые сложные. Россия сегодня характеризуется этнонацио-нальными противоречиями и конфликтами, которые не только тормозят ее развитие, но и вызывают тревогу за будущее страны. На систему образования ложится большая ответственность в деле этнокультурной социализации нового поколения.

Современное образование должно разумно сочетать, с одной стороны, воспитание национального самосознания, укоренения в сознании молодого поколения священных понятий, определя­ющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, на­род, его история, вера, духовная культура этноса и др.). С другой стороны, образование должно создать благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я —социальная группа —общество —мировая цивилизация» в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации.

Учительству в целом и каждому педагогу важно быть готовыми к решению педагогических задач, учитывая полиэтнический со­став учащихся. Формирование умений решать педагогические за­дачи взаимодействия с детьми разных национальностей — про­цесс освоения специальной сферы общественного опыта, в ре­зультате которого происходит обретение особой профессиональной компетентности, включающей этнопедагогические компетенции.

Педагогическую деятельность можно рассматривать как реше­ние следующих одна за другой профессиональных задач учителя.

Всякая задача, которую должен решить человек, представляет собой поле его деятельности в конкретной ситуации (Л.М.Фрид­ман). Педагогическая задача — результат осознания субъектом воспитания цели воспитания и условий ее достижения в педаго­гической ситуации, а также необходимости выполнения профес­сиональных действий и принятие их к исполнению. Готовность к выполнению профессиональных действий и принятие их к ис­полнению в условиях полиэтнического состава учащихся посте­пенно формируется в процессе этнопедагогической подготовки педагога.

Этнопедагогическая подготовка педагога включает теоретиче­скую и прикладную подготовку в вузе и практическую работу в школе, а также развитие рефлексии на собственные действия и профессионально значимые качества. Готовность как результат этого процесса предполагает сформированность этнопедагогической компетенции, обеспечивающей устойчивый целенаправленный характер протекания педагогической деятельности в условиях по­лиэтнического состава учащихся. Этнопедагогическая компетен­ция освобождает педагога от необходимости контролировать дея­тельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях. Содер­жание этнопедагогической компетенции входит в структуру го­товности будущего педагога к работе в полиэтнической образова­тельной среде. Структура готовности педагога к работе в полиэт­нической образовательной среде может быть представлена един­ством трех компонентов:

ценностным — убеждение в значимости этнопедагогических знаний;

деятельностным — оперативность в выборе приоритета ценно­стей, форм толерантного взаимодействия в условиях полиэтни­ческого (разнонационального) состава учащихся;

рефлексивным — адекватное отношение к себе и другим людям с позиции уважения человека.

Каждый компонент готовности будущего педагога к работе в условиях полиэтнической образовательной среды находится в тес­ной взаимосвязи с двумя другими, исполняя при этом свою спе­цифическую функцию.

Этнопедагогическая подготовка ориентирует:

- на помощь учащемуся в утверждении его личностной иден­тичности в мире, где взаимодействуют разные культуры;

- поддержку в адаптации к новым социокультурным условиям;

-предупреждение образовательной депривации в процессе обу­чения в условиях полиэтнического (разнонационального) соста­ва учащихся;

- организацию и создание условий в образовательном процес­се, в которых учащийся может развить этническое самосознание и российскую идентичность.

 

Этнопедагогическая подготовка — часть профессионального педагогического образования, результатом которого является об­щепрофессиональная компетентность.

Компетентность чаще всего определяется готовностью выпол­нять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами. Под компетентностью специали­стов следует понимать такую характеристику их квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В трактовке компетентности специалиста отражается его способность применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности.

Компетентность проявляется только в ходе деятельности и мо­жет быть оценена только в рамках конкретной профессии. Компе­тентность педагога связана с разносторонностью общепрофессио­нальных знаний. Содержательная основа его профессиональной компетентности в области межкультурного взаимодействия субъек­тов образовательной деятельности обнаруживается в следующих проявлениях.

Во-первых, она проявляется в умении соотнести свою дея­тельность с тем, что наработано в мировой педагогической куль­туре в целом, в отечественной педагогике, в способности продук­тивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опы­том, умении обобщить и передать свой опыт другим. Во-вто­рых, в условиях постоянно меняющейся ситуации воспитания (обучения) необходимым нормативным качеством педагога ста­новится креативность как способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне цен­ностей (целей), содержания, форм и методов многообразных об­разовательных процессов и систем. И в-третьих, профессио­нально компетентный педагог любого уровня способен к рефлек­сии, т.е. к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую реальность, историко-педагогический опыт, на собственную личность.

Сущностными характеристиками общепрофессиональной ком­петентности современного педагога, обладающего компетенция­ми, важными для работы в условиях полиэтнического состава уча­щихся, можно рассматривать:

гуманистическую направленность как устойчивую систему эт­нопедагогических ценностей по отношению к каждому ребенку в условиях полиэтнической образовательной среды;

индивидуальные особенности личности педагога — способность адекватно воспринимать окружающих людей в условиях пересече­ния разных культур;

профессиональную «Я-концепцию» — относительно устойчивую систему представлений педагога о самом себе как профессионале и представителе определенной национальной и общечеловеческой

культуры, на основе которой он строит свое взаимодействие с кол­легами, учащимися и определяет свою этническую идентичность;

психолого-педагогические знания, умения и навыки, включающие в себя: коммуникативные, позволяющие строить общение в по­лиэтнической образовательной среде; знания и умения, обуслов­ливающие решение этнопедагогических проблем; различные груп­пы педагогических умений, связанных с организацией этноди-дактических отношений.

Очевидным становится, что одна из этнопедагогических функ­ций современного педагога в полиэтнической образовательной среде — познание этносоциальных процессов. Так как «всякая пе­дагогика — это прежде всего социальная этнопедагогика» (О. И.Да­выдова), решающая одновременно технологические задачи обще­ства и адаптационные задачи этноса. Роль этнопедагогики заклю­чается в способности внести элемент естественности в любые об­разовательные мероприятия (родительское собрание, классный час, детский праздник). Познание особенностей этносоциальных процессов в полиэтнической образовательной среде с учетом мента­литета, характера, интересов, потребностей, культуры и традиций субъектов образования и многие другие вопросы требуют особых знаний, т.е. компетенций. Этнопедагогические знания педагога следует рассматривать как содержательную основу компетенций.

Таким образом, этносоциальная и этнопедагогическая компе­тенции как составляющие общепрофессиональной компетентно­сти современного педагога рассматриваются как:

- способность и умение функционировать в пол и культурном обществе, знать проблемы этого общества, понимать механизмы его развития;

- социально-активная деятельность и реализация этнопедаго-гически направленных проектов;

-способность к оперативности в выборе приоритета ценностей в поликультурном обществе, принимая правила, нормы, законы, традиции социальной жизни;

-способность к толерантному взаимодействию в поликультур­ном обществе, к адекватному отношению к себе и другим людям с позиции уважения человека;

- принятие ответственности за решение этнопедагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся;

-умение реализовать себя как представителя той или иной куль­туры.

В целом этнопедагогическую компетентность педагога можно понимать как определенную квалификацию и совокупность зна­ний, необходимых для осуществления профессиональной деятель­ности в условиях полиэтнической образовательной среды, вклю­чающих педагогическую зрелость и этносоциальную мобильность в решении образовательных задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...