Задания для самоконтроля
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 1. Решите педагогическую задачу. Вы классный руководитель V класса, где учащиеся (15 мальчиков, 10 девочек) — представители четырех национальностей. Дети в основном из материально обеспеченных семей. Очень переживают за свои оценки, в классе есть и слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительно в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели. Более того, есть родители, которые против того, чтобы дети участвовали даже в самообслуживании. Большинство родителей заняты на работе, хотя есть мамы-домохозяйки. Однако они заботятся только о своих детях. Школа расположена в центральном районе города. На ее территории есть пришкольный участок, однако, в последнее время он в запустении. Недалеко от школы находятся детский дом и клуб по месту жительства. Задания, которые ориентируют на поиск решения задачи: - определите, какие этнопедагогические и этнопсихологические знания помогут вам решить педагогическую задачу; - соберите информацию о том, как решают эту задачу педагоги в работе со школьниками этой возрастной группы; - продумайте свои возможные действия на каждом этапе решения педагогической задачи, если вам на практике пришлось бы столкнуться с подобной ситуацией. 2. Проанализируйте предлагаемую ситуацию. Ситуация. В классе был мальчик, который не мог пройти мимо чужого. Он не брал крупных вещей, но по мелочам — обязательно. На перемене, когда никого не было в классе, он шарил в пеналах, портфелях и брал ластики, карандаши, ручки.
Если у кого-то что-то пропадало и ученик обращался к классному руководителю, она просто говорила: «Синицын, после урока вещь должна лежать на моем столе». Сережа был из неблагополучной семьи. Все об этом знали, но как-то особо не досаждали ему. Его жалели. И часто делились с ним. Однажды в школе проходила игра КВН, сначала в параллельных классах, а затем как общешкольная финальная игра. Нашей команде надо было провести тур игры с командой из параллели, и игра проходила на их территории (в их классе). Мы все пошли «болеть». Все было готово, мы сидели и ждали начала игры. И вдруг наша классная руководительница, говорит: «Синицын, положи ручку на место. Это не твоя, это дорогая ручка. Чья она?» Наступила неловкая тишина. Все ждали развязки. Сережа густо покраснел, он не знал, как себя вести. «Это я ему подарил, — сказал Ахмед с акцентом и как-то картинно (как в кино часто делают горцы с Кавказа) высоко поднял руку. — У нас дома принято гостям дарить подарки. Он сел на мое место, вот я ему и подарил». Наша классная руководительница пожала плечами. И тут объявили начало игры... Сережа потом долго писал «подаренной» ручкой. Его часто можно было видеть в обществе Ахмеда. Но что самое странное в этой истории — в классе перестали пропадать школьные принадлежности. Чем, с вашей точки зрения, объясняется поступок Ахмеда? Связан ли он и как с его национальной принадлежностью? 3. Что необходимо учитывать при подборе диагностического инструментария в полиэтнической образовательной среде? Какие меры безопасности важно соблюдать при проведении диагностических процедур? ГЛОССАРИИ Автостереотипы — устойчивые представления этноса о своих качествах. Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды (природной, культурной, социальной). Антропогенез — формирование человека как вида.
