Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самоконтроля




1. Решите педагогическую задачу. Вы классный руководитель V клас­са, где учащиеся (15 мальчиков, 10 девочек) — представители четырех национальностей. Дети в основном из материально обеспеченных семей. Очень переживают за свои оценки, в классе есть и слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительно в кружках художествен­но-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы.

Опыта общественной деятельности в начальной школе дети факти­чески не приобрели. Более того, есть родители, которые против того, чтобы дети участвовали даже в самообслуживании. Большинство родите­лей заняты на работе, хотя есть мамы-домохозяйки. Однако они заботят­ся только о своих детях.

Школа расположена в центральном районе города. На ее территории есть пришкольный участок, однако, в последнее время он в запустении. Недалеко от школы находятся детский дом и клуб по месту жительства.

Задания, которые ориентируют на поиск решения задачи:

- определите, какие этнопедагогические и этнопсихологические знания помогут вам ре­шить педагогическую задачу;

- соберите информацию о том, как решают эту задачу педагоги в работе со школьниками этой возрастной группы;

- продумайте свои возможные действия на каждом этапе решения педагогической задачи, если вам на практике пришлось бы столкнуться с подобной ситуацией.

2. Проанализируйте предлагаемую ситуацию.

Ситуация. В классе был мальчик, который не мог пройти мимо чужого. Он не брал крупных вещей, но по мелочам — обязательно. На перемене, когда никого не было в классе, он шарил в пеналах, портфе­лях и брал ластики, карандаши, ручки.

Если у кого-то что-то пропадало и ученик обращался к классному руководителю, она просто говорила: «Синицын, после урока вещь дол­жна лежать на моем столе».

Сережа был из неблагополучной семьи. Все об этом знали, но как-то особо не досаждали ему. Его жалели. И часто делились с ним.

Однажды в школе проходила игра КВН, сначала в параллельных клас­сах, а затем как общешкольная финальная игра. Нашей команде надо было провести тур игры с командой из параллели, и игра проходила на их территории (в их классе). Мы все пошли «болеть».

Все было готово, мы сидели и ждали начала игры. И вдруг наша класс­ная руководительница, говорит: «Синицын, положи ручку на место. Это не твоя, это дорогая ручка. Чья она?» Наступила неловкая тишина. Все ждали развязки. Сережа густо покраснел, он не знал, как себя вести. «Это я ему подарил, — сказал Ахмед с акцентом и как-то картинно (как в кино часто делают горцы с Кавказа) высоко поднял руку. — У нас дома принято гостям дарить подарки. Он сел на мое место, вот я ему и подарил».

Наша классная руководительница пожала плечами. И тут объявили начало игры...

Сережа потом долго писал «подаренной» ручкой. Его часто можно было видеть в обществе Ахмеда. Но что самое странное в этой истории — в классе перестали пропадать школьные принадлежности.

Чем, с вашей точки зрения, объясняется поступок Ахмеда? Связан ли он и как с его национальной принадлежностью?

3. Что необходимо учитывать при подборе диагностического инстру­ментария в полиэтнической образовательной среде?

Какие меры безопасности важно соблюдать при проведении диагно­стических процедур?


ГЛОССАРИИ

Автостереотипы — устойчивые представления этноса о своих каче­ствах.

Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды (при­родной, культурной, социальной).

Антропогенез — формирование человека как вида.

Антропология (человековедение) — комплекс гуманитарного и ес­тественно-научного знания о человеке и человечестве. В отечественной научной традиции под антропологией понимается прежде всего физи­ческая антропология, которая включает следующие разделы: антропо­генез, расоведение (этническую антропологию) и морфологию чело­века.

Ассимиляция — тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них по­глощается другим и утрачивает этническую идентичность. Может проис­ходить как естественным, так и насильственным путем.

Билингвизм — функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов; предполагает возмож­ность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях.

Воспитание — 1) совокупность формирующих воздействий всех об­щественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в по­коление накопленного социокультурного опыта, нравственных норм и ценностей; 2) функция человеческого общества, передающая новым по­колениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организован­ных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды. Процесс воспитания выполняет функцию сохранения преемственности и воспро­изводства социального опыта в двух планах: воспроизводит отношения с внешним миром, природно-экологическим окружением (содержание передаваемого опыта в данном случае составляют производство и нау­ка), а также социальную структуру общества и его «элементарную» базу, т.е. индивидов и их отношения.

Геоисторическое пространство — совокупность типичных форм жиз­недеятельности людей, определяемых ходом истории и географически­ми условиями.

Гомогенизация — тенденция в современной массовой культуре, вы­ражающаяся в приведении культурных (в частности, художественных) продуктов к однородности, однозначности, унификации, что упрощает их восприятие (потребление) и способствует их коммерческой реали­зации. Гомогенизация вступает в противоречие с принципами художе­ственного восприятия, предполагающими элемент индивидуальности,

сотворчества в восприятии. Гомогенизация как унификация противостоит также этнокультурному многообразию культуры.

Гомогенность этническая — однородность этноса по составу населения. Гражданская идентичность — представление о единстве граждан на­ционального государства, объединяющее представителей разных этно­сов и этнических групп.

Депривация — явление, возникающее в результате отделения челове­ка от необходимых источников удовлетворения важных потребностей. Суть длительной депривации — драматическое переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих пережива­ний в структуру личности.

Депривация в образовательном процессе — явление педагогической действительности, характеризующееся присутствием внешних факторов, ограничивающих возможности удовлетворения личностно значимых по­требностей обучающегося. Она включает в себя различные виды депри­вации и может быть представлена как совокупность нескольких видов, которые наслаиваются, сопрягаются друг с другом, образуя при этом типичные депривационные условия.

Депривация когнитивная — явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внеш­него пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депривации характерно ограничение возможностей позна­ния мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе.

Депривация культурная — явление социальной действительности, которое вбирает в себя разные внешние факторы, ограничивающие воз­можности полноценной самореализации человека как представителя своей культуры и народа. Переживающий культурную депривацию человек находится в состоянии «культурного шока». В одних случаях культурная депривация приводит к проявлениям этнических предрассудков в меж­этнических отношениях, в других — человек отчуждается от культурных основ представителей своего этноса и не готов принять в силу возраст­ных, индивидуальных особенностей или этнических стереотипов ценно­сти другой культуры.

Деэтнизация — процесс потери этносом или его отдельными предста­вителями своих этнических черт; начинается с потери родного языка, затем национального самосознания и этнической идентификации.

Диаспора — часть населения города, проживающая вне своей страны. Диаспоры образовывались в результате насильственного выселения, угрозы геноцида и других социальных причин.

Дискриминация — ограничение или лишение прав определенной ка­тегории граждан по признаку расовой или национальной принад­лежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеж­дениям и т.д.

Жизнедеятельность человека (соподчинение жизни и деятельности) — саморазвитие человека, направленное на поддержание физического, ду­ховного и социального существования, обеспечения и воспроизводства человеческой жизни.

Идентичность (соответствие, тождество) — соответствие (сопричаст­ность) личности системе норм, ценностей какой-либо общности людей (этнической, гражданской, половозрастной и проч.), которое фиксиру­ется на уровне самосознания.

Инициационный голод — термин в современной культурологии, озна­чающий недостаток в современном обществе ритуально-обрядовых форм, гармонизирующих процесс социализации молодежи. Кризис социализа­ции, связанный с инициационным голодом культуры, привел, в част­ности, к возникновению молодежной контркультуры второй половины XX в.

Инициация — обряд перехода, смены социального качества, важней­ший компонент жизнедеятельности традиционного общества. Инициа­ции могут носить профессиональный, возрастной характер. Особую роль играют возрастные инициации, оформляющие процесс социализации подростков.

Комплиментарность (по Л.Н.Гумилеву) — взаимная симпатия (анти­патия) индивидов, определяющая деление на «своих» и «чужих».

Консолидация — упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

Конструктивизм в этнологии — направление в современной этноло­гии, отрицающее укорененность этнического, онтологический статус эт­носа и утверждающее принцип сознательного конструирования этнич-ности в соответствии с политическими или экономическими интереса­ми тех или иных социальных групп, слоев общества.

Конфессиональный — связанный с определенным вероисповеданием.

Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существую­щего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.

Ксенофобия — враждебное отношение к иностранцам и ко всему чу­жому — языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.

Культура — сложноорганизованная, исторически развивающаяся си­стема духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функци­ях процесс освоения человеком природы и самого себя. Может рассмат­риваться также как система духовных, материальных и социальных цен­ностей, выработанных человечеством, и как характеристика определен­ной исторической эпохи с характерным для нее уровнем развития. Это понятие совпадает по смыслу с понятием «цивилизация» (например: ан­тичная культура — античная цивилизация). В более узком смысле — ха­рактеристика уровня развития личности, человеческой общности (см., например, культура этноса).