Антропология (человековедение) — комплекс гуманитарного и естественно-научного знания о человеке и человечестве. В отечественной научной традиции под антропологией понимается прежде всего физическая антропология, которая включает следующие разделы: антропогенез, расоведение (этническую антропологию) и морфологию человека. Ассимиляция — тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Может происходить как естественным, так и насильственным путем. Билингвизм — функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов; предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях. Воспитание — 1) совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социокультурного опыта, нравственных норм и ценностей; 2) функция человеческого общества, передающая новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды. Процесс воспитания выполняет функцию сохранения преемственности и воспроизводства социального опыта в двух планах: воспроизводит отношения с внешним миром, природно-экологическим окружением (содержание передаваемого опыта в данном случае составляют производство и наука), а также социальную структуру общества и его «элементарную» базу, т.е. индивидов и их отношения. Геоисторическое пространство — совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, определяемых ходом истории и географическими условиями. Гомогенизация — тенденция в современной массовой культуре, выражающаяся в приведении культурных (в частности, художественных) продуктов к однородности, однозначности, унификации, что упрощает их восприятие (потребление) и способствует их коммерческой реализации. Гомогенизация вступает в противоречие с принципами художественного восприятия, предполагающими элемент индивидуальности,
сотворчества в восприятии. Гомогенизация как унификация противостоит также этнокультурному многообразию культуры. Гомогенность этническая — однородность этноса по составу населения. Гражданская идентичность — представление о единстве граждан национального государства, объединяющее представителей разных этносов и этнических групп. Депривация — явление, возникающее в результате отделения человека от необходимых источников удовлетворения важных потребностей. Суть длительной депривации — драматическое переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности. Депривация в образовательном процессе — явление педагогической действительности, характеризующееся присутствием внешних факторов, ограничивающих возможности удовлетворения личностно значимых потребностей обучающегося. Она включает в себя различные виды депривации и может быть представлена как совокупность нескольких видов, которые наслаиваются, сопрягаются друг с другом, образуя при этом типичные депривационные условия. Депривация когнитивная — явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депривации характерно ограничение возможностей познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе. Депривация культурная — явление социальной действительности, которое вбирает в себя разные внешние факторы, ограничивающие возможности полноценной самореализации человека как представителя своей культуры и народа. Переживающий культурную депривацию человек находится в состоянии «культурного шока». В одних случаях культурная депривация приводит к проявлениям этнических предрассудков в межэтнических отношениях, в других — человек отчуждается от культурных основ представителей своего этноса и не готов принять в силу возрастных, индивидуальных особенностей или этнических стереотипов ценности другой культуры.
Деэтнизация — процесс потери этносом или его отдельными представителями своих этнических черт; начинается с потери родного языка, затем национального самосознания и этнической идентификации. Диаспора — часть населения города, проживающая вне своей страны. Диаспоры образовывались в результате насильственного выселения, угрозы геноцида и других социальных причин. Дискриминация — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Жизнедеятельность человека (соподчинение жизни и деятельности) — саморазвитие человека, направленное на поддержание физического, духовного и социального существования, обеспечения и воспроизводства человеческой жизни. Идентичность (соответствие, тождество) — соответствие (сопричастность) личности системе норм, ценностей какой-либо общности людей (этнической, гражданской, половозрастной и проч.), которое фиксируется на уровне самосознания. Инициационный голод — термин в современной культурологии, означающий недостаток в современном обществе ритуально-обрядовых форм, гармонизирующих процесс социализации молодежи. Кризис социализации, связанный с инициационным голодом культуры, привел, в частности, к возникновению молодежной контркультуры второй половины XX в. Инициация — обряд перехода, смены социального качества, важнейший компонент жизнедеятельности традиционного общества. Инициации могут носить профессиональный, возрастной характер. Особую роль играют возрастные инициации, оформляющие процесс социализации подростков. Комплиментарность (по Л.Н.Гумилеву) — взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на «своих» и «чужих». Консолидация — упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели. Конструктивизм в этнологии — направление в современной этнологии, отрицающее укорененность этнического, онтологический статус этноса и утверждающее принцип сознательного конструирования этнич-ности в соответствии с политическими или экономическими интересами тех или иных социальных групп, слоев общества. Конфессиональный — связанный с определенным вероисповеданием. Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.
Ксенофобия — враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому — языку, образу жизни, стилю мышления и т.п. Культура — сложноорганизованная, исторически развивающаяся система духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком природы и самого себя. Может рассматриваться также как система духовных, материальных и социальных ценностей, выработанных человечеством, и как характеристика определенной исторической эпохи с характерным для нее уровнем развития. Это понятие совпадает по смыслу с понятием «цивилизация» (например: античная культура — античная цивилизация). В более узком смысле — характеристика уровня развития личности, человеческой общности (см., например, культура этноса). Культура этноса — культура этнической общности, складывающаяся в результате ее саморазвития и взаимодействия с другими этническими общностями, а также освоения иных, внеэтнических культурных норм и ценностей. Культурная дистанция — степень близости или отдаленности культур. Культурный релятивизм — теоретическая и ценностная позиция, основанная на признании относительности общих критериев оценки различных культур, отрицающая возможность построения их ценностной иерархии и выдвигающая на первый план самобытность и самоценность любой культуры. Культурогенез — исторический процесс формирования культуры. Культурология (теория и история культуры) — научная область, интегрирующая данные различных наук для изучения общих законов возникновения, развития и функционирования культуры как сложно-организованной системы духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности. Культуросообразность — свойство и направленность деятельности, основанные на понимании целостности и системности культуры, необходимости учета сложных взаимосвязей и взаимозависимостей отдельных ее сфер, элементов. Магия — общее обозначение обрядов, в основе которых лежит вера в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и других людей; неразрывно связана с мифологией. Межэтническая коммуникация — связи и взаимодействия различных этносов, этнических групп, обмен продуктами культурной деятельности, осуществляющийся в различных формах. Результат межэтнической коммуникации — освоение форм культуры другого этноса, либо сосуществующих с его собственными формами, либо вытесняющих (заменяющих) их. Менталитет — относительно целостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности. Ментальность — универсальная форма организации представлений, знаний, верований человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, становятся средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения ею и исходит из адаптивных механизмов познания и жизнедеятельности. Меньшинство этническое — группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающему ее иноэтничному населению. Напряженность психологическая — состояние человека, отражающее процесс его адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности или стремление к разрешению сложной для него ситуации. Народ — в этнологическом смысле то же, что этнос. Употребляется также для обозначения совокупности классов и социальных групп, составляющих общество, население страны, государства (например: американский народ, китайский народ, российский народ). Народность — этническая общность людей, исторически следующая за племенем и предшествующая нации. Возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно-общинного строя и утверждения частнособственнических отношений. Норма — узаконенное установление, признанный, обязательный порядок, строй. Национализм — понятие, во времена Французской революции XVIII в. связывавшееся с правом каждого народа на создание своего государства. В более широком смысле — идеология национальной исключительности, пренебрежения и недоверия к другим нациям (близко понятию «этноцентризм»). Национальная культура — 1) если нация определяется как этнос на высокой стадии развития, то национальная культура — синоним этнической культуры; 2) если нация определяется как гражданское единство, объединяющее в рамках единого (национального) государства различные этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями. Нация — термин, в Средние века обозначавший большие группы людей, связанные экономическими и политическими интересами, а также общим происхождением. Наиболее распространенный современный смысл термина связан с Французской революцией XVIII в. Употребление этого термина в английском, французском и других западноевропейских языках было непосредственно связано с формированием национальных государств, он обозначал совокупность граждан одного государства (отсюда и производное от него слово «национальность»). Другой смысл понятия был основным в советской этнографии. В концепции Ю. Бромлея нация в соответствии с формационным подходом (историческая смена социально-экономических формаций от первобытно-общинного строя к капиталистическому и социалистическому) рассматривалась как третья — высшая историческая форма этноса, которой предшествовали племя и народность. В современной литературе понятие употребляется в обоих смыслах. Образовательная депривация — присутствие факторов, которые не позволяют человеку удовлетворять образовательные потребности и лич-ностно значимые потребности в образовательном процессе, связанные с самореализацией и самоактуализацией в жизнедеятельности. Образовательная депривация