Культура этноса — культура этнической общности, складывающаяся в результате ее саморазвития и взаимодействия с другими этническими общностями, а также освоения иных, внеэтнических культурных норм и ценностей.

Культурная дистанция — степень близости или отдаленности культур.

Культурный релятивизм — теоретическая и ценностная позиция, ос­нованная на признании относительности общих критериев оценки раз­личных культур, отрицающая возможность построения их ценностной

иерархии и выдвигающая на первый план самобытность и самоценность любой культуры.

Культурогенез — исторический процесс формирования культуры. Культурология (теория и история культуры) — научная область, интегрирующая данные различных наук для изучения общих законов возникновения, развития и функционирования культуры как сложно-организованной системы духовного, материального и социального вы­ражения человеческой деятельности.

Культуросообразность — свойство и направленность деятельности, основанные на понимании целостности и системности культуры, необ­ходимости учета сложных взаимосвязей и взаимозависимостей отдель­ных ее сфер, элементов.

Магия — общее обозначение обрядов, в основе которых лежит вера в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, живот­ных и других людей; неразрывно связана с мифологией.

Межэтническая коммуникация — связи и взаимодействия различных этносов, этнических групп, обмен продуктами культурной деятельности, осуществляющийся в различных формах. Результат межэтнической комму­никации — освоение форм культуры другого этноса, либо сосуществующих с его собственными формами, либо вытесняющих (заменяющих) их.

Менталитет — относительно целостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений личности (общ­ности), создающая картину мира и определяющая характер, направлен­ность поведения, деятельности.

Ментальность — универсальная форма организации представлений, знаний, верований человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, становятся средством, которое мобилизуется в ответ на новую информа­цию с целью овладения ею и исходит из адаптивных механизмов позна­ния и жизнедеятельности.

Меньшинство этническое — группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окру­жающему ее иноэтничному населению.

Напряженность психологическая — состояние человека, отражающее процесс его адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности или стремление к разрешению сложной для него ситуации.

Народ — в этнологическом смысле то же, что этнос. Употребляется также для обозначения совокупности классов и социальных групп, со­ставляющих общество, население страны, государства (например: аме­риканский народ, китайский народ, российский народ).

Народность — этническая общность людей, исторически следующая за племенем и предшествующая нации. Возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобыт­но-общинного строя и утверждения частнособственнических отношений. Норма — узаконенное установление, признанный, обязательный по­рядок, строй.

Национализм — понятие, во времена Французской революции XVIII в. связывавшееся с правом каждого народа на создание своего государства.

В более широком смысле — идеология национальной исключительно­сти, пренебрежения и недоверия к другим нациям (близко понятию «эт­ноцентризм»).

Национальная культура1) если нация определяется как этнос на высокой стадии развития, то национальная культура — синоним этниче­ской культуры; 2) если нация определяется как гражданское единство, объединяющее в рамках единого (национального) государства различ­ные этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосостав­ном целом, характеризующемся межэтническими культурными контак­тами и взаимодействиями.

Нация — термин, в Средние века обозначавший большие группы лю­дей, связанные экономическими и политическими интересами, а также общим происхождением. Наиболее распространенный современный смысл термина связан с Французской революцией XVIII в. Употребле­ние этого термина в английском, французском и других западноевро­пейских языках было непосредственно связано с формированием нацио­нальных государств, он обозначал совокупность граждан одного госу­дарства (отсюда и производное от него слово «национальность»). Другой смысл понятия был основным в советской этнографии. В концепции Ю. Бромлея нация в соответствии с формационным подходом (истори­ческая смена социально-экономических формаций от первобытно-об­щинного строя к капиталистическому и социалистическому) рассмат­ривалась как третья — высшая историческая форма этноса, которой пред­шествовали племя и народность. В современной литературе понятие упо­требляется в обоих смыслах.

Образовательная депривация — присутствие факторов, которые не позволяют человеку удовлетворять образовательные потребности и лич-ностно значимые потребности в образовательном процессе, связанные с самореализацией и самоактуализацией в жизнедеятельности. Образо­вательная депривация характеризуется рассогласованием связей личност­ного смысла с потребностями в образовании как внутреннем побужде­нии к образовательной деятельности.

Образовательная среда — специфическая форма человеческой практи­ки преобразования жизнедеятельности людей с целью организации под­держивающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для решения важных задач жизнедеятельности и образова­тельных задач, позволяющих человеку познавать мир и себя в мире.

Обряды — сохраняющиеся в традиции действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческо­го коллектива и направленные на создание благоприятных условий для осуществления жизненного цикла. Обряды жизненного цикла в тради­ционном обществе связаны с рождением, сменой социального статуса (инициация), свадьбой.

Обычаи — стереотипный способ поведения, который воспроизводит­ся в определенном обществе или социальной группе и становится при­вычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исто­рического развития новыми, способствующими становлению новых, про­грессивных обществ, отношений.

Отчуждение в образовании — реакция субъектов образовательной дея-гельности на дискомфорт в процессе обучения. Сопротивление школь-чика рассматривается как одна из форм отчуждения в образовании; про-*вляется в нежелании посещать школу, отвращении к учебному труду. Этчуждение учащегося от школы может быть последствием длительной юнривации в образовательном процессе.

Пассионарии (в концепции Л.Н.Гумилева) — особи, пассионарный 1мпульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта:амосохранения.

Пассионарность (в концепции Л. Н. Гумилева) — I) как характеристика говедения — эффект избытка биохимической энергии живого вещества, юрождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели; 2) как энер-ия — избыток биохимической энергии, определяющий способность к:верхнапряжению.

Персонификация — перенесение своего «я», своих личностных ка-!еств на другого человека в процессе сравнения себя с ним.

Педагогическая поддержка — поддержка саморазвития учащегося, в >снове которой лежит ориентация на ребенка как субъекта своей жизне-[еятельности.

Племя — первый исторический тип этноса, внутренняя структура ко-орого создается по принципу кровного родства; имеет небольшую [исленность, что вызвано слабым развитием производительных сил; не 1меет общего языка и постоянной территории.

Полиэтническая образовательная среда — специфическая форма че-ювеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятель-юсти людей, проживающих в едином геоисторическом пространстве, с 1елью организации поддерживающих развитие человека условий, в ко-орых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку по-навать мир и себя в мире.

Полиэтническая среда жизнедеятельности человека — бытие в про-транстве и во времени и сосуществование коренного и некоренного [аселения, базирующееся на совместных видах деятельности, обуслов-енных естественно-географическими условиями, на равноправном ис-юльзовании природных средств для поддержания жизни людей, где вос­стание подрастающего поколения и отношения этнических субъектов осуществляются на основе кросскультурного взаимодействия и взаим-юй толерантности.

Предупреждение депривации в образовательном процессе — комплекс редохранительных педагогических воздействий, в котором своеобразным риентиром в определении целей служит самореализация школьника. 1редупреждение депривации в образовательном процессе обеспечивает ченику благоприятную педагогическую ситуацию развития.

Преемственность — связь между явлениями в процессе развития в рироде, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение оциальных культурных ценностей от поколения к поколению, от фор-ации к формации. Означает также всю совокупность действия традиции.

Преемственность рассматривается также как внутреннее (конституитив-ное) свойство культуры как системы.

Поликультурное образование — система образования, базирующаяся на идеях культурного плюрализма, вариативности, диверсификации, вследствие чего открывается перспектива многозначного по целям и со­держанию воспитания и обучения.

Полиэтничное общество — общество, включающее в себя представи­телей многих этносов и этнических групп.

Психический склад этноса — специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружаю­щей действительности.

Примордиализм (от англ. рптопНа! — изначальное, исходное, искон­ное) — направление в этнологии, опирающееся на принципы эволюцио­низма и утверждающее укорененность (социальную или биологическую)

этничности.

Природосообразность — свойство деятельности, основанное на пони­мании объективных законов природы и направленное на установление гармоничных отношений с природной средой.

Ритуал — вид обряда, исторически сложившаяся форма символиче­ского поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм офици­ального поведения и бытовых отношений.

Раса — исторически сложившаяся группа людей, отличающаяся от других групп внешними физическими особенностями (форма волос, раз­меры головы и лица, цвет кожи и др.). Ныне человечество, подразделя­ясь на расы, остается биологически единым видом.

Расообразование — исторический процесс формирования человече­ских рас, начавшийся примерно 200 тыс. лет назад, — важнейшая сторона антропогенеза. Решающее значение в сложении расовых признаков и от­личий принадлежит природной среде, географическому расселению нео­антропов. Расовые признаки, заключающиеся в телесных, физиологи­ческих особенностях и передающиеся по наследству, непосредственно зависят от особенностей ареала — территории расселения.

Род — кровно-родственная группа людей, связанная единым проис­хождением по материнской или отцовской линии.