характеризуется рассогласованием связей личностного смысла с потребностями в образовании как внутреннем побуждении к образовательной деятельности. Образовательная среда — специфическая форма человеческой практики преобразования жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для решения важных задач жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку познавать мир и себя в мире. Обряды — сохраняющиеся в традиции действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива и направленные на создание благоприятных условий для осуществления жизненного цикла. Обряды жизненного цикла в традиционном обществе связаны с рождением, сменой социального статуса (инициация), свадьбой. Обычаи — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и становится привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми, способствующими становлению новых, прогрессивных обществ, отношений. Отчуждение в образовании — реакция субъектов образовательной дея-гельности на дискомфорт в процессе обучения. Сопротивление школь-чика рассматривается как одна из форм отчуждения в образовании; про-*вляется в нежелании посещать школу, отвращении к учебному труду. Этчуждение учащегося от школы может быть последствием длительной юнривации в образовательном процессе. Пассионарии (в концепции Л.Н.Гумилева) — особи, пассионарный 1мпульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта:амосохранения. Пассионарность (в концепции Л. Н. Гумилева) — I) как характеристика говедения — эффект избытка биохимической энергии живого вещества, юрождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели; 2) как энер-ия — избыток биохимической энергии, определяющий способность к:верхнапряжению. Персонификация — перенесение своего «я», своих личностных ка-!еств на другого человека в процессе сравнения себя с ним. Педагогическая поддержка — поддержка саморазвития учащегося, в >снове которой лежит ориентация на ребенка как субъекта своей жизне-[еятельности. Племя — первый исторический тип этноса, внутренняя структура ко-орого создается по принципу кровного родства; имеет небольшую [исленность, что вызвано слабым развитием производительных сил; не 1меет общего языка и постоянной территории. Полиэтническая образовательная среда — специфическая форма че-ювеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятель-юсти людей, проживающих в едином геоисторическом пространстве, с 1елью организации поддерживающих развитие человека условий, в ко-орых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку по-навать мир и себя в мире. Полиэтническая среда жизнедеятельности человека — бытие в про-транстве и во времени и сосуществование коренного и некоренного [аселения, базирующееся на совместных видах деятельности, обуслов-енных естественно-географическими условиями, на равноправном ис-юльзовании природных средств для поддержания жизни людей, где восстание подрастающего поколения и отношения этнических субъектов осуществляются на основе кросскультурного взаимодействия и взаим-юй толерантности. Предупреждение депривации в образовательном процессе — комплекс редохранительных педагогических воздействий, в котором своеобразным риентиром в определении целей служит самореализация школьника. 1редупреждение депривации в образовательном процессе обеспечивает ченику благоприятную педагогическую ситуацию развития. Преемственность — связь между явлениями в процессе развития в рироде, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение оциальных культурных ценностей от поколения к поколению, от фор-ации к формации. Означает также всю совокупность действия традиции. Преемственность рассматривается также как внутреннее (конституитив-ное) свойство культуры как системы. Поликультурное образование — система образования, базирующаяся на идеях культурного плюрализма, вариативности, диверсификации, вследствие чего открывается перспектива многозначного по целям и содержанию воспитания и обучения. Полиэтничное общество — общество, включающее в себя представителей многих этносов и этнических групп. Психический склад этноса — специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Примордиализм (от англ. рптопНа! — изначальное, исходное, исконное) — направление в этнологии, опирающееся на принципы эволюционизма и утверждающее укорененность (социальную или биологическую) этничности. Природосообразность — свойство деятельности, основанное на понимании объективных законов природы и направленное на установление гармоничных отношений с природной средой. Ритуал — вид обряда, исторически сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений. Раса — исторически сложившаяся группа людей, отличающаяся от других групп внешними физическими особенностями (форма волос, размеры головы и лица, цвет кожи и др.). Ныне человечество, подразделяясь на расы, остается биологически единым видом. Расообразование — исторический процесс формирования человеческих рас, начавшийся примерно 200 тыс. лет назад, — важнейшая сторона антропогенеза. Решающее значение в сложении расовых признаков и отличий принадлежит природной среде, географическому расселению неоантропов. Расовые признаки, заключающиеся в телесных, физиологических особенностях и передающиеся по наследству, непосредственно зависят от особенностей ареала — территории расселения. Род — кровно-родственная группа людей, связанная единым происхождением по