Сакральный — священный, относящийся к религиозному культу и

ритуалу.

Сегрегация — принудительное разделение населения на группы по определенному социальному признаку, чаще всего расовому и этниче­скому; вил расовой дискриминации.

Сепарация — отделение от этноса сравнительно небольшой части, превращающейся со временем и самостоятельный этнос.

Социогенез — исторический процесс формирования социальной общ­ности как формы бытия.

Стереотип поведения — схематизированная модель, программа пове­дения, сформировавшаяся у определенной общности, в том числе эт­нической, служащая для ее маркировки — распознавания. В концепции Л. Н. Гумилева — изменяющийся по ходу времени комплекс стандартов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигналь­ной наследственности.

Субэтнос — особая общность, часть этноса, не нарушающая его един­ства, но обладающая специфической культурой и выраженным самосо­знанием.

Суперэтнос — совокупность этносов, обладающая общностью исто­рического происхождения, языковой и культурной близостью, сформи­ровавшаяся одновременно в единых природно-климатических условиях.

Толерантность — термин, имеющий широкий спектр значений. Мо­жет пониматься как готовность и способность без протеста восприни­мать личность или вещь (Оксфордский словарь), как терпимость, ува­жение свободы другого, его образа мыслей, поведения, религиозных и политических взглядов и убеждений, проявление великодушия в отно­шении других, сострадания, благосклонности, готовность к примире­нию. Толерантность — важнейший фактор культуры межэтнической и межконфессиональной коммуникации. Формирование толерантности — одна из центральных задач воспитания в этнопедагогике.

Традиционная культура — часть культуры этноса, основанная на устойчивых, сформировавшихся в этногенезе, передающихся из поко­ления традициях во всех сферах культуры — материальной, духовной, социальной.

Традиция — элементы социального и культурного наследия, переда­ющиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных труппах в течение длительного време­ни. В качестве традиции выступают определенные общественные уста­новления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

Фактор — существенное обстоятельство, влияющее на процесс, яв­ление.

Фактор человеческий — поведение индивида в человеческом обще­стве проявляется или призвано быть проявленным осознанно, побуди­тельно на уровне психики и сознания. Качественная его специфика за­ключается в особой «психологичности» проявлений в обществе. Может относиться к одному конкретному человеку или быть совокупным (груп­повое сознание, слаженность и согласованность действий определенной группы людей). Это не личностное качество и не личностная характери­стика человека, а именно обстоятельство, существенным образом влия­ющее на процесс или явление.

Фольклор — сфера народного художественного творчества, включа­ющая устное народное творчество, музыку, танец, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, народную архитектуру и др. Имеет собственную систему жанров, составивших историческую основу жан­ровой системы профессионального искусства. Принадлежит к числу важ­нейших средств этнопедагогического воздействия, использующегося в воспитательной практике всех народов мира.

Шовинизм — крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание на­циональной вражды и ненависти.

Этническая доминанта — явление (или комплекс явлений — религи­озных, идеологических, военных, бытовых), определяющее переход от начального для процесса этногенеза этнокультурного многообразия к це­леустремленному культурному единообразию.

Этническая идентификация — постепенное перенесение индивидом на себя (освоение, интериоризация — перенесение «внутрь») качеств этнической общности, в которой индивид формируется как личность.

Этническая идентичность — результат процесса этнической иденти­фикации, осознание и переживание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, к ее культуре, традициям и обычаям, системе ценностей. Это один из самых сложных и дискутируемых в со­временной этнологии и антропологии терминов. Этническая идентич­ность имеет объективную основу и может быть определена либо она субъективна и является фактом самосознания. Это противоречие отража­ет методологическое противостояние примордиалистского и конструкти­вистского направлений в современной этнологической науке.

Этническая картина мира — свойственный этнической общности спо­соб мировидения, включающий и его понимание внешнего (природного и социального) мира, и его интерпретацию своего места и предназначе­ния в этом мире.

Этническая культура — часть культуры этноса (результат его культу-ротворческой деятельности), формирующаяся в процессе этногенеза и выражающая его собственный особый способ ориентации в мире — при­родном и социальном.

Этническая фрустрация — психологическое состояние этнической группы или общности, которое характеризуется потерей перспективы исторического развития, тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности.

Этнический стереотип — упрощенный, схематизированный, эмо­ционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа по­ведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

Этнический характер — целостная структура, отражающая специфи­ку исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.

Этническое происхождение — принадлежность индивида по происхож­дению к какой-либо этнической группе (в моноэтничной семье) или груп­пам (в немоноэтничной семье). Этническое происхождение может не со­впадать с этнической идентичностью, которую индивид выбирает сам.

Этническое самосознание — сознание индивидом своей принадлеж­ности к определенной этнической группе, общности.

Этническое сознание — совокупность представлений этнической общ­ности о своем происхождении, истории, месте в современном мире, отношениях с другими аналогичными общностями.

Этничность — комплекс исторически сформировавшихся особенно­стей духовной, материальной и социальной культуры этноса, проявля­ющихся в различных формах его жизнедеятельности.

Этнография — сформировавшаяся в середине XIX в. историческая наука, изучающая культурно-бытовые и социальные особенности этно­сов и этнических групп. В широком смысле то же, что этнология. В узком смысле — описательная часть этнологии.

Этнокультурогенез — формирование в процессе этногенеза специфи­ческих особенностей материальной, духовной и социальной культуры эт­нических общностей, свойственного им стереотипа поведения, способов адаптации к природно-климатическим условиям, форм жизнедеятельности.

Этнокультурология — научная область, интегрирующая культуро­логическую и этнологическую теории, изучающая формирование и раз­витие этнических особенностей культуры.

Этнология — теория этноса, изучающая общие законы формирова­ния (этногенез), развития (этническая история) этносов как особого вида исторически складывающейся социобиодуховной человеческой общности.

Этноним — имя народа (этноса). Формируется и в процессе этногене­за — формирования этнической общности, и в процессе взаимодействия, контактов с другими народами. Этнонимы разделяют на эндоэтнонимы (эндононимы) и экзоэтнонимы (экзононимы). Эндононимы — это са­моназвания, т.е. то, как себя называет сам народ. Именно здесь и возни­кает оппозиция «мы и они», так как для осознания своей общности, своего единства необходимо «отделиться» от других подобных общно­стей. Экзононим — название, которое дается этносу другим этносом. Экзононим в значительно большей степени, чем самоназвание, зависит от ситуации, от особенностей межэтнической коммуникации, от осо­бенностей восприятия другой культуры, психологической совместимо­сти, географической среды и т.д.

Этнопедагогика — наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом органи­зованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания.

Этнопедагогическая культура — важнейшая часть педагогической куль­туры, связанная с освоением и практическим использованием принци­пов и методов традиционной народной педагогики.

Этнос — исторически складывающаяся на определенной территории в результате этногенеза общность людей, обладающих общим стереоти­пом поведения, общими языком, традициями, ритуально-обрядовым ком­плексом, а также сознанием своего единства и отличия от других подоб­ных общностей.

Этносфера — совокупность этносов, населяющих Землю или, по Л.Н.Гумилеву, земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу.

Этноцентризм — одно из свойств этнического самосознания, связан­ное с восприятием и оценкой окружающего мира, других этносов сквозь призму ценностей своего этноса. Будучи, с одной стороны, неизбежным моментом этногенеза и этнического «самоопределения», с другой сто­роны, может стать основой для агрессивного неприятия другого народа, превознесения исключительности качеств своей этнической общности, ее превосходства над другими. Закрепившись в сознании этноса, может достичь своей крайней агрессивной формы — шовинизма. В качестве си­нонима этноцентризма часто используется термин «национализм».


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................3

Глава 1. Этнопедагогака в системе педагогических наук....................... 7

1.1. Предмет и задачи этнопедагогики........................................................ 7

1.2. Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике.........................19

Глава 2. Этнологические и антропологические основы

этнопедагогики.......................................................................................26

2.1. Особенности и основные этапы развития этнологического

знания. Становление отечественной этнологической школы...........26

2.2. Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики.....................................................................................51

2.3. Классификация этносов и особенности современной

этносферы..............................................................................................63

2.4. Этничность, нация, национализм: этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий............................................75

Глава 3. Культурообусловленностьобразования.....................................92

3.1. Культура этноса, этническая культура, национальная

культура в контексте современной социокультурной ситуации.......92

3.2. Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека. Полиэтническая образовательная среда............................105

3.3. Культуроемкость образовательной среды..........................................125

Глава 4. Особенности межэтнической коммуникации

в образовании.......................................................................................130

4.1. Этническое самосознание и этническая идентичность

как факторы коммуникации в образовании.....................................130

4.2. Толерантность как условие межэтнической коммуникации...........146

4.3. Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде........................................................................153

Глава 5. Проблемы детства и воспитательные традиции

в народно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...