материнской или отцовской линии. Сакральный — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу. Сегрегация — принудительное разделение населения на группы по определенному социальному признаку, чаще всего расовому и этническому; вил расовой дискриминации. Сепарация — отделение от этноса сравнительно небольшой части, превращающейся со временем и самостоятельный этнос. Социогенез — исторический процесс формирования социальной общности как формы бытия. Стереотип поведения — схематизированная модель, программа поведения, сформировавшаяся у определенной общности, в том числе этнической, служащая для ее маркировки — распознавания. В концепции Л. Н. Гумилева — изменяющийся по ходу времени комплекс стандартов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности. Субэтнос — особая общность, часть этноса, не нарушающая его единства, но обладающая специфической культурой и выраженным самосознанием. Суперэтнос — совокупность этносов, обладающая общностью исторического происхождения, языковой и культурной близостью, сформировавшаяся одновременно в единых природно-климатических условиях. Толерантность — термин, имеющий широкий спектр значений. Может пониматься как готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь (Оксфордский словарь), как терпимость, уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, религиозных и политических взглядов и убеждений, проявление великодушия в отношении других, сострадания, благосклонности, готовность к примирению. Толерантность — важнейший фактор культуры межэтнической и межконфессиональной коммуникации. Формирование толерантности — одна из центральных задач воспитания в этнопедагогике. Традиционная культура — часть культуры этноса, основанная на устойчивых, сформировавшихся в этногенезе, передающихся из поколения традициях во всех сферах культуры — материальной, духовной, социальной. Традиция — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных труппах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Фактор — существенное обстоятельство, влияющее на процесс, явление. Фактор человеческий — поведение индивида в человеческом обществе проявляется или призвано быть проявленным осознанно, побудительно на уровне психики и сознания. Качественная его специфика заключается в особой «психологичности» проявлений в обществе. Может относиться к одному конкретному человеку или быть совокупным (групповое сознание, слаженность и согласованность действий определенной группы людей). Это не личностное качество и не личностная характеристика человека, а именно обстоятельство, существенным образом влияющее на процесс или явление. Фольклор — сфера народного художественного творчества, включающая устное народное творчество, музыку, танец, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, народную архитектуру и др. Имеет собственную систему жанров, составивших историческую основу жанровой системы профессионального искусства. Принадлежит к числу важнейших средств этнопедагогического воздействия, использующегося в воспитательной практике всех народов мира. Шовинизм — крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание национальной вражды и ненависти. Этническая доминанта — явление (или комплекс явлений — религиозных, идеологических, военных, бытовых), определяющее переход от начального для процесса этногенеза этнокультурного многообразия к целеустремленному культурному единообразию. Этническая идентификация — постепенное перенесение индивидом на себя (освоение, интериоризация — перенесение «внутрь») качеств этнической общности, в которой индивид формируется как личность. Этническая идентичность — результат процесса этнической идентификации, осознание и переживание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, к ее культуре, традициям и обычаям, системе ценностей. Это один из самых сложных и дискутируемых в современной этнологии и антропологии терминов. Этническая идентичность имеет объективную основу и может быть определена либо она субъективна и является фактом самосознания. Это противоречие отражает методологическое противостояние примордиалистского и конструктивистского направлений в современной этнологической науке. Этническая картина мира — свойственный этнической общности способ мировидения, включающий и его понимание внешнего (природного и социального) мира, и его интерпретацию своего места и предназначения в этом мире. Этническая культура — часть культуры этноса (результат его культу-ротворческой деятельности), формирующаяся в процессе этногенеза и выражающая его собственный особый способ ориентации в мире — природном и социальном. Этническая фрустрация — психологическое состояние этнической группы или общности, которое характеризуется потерей перспективы исторического развития, тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности. Этнический стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса. Этнический характер — целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого. Этническое происхождение — принадлежность индивида по происхождению к какой-либо этнической группе (в моноэтничной семье) или группам (в немоноэтничной семье). Этническое происхождение может не совпадать с этнической идентичностью, которую индивид выбирает сам. Этническое самосознание — сознание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, общности. Этническое сознание — совокупность представлений этнической общности о своем происхождении, истории, месте в современном мире, отношениях с другими аналогичными общностями. Этничность — комплекс исторически сформировавшихся особенностей духовной, материальной и социальной культуры этноса, проявляющихся в различных формах его жизнедеятельности. Этнография — сформировавшаяся в середине XIX в. историческая наука, изучающая культурно-бытовые и социальные особенности этносов и этнических групп. В широком смысле то же, что этнология. В узком смысле — описательная часть этнологии. Этнокультурогенез — формирование в процессе этногенеза специфических особенностей материальной, духовной и социальной культуры этнических общностей, свойственного им стереотипа поведения, способов адаптации к природно-климатическим условиям, форм жизнедеятельности. Этнокультурология — научная область, интегрирующая культурологическую и этнологическую теории, изучающая формирование и развитие этнических особенностей культуры. Этнология — теория этноса, изучающая общие законы формирования (этногенез), развития (этническая история) этносов как особого вида исторически складывающейся социобиодуховной человеческой общности. Этноним — имя народа (этноса). Формируется и в процессе этногенеза — формирования этнической общности, и в процессе взаимодействия, контактов с другими народами. Этнонимы разделяют на эндоэтнонимы (эндононимы) и экзоэтнонимы (экзононимы). Эндононимы — это самоназвания, т.е. то, как себя называет сам народ. Именно здесь и возникает оппозиция «мы и они», так как для осознания своей общности, своего единства необходимо «отделиться» от других подобных общностей. Экзононим — название, которое дается этносу другим этносом. Экзононим в значительно большей степени, чем самоназвание, зависит от ситуации, от особенностей межэтнической коммуникации, от особенностей восприятия другой культуры, психологической совместимости, географической среды и т.д. Этнопедагогика — наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. Этнопедагогическая культура — важнейшая часть педагогической культуры, связанная с освоением и практическим использованием принципов и методов традиционной народной педагогики. Этнос — исторически складывающаяся на определенной территории в результате этногенеза общность людей, обладающих общим стереотипом поведения, общими языком, традициями, ритуально-обрядовым комплексом, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных общностей. Этносфера — совокупность этносов, населяющих Землю или, по Л.Н.Гумилеву, земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу. Этноцентризм — одно из свойств этнического самосознания, связанное с восприятием и оценкой окружающего мира, других этносов сквозь призму ценностей своего этноса. Будучи, с одной стороны, неизбежным моментом этногенеза и этнического «самоопределения», с другой стороны, может стать основой для агрессивного неприятия другого народа, превознесения исключительности качеств своей этнической общности, ее превосходства над другими. Закрепившись в сознании этноса, может достичь своей крайней агрессивной формы — шовинизма. В качестве синонима этноцентризма часто используется термин «национализм». ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.......................................................................................................3 Глава 1. Этнопедагогака в системе педагогических наук....................... 7 1.1. Предмет и задачи этнопедагогики........................................................ 7 1.2. Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике.........................19 Глава 2. Этнологические и антропологические основы этнопедагогики.......................................................................................26 2.1. Особенности и основные этапы развития этнологического знания. Становление отечественной этнологической школы...........26 2.2. Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики.....................................................................................51 2.3. Классификация этносов и особенности современной этносферы..............................................................................................63 2.4. Этничность, нация, национализм: этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий............................................75 Глава 3. Культурообусловленностьобразования.....................................92 3.1. Культура этноса, этническая культура, национальная культура в контексте современной социокультурной ситуации.......92 3.2. Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека. Полиэтническая образовательная среда............................105 3.3. Культуроемкость образовательной среды..........................................125 Глава 4. Особенности межэтнической коммуникации в образовании.......................................................................................130 4.1. Этническое самосознание и этническая идентичность как факторы коммуникации в образовании.....................................130 4.2. Толерантность как условие межэтнической коммуникации...........146 4.3. Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде........................................................................153 Глава 5. Проблемы детства и воспитательные традиции ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|